Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель




Скачать 177.08 Kb.
НазваниеОпубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель
Дата публикации14.06.2013
Размер177.08 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб. ст. Вып. 19. – М.:Гос. музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16.
Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н.
Музей и посетитель.

Осуществление социокультурной миссии музея обеспечивается эффективностью его взаимодействия с посетителем. Осмысление этой идеи составляет широкий спектр проблем как теоретического, так и прикладного музееведения, а также других наук: культурологии, психологии, социологии, педагогики, менеджмента. В рамках данной статьи мы не ставим целью осветить все вопросы, связанные с проблемами взаимодействия музея с посетителем. Наше внимание сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта музея с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности по отношению к посетителю.

Музеи в современном мире имеют высокий социальный статус и высокий спрос на результаты своей деятельности. 1970-80ые годы стали временем радикальных перемен в музейной работе, что выразилось в значительном росте их численности, многообразия и популярности, а также в расширении аудитории музеев. Причинами их расцвета стали следующие факторы:

- возрастающие потребности общества в исторической и естественнонаучной информации, а также в ее разноообразной культурологической интерпретации;

- появление новых типов музеев и модернизация старых;

- смещение акцентов в образовательной деятельности музеев: с распространения знаний в сторону формирования взглядов, оценок, развития творческих способностей личности.

В меняющихся исторических и социальных условиях музеи, продолжая оставаться хранителями культурного наследия, переживают серьезные трансформации, превращаясь в систему, все более открытую обществу, ориентированную на удовлетворение его запросов своими коллекциями и исследованиями. В течение многих десятилетий развитие музеев мыслилось как совершенствование сложившихся видов и форм их деятельности. Сегодня очевидны перемены в традиционной структуре музейной работы. Музеи осознают необходимость выхода в окружающую среду, предпринимают попытки начать ее освоение. Преодолевая консерватизм, российские музеи, как столичные, так и провинциальные, активно устанавливают связи с различными институтами общественной жизни, расширяя свое пространство как в прямом смысле: выходя за стены музейного здания, организуя выставки и экспозиции, так и в переносном смысле, распространяя накопленный ими колоссальный культурно-образовательный потенциал.

Создавая свой новый имидж, музеи пересматривают и содержание работы, стремясь соответствовать потребностям современного человека. Все чаще они приобретают черты культурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи – образовательно-воспитательные и развлекательно-рекреационные.

Информационные и экспрессивные возможности воздействия музейных предметов на посетителей, а также познавательные и культурные запросы общества к музею обуславливают выполнение его образовательной миссии. Ее специфика заключается в том, что, музей не только аккумулирует историко-культурный опыт, но и транслирует его. Особенность музейной формы передачи информации состоит в том, что музейная экспозиция как модель действительности через конкретные музейные предметы передает не просто факты, но суждения, представления и отношения к ним. Современный уровень развития экспозиции как основной формы взаимодействия с посетителем определяет необходимость разработки новых, наиболее эффективных подходов к ее совершенствованию, которые проявляются:

- в изменении методологии экспозиции, основанной на так называемом концептуальном подходе или "сценарии", предполагающем разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала. Некоторые авторы называют такой подход "театрализацией экспозиции", так как в основу положен драматургически осмысленный визуально-пространственный текст. Например, такой принцип реализован при создании музея В. Маяковского в Москве и музея М. Зощенко в Петербурге.

– в активном использовании в экспозиции аудиовизуальных средств, что является способом усиления эмоционального воздействия, помогающего современному человеку, в обыденную жизнь которого подобные средства активно включены и привычны, адаптироваться в историко-культурном пространстве музея, понять его многозначную сущность. Световое оформление, звуковые эффекты, полиэкран, видеокадры, мониторы активно используются многими музеями (музей Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Дарвиновский музей, музей Космонавтики, музей Великой Отечественной войны в Москве, в музее Жанны Д’ Арк в Руане и др.);

– в ансамблевом показе музейных предметов, основанном на представлении музейных предметов в их естественной "жизненной" взаимосвязи. Уход от демонстрации плоскостного материала усиливает воздействие экспозиции, помогает "прочтению" ее без дополнительных словесных "переводов". Эта тенденция реализуется как в создании новых музеев, так и в организации выставок. В качестве примера могут быть приведены выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», организованные Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.

Ключевое понятие в деятельности музеев сегодня – контакты, которые осуществляются по следующим направлениям: информирование, обучение, развитие творчества, общение, досуг. Подобное выделение, как и любая классификация предметов и явлений, является в достаточной степени условной, однако предпринято нами в целях более четкого уяснения возможностей презентации музейной информации, а также определения тесной взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей. Сами направления изменчивы, подвижны, зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Например, досуг в музее тесно связан с общением или развитием творчества, а информирование иногда бывает невозможно без общения.

Безусловно, взаимодействие музея и посетителя осуществляется и в других направлениях, причем их выбор может быть предопределен политическими, идеологическими, экономическими и культурными факторами, определяющими развитие музея в целом. В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали одни направления, и отходили на второй план или были вовсе преданы забвению другие.

Следует отметить, что информирование предполагает первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности. На уровне первого контакта посетителя с музеем информация должна быть тщательно отобранной, не перегруженной фактами и деталями, а также максимально экспрессивной. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности, зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией. Информирование осуществляется через различные каналы: этикетки, путеводители, реклама, с помощью таких традиционных форм, как лекция, консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий обеспечивает внедрение новых способов информирования в музее, например, с помощью специального информационного центра. Создание подобных центров входит в практику музеев многих стран. Информационное обслуживание с помощью компьютеров включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям, начиная от прекрасного качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, до использования информационных станций (киосков), установленных в холле или в залах музея с подключением в INTERNET. Например, такие информационные киоски имеются в крупных музеях мира: Лувр, Государственный Эрмитаж, Государcтвенный Русский музей, Музей Метрополитен и др. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию и многое другое.

Освоение музейной информации на принципиально новом уровне происходит в процессе обучения, которое включает в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях. Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность, что особо актуально сегодня. * Особенностью обучения в музее является возможность максимально, реализовать свои способности и удовлетворить интересы. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию. Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Важным аспектом является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в учебных мастерских, кружках, школах, университетах. Примером может служить создание мастерской краснодеревщиков при музее Кунстхалле (Мюнхен), школа ремесел при Российском этнографическом музее, при Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, «Школа русских ремесел» при Музее-заповеднике «Коломенское» (Москва), кружок «Юный археолог» при Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и множество других.

Направление в работе музея с посетителем, обозначенное нами как развитие творчества, подразумевает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. Именно в музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музеях это направление может быть реализовано в форме студии (живописи при художественных музеях), творческой лаборатории (молодых поэтов при литературных музеях) или фестивалей. Например, большой популярностью пользуется ежегодный фестиваль «Царскосельская осень», проводимый Всероссийским музеем А. С. Пушкина, а также в других формах.

Направление взаимодействия музея с посетителем, выделенное как общение, предполагает установление взаимных деловых, эмоциональных или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой или содержанием его коллекций. Общение в пространстве музея с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея, что предоставляет широкие возможности для содержательного, заинтересованного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, посиделок, «круглых столов», дискуссий, а также предполагает разработку нетрадиционных форм, таких как салон, гостиная, презентация и др. Примером может служить деятельность музея-заповедника «Коломенское» в Москве. При нем созданы «Клуб юного историка», детский клуб-кафе «Традиция», в программу которого включены: «Девичьи посиделки», «Новоселье», «Русские семейные обычаи и праздники».

Организация досуга является приоритетным и перспективным направлением взаимодействия музея с посетителем. Проведение свободного времени в пространстве музея происходит в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории и связано с удовлетворением потребности в отдыхе в музейной среде. Ее специфику составляет здание, в котором он расположен, архитектурно-художественного решение экспозиций, состав коллекций, что в значительной мере усиливает эмоциональной воздействие форм проведения досуга. Большая часть досуговых форм рассчитана на поливозрастную аудиторию и осуществляется в таких формах, как ярмарка, карнавал, день открытых дверей, свадьба в музее и т.д. Однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей: игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр. Чаще всего досуговые формы имеют комплексный характер, то есть могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить в форме музейного праздника, концерта, бала и пр. Например, ежегодно устраиваемые «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), престижные балы «Бокал шампанского» в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское село», «Елка у Гриневских» в музее А. С. Грина (Вятка) и т.д.

Эффективность контактов музея с посетителем зависит от мобильности в организации разнообразных форм взаимодействия с ним. В современных условиях происходит видоизменение традиционных форм и появление инновационных. Например, традиционная экскурсия меняется за счет внедрения нетрадиционных методов: театрализации, игрового, диалогического общения и т.д. Так, в музее Верещагиных в Череповце обзорную экскурсию проводят сотрудники музея, одетые в костюм эпохи, используя разговорную стилистику времени, подобная практика есть в музее-заповеднике Кижи в Карелии – экскурсоводы также одеты в народные костюмы и используют характерные для заонежских русских обороты речи. Такая экскурсия создает возможности не просто информировать, а помогает включиться в диалог культур, прочувствовать характерные особенности музейной историко-культурной среды.

Важным фактором в реализации взаимодействия музея и посетителя является появление музейной педагогики.1Она позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и "педагогически" воздействовать на посетителей, благодаря уникальным возможностям музейной среды и музейного предмета. Музейно-педагогический подход позволяет организовать образовательную деятельность в процесс, осуществление которого сегодня невозможно без разработки специальных "Программ", связанных с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" для детей дошкольного возраста, разработанная Государственным Русским музеем,2 музейно-экскурсионная программа «Предметных мир культуры» для начальных школ г. Москвы.3Системный (программный) подход в образовательно-воспитательной деятельности музея предполагает взаимодействие с системой образования,4 что делает особенно продуктивной работу с детской аудиторией.

Вектор современного развития музея задает направление в работе с посетителями, охватывающее интересы различных категорий и групп населения. Среди них есть люди, нуждающиеся в особых формах общения и специальных методиках, Это посетители с отклонениями в психофизическом развитии, инвалиды, трудные подростки, участники военных конфликтов, беженцы и переселенцы и т.д. В связи с этим активно развивается такое направление, основанное на возможностях воздействия изобразительного искусства на психологическое состояние человека, как арттерапия.5В нашей стране пионерами этой деятельности являются Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Архангельский музей изобразительного искусства.6

Считаем необходимым особо остановиться на том, что в работе музеев разных видов и профилей четко прослеживается тенденция по привлечению потенциальных посетителей. Тесное сотрудничество с местным населением одновременно служит укреплению позиций музея в обществе в целом. Иногда проведение различных акций не связано с тематикой или профилем музея непосредственно, но участники какого-либо мероприятия в музее, побывав в его стенах по другому поводу, начинают интересоваться и коллекциями музея, и его экспозициями, и его историей. Музею важно превратить свои залы и помещения в место проведения досуга для местных жителей, оказываясь таким образом в центре общекультурной жизни города или региона.
Другой аспект работы с населением – вовлечение в орбиту различных этнических и незащищенных групп населения. Например, в США – это индейцы, выходцы из Африки, Латинской Америки, в Австралии – аборигены, В странах Европы – бездомные, маргинальная молодежь, инвалиды. Опыт и участие представителей этих слоев населения используются при комплектовании фондов, изучении, интерпретации и презентации коллекций, они приглашаются для ведения экскурсий. Эти контакты во многом способствуют смягчению межнациональных, конфессиональных, социальных и других конфликтов. Важным фактором поддержки уволенных по сокращению, либо вышедших на пенсию, но полных сил специалистов стало привлечение их для работы в музеях. Так, в музее шахты Курье (г. Сент-Этьен, Франция) гидами и научными сотрудниками работают бывшие шахтеры, инженеры; при музее-порте в Дуарнене (Франция) создан город мастеров, где бывшие судостроители и рабочие верфи показывают процессы постройки и ремонта судов.

Но не только музеи активизируют местное население, иногда они сами являются производными деятельности общины: в Балтиморе (США) жители одного из кварталов, который был снесен, а они переселены в новостройки, сообща сохранили один из домов своего района и сделали его местом встреч бывших жителей квартала. Экспозиции были созданы с приглашением профессиональных музейных работников.

Социальные условия диктуют музею необходимость определения своих уникальных возможностей для того, чтобы занять место в системе досуговых учреждений. Поэтому для реализации функции организации свободного времени (рекреации) и развития в связи с этим специальной инфраструктуры в музейном пространстве организуются такие мероприятия, как спектакли, хэппенинги, перформансы и т.д. Интересен опыт музея А.П. Чехова в Мелехове по организации спектаклей в музее силами лучших театральных коллективов страны, симфонический концерты и театрализованные представления в Эрмитажном театре или Меншиковском дворце в Санкт-Петербурге.

Рекреационные возможности музея открывают перспективу решения и коммерческих проблем современных музеев. Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее - от гардероба до ресторана, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон, включающих в себя места для отдыха. Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.

Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т.д.), любительские объединения. Например, клуб "Параскева" при Российском этнографическом музее для поливозрастной аудитории, интересующейся русской народной культурой; летняя музейно-этнографическая школа при музее-заповеднике "Кижи", в которой во время каникул дети приобретают знания в области традиционных технологий ткачества, вышивания, резьбы по дереву, могут попробовать себя в роли звонаря или поучаствовать в народном празднике, а также имеют возможность прекрасно отдохнуть, загорая и купаясь, занимаясь рыбалкой и т.д.

В работу музеев с посетителем активно внедряются анимация и интерактивность. Средства анимации используются в музеях какой-либо исторической эпохи, где персонажи в соответствующих костюмах «оживляют» место и время. Так, в музее декоративно-прикладного искусства (Париж, Франция) была воссоздана улица Парижа середины XIX века с кафе, ателье, магазинами и т.п., куда могли зайти посетители и почувствовать аромат ушедшей эпохи. На музеефицированном отрезке железной дороги в Словакии курсирует отреставрированный локомотив начала XX века и пассажиры, покупая билет на этот поезд, совершают путешествие во времени (вдоль дороги, на станциях, а также в купе сохранены или восстановлены все реалии начала века). Принцип анимации часто применяется в скансенах Швеции, Дании, Венгрии, Польши, Кореи, в экспозициях живых исторических фермах Великобритании. В Канаде, в провинции Атланта украинские переселенцы создали деревню-музей Украинского сельского быта со всеми атрибутами народной культуры рубежа веков: жилыми домами, хозяйственными постройками, пасеками и т.п. – и также «анимировали» этот музей (в кузнице работает кузнец, на почте – телеграфист и т.д.). Экскурсоводы или аниматоры в таких музеях либо волонтеры, либо актеры, наглядно демонстрирующие уклад жизни различных эпох и народов. Основная цель анимационного метода – не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но и показать взаимодействие человека с этим миром.

Музеи все более активно применяют интерактивные методы – прямое вовлечение публики в действие. Чаще интерактивность используется техническими и естественнонаучными музеями. Их лозунг, в отличие от привычного музейного «Руками не трогать» – «Пожалуйста, трогайте!». Главный принцип – развлекая, заинтересовывать, пробуждать творческую активность. Различные модели интерактивности применяются в Городе науки и промышленности Ла-Виллет (Париж, Франция), в музее «Эврика» (Финляндия), Бруклинском детском музее (США), Музее науки в Барселоне, Политехническом музее в Москве. На наш взгляд, в русле современных тенденций можно рассматривать создание «Комнаты открытий» в Государственном Биологическом музее им. К. А. Тимирязева (Москва). Это специализированное интерактивное пространство, предназначенное для юных посетителей, где большинство предметов доступно каждому посетителю. Дети могут подержать в руках бивень мамонта, определить животное по отпечатку следа, сложить его скелет и т.д.

Задачи приобщения широкой публики к восприятию музейной информации, внедрение новых форм и методов работы с аудиторией, содействие осознанию во всех слоях общества значимости историко-культурного наследия и необходимости его бережного сохранения обусловили появление комплексных музейных проектов и специальных программ, осмысленных с музейно-педагогических позиций. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы подготовки музейного персонала со знанием основ социологии, психологии, педагогики, менеджмента и маркетинга.

ХХI век обещает музеям очень серьезный вызов, подвергающий испытаниям всю сложившуюся систему музейной деятельности. Очевидно, что социально-культурная миссия будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты. По нашему мнению, в качестве стратегических направлений модификации взаимоотношений музея с посетителем можно выделить следующие. Во-первых, музей становится средством адаптации человека к культурной среде. С одной стороны, он является своеобразным психологическим «убежищем» в быстроменяющейся обстановке, обусловленной динамичными изменениями политической ситуации, экономических условий, идеологических установок, духовных и нравственных ориентиров. Присущая музею стабильность в сохранении ценностей высшего порядка, необходимых для сохранения в общественной «системе памяти», приверженность традициям и даже тишина музейных залов выступают своеобразным антиподом «агрессии» массовой культуры. С другой стороны, музей продолжает оставаться местом разного рода общения индивидуума с классическими образцами культуры и искусства или с людьми, близкими по духу, носителями определенных культурных норм. Таковыми являются как музейные сотрудники, так и посетители музея – участники культурно-образовательного процесса. Сложный процесс адаптирования, безусловно, включает в себя формирование визуальной культуры, испытывающей явную деформацию под натиском рекламы.

Во-вторых, музей все более активно берет на себя миссию образовательного учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Уникальность музея заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Такое воздействие музея наиболее эффективно реализуется в долговременных комплексных образовательных программах, основанных на новых педагогических технологиях. Методологической основой таких программ становится музейная педагогика.

В-третьих, современное постиндустриальное общество, обремененное разнообразными психологическими стрессами, зачастую не приемлет музейный консерватизм, требуя большей аттрактивности и зрелищности. Во избежание превращения музеев в общедоступные места развлечения, необходимо создание определенного баланса, который бы позволил музеям, выполняя образовательную миссию, учитывать потребности и интересы аудитории. Музеи все более активно завоевывают свое место в индустрии досуга с учетом собственной рекреативно-познавательной специфики, постепенно преодолевая сложившуюся точку зрения на него как научно-просветительное учреждение.

Признание музейными работниками своей доли ответственности за решение многих глобальных проблем, стоящих перед обществом (межэтнических, экологических и др.) определяет пути взаимодействия музея и посетителя, а также пути преобразования музеев из пассивных хранителей свидетельств материальной культуры в институты, активно способствующие социализации личности, более открытые и чуткие к насущным потребностям современного человека.


 Под культурно-образовательным потенциалом музея мы понимаем не только его возможности в образовании личности посетителя, но и способность музея формировать, то есть «образовывать» культуру в ее сложных связях и взаимодействиях.

 Так, в 1920-е годы большое внимание в работе музеев с посетителями, и особенно с детской аудиторией уделялось обучению и развитию творчества. В 1970-е годы, в связи с развитием массового туризма и активной посещаемостью музеев в период так называемого «музейного бума» преобладали такие направления как информирование и досуг.

* Необходимо иметь в виду, что обучение может быть также и формальным, и недобровольным в случае, когда учащихся специально приводят в музей для закрепления пройденного материала.

 Приведем еще один интересный пример взаимодействия музея и посетителей: в Лионе (Франция) по инициативе жителей рабочего квартала, построенного в 1930-е годы по проекту архитектора Тони Гарнье, был создан музей его памяти (жители оценили удобство спроектированным архитектором домов, в которых они живут до сих пор, продуманность инфраструктуры всего района), таким образом, жилой квартал является одновременно экомузеем.

Скансен или музей под открытым небом – это особый вид музеев, демонстрирующих историко-архитектурные, историко-этнографические памятники или мемориальные комплексы в единстве с окружающей природной средой, ландшафтом.

1 Колесникова И. А. О феномене музейной педагогики./Художественный музей в образовательном процессе. СПб.,1998

Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина./Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. тр. М.,1997

Музейная педагогика в школе./Под ред. Н. Д. Ревы. СПб.,1994

Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб.,1998

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб.,1999

2 Здравствуй, музей!". Экспериментальная музейно-педагогическая программа. СПб., 1996.

3 Предметный мир культуры. Музейно-экскурсионная программа для начальной школы. М.,1994

4 Столяров Б. А., Бойко А. Г. Рева Н. Д. Художественный музей и образование: Концепция педагогического взаимодействия. СПб.,1995

Столяров Б. А., Бойко А. Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования. /Художественный музей в

образовательном процессе. М.,1998

Музей. Школа. Семья. СПб.,1996

5 Жвитиашвили Н.Ю., Платонова О.В. "Шаг навстречу". Программа творческого развития детей с "проблемами" в условиях художественного музея. Санкт-Петербург, 1998.

6 Жвитиашвили Н.Ю. Работа с детьми-инвалидами в условиях художественного музея.// Здравствуй, музей! Международный музейно-педагогический семинар. СПб., 1995. С. 36.; Шостак Л.Я. Взаимодействие музея и школы в процессе эстетического воспитания детей с задержкой психического развития// Здравствуй, музей! Международный музейно-педагогический семинар. СПб., 1995. С. 137.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель icon«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный...

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconПрограмма IV открытого республиканского творческого конкурса «пушкинские чтения»
«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconИсследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный...
«Государственный музей-заповедник «Царское село» дело всей жизни Ивана Петровича Саутова»

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconФестиваль проводится в три этапа
«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», Автономная...

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconОтчет №3 о ходе школьного этапа городской воспитательной акции
Музей нлмк, Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Областной краеведческий музей, музей мчс

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconКраснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconСборная группа, нижегородская область
Арзамас – Воскресенский собор, Пешелань – музей горного дела и спелеологии, Большое Болдино музей-заповедник А. С. Пушкина, Дивеево...

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconЯрославская Епархия Русской Православной Церкви Ярославский государственный...
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconКонкурс рисунка “А. С. Пушкин глазами детей” 2011 март 2011 года....
Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина, Московская обувная фабрика «Парижская коммуна», Издательство...

Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель iconАдминистративный регламент предоставления государственной услуги...
«Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (далее- государственная услуга) разработан в целях...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница