Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта




Скачать 96.75 Kb.
НазваниеТема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта
Дата публикации09.04.2014
Размер96.75 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ.

УРОК: «ЦАРСТВО ВЕЧНОСТИ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

Предмет: История зарубежная

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта

Класс: 5 класс
Педагог: Шалыгина Ирина Владимировна, к.п.н, руководитель Учебно-методического отдела ООО "Кирилл и Мефодий"

Город: Москва

Приемы проблемного обучения на основе использования медиалекций



И.В. Шалыгина
Проблемное обучение состоит в том, что в процессе решения специально разработанной системы проблем и проблемных задач учащиеся овладевают опытом творческой деятельности. Происходит творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование активной личности, творчески относящейся к своей деятельности. Предлагаемый пример урока демонстрируют разные варианты реализации одного и того же педагогического приема проблемного обучения, состоящего из трех частей:

  • актуализация знаний - посмотрите медиалекцию без дикторского текста;

  • получение новых знаний - посмотрите медиалекцию с дикторским текстом;

  • рефлексия приращения новых знаний (что нового узнали).

Первая часть этого приема предусматривает составление связного текста на основе анализа иллюстрации (статической, динамической или видеофрагмента). На этом этапе учащийся на основе имеющихся предметных знаний, жизненного опыта создает устное описание изучаемого объекта. В процессе создания устного текста учащийся испытывает затруднения, связанные с дефицитом знаний, начинает осознавать границы собственного незнания, таким образом, начинает формироваться потребность в новом знании. Анализируя устные ответы, учитель может оценить особенности субъектного опыта учащегося, в том числе круг источников информации, которыми он пользуется, тем самым, формируется познавательная мотивация к получению новых знаний.

Вторая часть приема основана на том, что учащиеся знакомятся с медиалекцией, их внимание направлено на то, чтобы найти ответ на возникшие вопросы, сравнить со своим текстом и вычленить разночтения. Благодаря предваряющему этапу, процесс усвоения новых знаний происходит более целенаправленно и осмысленно.

Третья часть приема направлена на организацию рефлексии, учащиеся отвечают на вопросы.

  • Как изменились первоначальные представления?

  • Что нового мы узнали?

  • Что мы хотим узнать еще?

Умение создавать связный текст развивается на этапе закрепления и обобщения посредством заданий:

  • Сочините восхваление Нилу от лица земледельца, пастуха, рыбака, виноградаря (4-5 предложений).

  • Рассмотрите интерактивную карту Египта, выберите маршрут путешествия, связывающий любые три города, разработайте и проведите экскурсию.

Задания могут выполняться индивидуально или в группах. Эти задания носят творческий характер и направлены на выявление эмоционально-ценностного отношения к теме обсуждения, индивидуальных предпочтений ученика.


^ УРОК: «ЦАРСТВО ВЕЧНОСТИ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»
В предлагаемой разработке проблемного урока педагог может определять использование медиаобъектов в зависимости от программы, по которой он работает, собственного видения целей и логики изучения данной темы, особенностей класса. Предлагается проведение этих уроков в кабинете с одним компьютеризованным рабочим местом учителя и мультимедийным проектором.

Количество и последовательность слайдов в презентации урока определяется учителем. Задания к уроку носят творческий характер и направлены на выявление эмоционально-ценностного отношения к теме обсуждения, индивидуальных предпочтений ученика, могут выполняться индивидуально или в группах.


Предмет,

Тема. Класс.

История.

Царство вечности. Искусство Древнего Египта

5 класс

Цель

  1. Сформировать представление о мире древнего египтянина (представление о времени, смерти и бессмертии);

  2. Научить видеть за предметами культуры и искусства картину мира автора;

  3. Уметь использовать аудиовизуальную информацию как источник новых знаний;

  4. Выходить в рефлексивную позицию по отношению к своим знаниям;

  5. Составлять связный текст на основе анализа видеофрагмента и интерактивной карты.

Оборудование

Компьютеризованное рабочее место учителя, мультимедийный проектор

^ Средства обучения

«КМ-Школа»: Медиатека по истории.

Этапы урока

Деятельность учителя и ученика

Используемые медиаобъекты

Примечания

^ 1 этап: Актуализация знаний.

Задание 1.

Посмотрите пирамиды Древнего Египта

А) Сочините дикторский текст (5 предложений) для этого видеофрагмента о египетских пирамидах

^ Б) Как вы понимаете арабскую пословицу «Все на свете боится времени, но время боится пирамид»

В) назовите 5 слов, с помощью которых вы бы описали мир древнего египтянина

Медиалекция «Пирамида Хефрена» демонстрируется без звука.

Функция - актуализация знаний, создание эмоционального фона.

Реализован трехчастный прием:

  • актуализация наличных знаний (сочините дикторский текст к не озвученному видеофрагменту)

  • предъявление новых знаний (просмотр озвученного видеофрагмента)

  • рефлексия (что нового узнали)






2 этап: Изучение нового материала

Пирамиды.

Задание 2.

Давайте посмотрим два видеофрагмента с дикторским текстом.

После просмотра ответьте на вопрос: что нового вы узнали о египтянах и их мире?

Медиалекции «Ступенчатая пирамида Джосера», «Пирамида Хефрена».

Функция - источник новых знаний

Слово учителя:

Согласно представлениям древних египтян, смерть не являлась концом жизни, за ней наступало возрождение, связанное с оживлением. Жизнь, смерть, возрождение создавали замкнутый круг. Представление о вечной жизни подразумевало существование бессмертной души и нетленного тела. Пирамиды задумывались как сооружения для перехода в вечность, общения с вечностью.

Задание 3.

Рассмотрите внимательно внутреннее строение пирамиды Хеопса.
Что символизировал обелиск, установленный в камере фараона?

Интерактивная иллюстрация «Пирамида Хеопса».
Функция – источник новых знаний.


^ Храмы.
Слово учителя:

Произведения культуры и искусства помогут нам приблизиться к пониманию мира древнего египтянина. Храмы воспринимались египтянами как представительство неба на земле. Здесь происходили обряды, посвященные богам. Близ Фив находятся храмы, посвященные главному богу Солнца Амону-Ра. Бог Солнца воплощал неизменность законов природы: восход и заход солнца, время разливов благодатного Нила, положение звезд, наступление песков, смена времен года. Все повторяется из года в год снова и снова. Эта неизменность и есть остановившееся время, то есть Вечность.




Задание 4.

У нас есть возможность рассмотреть храмовый комплекс в Фивах, после просмотра ответьте на вопрос: что нового вы узнали о храмах Древних Египтян.

^ Текст и медиалекция «Религия древних египтян».
Функция - источник новых знаний.

Просмотр медиалекции всегда сопровождается заданием на рефлексию приращения нового знания



^ Канон.

Слово учителя:

Чтобы победить быстротечное время, люди сами пытались следовать природным законам. Они создавали раз и навсегда установленные правила проведения обряда, строительства храмов, гробниц, написания стихов, росписей. Эти правила оставались неизменными на протяжении тысяч лет. Так вырабатывался канон.

Канон - это свод правил, сложившихся в ходе художественной практики и закрепленных традицией.

Символ - знак или предмет, обозначающий какую-либо идею, мысль.

^ Каноны изображения.
Давайте внимательно рассмотрим один из древних рисунков, изображающих Осириса.

Осирис — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть.

Изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры.

На голове Осириса — высокая корона. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще — черным, как плодородная египетская земля или же зеленым — в знак возрождения сил природы.

Иллюстрация: «Миф об Осирисе».
Функция - иллюстрация.
Ученикам раздаются распечатки с силуэтами фигур, изображенных на рисунке.






Задание 5.

Раскрасьте фигуру Осириса согласно древнеегипетским канонам.







Задание связано с переменой канала восприятия: с аудиовизуального на кинестетический.
Через воспроизведение происходит усвоение канона.
Постигается возможность творчества при следовании канону, традиции

Слово учителя:

Изображение лотоса напоминает нам миф о сотворении мира. Этот цветок дал жизнь богу Солнца. Согласно мифу, цветок лотоса поднялся из первозданного хаоса. В раскрывшихся лепестках его сидел божественный младенец.

Лотос был символом природы, жизни, воскресения. Любой человек после смерти благодаря магическим заклинаниям мог возродиться из лотоса, подобно богу.

В изображениях встречаются три разновидности лотоса- розовый, голубой и белый. Розовый - цвет солнечных лучей, цветы голубого и белого лотоса часто встречались в изображениях ритуальных сцен.

Задание 6:

Нарисуйте цветок лотоса

Задание 7:

Раскрасьте ожерелье-воротник, которое охраняло душу каждого египтянина. Как вы думаете, что символизировало это ожерелье? (солнечные лучи)

Слово учителя:

Египетские художники считали, что душа умершего может вселиться обратно в тело, если она сохранится, либо будет воспроизведено полностью.

Задание 7.

Рассмотрите на слайде иллюстрации «Египетское искусство» и ответьте на вопрос: как в древнеегипетской скульптуре отразились представления о возрождении после смерти?

^ Текст и иллюстрации: «Египетское искусство»:
Функция - источник новых знаний.


Творческое задание, требующее систематизации полученных знаний



Слово учителя:

В объемной  трехмерной  скульптуре решение было найдено. Но как быть в рельефе, то есть в скульптурном изображении на плоскости?

И вот египетский художник показывает не то, что видит с известной точки зрения, а то, что знает о фигуре, стремясь выразить самое выразительное.

Лицо и ноги с выставленной левой ногой показаны в профиль, а верхняя часть туловища (плечи, руки, глаза) развернута в анфас.

^ Слайд «Миф об Осирисе».

Функция - иллюстрация.


3 этап. Обобщение.

Слово учителя:

Окруженные разнообразной символикой, охраняющей и помогающей, молящиеся своим могущественным богам, отделенные от нас тысячами лет, люди Древнего Египта стали для нас понятнее и ближе. Давайте обобщим, что мы узнали об этом загадочном мире.

Задание 8.

(одно из двух на выбор)

А) Рассмотрите интерактивную карту Египта, выберите маршрут путешествия, связывающий любые три города, разработайте и проведите экскурсию.
Б) Изобразите, что вам запомнилось из мира Древнего Египта.

Карта Египта.

Функция - применение знаний в новой ситуации.



Задания могут выполняться индивидуально или в группах.

Все задания носят творческий характер и направлены на выявление эмоционально-ценностного отношения к теме обсуждения, индивидуальных предпочтений ученика.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconКонспект открытого урока в 5 классе по истории древнего мира Тема: «Культура Древнего Египта»
...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconНемного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта
Боги или их группы. В этом равноправии как бы отсутствовал единый главный Бог, но наличествовала группа Богов прошедшая практически...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconКультура Древнего Египта
Применяя Интернет – технологии на уроках изобразительное искусство можно использовать демонстрационные материалы и дополнительный...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconДревнего Египта «маат»

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconКонтрольная работа По дисциплине: Культурология на тему: Культурное наследие Древнего Египта
Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconВопросы к экзамену по мировой художественной культуре
Художественная культура Древнего Египта. Периодизация. Архитектура (пирамиды и храмы: комплекс в Гизе, храмы в Карнаке, Луксоре,...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconИскусство быть собой
Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconДуховный воин духовные истины в психических явлениях
Однако в первую очередь книга адресована людям других традиций, таких как христианство и ислам, мистические школы Древнего Египта,...

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта icon1. "И опустошили они Египет"; "Опустошение" Египта как исполнение повеления Всевышнего
И пусть одолжат"; "Опустошение" Египта как воплощение замысла Всевшнего со времен Праотцев

Тема: Царство вечности. Искусство Древнего Египта iconУрок путешествие: «Великое наследие Древнего Востока»
Цель: дополнить знания учащихся о культуре Древнего Востока, т к множество интереснейших сведений в учебнике не излагается; совершить...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница