Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла




Скачать 53.08 Kb.
НазваниеПоэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла
Дата публикации31.05.2014
Размер53.08 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла

В молчанье твоего ухода Упрек невысказанный есть.

Б. Пастернак

Беспощадна не была никогда, но всегда - беззащитна.

М. Цветаева Цели:

  1. Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики,
    особенностях лирической героини стихотворений.


  2. Развивать у учащихся умение выразительного чтения стихов, их
    анализа.


  3. На примере творчества Цветаевой воспитывать любовь к Родине.
    Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным
    учениками стихотворениям. Оборудование и реквизит:





  1. «Литературная газета», оформленная учениками.

  2. Эпиграфы (записаны на доске).

  3. Книжная выставка произведений М. Цветаевой под названием «Моим
    стихам, как драгоценным винам, придет и свой черед».


  4. Рефераты учеников, посвященные творчеству поэтов Серебряного
    века.


  5. Видеофильм «Марина Цветаева. Настанет свой черед» (автор
    сценария И. Соболева, режиссер Л. Цуцульковский).


  6. Записи романсов на стихи М. Цветаевой (см. по тексту).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы теста:

  1. Дата рождения Марины Ивановны Цветаевой. (26 сентября 1892 года.)

  2. Место рождения М. Цветаевой. (Город Москва.)

  3. За стихотворение «В раю» М. Цветаева получила литературную премию.
    Какую? (Пушкинская премия.)

  4. Любимый поэт М. Цветаевой. (А. С. Пушкин.)

5. Как называется первый сборник стихов М. Цветаевой? («Вечерний
альбом».)

  1. Где жила Марина Цветаева в эмиграции? (Чехия, Франция.)

  2. В каком году М. Цветаева вернулась в СССР? (В 1939 году.)

  3. Назовите город, принявший М. Цветаеву в эвакуации во время Великой
    Отечественной войны. (Елабуга.)

  4. Дата смерти поэтессы. (31 августа 1941 года.)

Несколько учеников рассказывают биографию М. Цветаевой. 3. Изложение нового материала.

Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Запишем тему урока. В истории русской культуры и поэзии 20 века Марина Цветаева занимает

особое место. Ее поэтическая личность сформировалась в уникальной атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками: Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским - Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. В нашей литературе она оказалась последним великим трагическим романтиком. Творчество Цветаевой необычайно интересно и сложно. Поэтому сейчас мы познакомимся со словами, которые отражают тему внутренних переживаний поэтессы. Словарная работа:

  1. Душа - внутренний мир человека.

  2. Лирический герой - образ поэта в лирике.

  3. Личность - талантливый поэт.

  4. Новелла - рассказ, новое дополнение к известному.

  5. Поэт - автор поэтических произведений.

  6. Судьба - ход жизненных событий.

Учитель. К нашему уроку я подобрала эпиграфы (зачитывает), а учащиеся оформили «Литературную газету», где предлагают вашему вниманию высказывания поэтов о Цветаевой, стихотворения, а также викторину -несколько вопросов. Кто ответит на них - получит отличную оценку.

А сейчас вашему вниманию предлагается хроника жизни Марины Цветаевой. Проследим также, как развивается творчество поэтессы. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Поэзия ее противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости и мелочности. Ее литературный манифест: "Записы­вайте точнее. Нет ничего не важного! Мои стихи - дневник. Моя поэзия -поэзия собственных имен».

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

О своем имени поэтесса рассказывает в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины...». У вас было задание дома выучить это стихотворение Цветаевой.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Учитель. Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Поэт Максимилиан Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов. Ее диапазон поэзии широк - от народных русских сказок и поэм до интимной психологической лирики. Уже в ранних стихах Цветаевой присутствует тема Родины, тема Москвы.

Ученики читают наизусть «Стихи о Москве» (домашнее задание). Анализ стихотворений.

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой.

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой...

К теме души как нельзя лучше подходит стихотворение «Идешь, на меня

похожий...».

^ Ученик читает стихотворение наизусть.

Учитель. Развитие этой темы в стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну...». Мысль о том, что и она исчезнет «с поверхности земли» поэтессе совершенно нестерпима.

Звучит романс М. Таривердиева на стихи М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну...» (в исполнении преподавателя музыки или в записи).

Учитель. Тема любви и тема души тесно связаны между собой. У Цветаевой любовь - страсть, любовь - разрыв.

Однажды муж Цветаевой, Сергей Эфрон, сказал об ее стихах: «Одна голая душа. Даже страшно». Вне любви для Цветаевой значит - вне жизни. Трагическое звучание приобретает у поэтессы тема несостоявшейся любви. Как свежо и современно звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной...»! А ведь написаны стихи в 1915 году.

Звучит романс М. Таривердиева на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной...».

Учитель. Поэты умирают - поэзия остается.

Судьба Цветаевой трагична. В России она жена белого офицера, за границей, в Чехии и Франции, неистовая большевичка. Стихи не печатают. Дочь Ариадна арестована, другая, Ирина, умерла в приюте от голода и тоски. Сын Георгий, Мур - как его звали в семье, пропал без вести в годы Великой Отечественной войны.

Цветаевой завидовали. Цветаеву ненавидели. В Россию она вернулась в июне 1939 года, а через два года будет расстрелян муж.

В начале Отечественной войны Цветаева эвакуировалась в город Чистополь, затем в Елабугу. Нищета, тоска.

Послушайте стихотворение Евгения Евтушенко «Елабужский гвоздь», посвященное Марине Цветаевой. Ученик читает стихотворение наизусть.

^ 4. Просмотр фрагмента видеофильма «Марина Цветаева. Настанет свой черед»,
обсуждение.


Учитель. Читая стихи Марины Цветаевой о ее судьбе, понимаешь, что легко думать о ней нельзя. А забыть ее -вообще невозможно. Обширно, хотя еще и не все собрано, творческое наследие поэтессы.

И сейчас вашему вниманию предлагается обзор книжной выставки произведений М. Цветаевой «Моим стихам, как драгоценным винам, придет и свой черед». Проведет его наш библиотекарь. Выступление библиотекаря.

  1. Подведение итогов. Оценки за урок.

  2. Домашнее задание.

Учитель. Я благодарю учащихся и всех гостей за помощь в организации и проведении открытого урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconУрок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в...

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!»
Марины Ивановны Цветаевой, проанализировать отдельные стихотворения ее любовной лирики; повторить биографию Цветаевой

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconТема: Лирика Марины Цветаевой «Красно кистью рябина зажглась »
...

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconСценарий поэтической гостиной «Памяти Марины Цветаевой»
Сценарий поэтической гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconГермания марины цветаевой
Вся лирика М. Цветаевой ‒ это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность...

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла icon«…Звали меня Мариной…» о личности, судьбе и творчестве Марины Ивановны Цветаевой
Цель: познакомить учащихся с личностью, непростой судьбой и творчеством М. Цветаевой

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconПоэтика границы в лирике марины цветаевой
...

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconВиктория швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»
Цветаевой-Эфрона. В тексте появилось не­сколько новых главок, дополнить книгу которыми я посчитала необходимым

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconЭстетика трансцендентного в творчестве марины цветаевой
Книга предназначена для всех, интересующихся Поэзией М. И. Цветаевой, метафизическими истоками её творчества, своеобразием поэтической...

Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла iconЗав библиотекой Петрова С. Н зав библиотекой
Поводом для этого разговора стал календарь памятных дат в нынешнем году отмечаются юбилеи сразу трех представителей литературы Серебряного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница