Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока




Скачать 210.88 Kb.
НазваниеУрок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока
Дата публикации24.07.2014
Размер210.88 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок

C.А. Синягина

Конспекты уроков «Художественный мир Г. Литвиновой».


1 урок.

Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения.
Цели урока.

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с лирикой Г.Литвиновой; с основами ее поэтики;

  • вызвать интерес к личности поэтессы и ее творческого наследия.

Развивающие:

  • сопоставить взгляды поэта с проблемами сегодняшнего дня.

Воспитывающие:

  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

^ Оборудование урока: портрет поэтессы, сборники стихов.

Методические приемы: беседа- анализ по вопросам учителя, индивидуальные сообщения обучающихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Этапы урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя о поэте Галине Литвиновой.

  3. Беседа с элементами анализа стихотворений обучающимися (индивидуальные выступления).

  4. Слово учителя (подведение итогов работы с классом по теме любви в творчестве поэта).

  5. Выступление ученика «Анализ сборника стихов «Июльский рассвет».

  6. Формулировка выводов, запись в тетрадь.

  7. Домашнее задание.



1. Слово учителя.

Галину Николаевну Литвинову знают тутаевцы как журналиста, клубного работника, директора некоммерческого фонда "Творчество". Говорить о ней легко - она наша современница, трудно - она видит мир глазами поэта, а значит, внимательнее вглядывается в лица людей, пытается понять душу природы, разгадать тайны бытия.

Родилась в 1945 году ("дочуркой матери Победы" назовет она себя в своих стихах) в семье военнослужащего. Постоянная смена места жительства, трудности и лишения закалили ее характер, научили ценить в людях порядочность, надежность, трудолюбие, оптимизм.

Эти качества она сумела воспитать и в себе.

Окончив 8 классов тутаевской средней школы №2, Галина поступает в школу ФЗО, получает профессию ткачихи и успешно трудится в течение 5 лет ткачихой на фабрике "Тульма". Будучи совсем юной, она активно участвует в художественной самодеятельности районного дома культуры, клуба льнокомбината, пробует себя в поэзии.

С ансамблем "Дроли нету" двадцатилетняя Галина Согрина в качестве участницы конкурса попадает в Москву, где и рождается мысль связать свою жизнь со сценой. Поступив в культпросветучилище, девушка параллельно работает в Фоминском сельском клубе. По окончании училища она продолжает свой профессиональный рост сначала как заведующая Автоклубом в Тутаеве, затем как художественный руководитель Дворца культуры ТМО.

Неуемная энергия, блестящие организаторские способности в сочетании с личным обаянием, песенным и поэтическим мастерством способствуют росту авторитета, а вместе с тем и ответственности за порученное дело, будь то организация коллективов художественной самодеятельности, подбор кадров или зарисовки о сельских тружениках.

С районной газетой Галина Литвинова сотрудничает много лет как внештатный автор, а затем переходит на работу в редакцию, в 1999 году становится членом Союза журналистов России.

К сорокалетию творческой деятельности ей вручили знак Министерства культуры России "За достижения в культуре РФ".

Одна за одной выходят книги, благодаря поддержке членов Союза журналистов. Она не только пишет стихи, она обучает этому школьников, помогает другим поэтам родного края пробить себе дорогу в жизнь.

Стихи сами рассказывают нам о ее судьбе, о женщине, готовой отдавать больше, нежели брать, женщине-матери, просто Женщине, нашей землячке, такой обычной и необыкновенной одновременно.

^ 2.Чтение и анализ стихотворений.

Звучат стихотворения о любви «Какой бывает любовь?», «Знаешь, милая…», «Запоздавшее признание», «Когда с другою ты ушел».

- Что вы можете сказать о лирической героине Галины Литвиновой?

- Какое настроение присутствует в стихотворениях о любви?

Надо сказать, что любовная, или интимная, лирика в творчестве любого поэта занимает одно из важных мест. У Г.Литвиновой нет как-то особо выделенных заголовком или эпиграфом стихов на данную тематику. Скорее, читатель находит тематическую близость во всех произведениях, в которых женское начало доминирует. Лирическая героиня Литвиновой – взбалмошная девчонка, ожидающая своего счастья, искренняя и любящая женщина, готовая к самопожертвованию, дама почтенного возраста, скорбящая об ушедшей юности и прошедшем лете. Во всех стихах о любви чувствуется позитивный взгляд на жизнь, мажорное настроение в конце лирического произведения на задний план уводит мотив грусти, краски становятся ярче.

^ Мир прекрасен, и жизнь я люблю.

И меня кто-то любит, быть может…
- В чем особенность лирики поэтессы?

Автор дает право читателю понять стихотворение по-своему, многоточие в середине и в конце строф продолжают лирическую волну уже без слов. На наш взгляд, именно этот оптимизм в сочетании с возможностью неоднозначной трактовки стихотворения делает лирику Г.Литвиновой особенной, неповторимой:

^ Знаешь, милая, все еще будет,

Не беда, что в висках седина.

Пусть судьба за ошибки осудит,

А потом одарит вас сполна.

- Какие мотивы можно услышать в стихах Г.Литвиновой?

Ностальгические нотки по ушедшей юности и лирический герой со своим воспоминанием уводят читателя из сегодняшнего дня в прошлое, то, которое неведомо современной молодежи. Пушкинские мотивы звучат по-особенному трогательно: в старости еще молода душа, еще рано на покой, пока жива память человека.

Вспомни юность и встречи у дома,

Вспомни, кто был когда-то любим.

Вспомни самых хороших знакомых

На Строителей, 31.

- Что можно сказать о времени в стихах поэтессы и как это проявляется в стихах о любви?

Конкретизируя факты, автор как бы связывает прошлое и настоящее, временные рамки сдвигаются, и связь поколений становится еще более тесной. Нет возраста у любви – вот основная мысль стихов поэта.

Любовь в лирике Г.Литвиновой приобретает масштабность, доходящую до размеров Вселенной:

Мне так не хватает тебя на Земле…

Ранний уход из жизни любимого отца – не просто воспоминание взрослой дочери, но и своеобразный отчет о своей жизни, исповедь перед собой и перед родным человеком.

С годами все стало понятней, ясней,

Разрыв ваш осознан и принят.

Героиня открыто говорит о вчерашних сомнениях и не стыдится своих поступков, осознавая, что мерилом ценностей для нее был отец, со всеми его грехами при жизни.

- Только ли о женской любви можно прочитать в стихах поэтессы?

Любовь к мужчине, родному человеку – все можно найти в творчестве Г.Литвиновой. Стихи ее сравнимы с дорогами, которые прошли через судьбу поэта. Часто тематически трудно отнести стихотворение к какому-то разделу, так как в лирике Г.Литвиновой все переплетается: стихи и песня, чувство и рассудок. Любовь шире, чем просто чувство к человеку, любовь нужно суметь развить в себе, это труд души. Рассказывая о подруге, в жизни которой много было трудностей, автор подчеркивает ее усилия, приложенные к тому, чтобы реализоваться в жизни.

Это почему?

Да потому, что чувствам нет предела,

Открылось небо чистое пред ней.

Она открыть любовь в себе сумела,

Чтоб осчастливить близких ей людей!

- Что роднит лирику Г.Литвиновой с лирикой А.Ахматовой? Определите жанровую природу стиха поэтессы.

В лирике тутаевской поэтессы встречаем разные стихи не только по тематике, но и по жанровым особенностям. Так наряду с балладным началом, читаем и лирические письма-исповеди («Срываю защитную маску») и даже сонеты («Сонет», «Сонет в ответ»). Поэт «пробует» себя во всем разнообразии лирических проявлений, обнажая душу перед читателем, потому так по-ахматовски реальна земная женщина Любовь в ее стихах.

Диалог с любимым – еще одна форма поэтики Г.Литвиновой.

Ах, милый, я была твоей

Забавой, прихотью, отрадой,

За прегрешения – отравой

И продолженьем тяжких дней.

Душа – вот что главное в лирике героини сонета, умение понять близкого человека, желание услышать голос любимой и поверить ей – все это составляет идейную суть стихотворения.

И снова исповедальное:

Да, я могла б уйти на дно

От этой жизни. Лишь сомненья

Мне поднимают настроенье

Да в стопке терпкое вино.

Прозаична концовка сонета, она же и синтез чувств героини, чувственной и понимающей, но разочарованной в любви близкого:

Пойдем- ка, милый, лучше спать.

Нам не дано любовь познать.

Внося в стихи иронический оттенок, автор будто бы пародирует сонет.

Стремление к счастью как познанию радостей жизни подчеркивает Г.Литвинова в своей лирической героине.

Жизнь начинаю сначала,

За счастье никто не осудит.

Поэтому так близки читателю переживания зрелой женщины, иногда с теплотой вспоминающей годы юности, иногда с любопытством и ожиданием глядящей в даль лет. Самые прозаические картины рисует автор.

Гадала под новый год,

Что муж в подарок принесет?

Современные реалии в стихах погружают читателя в мир сегодняшний: рыночные отношения, заказы товаров по почте, стремление заработать большое количество денег.

3. Звучат стихотворения из цикла «Посвящения». («Мне так не хватает тебя…», «Мой ангел, как же вырос ты», «Внучке нынче день рожденья»)

- Какими чувствами проникнуты стихотворения- посвящения? Какой мы представляем лирическую героиню?

Особая страница творчества Г.Литвиновой – стихи, посвященные близким. Героиня – это любящая дочь, беспокойная мать и заботливая бабушка. Разными чувствами проникнуты самые лиричные строки. Материнская радость и восхищение собственным ребенком звучат в посвящении сыну.

Мой ангел, как же вырос ты!

Мне дороги твои черты,

Ведь на меня ты так похож –

Вихраст, и статен, и пригож.

А губы, словно маков цвет…

Такой была я в двадцать лет.

Глазищи, словно неба синь

Ты у отца забрал, мой сын.

Неразрывная связь тесными семейными узами переплетает строки о любви к сыну. Здесь и гордость матери его успехами, здесь и пожелания удач, здесь и усталость от бессонных ночей и ожиданий – все на своем пути испытала взрослая женщина-мать. Стихотворение не об одном человеке, оно адресовано, скорее, многим читательницам – тем и сильна поэзия Г.Литвиновой. Слово поэта – яркое, точное.

Ждать по ночам, терять покой

Уж, видно, жребий мой такой.

Рассчитанные на массового читателя, стихи подкупают прежде всего своей искренностью и простотой звучания, в них и традиционные грустные нотки, и успокаивающие душу читателя мелодии, интонация, рефрен, усиливающий глубину его содержания.

Не беда, что морщинки у глаз

И грузнее походка становится

Нам с тобой хорошо в этот час,

Посидим у камина, как водится.

Не грусти, ведь года – ерунда,

Если сердце по-прежнему юное.

Помечтаем о лучших годах,

Назови меня лапушкой, любою.

^ 4.Слово учителя.

Нужно отметить, что особенной чертой восприятия мира Г.Литвиновой является внутренняя убежденность в том, что жизнь прекрасна, возможно, потому ее стихи столь оптимистичны. О чем бы ни шла в них речь, концовка всегда позитивна, оттого и особая интонация некого духовного подъема звучит в них.
Прогони же из сердца печаль,

Злость, обиду, беду и неверие

Тратить время на них просто жаль,

Лучше песней поднять настроение.

Родом из послевоенных лет, поэт видит жизнь сегодняшнюю несколько иной, чем современный читатель.

Молодость 60-70-х сокрушается по поводу привычных телефонных звонков, заменивших роскошь общения, и так грустно звучит посвящение маме.

Я отложу свои дела

И позвоню любимой маме.

Я для нее приберегла

Слова бесхитростные самые.

***

Что телефонные звонки…

Но в них мне видится спасенье

От гнева, тяжести, тоски,

Я жду с восторгом воскресенья,

Когда приду к ней и скажу,

Как я соскучилась в разлуке.

Навстречу маме протяну

Свои натруженные руки.

5. ^ Выступление ученика на тему «Анализ стихов сборника «Июльский рассвет».

Сборник «Июльский рассвет» наполнен любовью ко всему живому на земле. Не случайно автор делает запись на последней странице – обращение ко всем людям: "Спасибо, мои друзья, что вы есть в этом наполненном тревогой мире. Я желаю вам счастья и верю, что никогда не поздно любить Землю, Небо, Мать, Природу и все живое на планете Земля"

Автор далек от надуманных слов, речь настолько проста и искренна, что, кажется, что не нужны особые выразительные средства языка. Синтаксис также отличается простотой, но за неброскостью формы скрывается объем смысла стихотворения.

Мы одни. На столе пироги.

Тихо ветер в окошко стучится.

Успокой ты меня, обними,

И беда никогда не случится.

Стихи разной тональности, разной ритмики находим в сборнике Г.Литвиновой.

Запись выводов урока на доске и в тетради.

6. ^ Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Г.Литвиновой о природе; письменный анализ стихотворения «Береза и тополь», индивидуальное задание на тему «Какие стихи поэта можно отнести к философской лирике?» (подбор стихов).
^ 2 урок

Тема: Стихи о родной природе в творчестве Галины Литвиновой.
Мой милый край, приют мой и отрада,

Прекрасней вряд ли место отыскать.

Другие страны есть, но мне других не надо,

Здесь я живу, здесь петь и умирать.

Г. Литвинова

Цели урока.

Обучающие:

  • познакомить обучающихся со стихотворениями Г.Литвиновой о природе;

  • вызвать интерес к личности поэтессы и ее творческого наследия.

Развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения стихотворения;

  • развивать навыки и умения выделять главное, творческий подход к анализу произведений.

Воспитывающие:

  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.


^ Оборудование урока: портрет поэтессы, сборники стихов.

Методические приемы: лекция учителя, индивидуальные сообщения обучающихся, стилистический анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворений и их анализ, аналитические упражнения: вычленение из речевых высказываний текста механизма действий указанных знаний, собственное творчество обучающихся.

Этапы урока.


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя о стихах Галине Литвиновой, посвященных родному городу.

  3. Выразительное чтение стихотворений о природе.

  4. Анализ стихотворений обучающимися.

  5. Стилистический эксперимент «Стихотворение «Заблудился ветер шалый…»

  6. Проверка домашнего задания. Беседа на тему «Какие стихотворения вы могли бы отнести к философской лирике?»

  7. Индивидуальное выступление ученика на тему «Философская лирика Г.Литвиновой».

  8. Формулировка выводов урока.

  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Слово учителя.

Есть в творчестве Г.Литвиновой одна большая любовь, самая главная, наверное, в ее судьбе. Это любовь к родным местам, к родному городу Тутаеву. Когда мы читаем ее стихи, то не встречаем громких слов о патриотизме, но сомнений не остается, что именно любовь к своему городу является для поэта самой главной в ее жизни.

Уезжали подруги, друзья,

Лучшей доли искали по свету,

Мой Тутаев, я только твоя,

От тебя никуда не уеду.

Несколько стихов посвящены городу на Волге. Река, прошедшая через жизнь поэта, стала для нее и вдохновителем творчества и судьбой. Восторг от цветения лип, запаха клевера, сена и мяты, восхищение золотым рассветом навевают воспоминания о детстве и юности. Так любит лишь тот, кто не представляет своей жизни без тумана над водой и отражения в облаках куполов.

Святой город – так называет Тутаев Г.Литвинова.

Да, красивее есть города,

Для меня нет Тутаева краше!

Светит имя твое сквозь года

Нашим детям и правнукам нашим.

Родившись в Тутаеве, автор именно так и называет свой город, не обращаясь к его древнему названию. С чем это связано? Ведь так часто сегодня в прессе и в местной поэзии упоминается старое название древнего города – Романов-Борисоглебск. На это Г.Литвинова отвечает: "Я приехала в Тутаев, когда училась в пятом классе, это было в 1958 году. Я с уважением отношусь к истории города, ценю старину, люблю общаться с жителями нашего древнего города. Но так как я всю жизнь прожила именно в Тутаеве, то для меня это название по-своему близко и дорого".

Душа поэта живет в Тутаеве. С ним связаны и рассвет на реке под гомон чаек, и малиновый звон, тревожащий душу.

Может, есть на земле

Города и лучше,

Но Тутаев родной

По-над Волгой синей

Кто живет – назовет

Сердцем всей России.

- Найдите в стихах описания природы и города Тутаева. Как взаимосвязаны город и природа родного края?
2. Выразительное чтение стихов «Яркие краски бывают у осени», «Береза и тополь», «Песенка непогоды».

Анализ стихотворения «Береза и тополь».

В стихах читатель находит реалии Тутаева: улицу Воровского, Воскресенский собор, реку Волга, памятники, скверы. Если бы не было этих упоминаний, сама природа, особенная, по-тутаевски чистая, насыщенная, стала бы олицетворением города. Поэт любуется тополем и березкой, удивляется «влюбленной парочке», продлившей свою любовь, не поддавшейся зиме.

— Что за чудо? – Не поймут прохожие –

Что за пара вышла на простор?

Как жених с невестой, но не схожие,

И о чем их тихий разговор?

Красочность и яркость метафор свойственна стихам, посвященным природе, сравнения, хотя и простые, не кажутся читателю традиционными…

В ноябре нагрянули морозы

И тихонько на глазах у всех

Черные и золотые слезы,

Осыпали серебристый снег…

Используя картины природы, Г.Литвинова тонко передает человеческие переживания. Параллелизм делает стихи поэта еще более доступными читателю, за каждым из них стоит человеческая душа, олицетворенная в природе. Наряду с традиционными художественными приемами, автор часто применяет умолчание как способ привлечения читателя к диалогу, выводя мысли за рамки слова: читатель- это еще и своеобразный соавтор поэта.

- Покажите на примере стихотворения, как изображается природа поэтом?

Трогательные лирические миниатюры, в которых сквозит любовь автора к храмам и церквям, к старому парку и заброшенным улицам, особенно лиричны. Человек и природа едины, утверждает автор, человек лишь часть Вселенной, гость на Земле.

По-детски проста природа, подчас сказочна и волшебна.

Оживает земляника,

Терн бутоны распустил.

Лук кричит мне: «Посмотри-ка,

Я уже набрался сил!»

А сирень, поймав дождинки,

Как невеста расцвела.

И зовет меня тропинка

За околицу села.

Царство природы очаровывает читателя: «Милая колдунья - осень», «веселый вихрь листопада», «клены в царственных одеждах», «ветер, напевающий сонеты».

Пушкинская пора вдохновляет тутаевского поэта на создание настоящих шедевров творчества.

Бабье лето становится сквозным образом в поэзии Г.Литвиновой. О нем упоминает она в стихотворениях «Наваждение», «Бабье лето». Кстати заметить, что ее стихи легко ложатся на музыку, чаще всего это вальс. Музыкальность стихов подчеркивается плавной интонацией, звукописью, особой ритмикой стихов.

Бабье лето.

Землю золотом накрыло,

Ветер стал листву кружить.

Это осень нас решила

Летом бабьим удивить.

Осень в природе олицетворяет для поэта и осень в жизни человека. Так в стихотворении «Листопад», ставшем известной песней, автор сопоставляет свою утрату, старый дом и сад, ушедшую любовь с падением осенних листьев.

Сухой осенний листопад

На фоне грустного заката,

Среди больших земных утрат

Невелика моя утрата.

Где дом стоял и цвел наш сад

Теперь ни дома и ни сада,

В любви, ушедшей без возврата

Никто из нас не виноват.

Ностальгическими нотками проникнуты стихи о старом городе, отживавшем свой век.

Не тот ты, старый парк,

Где в детстве мы гуляли.

И лавочек там нет –

Их на дрова украли.

Спилили старый вяз,

С десяток ветхих кленов,

Но нынешней весной

Ты вновь качаешь кроной.

И новых пар ты ждешь…

Я по тебе скучаю.

Ты песни мне поешь,

Но вот о чем – не знаю.

Для поэта все времена года – благодать. Быть певцом прекрасного – вот в чем предназначение поэта.

Ночью заморозок легкий,

Утром улицы блестят.

Хлопья снега тихо, робко

Осыпают сонный сад.

А сегодня всем на диво,

Дерева оделись в лед,

Стали сказочно красивы,

Значит, зимушка идет!

3.Стилистический эксперимент.

- Подберите определения вместо пропущенных слов.

Стихотворение Галины Литвиновой (название скрыто) («Заблудился ветер шалый…»)
Заблудился ветер………..

В трех соснах.

Каждой встречу обещал он

Впопыхах.

Обещаньям, завереньям

Нет конца,

А те ждут и не дождутся

Молодца.

Он молоденький, но

…………….такой,

В тот же вечер улететь хотел

К другой…

Три сестры решили выйти

На простор.

Глянь, летит навстречу ветер.

Резв и скор.
Он на них взглянул украдкой,

Прошептал:

- До чего ж я с вами,………….,

Устал!..

О любви большой мечтаю

Столько лет,

А ее в помине не было

И нет.
Призадумались сосенки:

Как тут быть?

И за что его,……………,

Любить?

И ушли к лесным подружкам

В хоровод…

А он ходит…………

У ворот.

Работа с эпитетами:

1. Шалый

2.Ветреный

3.Милые

4. Неверного

5. Одинокий

- Сопоставьте варианты (свои и авторские) и сделайте выводы о мастерстве поэта.

4. Проверка домашнего задания.

Беседа- ответ на вопрос: «Какие стихи вы могли бы отнести к философской лирике Г.Литвиновой?»

5. Индивидуальное выступление ученика на тему «Философская лирика Г.Литвиновой».

Медитативная лирика включает в себя авторские размышления о жизни, судьбе, это всегда стремление понять и разобраться в своем внутреннем мире. Для Г.Литвиновой это тоже очень важно.

Стихов философского содержания не так много в сборниках поэта, но они заслуживают внимания читателя.

«Встреча с чудом» - само название обещает какой-то таинственный рассказ. Встретились Вселенная и новорожденный младенец, которому «жизнь предназначена как испытание». И в этих испытаниях мужает, взрослеет девочка, которая «мечтала, горела, училась, страдала и много успела». Рождение человека называет поэт настоящим чудом. Осознание того, что ты – человек, «сгусток энергии», что тебе предназначено войти в мир, где рвутся снаряды, где страх, является для ребенка открытием, а любопытство становится главным.

Живу на исходе XX века.

Частичка Вселенной с душой человека.

И кажется все, что со мной случалось

От предков моих по наследству досталось.

В сборнике «Ожидания и встречи» в особый раздел автор включает стихи под названием «Души моей полет». Это стихи о познании себя, об умении слушать свой внутренний мир и познавать его, о самых сложных моментах поэта, связанных с «уходом» из реального мира, погружением в иное измерение, иное пространство. Скорее всего, без понимания автора трудно понять и лирическую героиню таких философских стихов. Сны, в которых жизнь проносится перед глазами, а смерть зовет за собой, - это сомнения в жизни автора, это минуты печали и грусти, которые бывают в жизни любого человека. Жизнь всегда побеждает в лирике Г.Литвиновой, как и любовь. Называя свою жизнь «немой сценой из нелюбимого и скучного спектакля», поэт подчеркивает момент ожидания, конечно же, счастья, т.к. именно радостное восприятие жизни так свойственно поэзии Г.Литвиновой.

У сказки, что вам рассказала,

Пусть продолжение будет.

Жизнь начинаю сначала.

И пусть она радостной будет!

Лирическая героиня – сильная женщина, умеющая бороться за жизнь, понявшая, что это и есть настоящая ценность на земле.

Отныне

Не стоит ждать, когда спасут,

За жизнь бороться надо!

Лишь слабые ко дну идут,

И крик был как награда,

Живи…

Умение в себе найти свое спасение свойственно героине Г.Литвиновой.

Автор и лирическая героиня сливаются в единый образ в медитационных стихах.

Встречи не только с людьми, но и с природой, с болезнями, с разлукой находим в стихах тутаевской поэтессы. Казалось бы, оксюморон: встреча с разлукой – а у Г.Литвиновой он не кажется необычным.

Пережитое надо ль вспоминать?

Всегда найдешь причину огорчиться.

А мне сегодня нечего терять,

Сумела в чудный миг переродиться.

И взор, горящий к солнцу обратив,

У Бога ничего не попросила.

Но каждой клеткой счастье ощутив,

Я налилась невиданною силой.

Женщина в лирике Г.Литвиновой сильна своей уверенностью в себе, твердостью духа, спокойствием души, достойностью, с которой она идет по жизни, окрыленная и духовно богатая.

Недаром поэзия воспринимается читателем как красивый мир, в котором душа человека и природа едины, где мир и согласье…

И сердце открыто для нового счастья…

И кровь в моих жилах струится сильней.

Есть ли гармония в жизни? Тутаевская поэтесса отвечает своими стихами на этот вопрос. Гармония в душе, в природе, в родственных отношениях с людьми. А главное, в музыке. Музыка и стихи связаны настолько, что читатель подчас напевает неизвестные мелодии на стихи Г.Литвиновой, настолько они музыкальны, естественны. Скорее всего, это связано с тем, что мы имеем дело не только с поэтом, читая стихи, но и с музыкантом.

Галина Николаевна сама пишет стихи, иногда музыку, сама прекрасный исполнитель своих песен.

Иногда кажется, что любое ее стихотворение можно положить на музыку, но она избирательна в своих стихах. Наибольшей популярностью пользуются ее песни о Тутаеве, родных местах, о женской судьбе, о природе. «Вечные темы» волнуют земляков поэта.

Самые первые песни появились еще в студенческие годы. Под аккомпанемент старшекурсницы Людмилы Шумиловой на кухне студенческого общежития исполняли девчонки песни Г.Литвиновой. Одна из первых – «Мы не пара», которую очень полюбили учащиеся хорового класса.

6.Формулировка выводов урока.

Поэзия Г.Литвиновой ценна своей простотой и доступностью всем читателям нашего края, она раскрывает перед земляками новое видение мира, дает особый взгляд современницы на «вечные» темы: любви, природы, познания себя и мира, музыки в жизни человека и в его душе.

Новый сборник стихов тутаевской поэтессы «Ожидания и встречи» – это событие не только для автора в год 60-летия, но и для маленького провинциального городка на Волге. Жизнь продолжается, культура нашего края процветает, пока есть среди нас такие талантливые люди.

Лирика Г.Литвиновой – это яркая страница в изучении краеведения, потому что через судьбу поэта проходят интересные люди, важные встречи, природа края, а стихи можно сравнить с летописными зарисовками одаренной женщины.

Лирика нашего местного поэта уникальна. В ней совмещает автор взгляд на разные виды искусства: литературу, живопись, музыку. В этом отношении ей нет равных в тутаевской поэзии.

Стихи интересны как с точки зрения формы, так и содержания. Необычный синтез балладного начала и лирического, разносторонность чувств и мелодий, тематический размах, удивительный оптимизм стихов - все это дает возможность воспринять стихи как шедевр литературного творчества поэта.

Хочется читать лирику Галины Литвиновой, слушать ее песни и вместе с ней радоваться тому, что ты родился на тутаевской земле, что краше ее нет ничего на свете.

Пусть говорят "Есть города красивее".

А мне милей мой городок старинный.

Весной - в ручьях, зимою - в белом инее,

А летом в нежном пухе тополином.

Мой милый край, привет мой и отрада,

Прекрасней вряд ли места отыскать.

Другие страны есть, но мне других не надо,

Здесь я живу, здесь петь и умирать!

7.Домашнее задание: составить план на тему «Художественный мир Галины Литвиновой», включив вопросы о тематике стихотворений.
Литература к урокам на тему «Художественный мир Г.Литвиновой».

1. Литвинова Г. Женская доля такая. - Тутаев, "Творчество", 2004.

2. Литвинова Г. Июльский рассвет. - Тутаев, "Творчество", 2000.

3. Литвинова Г. Ожидания и встречи. - Тутаев, "Творчество", 2005.

4. Тебе, мой край... Альманах, выпуск 1.- Тутаев, "Творчество", 1998.

5. Тебе, мой край... Альманах, выпуск 2.- Тутаев, "Творчество", 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconУрока: изучение нового Тема урока: Ты и твои друзья
Цели урока: Способствовать формированию и развитию ценностного отношения учащихся к дружбе между одноклассниками и друзьями

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconКонспект урока в 10 классе по теме «Лирика любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева»
Цели урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и её отображение в его поэтических произведениях

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconТема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconУрок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова»
Цель урока: развитие представлений о понятии «гражданственность» в России ХIХ и ХХI веков через художественный текст (стихотворения...

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconУрок-праздник для приглашённых мам Цели урока
Цели урока: познакомить с поэтическим выражением чувств любви и благодарности к матерям; воспитывать тонкое и чуткое отношение к...

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconТема урока: лирика а. С. Пушкина подготовка к игре
Цели урока: обобщить и закрепить сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина; развивать познавательный интерес уч-ся к творчеству...

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconФорма плана-конспекта урока
Тема и номер урока в теме: «М. Ю. Лермонтов: жизнь и литературная деятельность». «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство...

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconПлан-конспект урока тема урока: «Твой образ незабвенный» (любовная лирика А. С. Пушкина)
Пушкине Ф. И. Тютчев. Может быть, этот образ возник, в частности, и потому, что Пушкин был первым у нас поэтом любви

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconУрок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого
Предметные цели урока: провести исследовательскую работу по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Дождь»

Урок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения. Цели урока iconТема: Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт». Цели
Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница