В культурно-досуговом учреждении




НазваниеВ культурно-досуговом учреждении
страница1/5
Дата публикации16.05.2014
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
Министерство культуры Свердловской области

Свердловский государственный областной

Дворец народного творчества

«ОСОБЫЙ» РЕБЕНОК

В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Информационно-методические материалы

Екатеринбург

2008

ББК 77. 02


О 72


«ОСОБЫЙ» РЕБЕНОК В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ: Сб. Информационно-методические материалы для специалистов культурно-досуговых учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – Екатеринбург: СГОДНТ, 2008 г., 64 стр.

* * *


Авторы идеи ^ Е.С. Кудряшова,

И.А. Качесова
Составитель И.А. Качесова
Редактор О.И. Перунова
Оформление И.И. Золотова
Ответственная за редакцию И.И. Золотова
Ответственная за выпуск Е.С. Кудряшова


В оформлении сборника использованы рисунки Софьи Бестужевой.
-------------------------------------------------------------------

ã СГОДНТ, 2008 г.

1. ВВЕДЕНИЕ
Проблема инвалидности, прежде всего, детской, с каждым годом встает все острее, количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет, а их адаптация в социокультурную среду оставляет желать лучшего. Свердловская область в этом отношении также не является исключением.

Без всякого сомнения, нужно комплексно решать данную проблему - как со стороны государства, так и со стороны медицины, образования и культуры. Кое-какие меры, естественно, принимаются. В городах созданы специализированные школы различных видов для детей с ограниченными возможностями здоровья, где им оказывается и медицинская помощь, и обучение с учетом их особенностей. Ситуация же с поддержкой инвалидов в сельских местностях, где, случается, закрывают даже общеобразовательные школы, крайне плачевная. Кому нужны там дети-инвалиды? В этой связи, нелишне напомнить, что существуют стандартные правила в их отношении, принятые ООН в 1993 году, которые должны обеспечивать таким детям равные со здоровыми людьми возможности.

Инвалиды, зачастую, вынуждены сами, как умеют, «включаться» в общественную жизнь. Конечно же, им, а особенно детям, нужна значительная помощь в этом процессе, в том числе и со стороны работников культуры. Специалисты культурно-досуговой сферы помогают этим людям, организуя их творческую деятельность, проводя для них праздники, приуроченные к декаде инвалидов, создавая клубы и любительские объединения, развивая их возможности общения, расширяя кругозор, формируя у них определенные знания, умения и навыки.

Однако общеизвестно, что ни в одном российском вузе культуры нет такого спецкурса, обучающего будущих культработников взаимодействию с подобными людьми, помогая им социализироваться. Большинство специалистов культурно-досуговой сферы не знакомы со специальной методологией, несведущи в клинико-психолого-педагогических характеристиках инвалидов разных типов и, соответственно, не владеют методикой работы с ними. В то время как она содействует общественной адаптации данной категории населения через привлечение к игровой и творческой деятельности, поскольку эти виды активности развивают компенсаторные функции организма, постепенно нейтрализуют пассивное, бездеятельное поведение детей с ограниченными возможностями, способствуют их социальной коррекции.

Проблему поддержки детей-инвалидов разные сферы нашего общества - образование, социальная защита, культура - решают изолированно, в отрыве друг от друга, хотя проблема эта для всех общая. И те методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые применяются, к примеру, в образовании, не используют в сфере культуры, в частности, в культурно-досуговых учреждениях, хотя это вполне возможно. Тем более что там катастрофически не хватает специальной литературы, методических рекомендаций этого направления.

Дети-инвалиды нуждаются в индивидуальном подходе, взаимодействие с ними требует использования продуманных форм и целенаправленных методов их реабилитации, чтобы не навредить ни их физическому, ни психическому состоянию. Немаловажную роль при этом играет и понимание клинико-психолого-педагогической картины той группы инвалидов, с которой приходится работать культработникам.

Исходя из этого, Свердловский государственный областной Дворец народного творчества (СГОДНТ) и муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Детская школа искусств №4» (г. Екатеринбург) сделали попытку создания совместного сборника информационно-методических материалов в помощь специалистам, занимающимся с «особыми» детьми.

Вообще же, предполагается выпустить серию информационно-методических материалов для работников культурно-досуговых учреждений Свердловской области. В них будут рассмотрены психолого-педагогические характеристики детей-инвалидов при различных типах заболеваний (при задержке психического развития, детском церебральном параличе, слепо-глухо-немоте и др.) и факторы, влияющие на их развитие. Также будут предложены сценарные и методические материалы по работе с такими категориями детей.

Для первого сборника из задуманной серии ставятся следующие задачи:

  • ознакомить культработников с психологическими, физическими особенностями развития детей, имеющих диагноз «олигофрения»;

      • обратить внимание специалистов культурно-досуговых учреждений на факторы, влияющие на формирование личности детей-олигофренов, с тем чтобы, опираясь на сохраненные у них функции, можно было бы пытаться компенсировать дефекты в развитии, вызванные заболеванием;

      • помочь культработникам некоторыми информационно-методическими и сценарными материалами при работе с детьми-олигофренами.



^ 2. «ОСОБЫЙ» РЕБЕНОК В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

2.1. Информация о работе с инвалидами в культурно-досуговых учреждениях Свердловской области и города Екатеринбурга.
Культурно-досуговые учреждения Свердловской области принимают активное участие в реализации муниципальных комплексных целевых программ по работе с инвалидами, в том числе и с детьми-инвалидами. К этим программам относятся:

- межведомственная программа профилактики инвалидности и комплексной реабилитации, отраслевая программа «Я сам» (Асбестовский городской округ), программа комплексной социальной поддержки инвалидов «От сердца к сердцу» (Серовский городской округ);

- городские программы «Милосердие», «Ветеран» и др. (Кушвинский городской округ);

- муниципальная программа по обеспечению доступной среды для инвалидов «Ревда – город для всех» (городской округ Ревда), здесь организованы костюмированные поздравления с днем рождения на дому в рамках акции «Праздник на дому» для маломобильных детей-инвалидов;

- программа «Помощь инвалидам и престарелым» (городской округ Староуткинск);

- муниципальная программа по реабилитации инвалидов и формирование для них доступной среды жизнедеятельности (Камышловский район);

- программа «Милосердие» (Режевской городской округ) и др.

В ряде муниципальных образований действуют клубные объединения для инвалидов, где они имеют возможность общаться, обсуждать общие проблемы, отмечать праздники, встречаться с интересными людьми. В Красноуральском городском округе это клубы «Мы вместе», «Добрые встречи», «Белая ладья», а в Новолялинском - «Ветеран» и Хозяюшка», «Надежда» в Верхнесалдинском городском округе, «Тонус» и «Киноклуб» в городском округе Ревда и др.

Более двадцати художественных любительских коллективов инвалидов работают в клубных учреждениях Свердловской области. Среди них: ансамбль народной песни «Веселая семейка» в городе Алапаевске, ансамбли «Сударушки», «Русская песня», «Рябинушка» в Новолялинском городском округе, кружок бисероплетения в Волчанском городском округе, два хоровых коллектива в Березовском, три вокальных коллектива в Верхотурском, четыре вокальных коллектива в Верхней Пышме, девять коллективов (хореографических, вокальных, инструментальных, изобразительного и декоративно-прикладного творчества) в Карпинске.

В Волчанском городском округе существует практика проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству с детьми-инвалидами на дому.

В рамках VI областного фестиваля творчества инвалидов «Искусство дарует радость» в Свердловской области прошли районные и городские фестивали с одноименным названием. В их подготовке и проведении принимали активное участие культурно-досуговые учреждения Красноуральского, Верхотурского, Березовского, Шалинского, Пышминского городских округов, Алапаевского муниципального образования, Байкаловского муниципального района.

В четырнадцати муниципальных образованиях в 2006 году состоялись фестивали творчества инвалидов «Мы все можем». Так, в Асбестовском городском округе стало доброй традицией проведение фестивалей и конкурсов «Мы все можем», «Город мастеров», «Белая трость». В Кушвинском городском округе прошел фестиваль «Твори добро», в Тавдинском городском округе – фестиваль творчества детей-инвалидов «Обыкновенное чудо».

В Тавдинском городском округе Управлением культуры и кино совместно с Обществом инвалидов была организована встреча инвалидов-колясочников, осуществляющих пробег по маршруту Екатеринбург-Тавда-Тугулым-Екатеринбург. Для них была подготовлена большая культурная программа с выездом в Герасимовский сельский Дом культуры и музей им. П. Морозова.

Вызывает досаду то, что культурно-досуговые учреждения Свердловской области, обладая хорошим творческим потенциалом для организации работы по социально-культурной реабилитации инвалидов, недостаточно его используют. Так, в отчетах муниципальных органов управления культурой за 2006 год двенадцать муниципальных образований не предоставили информацию по работе в этом направлении, из чего следует, что здесь такая работа вообще не велась и не ведется. Хотя этому есть объективные причины: к сожалению, у подавляющего большинства специалистов культурно-досуговых учреждений нет опыта разработки и реализации проектов и программ по работе с «особыми» людьми, в том числе и с «особыми» детьми.

Свердловский государственный областной Дворец народного творчества (СГОДНТ) пытается нарабатывать опыт в этой области. Он на протяжении ряда лет осуществляет системную деятельность по реализации социально-культурных проектов, направленных на создание условий для творческой реабилитации инвалидов.

В 2001 году был разработан социально-культурный проект «Равные возможности», основными целями которого являлись общественная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их творчества и изменение отношения здоровых людей к инвалидам.

В рамках проекта в 2006 году были организованы и проведены:

  • ^ VI областной фестиваль творчества инвалидов «Искусство дарует радость» (совместно с Министерством социальной защиты населения);

  • выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества с участием инвалидов в рамках областных проектов «Вернисаж» и «Палитра юных» (на базе учреждений культуры города Екатеринбурга);

  • областной фестиваль детского творчества «Зимняя соната» (в рамках декады инвалидов);

  • благотворительные концерты художественных коллективов Свердловского государственного областного Дворца народного творчества;

  • долгосрочные курсы повышения квалификации для специалистов, занимающихся с инвалидами;

  • создан Интернет-клуб «Равные возможности».


На своей базе Свердловский государственный областной Дворец народного творчества совместно с автономной некоммерческой организацией «Институт социально-педагогических инноваций и образования» организовал школу дефектологической педагогики и социальной терапии. Курсы в этой школе проводятся на платной основе, но для специалистов культурно-досуговых учреждений Свердловской области обучение ведется за счет бюджета. В рамках школы организуются семинары по арт-терапии с привлечением педагогов из Англии и Германии. Таким образом, СГОДНТ, как областная методическая структура, старается решить проблему дефицита работников со специальными знаниями по социальной реабилитации инвалидов в культурно-досуговых учреждениях Свердловской области.

С этой же целью на сайте СГОДНТ начал работу Интернет-клуб «Равные возможности» для инвалидов, который призван стать средством вовлечения людей с ограниченными возможностями в более активную социально-культурную жизнь.

Усилия специалистов СГОДНТ и в дальнейшем будут направлены на включение инвалидов в общество, а также на изменение мировоззрения здоровых людей по отношению к инвалидам – реализуется это с помощью организации их совместной творческой деятельности в общих мероприятиях.

В рамках проекта «Равные возможности» на 2007 год, среди прочего, запланировано:

  • передвижное социально-творческое объединение «Вы тоже сможете» (мастер-классы, благотворительные концерты, благотворительные акции и т.п.);

  • школа лечебной педагогики и социальной терапии для обучения специалистов культурно-досуговых учреждений (совместно с Институтом социально-педагогических инноваций и образования - 4 сессии – 144 часа).


2.2.Методологические начала работы детьми - олигофренами.

2.2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с диагнозом «олигофрения».
Сначала определимся с понятиями. «Особыми» детьми мы называем умственно отсталых детей с диагнозом «олигофрения».

По степени тяжести нарушения интеллектуальной деятельности и, соответственно, по способностям эти дети делятся на три группы: дебилы, имбецилы и идиоты. Дети-олигофрены в степени дебильности признаются способными к обучению, воспитанию, но в специальных заведениях. С ними вполне могут работать и специалисты культурно-досуговых учреждений, поскольку дебильностьнаиболее легкая степень умственной отсталости. Дети-олигофрены в степени имбецильности мало способны к обучению, но некоторые из них в состоянии овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены степени идиотии считаются неспособными к труду и обучению.

Так как специалисты культурно-досуговых учреждений могут работать лишь с «особыми» детьми в степени дебильности, рассмотрим эту категорию подробнее, на других же категориях детей-олигофренов останавливаться не будем.

Здесь мы разберем лишь те моменты клинико-психолого-педагогической характеристики детей-олигофренов (в степени дебильности), которые необходимо знать культработнику, занимающемуся с этими детьми. Клинико-психолого-педагогическая картина особенностей таких детей складывается из описания их физического и психического статуса. Сначала обратимся к общему описанию их физического состояния.

Физическое состояние. При легких формах олигофрении заметных изменений в физическом состоянии больных может не отмечаться, и они могут на первый взгляд показаться обычными, «нормальными» детьми. Обращает на себя внимание лишь общая физическая ослабленность. Признаки физического недоразвития регистрируются только при более тяжелых поражениях мозга.

При легких формах наблюдается патология со стороны внутренних органов – нередки врожденные пороки сердца и другие изъяны сердечно-сосудистой системы, а также изменения со стороны желудочно-кишечного тракта, возможны дефекты развития органов дыхания, аномалии
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В культурно-досуговом учреждении iconОрганизация праздников и мероприятий в дошкольном образовательном учреждении
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей предполагает решение педагогом следующих задач

В культурно-досуговом учреждении iconИнформационный отчет о состоянии культурно-досуговой (клубно й) сферы...
Работа в новых организационно-правовых формах казенное, бюджетное, автономное культурно-досуговое учреждение (плюсы, минусы)

В культурно-досуговом учреждении iconПриглашаем принять участие в Х межвузовской научно-практической
Культурно-историческая психология и образование Секция: Культурно-исторический подход в решении проблем обучения и развития детей...

В культурно-досуговом учреждении iconСодержани е введение глава теоретическое исследование работы социального...
Принципы культурно-досуговой деятельности и их особенности

В культурно-досуговом учреждении icon«социально-культурная деятельность (по видам)» / вид «Организация...
Разработка и реализация социально-культурных программ, организация и постановка культурно-массовых мероприятий, театрализованных...

В культурно-досуговом учреждении iconНовости нашей школы
Сельском досуговом центре. В этом году наша школа выпустила 6 обучающихся. Одна из выпускниц, Мурзина Татьяна Георгиевна, окончила...

В культурно-досуговом учреждении iconИспользование ассоциативного метода при исследовании и семантизации...
Взаимосвязь языка и культуры в последнее время не вызывает сомнения у ученых, поэтому особое внимание уделяется изучению лексике...

В культурно-досуговом учреждении iconКультурно-образовательной среды гимназии
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта цио пггпу «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в...

В культурно-досуговом учреждении iconОбщероссийская культурно-образовательная программа для педагогов и школьников
Университета, Российского государственного педагогического Университета им. А. И. Герцена проводят Общероссийскую культурно-образовательную...

В культурно-досуговом учреждении icon«День здоровья и спорта» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Уточнять знания детей о здоровом образе жизни (режим, питание, утренняя зарядка, прогулки, закаливание, культурно-гигиенические...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница