Республиканский дом народного творчества театральные диалоги




НазваниеРеспубликанский дом народного творчества театральные диалоги
страница1/19
Дата публикации01.07.2014
Размер2.42 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДИАЛОГИ
(Репертуарный сборник одноактных пьес русских

классиков и дагестанских драматургов

в помощь народным театрам)

Махачкала, 2013 г.
В репертуарный сборник одноактных пьес русских классиков и дагестанских драматургов «Театральные диалоги» вошли произведения, которые могут быть использованы на сценах народных театров и клубов городов и районов Дагестана.

Уважаемые коллеги!
Русский классик А.Н.Островский, драматург, оставаясь актуальным и в наши дни, высказал следующую мысль о национальном театре: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ…» (А.Н.Островский).

Театр воспринимается зрителем как зеркало нашей жизни, фиксирующее моменты раскрытия, постижения и совершенствования человеческого духа. И если повнимательнее присмотреться, то с уверенностью можно сказать, что актерская игра – это сопровождающая суть нашего бытия. И зарождается она в раннем возрасте, когда мы только и делаем, что «перерождаемся», «валяем дурака», разыгрываем комбинации, в которых всегда есть элементы театрального искусства. Каждый новый человек, явившись в большой мир, уже становится преемником, продолжателем великой театральной работы, носителем мысли, чувств и страстей предшествующих поколений.

Стремление к публичному способу передачи своих эмоций, желание выразиться ярко и впечатляюще, найдя особенное сценическое слово, соединяя его с экспрессией жеста, добавляя музыку тела – все это в единстве, соединяя время, место и действие, создало театр.

Дагестанцы издревле театрализовывали свою жизнь – яркими примерами тому служат народные зрелища, традиции, обряды, обычаи, которые всегда играли большую роль в духовной жизни горцев. Благодаря современному театру, на его подмостках оживают полузабытые персонажи народных праздников, мифов и легенд. Как любое творчество – театральное любительское искусство в республике объединяет людей разных национальностей, подтверждая мысль, что язык искусства не нуждается в переводе.

^ Театр – это и своего рода общение. Разные души в какой-то момент совпадают, откликаются, настраиваясь на определенную волну, историю.

В данном контексте любительский театр приобретает характер ведущего жанра народного творчества – явления необычайного, всегда современного и актуального.

Республиканский Дом народного творчества МК РД совместно с районами и городами республики третий год проводит Республиканский фестиваль «Диалог театров». В рамках этих проектов в городах Избербаш и Кизляр, Левашинском, Хунзахском и др. районах и городах республики традиционно проходят обменные выступления театральных коллективов, в т.ч. детских.

В целях сохранения и развития любительского театрального искусства проводятся республиканские, зональные фестивали театрального искусства «Маска», «Театр – селу», выпускаются методические материалы, организуются семинары и мастер-классы для режиссеров народных театров.

Театральное любительское творчество в республике объединяет людей разных возрастов и этнических групп, создавая мощное энергетическое поле стремящихся искренне рассказать людям о заветном, важном и необходимом.

На сегодняшний день в республике функционирует 23 народных театра, в том числе и детские. Театральные коллективы ставят постановки практически на всех национальных языках Дагестана.

За последние несколько лет увеличилось число детских театральных студий. На базе народного театра с.Ичичали Хасавюртовского района более 5 лет функционирует детская театральная студия, которой руководит режиссер Шайхмагомед Ахмедов. В Сергокалинском районе детский драмколлектив создан в 2004г. Более 4 лет в г.Избербаше под руководством Галины Адаевой успешно функционируют детские театральные студии «Веселые ребята» и «Алые паруса». Детские театральные коллективы также созданы и успешно работают в городах Кизляр и Дагестанские Огни, в с.Тлох Ботлихского района.

Детский музыкальный театр «Синяя птица», созданный Галиной Адаевой, автором сказочных пьес для детей, был образован в 2003г. в селе Новокаякент Каякентского района. В 2010г. театр получил грант Президента РД на постановку театрализованного представления «Легенда о горе Джаван».

За последние 10 лет получили звание «народный» драматические коллективы сел Хахита, Ахкент и Мекеги Левашинского района, драмколлектив Сергокалинского района, детский музыкальный театр г.Кизляра и др.

Плодотворная работа по сохранению, развитию и популяризации театрального жанра ведется в Ботлихском, Хунзахском, Бабаюртовском, Ахтынском, Кулинском, Левашинском, Новолакском, Унцукульском, Хасавюртовском, Чародинском районах, городах Каспийск, Избербаш и Кизляр. Любительские театральные коллективы этих районов осуществляют новые постановки, работают над совершенствованием актерского мастерства, подбирают репертуар, который интересен и близок зрителям. Они являются постоянными участниками зональных фестивалей «Театр – селу», республиканских фестивалей народных театров «Маска», «Диалог театров».

Именно со сцены перед зрителем открывается то, что в суетности бытия человек не способен увидеть, понять, изменить к лучшему, правильно оценить свои поступки, ему не хватает взгляда со стороны. Театральное «зеркало» помогает не только увидеть, но и услышать, осмыслить, почувствовать себя, людей и саму жизнь. Театр – это мощный институт познавания бытия, своей мечты и своей души. Вот почему жизнь всегда подскажет тему, вынесет сюжет на сцену, который будет обрастать актуальностью, видоизменяться, подтверждая его жизнестойкость.

^ Проблемой в деятельности театров и драматических коллективов в республике является недостаток нового репертуара.

Данный сборник одноактных пьес русских классиков и дагестанских драматургов «Театральные диалоги» приурочен к ^ Республиканскому смотру народных театров в рамках I этапа Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы – Россия!», который пройдет в сентябре в г. Каспийске.

Надеемся, что он даст возможность увеличить диапазон репертуара любительских театров и поможет режиссерам и музыкальным руководителям, работающим с народными театральными коллективами, осуществить новые яркие постановки.
Творческих вам успехов, коллеги!

А. Н. Островский.

^ УТРО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Действующие лица:
Недопекин, Семен Парамоныч, Лисавский, Сидор Дмитрич, 1-й молодой человек, 2-й молодой человек, Смуров, купец, дядя Недопекина, Вася, племянник Смурова, двоюродный брат Недопекина, Сидорыч, приказчик тетки Недопекина, Иван, лакей, Гришка, мальчик.
Богато меблированная комната. На задней стене дверь в переднюю, на левой – в кабинет; направо от зрителей турецкий диван и всякого рода мягкая мебель; с левой стороны – письменный стол с богатыми принадлежностями; ближе к зрителям – трюмо; окна роскошно драпированы; на стенах эстампы. Иван и Сидорыч сидят на креслах. Гришка стоит.
Иван. Да посиди, куда ты?

Сидорыч. Пора-с, еще надо кое-куда зайти.

Иван. Еще успеешь. Да тебе на что Семена-то Парамоныча?

^ Сидорыч. Да тетенька их завтрашнего числа к себе на вечер просят.

Иван. Ну, так не поедет, и дожидаться тебе нечего.

Сидорыч. Отчего ж не поедут-с?

Иван. Нечего ему делать у вас, вот тебе и все. Ваши-то ведь как есть русаки. Ведь вы по будням-то из одной чашки едите, в восьмом часу спать ложитесь. Только в именины да по праздникам и раскошеливаетесь. А мы, видишь, как живем? Смотри! (Показывает кругом.) То-то вот оно и есть! Так-то, братец ты мой! Да теперь будем говорить насчет компании: какая у вас компания? Ни обращения никакого, ни политики. Нам, брат, у вас нечего делать. Вот он меня за что уважает? Потому я все эти порядки знаю. Я, брат, служил все у хороших людей: у генерала Симевича два года служил, у советника служил. Так уж мне пора знать. Уж он так меня и спрашивает: "Что, говорит, Иван, это как у генерала?" Вот, говорю, так и так; "А это как?" А это вот так, мол. "Хорошо", говорит.

^ Сидорыч. А скоро они встанут?

Иван. А ты вот смотри на часы. У нас уж темп известный. Уж поневолится, да проспит до второго часу. Я еще такого и не видывал, чтобы кто так моде подражал. Вот теперь встает во втором часу; а скажи ему, что господа встают с петухами вместе, ведь и он тоже с петухами станет вставать.

^ Сидорыч. Тон наблюдают-с.

Иван. Уж как наблюдает-то, просто смех смотреть на него. Увидит где на гулянье или в театре, как кто одет, как кто ходит, сейчас и перенимает; вот здесь и учится перед зеркалом. Ей-богу! А все-таки, брат, у нас чего нет, все это на барскую ногу. Видишь, как мы живем! А вы что! Вам хоть горы золотые давай: уж это все одно; заведение такое, самое необразованное. А мы, видишь, как живем! Вот, хочешь книжку почитать?

^ Сидорыч. Коли можно, так дайте какую-нибудь позанятнее.

Иван. Уж что тут толковать!

Сидорыч. Да не спросили бы неравно.

Иван. Ах ты, какой человек! Говорят: бери, так бери. Вот тебе. (Дает книгу.) У нас, брат, все есть: всякие книги, журналы, ноты всякие; вот, видишь (показывает ему). Мы, брат, по-барски живем. Вот, хочешь цыгар?

^ Сидорыч. Пожалуйте парочку.

Иван. Что парочку? Бери десяток! У нас, брат, хорошие цыгары: пятьдесят рублей сотня.

Сидорыч. Ну, как узнают! Забранятся, пожалуй.

Иван. Что толковать! Уж ты бери, коли дают. Приходи в другой раз: еще дам, у нас этого добра не переводится.

^ Сидорыч. Затем прощайте-с. Неколи мне ждать-то. Я уж завтра зайду-с.

Иван. А нам, брат, не рука по вашим вечеринкам ездить!

Сидорыч уходит. Гришка за ним. Иван садится на кресло и берет газету. Гришка возвращается.

А я тебе, Гришка, один раз навсегда говорю: коли хочешь ты быть человеком, ты старших слушай, да не огрызайся; ты со старших пример бери.

^ Гришка. Да, со старших! А ты зачем бариновы цыгарки раздаешь?

Иван. Не тебя ли еще спрашиваться! А ты платье вычистил?

Гришка. Да когда чистить-то?

Иван. А что ж ты целое утро делал-то?

Гришка. Небось, ничего не делал.

^ Иван. Ну, смотри!

Гришка. Да что смотреть! Я, небось, ходил. А сам что делал? Все утро "Пчелу" читал!

Иван. Так вот я и стану тебе платье чистить! (Передразнивает его.) "Пчелу" читал! Я, брат, свое дело знаю!
Звонят.
Отопри, пошел! (Встает со стула.)

II
Лисавский (входит, свищет). Сенечка дома?

Иван. Семен Парамоныч?

Лисавский. Ну да!

Иван. Да вы не очень кричите: почивает-с.

Лисавский. Ну, я подожду. (Садится на кресло, разбирает книги.) А где"Библиотека для чтения"?

^ Иван. А я почем знаю? Чай, сами же взяли.

Лисавский. Что ты врешь!

Иван. Что мне врать-то? Вы, Сидор Митрич, книжки-то, которые взяли, принесите.

Лисавский. Ну, уж это не твое дело.

Иван. Конечно, не мое. А неравно спросят, я должен отвечать-то.

Лисавский. Дай огню. (Берет сигару, а две кладет в карман.)

Иван. Гришка, подай огню. Вот вы, Сидор Митрич, всегда у барина цыгары берете, а он спрашивает. Отчего, говорит, Иван, скоро цыгары выходят; ты, говорит, смотри, чтоб не таскали.

Лисавский. Пошел, братец, ты мне надоел уж. Ну, скажи, что я беру.

^ Иван. То-то скажи! А оно нехорошо, у нашего брата спрашивают.

(Уходит.)

Лисавский (молча читает какой-то журнал). Что такое? Статья о театре! Посмотрим, посмотрим. (Читает.) "Где найдешь – не знаешь, потеряешь – не ожидаешь, или не берись за гуж, если не дюж. Шутка в одном действии, а если бы не дверь на улицу, так была бы не шутка, а серьезное дело, водевиль Лисавского". (Читает про себя.) Нет, это выше сил! Это ни на что не похоже! "Ни малейшего таланта!" Ах он мерзавец! Желал бы я знать, кто это написал? Кто бы? (Думает.) Нет, не он: где ему! Разве вот этот? Да уж, кроме его, некому. Он думает, может быть, что я не узнаю. Нет, погоди, голубчик; ведь уж этого не скроешь. Это чорт знает что такое! "Ни малейшего таланта". Только бы мне узнать, уж я доеду. Да это он; нечего и толковать, по глазам видно, что мерзавец! Однако это неприятно; вдруг тебя ругают публично. И кто! Андронову до сих пор пятнадцать целковых должен; да и у меня, кажется, просил. Да! просил, просил! Это я помню! (Смотрит на рукав.) Ну, одно за другим: там какая-то скотина ругается, тут фрак протерся! (С отчаянием махнувши рукой.) Это со мной только с одним и может случиться. Гонит судьба, преследует. (Сидит несколько времени задумавшись.) Кажется, у Сенечки лишний есть?.. Иван!

^ Иван (входит). Что угодно?

Лисавский. Что, Сенечка зеленый фрак не носит?

Иван. Не носит.

Лисавский. Ну, так ты. Ваня, завяжи его в платок.

^ Иван. Уж это я без приказания не могу-с.

Лисавский. Ну, так прикажут.

Иван. А тогда дело другого рода, хоть два завяжем. А без приказания не могу. Вот вы бекешку-то взяли один раз надеть, да и заносили совсем. Этак всякому раздавать, так не напасешься. Мне что за дело: не мое, а барское.

Наше дело, известно, лакейское, а и то совесть знаешь.

Лисавский. Ведь вот, Ваня, ты и обижаешь меня а я ведь тебя люблю.

Иван. Ваша любовь-то известно какая: из нее шубу не сошьешь. Вы у барина и то, и се берете, а я еще от вас гривенника не видал. Хоть бы когда в глаза плюнули. Только кричите: подай то, подай другое. Я и у хороших людей жил, да этакого обращения не видал. Известно, уж благородного человека сейчас видно.

Лисавский. Да нельзя же мне при людях к тебе на шею кидаться. А наедине я с тобой всегда по-дружески. Ей-богу, Ваня, по-дружески. Да чем мне гордиться-то перед тобой? Чем ты хуже меня? Ты свое дело знаешь, ты честен. Честность ведь, Ваня, великое дело. Я больше за честность и люблю тебя. Я всякому готов быть другом, только будь честен.

^ Иван. Какое же в этом дружество может заключаться? Сказано - лакей. Какая от этого может честность произойти!

Гришка (входит). Приехал кто-то.

Иван. Проси.

Лисавский. Разбуди поди.

Иван. Разбуди! Не велит будить-то,

Лисавский. Ну, так я сам пойду. (Уходит.)
III
Входят двое молодых людей:

1-й входит в комнату, 2-й остается в дверях.
^ 2-й молодой человек. Нет, нет!

1-й молодой человек. Да полно, братец, что за вздор!

2-й молодой человек. Ни за что на свете!

1-й молодой человек. Помилуй, ты его не знаешь: он отличный малый.

^ 2-й молодой человек. Я с ним незнаком. Да и с какой стати я явлюсь к нему вдруг знакомиться. Что он за птица!

1-й молодой человек. Какое тебе дело! В нынешний век на это надо смотреть с философской точки зрения; хорошо кормит, вино хорошее - чего ж тебе еще! Очень нужно тебе его образование и манеры. Нет, ты останься; посмотри, как он рад будет с тобой познакомиться.

^ 2-й молодой человек. Ведь мы ему делаем честь своим знакомством, а не он нам, значит - неприлично мне к нему являться первому. Он может подумать, что я нарочно для того набиваюсь на знакомство, чтобы обедать на его счет.

^ 1-й молодой человек. А тебе-то что за дело, что он подумает!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconПоложение о республиканском конкурсе проектов культурно-досуговых...
Республиканский конкурс проектов культурно-досуговых учреждений «Традиции живая нить» проводится в соответствии с планом работы аук...

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconРеспубликанский дом народного творчества судьбой предначертано
Методико-практические материалы, посвященные 200-летию вхождения Дагестана в состав России

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconI. Общие вопросы культурной жизни
Указом Президента РФ в. Путина за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Орденом Дружбы награждена...

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconТекстовой отчет о работе государственного бюджетного учреждения культуры...
Ставропольского края «Ставропольский краевой Дом народного творчества» за 2012 год

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconРеспубликанский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические...
Дагестана Расула Гамзатова. В сборнике представлены литературные композиции, объединенные тематическими стихами из произведений Р....

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconГосударственный Российский Дом народного творчества Управление культуры...
Всероссийского фестиваля-конкурса песни и музыки имени народного артиста РФ октября Васильевича Гришина

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconКонкурс ”арт-вакацыі“ включает республиканский смотр-конкурс художественных...
Арт-вакацыі“ художественного творчества учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального...

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconСценарий к литературному вечеру по мотивам произведения расула гамзатова «мой дагестан»
Республиканский Дом народного творчества мк рд предлагает методико-практические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных...

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Первое название было Дом пионеров. Несколько раз он менял свое местонахождение. С 1991 года Дом пионеров был переименован в Клепиковский...

Республиканский дом народного творчества театральные диалоги iconПочему ряд жанров устного народного творчества называют малыми фольклорными жанрами?
Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница