Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.




Скачать 236.72 Kb.
НазваниеРабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Дата публикации17.06.2014
Размер236.72 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
1.1 Цели и задачи по реализации Рабочей программы воспитателя
Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребёнка, ориентируясь на Федеральные государственные требования, программу Детство: Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. для детей с 3-х до 7-ми лет.

Цель: создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; формировать основы базовой культуры личности, способствовать развитию психических и физических качеств детей и успешной социализации в современном обществе.

Цель, поставленная педагогическим коллективом, реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной и трудовой. Для достижения положительного результата данной цели педагоги еализуют следующие задачи:

Задачи:

1. Охранять жизнь и укреплять физическое, психическое здоровье детей.

2. Создать комплекс условий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка.

3.Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие детей.

4. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

5. Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

6. Осуществлять коррекцию нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развития лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи; своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма.

7. Взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

8. Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
^ 1.2. Приоритетное направление деятельности воспитателя по реализации программы
Приоритетное направление деятельности воспитателя является – проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, а также эмоционально-личностное развитие детей. Содержание образовательного процесса планируется в соответствии с авторской программой Е.В. Гончаровой для детей с 3-х до 7-ми лет «Экология для малышей» (раздел «Человек и его здоровье в условиях ХМАО),

Р.А Юдина «Старт», О.Л.Князева «Я – ТЫ – МЫ» и программой разработанной инициативно - творческой группой ДОУ «Расту здоровым».

Цель и задачи ДОУ по реализации приоритетной деятельности:

^ Цель: создание условий, устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья воспитанников.

Задачи:

Основные направления работы с детьми по программе «Расту здоровым»:

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • Валеологическое образование детей;

  • Комплексная диагностика интегративных качеств;

  • Консультативно-информационная работа с педагогами и родителями.


^ 1.3. Структура группы
Содержание Рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МБДОУ:

Предельная наполняемость в общеразвивающуй группе, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» составляет:

от 3-х лет до 7-ми лет – 20 детей

^ 1.4. Возрастные особенности психического развития детей:

Средняя группа (с 4-х до 5-ти лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной; обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка.

^ 1.5. Индивидуальные особенности развития детей в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.

В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и из расчета площади групповой комнаты:на 1 ребенка в дошкольных группах – 2,0 кв.м.

Предельная наполняемость в общеразвивающей группе 4-5 лет составляет 23 ребенка.

Дети данной группы посещают детский сад со 2-ой младшей группы (с 3-х лет).

Активность детей 4-5-ти лет направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх, реализуется двигательный режим на протяжении всего дня с учетом физических нагрузок

У детей ярко проявляется интерес к игре. Воспитателями создаются возможности для вариативной игровой деятельности через предметно-развивающую среду.

Игровая мотивация активно используется в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят в форме игры. Учитывая слабость тормозных процессов детей группы, педагоги переключают их внимание на более спокойное занятие (продуктивный труд, настольно- печатные, развивающие игры) что помогает восстановить силы и успокоиться.

Уделяя внимание детской самостоятельности, педагогами широко используют приемы индивидуального подхода, из реального уровня умений, которые различаются у разных детей развития.

^ 1.6.ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.

Ответственные: заместитель заведующего по УВР, педагоги, педагог- психолог, старшая мед. сестра, инструктор по ФК, музыкальный руководитель

ЕЖЕДНЕВНО:



Мероприятия

Средняя /время/

1

Утренняя гимнастика

10 мин

2

Артик. гимнастика

3-4 мин /3 раза

3

Дыхат. гимнастика

2-3 мин /3раза

4

Физминутки

1 мин/2 раза

5

Пальчик. гимнастика

2 мин/2раза

6

Миогимнастика

3-5 мин /3 раза

7

Мелкая моторика

10 мин/3 раза

8

Закаливание

10 мин

9

^ Оздоровительный бег

1,5- 2 мин

10

Подвижные игры

10мин/2раза

11

Сюжетно- ролевые игры

15-20 мин/2 раза

12

Индив. работа по разв. движ

10 мин/2 раза

13

Культурно- гигиен. навыки




14

Самостоят., двиг. активн.




15

^ Муз. - ритм. упражнения

4 мин

16

Спортивные игры

4мин

17

Игры- аттракционы

5мин

18

Психогимнастика

5мин

19

Упр- я на ориент. в простр.

5мин

20

Тренировочные упр-я

5мин

21

Двигательно - оздоровит. В перерывах между занятиями (рисует сюжеты картин, разыгрывает этюдники по имитации живописи, явление природы, образы предметов)

3мин

22

Игровые зарядки для коррекции эмоциональной сферы

10мин

23

Народные игры, упр-я для формирования и коррекции осанки и плоскостопия

8мин

24

Силовые упражнения для мальчиков





^ 1.7 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

в группе 4-х - 5-ти лет

Направленность физического воспитания


Средства

Ожидаемые результаты

1

2

Образовательная направленность

Закаливание

^ Знания:

- эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода).

Умения:

- самостоятельно применять простейшие процедуры.

Массаж (самомассаж)

Знания:

- как производить движения по току крови;

- не массажировать лимфатические узлы.

Умения:

- владеть простейшими приемами самомассажа (поглаживание, разминание, растирание, потряхивание)

Упражнения, способствующие:

- формированию осанки;

- профилактике плоскостопия;

- развитию органов

дыхания;

- развитию опорно-

двигательного аппарата.

^ Знания:

- о правильной осанке;

- средствах формирования правильной осанки.

Умения:

- выполнять упражнения на формирование осанки;

- контролировать правильную осанку.

^ Знания:

- о правильном развитии стопы, средств формирования правильной стопы.

Умения:

- выполнять упражнения;

- контролировать постановку

стопы при ходьбе.

^ Знания:

-о правильном дыхании.

Умения:

- тренировать правильное дыхание.

Знания:

- об управлении своим двигательным аппаратом.

Умения:

- выполнять упражнения на развитие движений всех частей тела.

^ Оздоровительная направленность

Закаливание

- повышение защитных сил организма к воздействию неблагоприятных метеорологических факторов;

- улучшение обмена веществ;

- укрепление иммунной системы организма;

- благотворное воздействие на сердечно- сосудистую систему

Массаж (самомассаж)

- улучшение подвижности связочного аппарата;

- ускорение циркуляции крови и лимфы;

- влияние на обменные процессы;

- побуждение к активности;

- профилактика заболеваний

Упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата

- приобретение стойких структурных основ осанки;

- предотвращение дефектов осанки;

- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;

- предупреждение нарушений осанки;

- стимулирование роста костей, мышц и связок.

Элементы музыкотерапия

- развитие и укрепление дыхательной системы;

-тренировка мышцы гортани, голосовые связки;

- расширение звукового диапазона голоса, улучшение тембра, влияние

на интонационную выразительность.

Упражнения на развитие физических качеств

- развитие всех мышечных групп;

- предупреждение изменений мышечной напряженности;

- совершенствование функций вестибулярного аппарата;

- противостояние утомлению.

Упражнении, способствующие психическому развитию

- развитие уравновешенности, подвижности нервной системы;

- изменение нервных процессов возбуждения и торможения

^ Воспитательная направленность

Закаливание

- положительное влияние на психо-эмоциональную сферу ребенка

Массаж (самомассаж)

- оказание тонизирующего влияния на центральную нервную систему

Упражнения на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата

- умение держаться свободно, естественно, красиво;

- побуждение к физическому самосовершенствованию;

- развитие организованности, дисциплины.

Упражнения на развитие физических качеств и двигательных способностей

- умение преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества, снижать эмоционально-психическую напряженность;

- умение своевременно находить и принимать обдуманные решения;

- способность экономно и рационально выполнять двигательные действия

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

- проявление нравственных качеств в различных ситуациях;

- умение сосредоточиваться на длительное время



^ Работа с родителями по программе «Расту здоровым»

Родительское собрание

Цель:

- повышение педагогических знаний родителей в воспитании у детей здорового образа жизни.

План

  1. Дискуссия «Растем здоровыми»

  2. Практические рекомендации по обретению родителями валеологических знаний, профилактических умений и навыков.

  3. Тренинг по коррекции родительских установок по оздоровлению детей в семье.

  4. Анкетирование.


Консультация

Цель:

- оказание индивидуальной помощи по запросам родителей в физическом развитии детей.

План

  1. Обсуждение проблем.

  2. Обучение дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

  3. Правила организации режима дня.

  4. Игры и упражнения на развитие выносливости организма

Круглый стол

Цель:

- совершенствование двигательной активности детей;

- предупреждение травм и несчастных случаев.

План

  1. Уроки здоровья «Движение – жизнь», «Быстрые, ловкие, умелые», «Красота это здоровье».

  2. Сюжетные развлечения, направленные на формирование положительных привычек.

  3. Выставки рисунков детей и родителей.

День открытых дверей (январь - февраль)

Цель:

- повысить педагогическую культуру родителей;

- привлечь родителей к активному участию в решении организационных задач по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, определить единые подходы в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.

План

1. Подготовить ширмы с наглядной агитацией:

«Активный отдых»

2. Спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья».

3. Открытые физкультурно-оздоровительные занятия совместно с родителями.

4. Консультации педиатра, педагога-психолога, учителя-логопеда

Методические рекомендации родителям:

  1. Формируйте у детей положительное отношение к своему здоровью. Помните, что ваше отношение к собственному здоровью влияет на отношение к здоровью у ребенка!

  2. Начинайте каждый новый день с утренней зарядки, проводите различные средства закаливания, выполняйте правила личной гигиены.

  3. Используйте опосредованное воздействие на ребенка, организовывайте игры, рассказывайте стихи, потешки, читайте книги о здоровье.

  4. Формируйте у детей навыки безопасного поведения в социуме.

  5. Употребляйте формулы приветствия, прощания, благодарности в соответствии с нормами этикета.

  6. Воспитывайте у детей чувство долга, ответственности, человечности.

  7. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми в семье.


Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателем, но и родителем, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания (выпуск стенгазеты «Моя семья»).

  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

  3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включают:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития;

- целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое, социальное, нравственное здоровье детей;

- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);

- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Для реализации этих задач широко используются:

- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в разработках практических рекомендаций по воспитанию детей в семье:

- консультации;

- устные журналы и дискуссии с участием педагога-психолога, учителя-логопеда, медиков, инструктора по физической культуре, а также родителей с опытом семейного воспитания;

- семинары-практикумы;

- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на спортивной площадке, закаливающих оздоровительных технологий;

- совместные физкультурные развлечения, досуги, праздники.

^ 1.8. Особенности осуществления образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет
Климатические особенности региона

В Рабочей программе воспитателя учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится город Нижневартовск – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период когда закладывается фундамент его здоровья, физического и психического развития. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Известно, что современные дети, особенно проживающие в суровых условиях западной Сибири, в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, что приводит к серьезным функциональным нарушениям различных органов и систем организма.

Сохранение здоровья детей, проживающих в условиях западной Сибири, является одной из актуальных проблем современной медицины и педагогики. Экстремальные климатические условия влияют не только на состояние здоровья, но и способствует созданию иной модели, образа жизни с собственным ритмом, привычками и особенностями. Эти особенности необходимо учитывать при организации жизни детей в ДОУ.

Прежде всего, к ним относятся: смещение «пика работоспособности» на более позднее время; трудности двойной адаптации (к климатическим особенностям региона после отпуска и к условиям детского сада одновременно); негативное влияние природных факторов на организм ребенка; существенное снижение общей работоспособности в критические периоды года (актированные дни, низкая температура воздуха С - 40 и более); короткий световой день в осеннее – зимний период, нехватка кислорода; длительное пребывание в закрытом помещении и непродолжительные прогулки на воздухе.

Проблему снижения общей работоспособности в критические периоды года воспитатель решает совместно с родителями, используя разные формы работы:

- индивидуальные беседы-консультации;

- консультации для родителей в рубриках: «Босиком от простуды и других болезней», «Ребенок идет на прогулку», «Витамины» «Зимний огород на окне»

- родительские собрания;

- дни открытых дверей.

При организации жизни детей в группе, кроме основных принципов построения режима учитываются особенности конкретного сезонного периода года и их влияние на: состояние, и функционирование органов и систем организма ребенка; уровень общей работоспособности; возникновение естественных движений. В зависимости от погодных условий и расположенности площадки детского сада разработан график прогулок с учетом зависимости продолжительности прогулок от температурного режима.

Известно, что условия нашей климатической зоны накладывают свой отпечаток и на психологическое развитие детей. На них влияют резкие перепады атмосферного давления, длительное пребывание при искусственном освещении, высокая влажность воздуха, сильные и частые ветра, длительная и жесткая зима с очень низкими температурами, дождливое и недостаточно теплое лето с заморозками, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни. У значительной части детей выявляются нарушения познавательной деятельности, существенное отставание в развитии, признаки психоэмоционального неблагополучия и своеобразие формирования познавательной деятельности.

Для решения данных проблем, побуждаем детей к совместной познавательно - экспериментальной деятельности не только в группе, но и во время прогулок на веранде, на участке ДОУ, используя игровую мотивацию, которая подвигает детей к деятельности, пробуждая у них интерес к познанию, используются: сюрпризные моменты, индивидуальный подход, учет интересов, особенностей, мнение родителей (законных представителей) воспитанников, что позволяет отслеживать психоэмоциональное состояние каждого ребёнка в период особых климатических условий.

В группе используются комплексы мероприятий, обеспечивающие полноценное развитие детей, с учетом преодоления деприваций во время организации учебно-воспитательного процесса: используются комплексы мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие детей: рационально организуется учебно-воспитательный процесс, учитываются возрастные и гигиенические регламенты непосредственной образовательной деятельности (длительность, количество, нагрузка, чередование разных видов деятельности); систематически проводятся физкультминутки, релаксационные и динамические паузы; непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой, непринужденной обстановке, с временным пребыванием на занятии по желанию ребенка; во взаимоотношениях с детьми осуществляется личностно-ориентированный подход, исходя из интересов и способностей детей; большое внимание уделяется эмоциональному комфорту (создаются ситуации успешности на занятиях); учитывается гендерное воспитание детей, используются игровые нетрадиционные методы, обеспечивающие гигиену нервной системы, психологическое, физическое, нравственное здоровье.

Так как у детей нашего округа контакт с окружающим миром затруднен, что мешает накоплению житейских понятий, расширению кругозора детей, им дается возможность самостоятельной организации разнообразной деятельности: знакомство с экологическими представлениями, овладение способами познавательной деятельности, проявление гуманного отношения в объектам природы, изучение краеведения, формирование представления о мире, красоте окружающей природы родного края.

Так же для преодоления сенсорной депривации в условиях Сибири, где дети лишены возможности познавать окружающий мир с помощью тактильного восприятия, используются в работе схемы, таблицы, иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды; знакомство с основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным, зависимость неживой и живой природы от климатических условий.

Из-за специфических природных условий, основной задачей программы является «Сохранение и укрепление здоровья детей». Для этого проводятся мероприятия:

- прогулки с детьми;

- утренняя гимнастика, динамически паузы, физкультурные минутки;

- виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная мини тренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, коррекционная, подвижные игры, двигательный оздоровительный бег;

- активный отдых: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы;

- индивидуальная работа с детьми, имеющими различного рода отклонения в состоянии здоровья;

- спортивные и подвижные игры (зимой – катание на санках, ходьба на лыжах; в теплый период года – катание на самокате);

- создаются условия для самостоятельной двигательной деятельности детей: поделки из снега – лабиринты, дуги для подлезания, ледовая дорожка, метание в цель, снежные бумы для развития координации движений.

- создана предметно-развивающая среда в группе, которая помогает максимально компенсировать неблагоприятные условия проживания детей в ХМАО, с учетом гендерного воспитания.

В связи с тем, что нынешние дети – это будущее поколение страны, вопросы развития и психологического благополучия дошкольников, проживающих в северных регионах является актуальным.
Социокультурное окружение

Социокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ:

  • МБДОУ ДСКВ №16 находится по адресу: г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова, 5а, строение 1.

  • Благодаря расположению ДОУ в «спальном» районе г.Нижневартовска, на территории детского сада создана массивная растительность: большое количество кустарников, деревьев разных пород - сосен, берез, рябин, осин; цветников. Социокультурные мероприятия в работе с детьми позволяют адаптировать ребенка к социуму и школьному обучению.

  • Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников, газовиков, строителей; в округе проживают малочисленные народы Севера, воспитанников ознакамливают с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси; систематически дети посещают этнографические выставки, музеи, совершают экскурсии по городу, на предприятия нефтяников, в природу (совместно с родителями).


Национально-культурный состав воспитанников группы

При организации образовательного процесса в группе учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями (даже несмотря на то, что процент детей, не относящихся к русскому этносу, среди воспитанников ДОУ, в общем количестве детей, невелик – 10%).

Достаточно хорошо известно, что любая национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры (Л.Г.Богославец, О.И. Давыдова, А.А. Майер). С молоком матери ребенок впитывает в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился. Родной язык является предпосылкой к идентификации личности; уже в утробе матери – у ребенка формируется процесс самопознания. Родной язык несет в себе генетическую программу тысячелетней этнической культуры народов. Игнорирование языка разрушает эту программу, приводит к параличу интеллекта, человеческой и этнической неполноценности.

Учитывая это, педагоги не запрещают детям разговаривать на родном языке; очень внимательно прислушиваются ко всем пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности. Воспитанники, по желанию, охотно повторяют за детьми незнакомые слова и запоминают их смысл, это развивает интеллект детей.

Вместе с тем, в образовательном процессе используется краеведческий материал, иллюстративная серия учебных пособий «Детям об истории Ханты-Мансийского округа-Югра». Проводятся различные мероприятия: развлечения «Дружная семья», «Все мы разные», «Игры разных народов»; досуги совместно с детьми и родителями, экологические проекты: «Медвежий угол», «Лекарственные растения Югры», «Деревья родного края».

Благоприятный микроклимат в группе способствует благополучному, радостному, комфортному пребыванию детей в детском саду, что положительно сказывается на психическое, физическое, нравственное здоровье воспитанников.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Мбдоу, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Образовательная программа мдоудетский сад «Теремок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconПояснительная записка Общеобразовательная программа мкдоу «Улыбка»
Общеобразовательная программа мкдоу «Улыбка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 года до 7 лет с учетом их...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconПояснительная записка. I возрастные и индивидуальные особенности...
Ечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconЕ. Р. Петренко Согласованно: председатель
Программа предназначена для всестороннего развития детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей,...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования в...
Татарстан обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6года до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconОсновная общеобразовательная программа мдоу «Северный детский сад...
Общеобразовательная программа мдоу «Северный детский сад «Василёк» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа дошкольного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Арский детский сад №3» Арского муниципального района рт (далее...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconПриказ № от
Рабочая программа воспитания и обучения детей старшей группы (от 5 до 6 лет) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном...

Рабочая программа воспитателя обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. iconПоложение о смотре-конкурсе
Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница