«Живой музей» в усадьбе Дорожаево




Скачать 96.38 Kb.
Название«Живой музей» в усадьбе Дорожаево
Дата публикации04.05.2014
Размер96.38 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Т.Н. Головина, г. Иваново
«Живой музей» в усадьбе Дорожаево
В селе Дорожаево Шуйского района Ивановской области есть школьный музей «Барская усадьба»1, достойный того, чтобы его посетить. Правда, нет в нем ни исторических раритетов, ни экспонатов, представляющих художественную ценность, то есть всего, чем должен обладать музей в привычном понимании. Но существует иная, отличающаяся от традиционной концепция музея. Еще в начале XX в. ее сформулировал Н.Ф. Федоров: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни отжившего, в восстановлении умерших живыми деятелями»2. По Н.К. Рериху, музей - не просто собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, но прежде всего Обитель Муз, их Союз как живое духовное единство людей в их устремленности к Прекрасному. Это «обитель всех родов прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их»3. П.А. Флоренский полагал, что музейное дело должно двигаться «в сторону конкретизации, насыщения жизнью и полноты жизненной совокупности вокруг предметов искусства»4.

Следуя этим идеям, современные музееведы понимают под культурным наследием не только материальные памятники прошлого, но и образ жизни, строй мыслей и чувств наших предков. Музей должен не только сохранять культурное наследие, но и «ретранслировать его от поколения к поколению – т.е. должен осуществлять его актуализацию»5, говоря сухим языком «Российской музейной энциклопедии». Об том же, но в поэтической форме, рассуждает директор Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина Г. Василевич: «Музей, в значенье старом, - место муз. Их дом, их храм, их место обитанья. Живое место, в нем не спят века, но длится времени свободное дыханье, то совпадая с вечностью, то нет. Усадьба русская – и в этом мой ответ всем, кто готов усадьбой поступиться, - и есть тот мир, тот дом, тот странный храм, в котором, словно в ткань, переплетаясь, соединяются ремесла, жар искусств, стремленье замысла с трудом, труды с мечтами, традиции, что скоплены веками, и дивный чистый русский наш размер пространства жизни служит камертоном. За этим всем – иная в мире жизнь, иные ритм и стать, язык и слово…»6

Наследием, при таком подходе, становится сам дух ушедших времен. Это неосязаемое наследие берегут барский дом и парк в усадьбе Дорожаево, которая с конца XVIII в. по 1917 г. принадлежала старинному дворянскому роду Чихачевых. После октябрьского переворота в усадьбе размещалась сельскохозяйственная коммуна, а затем - школа, закрытая в 2008 году незадолго до своего 90-летия. Благодаря заботливому отношению учителей и учеников сохранились двухэтажный каменный дом, построенный в 1845 году, старинная липовая аллея и пруд. Несколько лет назад участниками школьного краеведческого кружка под руководством учителей Л.Б. Бочкаревой, З.А. Комковой и О.А. Ворониной был создан музей дворянского и крестьянского быта.

Его посетителям предоставляется редкая возможность погрузиться в удивительный мир, обитатели которого жили в гармонии с природой, с окружающими людьми, с Богом и с самими собой. Редкая, потому что, как подсчитали специалисты, на протяжении XX в. 99% дворянских усадеб были уничтожены. Оставшийся 1% приходится на музеефицированные загородные резиденции царей и вельмож (Петродворец, Павловск, Архангельское, Кусково, Останкино) и владения выдающихся людей (Ясная Поляна Л.Н. Толстого, Спасское-Лутовиново И.С. Тургенева, Щелыково А.Н. Островского, Карабиха Н.А. Некрасова). К сожалению, даже большая историческая и эстетическая ценность дворцов и хранящихся в них художественных коллекций, или громкие имена владельцев не всегда могли предотвратить гибель усадеб. Поместья же небогатых, незнатных, не оставивших очевидного следа в истории дворян и вовсе оказались беззащитны перед варварством и равнодушием.

Дорожаево являет собой редчайший пример хорошо сохранившейся скромной усадьбы среднепоместных провинциальных дворян. Уникальность ее обусловлена еще и тем, что до наших дней дошел архив четырех поколений семьи Чихачевых7, позволяющий не только восстановить внешний облик усадьбы, но и воссоздать внутренний мир ее обитателей.

В усадьбе Дорожаево современный горожанин может ощутить все то, чего ему остро не хватает в повседневной жизни: красоту природы, теплоту родового гнезда, чистоту человеческих отношений… О чем так поэтично писал великий певец усадебной жизни А.А. Фет: «Что такое русская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природа не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания»8.

В музее-усадьбе уже побывало более 800 экскурсантов. В основном, это школьники и студенты, изучающие историю своей страны. Причем в Дорожаеве она предстает перед ними не обезличенной, а пропущенной сквозь судьбу одной дворянской семьи. Чихачевы и их родственники Чернавины, Замыцкие, Купреяновы, Бошняки были участниками и свидетелями событий Смутного времени, дворцовых переворотов XVIII в., Отечественной войны 1812 г., русско-турецких сражений, совершали морские путешествия, способствовали проведению крестьянской реформы, содействовали работе земства…

Пожалуй, самым ярким представителем этого рода является А.И. Чихачев (1798 – 1868) – небезызвестный в свое время публицист, собиратель материалов по истории Ковровского уезда, ревнитель просвещения и храмостроитель. Им было опубликовано более 150 статей на нравственные и хозяйственные темы в «Земледельческой газете», «Русском инвалиде», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Владимирских губернских ведомостях», «Владимирских епархиальных ведомостях». Публикации Чихачева вызвали отклики Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, А.С. Хомякова и других известных публицистов, а также простых читателей. Кроме того, Чихачев занимался просветительской и благотворительной деятельностью. В 1853 году он основал первую в России библиотеку для сельских жителей, книги для которой присылали Император и члены Императорской фамилии, известные литераторы и ученые9. Чихачев собрал деньги на восстановление Борковской пустыни, основанной сыном Д.М. Пожарского в память об отце, и на строительство храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в с. Зименки10.

Усадьба Дорожаево и ее владельцы давно привлекают внимание ученых различных специальностей и краеведов. Более четверти века изучением архива усадьбы Дорожаево занимается автор статьи, опубликовавшая более 30 научных работ о круге чтения поместных дворян, их увлечении садоводством, о литературной, публицистической и благотворительной деятельности А.И. Чихачева. Материалы усадебного архива используют ковровские краеведы Н.В. Фролов, Э.В. Фролова и О.А. Монякова и др. Американская исследовательница К. Антонова-Пикеринг опирается на дневники Н.И. Чихачевой в своей диссертации, посвященной повседневной жизни русских дворянок в первой половине XIX в.

Но с какой бы целью – учебной или научной - ни приезжали посетители в Дорожаево, покидают они его с чувством влюбленности «в этот милый и старый, в этот белый помещичий дом» и с желанием вновь в него вернуться.

Желая возродить традиции усадебной культуры, преподаватели филологического факультета Ивановского государственного университета и сотрудники дорожаевского музея разработали и осуществляют программу изучения и сохранения дворянской усадьбы (кураторы проекта доцент Т.Н. Головина, профессор. А.А. Хуснутдинов).

Активное участие в изучении усадебного наследия принимают студенты-филологи и историки, в перспективе – социологи, биологи и др. Усадебная тематика курсовых и дипломных работ дает исключительно богатые возможности для подготовки специалистов: позволяет применять современные научные методики; вырабатывает навыки работы с различными источниками (печатными, архивными, материальными); развивает умения популяризировать результаты научных изысканий (создание презентаций, сайта, публикации в местной печати, разработка и проведение экскурсий); воспитывает любовь и уважение к культурному наследию, чувство ответственности за его сохранение.

Музей «Барская усадьба» может служить хорошей базой проведения учебных практик для студентов нескольких факультетов ИвГУ: биологического (осуществление реконструкции сада пушкинской эпохи), исторического (проведение археологических раскопок, создание музейной экспозиции), филологического (сбор фольклорных и диалектологических материалов, разработка рекламных проектов).

Усадьба Дорожаево используется в рекреационных целях, для развития популярного вида туризма – культурного. Учителя и ученики Колобовской школы в сотрудничестве с преподавателями и студентами филологического факультета ИвГУ провели ряд усадебных встреч. К ним присоединились учащиеся других ивановских вузов - Государственного химико-технологического университета и Государственной текстильной академии.

25 января 2009 г. в Дорожаеве после почти столетнего перерыва был дан бал в честь Татьянина дня. Старшеклассники Колобовской средней школы и студенты из ивановских вузов преобразились в прелестных барышень и галантных кавалеров. Они представляли сцены из усадебной жизни, пели романсы, танцевали, читали стихи. Гости усадьбы с удовольствием участвовали в литературных играх «почта цветов» и буриме, которые так любили в Дорожаеве. Не удивительно, что в этом «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья» на многих из них снизошел дух творчества. Вот два экспромта на заданные рифмы:

Здесь оживают мои тайные мечты

О том, чтоб в жизни было больше красоты.

Веселью юному внимает старый сад.

Он повторить чудесный танец был бы рад.

Я здесь тебя, мой идеал, ищу

И в ожидании томительном грущу.
В усадьбе побывать сбылась мечта.

Природа сельская есть красота!

Никем не срубленный встречает сад,

Друзьям нечаянным он очень рад.

Защиты ангелов ему ищу

И, доверяя Свету, не грущу.

Через месяц, на Масленичной неделе, Дорожаево посетили иностранные студенты, обучающиеся в ИвГУ. Колобовские школьники подготовили представление, знакомящее с народными традициями проводов зимы. Монголы, китайцы, вьетнамцы, сомалийцы угощались блинами, катались на лошадях, играли в снежки и горелки.

Студенты-филологи и учащиеся Колобовской школы вместе отпраздновали Светлое Христово Воскресение. Звучали стихи, отрывки из прозаических произведений, посвященные празднику Пасхи, была показана инсценировка пасхального рассказа. После чая с куличами в парке были затеяны пасхальные игры. На обратном пути гости из Иванова посетили церковь в с. Зименки.

В 2010 г. в усадьбе состоялся весенний бал, в котором участвовали ученики школ Шуйского района и студенты ивановских вузов. Колобовские школьники показали спектакль, затем состоялся конкурс чтецов, исполнявших стихотворения о дворянских гнездах.

Усадьба Дорожаево притягивает к себе творческих людей. Здесь прошли выездные заседания шуйских литературных объединений «Родник» и «Подсолнух».

В сентябре 2010 г. музей принимал участников Межрегиональной конференции «Дворянские гнезда Верхневолжья: вчера, сегодня, завтра», организованной филологическим факультетом ИвГУ при поддержке гранта РГНФ. В ходе «Круглого стола» было отмечено, что работа по исследованию и сохранению усадебного наследия в Ивановской области по сравнению с другими регионами России (напр., Воронежской, Курской, Владимирской, Пензенской, Тверской обл.) ведется недостаточно активно. На территории области нет ни одного музея-усадьбы (за исключением школьного музея «Барская усадьба»). Информация о расположенных в нашей области дворянских имениях на специальных сайтах , крайне скудна. Обращения местных краеведов к изучению той или иной усадьбы носят эпизодический характер, поскольку отсутствует единый координационный центр.

Усадьба Дорожаево могла бы стать таким центром. Здесь будет разработана программа изучения местных дворянских родов и их владений, будут проводиться семинары и конференции. Итогом научных изысканий должны стать тематический сайт, альбом, подобный тем, которые уже вышли в некоторых областях (напр., Холодова Е.В. Курские усадьбы. Курск, 2007), ряд туристических маршрутов.

Ученые и любители-краеведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иванова и Ивановской области выразили не только восхищение уютным господским домом и поэтическим парком, но и опасения за дальнейшую судьбу усадьбы. В настоящее время деятельность музея приостановлена по решению Шуйского городского суда из-за нарушений требований норм и правил пожарной безопасности.

На наших глазах исчезают остатки великой национальной культуры (в Ивановской области – это усадьбы Борщевка, Миловка, Чернцы-Воротынские, Студеные Ключи, Погост и др.). Князь С. Щербатов писал в своих воспоминаниях: «Сроки жизни и гибели, как и само время, относительны, и весь мир полон жалкими остатками бывшей красоты, ожидавшей своего смертного часа. Страшно не это, как ни тяжелы минуты горечи, страшно другое – что все более иссякают источники, могущие порождать красоту и искусство на развалинах прошлого. Исчезает чувство важной ответственности перед красотой и сознание вины перед уродством, как некоем преступлении перед тем, что веками почиталось за серьезное, ответственное и святое дело. Отмирает пиетет к художественному созданию и любовь, в него вкладываемая…»11. Наш долг сохранить то, что чудом дошло до нас.
Примечания: Музей функционирует при Колобовской муниципальной средней общеобразовательной школе (директор С.С. Ельцов). 2 Федоров Н.Ф. Из философского наследия. М., 1995. С. 29. 3 Рерих Н.К. Врата в будущее // Рерих Н.К. Листы. Т. 1. М., 1995. 4 Флоренский П.А., Каптерев П.Н. Проект музея Троице-Сергиевой Лавры //Флоренский П.А. Собр. соч. Paris, 1985. Т. 1. С. 355 – 358. См. также: Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия //Там же. С. 63 – 84. 5 Российская музейная энциклопедия http://www/museum.ru/RME/. 6 Василевич Г. Усадьба русская – ужели только миф… // Ex libris (приложение к «Независимой газете»). 2002, 15 авг. 7 ГАИО. Ф. 107. 8 Фет А.А. Сочинения. М., 1982. С. 477. 9 Их письма, впервые обнаруженные мною в ГАИО, и краткий рассказ о Зименковской библиотеке были опубликованы в сборнике «Фольклор и литература Ивановского края» (Письма литераторов А.И. Чихачеву / вступл. и публ. Т.Н. Головиной //Фольклор и литература Ивановского края. Иваново, 1994. С. 119 – 125). Немного позднее появилась статья ковровского краеведа Н.В. Фролова «Семья Чихачевых и история первой общественной библиотеки Ковровского уезда в с. Зименки» (Фролов Н.К. Семья Чихачевых и история первой общественной библиотеки Ковровского уезда в с. Зименки // Воронихинские чтения – 94. Владимир, 1995. С. 48 – 54), а затем еще ряд его публикаций на ту же тему. В 2000 г. в журнале «Библиотека» была напечатана статья сотрудника ГАИО О.И. Захаровой, где цитируются найденные мною письма и приводятся почти дословно мои комментарии к ним (без полагающихся в таких случаях ссылок) (Захарова О.И. Безмездная – значит бесплатная //Библиотека. 2000. № 6. С. 78 – 79). 10 См.: Головина Т.Н. «Подвигом добрым подвизахся» // Краеведческие записки. Иваново, 2005. Вып. 8. С. 169 – 174. 11 Щербатов С. Художник в ушедшей России. М., 2000. С. 385.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconОтчет №3 о ходе школьного этапа городской воспитательной акции
Музей нлмк, Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Областной краеведческий музей, музей мчс

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconИвлева Тамара Николаевна Преподаватель педагогики, педагогический колледж, г. Миасс
Музей истории образовательного учреждения как «живой организм» в системе учебно-воспитательного процесса

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconДостопримечательности Луганска и Луганской области
Достопримечательности Луганска – это не только многочисленные мемориалы и музеи, посвященные событиям Второй Мировой и Гражданской...

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconМузей в библиотеке, музей библиотеки: опыт, проблемы, прогнозы
Кемеровской областной научной библиотеки состоялось открытие Музея истории библиотечного дела Кемеровской области. Музей создан при...

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconТема: «Мой дом природа»
Образовательные: Закреплять знания детей о природе живой – не живой. Учить анализировать поведение людей в природе

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconМ. Ю. Лермонтов?
Москве 2 в Санкт-Петербурге 3 в усадьбе Тарханы Пензенской губернии 4 на Кавказе

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconЯ поведу тебя в музей
Детского сада №474 посетили музей Боевой и Трудовой славы «Память» ко Дню Воинской славы России – «Битве за Москву!»

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconСвязанной с историей, культурой родного посёлка, района, края, страны...
Музей работает по программе «Музей и дети», программа разработана и утверждена педагогическим советом школы. Срок реализации программы...

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconУрока: «Ах, кружева, кружева!» Образовательные цели
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»

«Живой музей» в усадьбе Дорожаево iconМетодические рекомендации руководителям школьных музеев (ориентир...
«храм». Музей — это место, по­священное наукам и искусствам. Как учреждение, музей занимается собиранием, изучением, хранением и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница