Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс




Скачать 390.06 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс
страница1/3
Дата публикации25.05.2014
Размер390.06 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Новокулындинская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотренно

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №

от « »_______ 2013 г.

_________/Н.Н. Толстикова/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/В.В. Бехгольд/

« »________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________/Т.И. Шестенко/
« »________ 2013 г.


^ Рабочая программа

по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

для учащихся 4 классf

на 2013 – 2014 учебный год

Количество часов в год 4 класс: 34 ч.

Количество часов в неделю: 1ч.

Учитель: Малышок Е.А.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

- авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2011.

Считаю необходимым вести данный курс, основанный на вышеуказанной программе, но порядок уроков и их тематику ориентировать на рекомендации автора учебника Кураева А. В. «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы» учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011, т.к. данный модуль имеет свою специфику изложения материала, поэтому авторские указания имеют большое значение для учителя ведущего данный модуль.

Пояснения*

В раздел тематического планирования «Основное содержание по темам я включала дословные выдержки из рекомендаций для учителя самого автора учебника «Основы православной культуры» А. Кураева. Данные выдержки выделены чертой. На мой взгляд, для учителя это необходимый ориентир построения всего урока, что, несомненно, облегчает поиск необходимой дополнительной информации к уроку и задаёт правильный вектор работы на уроке.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2011

  • .Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2011.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

Ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

Единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

^ Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В 2013/2014 учебном году учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.

  • Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению учителя всем классом.

^ Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

^ Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  1. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  2. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  3. формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  4. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  5. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


^ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
    других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
^ Требования к уровню  подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
       знать/понимать: 
       основные понятия религиозных культур; 
       историю возникновения религиозных культур; 
       историю развития различных религиозных культур в истории России; 
       особенности и традиции религий; 
       описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 
       уметь: 
       описывать различные явления религиозных традиций и культур; 
       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 
       излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 
       соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 
       строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; 
       готовить сообщения по выбранным темам.
Учебный модуль «Основы православной культуры»

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание курса с распределением учебных часов по разделам...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconТематическое планирование по курсу «Основы православной культуры...
«Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе (ІV четверть)

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» математике для 4 класса разработана на основе государственного...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconРабочая программа по модулю «Основы светской этики»
«Основы светской этики» из курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена и в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс icon«Моральный долг»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconРабочая учебная программа основы мировых религиозных культур и светской...
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс icon«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconСписок литературы
А. В. Кураева" Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 -5 классы". Методическое пособие (1 часть)...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 класс iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской...
Фгос начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 26. 11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница