«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи»




Скачать 286.1 Kb.
Название«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи»
страница1/3
Дата публикации09.06.2014
Размер286.1 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3
Управление образования администрации Ленинского района

в городе Красноярске
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 166 комбинированного вида»


Методическая разработка

« Вежливости открываются все двери».
сборник сценариев развлечений

для работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

Омельченко Елена Петровна

Место работы: МБДОУ №166

Должность: воспитатель коррекционной группы

Квалификационная категория: высшая

Контактный телефон: 2669095


2013 год
Аннотация
Овладение речью ребенком неразрывно связано с развитием коммуникативных умений и освоением речевого этикета. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной.

Данная методическая разработка содержит сценарии речевых развлечений в логопедических группах детского сада, на которых дети усвоят и научатся соблюдать социально-этические нормы и правила речевого поведения.

Методическая разработка может быть использована воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами.

Введение
Методическая разработка создана в контексте реализации педагогической инициативы по теме «Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе. Недостатки речи у детей логопатов проявляются в бедности словаря, построении фразы, недоразвитие связной речи. Однако важнейшее место в общей картине недоразвития речи таких детей занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи является генетически более ранней, и именно она служит основой для становления других речевых функций. Зная эти особенности, для выявления возможности использования этикетных формул, владения установками и стратегиями речевого поведения было проведено исследование. Дошкольникам логопедической группы был предложен опросник, содержащий типовые ситуации общения.

Результаты экспериментального исследования показали следующее: у 85 % детей недостаточное усвоение социально – этических норм речевого поведения, плохое владение коммуникативными установками. Они не могли подобрать модели и стратегии речевого поведения, соответствующие типовой ситуации общения в разнообразных реальных ситуациях, что указывает на несформированность коммуникативной компетенции.

Поэтому проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. И чем раньше будет начато воспитание культуры речевого поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально – этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Это определило цель дальнейшей работы по теме «Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи».

^ Цель: Формирование коммуникативной культуры у старших дошкольников с недостатком речевого развития.

Задачи:

  • Формирование у детей коммуникативной компетенции.

  • Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и не вербального общения.

  • Познакомить с набором устойчивых стереотипов в ситуациях( приветствие, прощание, просьба и т. д.).

  • Формировать качества необходимые для общения( симпатия, открытость, доброжелательность).

  • Формировать умение слушать и слышать собеседника.

  • Развивать чувство эмпатии и уверенности в себе.



^ Основная часть методической разработки
Методическое обоснование темы
Коррекционную работу по формированию представлений об этических нормах и правилах речевого поведения, у детей с общим недоразвитием речи, целесообразно строить по принципу включения моделируемых проблемных ситуаций общения (в магазине, транспорте, поликлинике, на улице, дома) в образовательную область «Коммуникация» .

Полезно использовать игры – инсценировки этического содержания по сюжетам конкретных жизненных ситуаций, возникающих при общении детей в группе. При этом педагоги выполняют роль отрицательных персонажей, которые разговаривают так, как не следует. Например, моделируется ситуация в магазине, где в роли грубого и недовольного продавца выступает педагог, а в роли доброжелательных покупателей – дети. Детям предлагается обсудить ситуацию и характер общения персонажей. Затем ситуация разыгрывается снова, но в роли положительного персонажа, то есть продавца, умеющего уважительно и вежливо разговаривать, выступает по желанию один из детей.

Данная коррекционно-педагогическая работа позволит дошкольникам овладеть положительными формами взаимоотношений и общения с людьми. Ввести в активный словарь определенный набор этикетных формул, сформировать умение использовать этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем говоришь, с какой целью и в каких условиях) и, следовательно, усвоить и соблюдать социально-этические нормы и правила речевого поведения.

Педагог должен поощрять любые попытки детей о чем-то спросить, сообщить взрослому. В процессе режимных моментов постоянно побуждать ребят обращаться за помощью, советом к взрослому, товарищу («Скажи «спасибо», «Попроси Алешу, чтобы он тебе помог», «Расскажи ребятам о том, что ты видел» и т. д.)

При организации непосредственно образовательной деятельности

«Познавательно-речевого», «Художественно-эстетического» направления нужно также обращать внимание на активизацию речевого общения и умение детей слушать; ставить ребят в условия, побуждающие их что-то сказать, спросить, сообщить друг другу. Необходимо следить и за тем, чтобы такое общение было результативным, то есть после него начиналась игра, оказывалась необходимая помощь и т. д. Следует учить детей анализировать свою работу, работы товарищей, отвечать на вопросы предложениями, а через некоторое время – составлять небольшой рассказ по рисунку.

Планировать все формы совместной деятельности педагога с детьми нужно таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования потребности в общении.

Следующим этапом в развитии речевой активности и связной речи является беседа – диалог нескольких собеседников, ведущая роль в котором принадлежит педагогу. Он придумывает вопросы, моделирует ответы, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов.

Чем выше самостоятельность и речевая активность ребенка, тем выше уровень развития диалогической речи и возможность качественного развития монологической речи. Проведение полноценной беседы, свободного диалога возможны только в конце второго, начале третьего года обучения. Сформированность диалогической речи является базой для овладения связной речью, умением составлять рассказы.

Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально- этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней.

По мере накопления программного материала можно закреплять его в необычной форме – в виде развлечения. Речевые праздники, развлечения один из актуальных видов работы дошкольных логопедических групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятия.

^ Методические рекомендации по проведению мероприятий
На основе обобщения имеющегося в литературе опыта и собственных положительных наработок автор наметил интересные формы воспитательного и образовательного воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции.

Структуру развлечения разрабатывают с учетом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропадал интерес.

Развлечение – это торжество, объединяющее детей общностью переживаний, эмоциональностью. К этому мероприятию готовятся все: дети, родители, педагоги. Украшается зал или группа, дети приходят нарядные, приглашаются гости. Материал сценария носит характер развивающего воспитывающего обучения. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами (письмо с просьбой о помощи, неожиданная телеграмма, сюрпризная коробка, и т. д.). Присутствие сказочных персонажей, например, Мальвины, Буратино, кота Леопольда, старушки Шапокляк вызывает у детей большой интерес, усиливает зрелищность и театральность мероприятия.

У каждого сценария развлечения есть тема, сюжет, предлагающий роли для детей и для взрослых. К участию в играх следует привлекать родителей, чтобы они не были пассивными зрителями. Каждый ребенок радуется, если его мама становится участницей игры, переживает за нее, гордится.

Начало развлечения – это завязка. Например, развлечение «Волшебные слова» начинается с появления Феи Вежливости. Далее идет основное развитие действия (Фея беседует о вежливых словах, проводит игры, инсценирует ситуации со сказочными героями) и концовка – финал развлечения (сказочные герои дарят детям новую игру).

Педагог должен учитывать и то, что дети с речевой патологией отличаются повышенной утомляемостью; в работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания, проводить физкультминутки.

Подарки любят все, поэтому и для речевого развлечения нужно придумать подарки, по возможности связанные с его темой. Это могут быть медальки – призы, звездочки, новая игра. Но следует помнить, что награда, приз за выполненные действия, должна выступать как побуждающий фактор для более интенсивной и точной деятельности, а не быть решающим моментом, из-за которого дети выполняют данное задание.

Воспитательное значение речевых развлечений очень велико. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие моменты, как правило, исчезают препятствия, мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно; исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок легко, без принуждения добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами, настойчиво добивается лучшего результата.


^ План-конспект мероприятий
Цель: Разработать технологию педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в развитии их коммуникативной культуры в культурно досуговом пространстве логопедической группы
^ Образовательные области: основная – «Коммуникация»;

интегрируемые - «Социализация»,

«Художественное слово».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, культурно - досуговая, музыкально-художественная.
^ Формы работы с детьми: развлечения, игры, чтение и обсуждение ситуаций, инсценирование и драматизация, танцы, показ взрослым танцевальных музыкально-ритмических движений.
^ Дидактический материал: «Правила этикета» (книга с картинками); кубик «Настроение»; картинки с игровыми ситуациями ; игра «Уроки вежливости»; набор картинок «Правила дружбы».
^ Планируемый результат:

  • Коммуникативная и игровая активность ребенка, преодоление личностных проблем развития, становление интересов, потребностей, отношений ребенка.

  • Повышение нравственных ценностей, правил, ролевых позиций.

  • Проявление нравственных ценностей и норм поведения.


^ Сценарий развлечений

Развлечение «Слова приветствия».

(старшая группа)
Задачи: Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия. Продолжать учить использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия. Познакомить со словосочетаниями, используемыми при обращении к кому-либо, при приветствии и прощании. Воспитывать у детей уважение к взрослым.

Оборудование: аудиозапись к мультфильму «Чебурашка», «Правила этикета» (книга с картинками).

^ Ход работы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о двух очень важных и нужных для человека словах: «здравствуйте» и «до свидания». Представьте себе, что вы идете с папой, мамой или бабушкой на прогулку и встречаете знакомого человека.

- Что нужно сделать, поравнявшись с ним? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Нужно поздороваться!

Воспитатель: А как лучше поздороваться? (ответы детей)

Воспитатель: Лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко и ясно сказать: «Здравствуйте!»

«Здравствуйте» – хорошее доброе слово! Ведь сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли - в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или поликлинику, - везде первым делом нужно сказать вежливое слово: «Здравствуйте!». Недаром, одно из правил вежливости гласит: «Всюду сначала поздоровайся». Так приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья! Давайте и мы поздороваемся друг с другом.
^ Игра «Путаница»

Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого ребенка. Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом. Каждый ребенок по-своему произносит приветствие тому человеку, за кого он взялся правой рукой.

Воспитатель: Когда вы уходите из дома, детского сада, кабинета врача или расстаетесь со знакомыми, не забудьте сказать другое вежливое слово «До свидания!». Это означает, что встреча была для вас приятной, и вы надеетесь на скорое свидание с этими людьми.

^ Сюрпризный момент (звучит музыка из мультфильма «Чебурашка»)

Неожиданно в гости к ребята приходит Старуха Шапокляк.

Старуха Шапокляк: Сколько здесь ребятишек! Девчонок и мальчишек. Лариска ну-ка, покусай их всех.

(достает из сумочки игрушку крысу, пытается напугать детей).

Воспитатель: Как тебе не стыдно Шапокляк? Прибежала, детей напугала, даже не поздоровалась.

^ Старуха Шапокляк: Я здороваться то и не умею. Поэтому со мной крокодил Гена и Чебурашка не дружат. А мне так хочется с ними подружиться.

Воспитатель: Ребята, давайте научим нашу гостью вежливым словам приветствиям. А также, в каких ситуациях их надо говорить.
^ Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.

  • Утро. Вы идете в детский сад. По дороге встретили своих одногруппников. Как вы поздороваетесь с ними?

  • Вы вошли в детский сад. Увидели воспитателя, няню. Кто должен поздороваться первым? Как вы будете их приветствовать?

  • Вечер. Мама и папа приходят с работы. Как вы их будете приветствовать? Какие слова помогут показать, что вы рады их видеть? (ответы детей и Шапокляк).

Воспитатель: Дорогая Шапокляк, чтобы ты лучше запомнила слова приветствия, мы предлагаем тебе поиграть с нами в игру.
^ Игра «Доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …

(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …

(добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем дружно мы …

(спасибо).

Ребенок вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…

(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим …

(простите, пожалуйста).

И во Франции и в Германии

На прощание говорят…

(до свидания).

Шапокляк: Я все поняла. Кто правила тона хорошего знает, то тот одиноким и злым не бывает. Спасибо вам дорогие ребята за науку. Но я тоже в долгу не останусь. И у меня кое-что найдется для вас. Это моя самая любимая песенка, «Голубой вагон».

(дети вместе с Шапокляк слушают аудиозапись и подпевают).

Дети дарят гостье «Правила этикета» (книга с картинками)

  • Всюду сначала здоровайтесь.

  • Человеку, с которым вы здороваетесь, надо смотреть в глаза дружелюбно и приветливо.

  • Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно.

  • Первым кланяется мужчина женщине, младший старшему, проходящий стоящему.

  • Входящий первым здоровается с присутствующими.

  • Приходя в гости, прежде всего, здороваются с хозяйкой дома, затем с хозяином, потом с остальными.

  • Здороваясь или знакомясь, старший первым протягивает руку младшему, а женщина - мужчине.

Шапокляк благодарит детей и уходит.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconРабочая программа по аппликации реализует образовательную область «Художественное творчество»
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи «Воспитание и обучение...

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconМетодические рекомендации обучение дошкольников формулам речевого...
Основы культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета)

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» icon«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №268» Октябрьского района городского округа город Уфа...

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconПреодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,...

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconМетодические рекомендации по формированию образных средств языка...
Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconСодержание
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991....

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconКонкурса для детей и родителей по теме «Моя буква Азбуки»
Цель проведения: повышение внимания педагогов и родителей к логопедической работе, организация комплексного подхода в коррекции речи...

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconОтмечаемое исследователями увеличение численности детей с нарушениями...
А также определение путей повышения эффективности коррекционного воздействия, с целью подготовки детей данной категории к школьному...

«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница