«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»




Скачать 118.91 Kb.
Название«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Дата публикации08.04.2014
Размер118.91 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Тимашева А.А

МБДОУ «Детский сад №19» г.Березники

Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.


Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

В детском саду уделяется внимание гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по музыке, изобразительному искусству, по развитию речи.

Особый интерес у меня вызывала тема: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

Девизом к этой работе я взяла слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка.Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь».

Главной целью этой работы является содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, ценить произведения искусства, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.

В практике для работы с детьми я использую программу «Детство», авторами которой являются Бабаева Т.И., Логинова В.И.В программе выделен раздел: «Художественно-творческая деятельность», раздел мир искусства включает в себя: - рисование, лепку, аппликацию и конструирование.

Занимаюсь изобразительной деятельностью по методике Комаровой. Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

Чтобы детям было интересно в работе использую интегрированные занятия.В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводятся эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми на занятиях, в совместной деятельности я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохранять и развивать их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

При этом следует:

- внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;

- обеспечивать условия для их творчества самореализации;

- уважать позицию ребенка в решении художественных задач;

- удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

Побуждая, детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально переживали ситуацию. Например, (психологический этюд, игра- имитация) рисуя деревья, мы с детьми как бы в превращаемся в них. Туловища – стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Деревья бывают разные, как люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, ковром и т.д. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инее похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами находят художественный образ.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на своих занятиях я использую принцип вариативности, что дает возможность ребенку самостоятельного выбора.

Важно, чтобы, выполняя то или иное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга.

Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей, и позволяет им испытывать радость от результатов своего труда.

Все окружение ребенка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организованная развивающая среда группы. Развивающая среда группы, ее стилевое и цветовое единство в оформлении активно воздействуют на ребенка и положительно влияют на его развитие. В группе – есть «полочка красоты» (рисунки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с мной или родителями) постоянно действует выставка детских работ (они оформляются в раму - «как у настоящих художников»); уголок творчества: репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве. Уютная обстановка, игровое оборудование рационально размещено, в оформлении группы присутствуют работы детей.

Осуществляя эстетическое воспитание детей, я увлекаю детей в сказочный мир рисования, где оживают линии, создаются иллюстрированные рассказы, приобретая навыки творческого самовыражения, развивается воображение, и проводятся и игры с изобразительными материалами, в результате которых рождается рисунок. На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово.

Систематическая работа по воспитанию эстетических чувств, которые вызывает поэзия, способствует и развитие художественно-творческих способностей. Дети наглядно понимают, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности. Загадки, стихи, рассказы на различные темы (времена года, животные, растения и пр.) доступны и понятны детям, формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Использую их как на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях по развитию речи, разучиваю их к тематическим мероприятиям, а также использую для создания рисунков на основе сюжета стихотворения.

При знакомстве с опоэтизированной природой даю детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, учу сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Так, образ леса изображен в целом ряде стихотворений: С. Погореловский. «Лес», И.Бунин. «Листопад», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», С.Есенин. «Пороша», И.Суриков. «Первый снег» и др. Во все времена года лес по-своему красив.

При знакомстве с произведениями искусства, отбираю высокохудожественные, доступные пониманию детей произведения искусства: «Золотая осень», «Деревня зимой» И.И.Левитана, «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» И.Грабаря,

«Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Весна» Т.Н.Яблонского. Наглядный материал подбираю так, чтобы настроение, возникающее от восприятия картины и стихотворения (проза) совпадали. Читая русские народные сказки, дети учатся понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учатся замечать сочетание красок, развивается наблюдательность, умение сопереживать. Изображая героев сказки, дети учатся передавать характер образа, придумывают свой сюжет рисунка. Для детей необычно знакомство с творчеством В.Васнецова «Иван царевич и серый волк», «Аленушка».

Дети начинают понимать эту красоту, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, патриотические чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен учиться с детства. И когда мы формируем, развиваем мир чувств, в том числе развиваем и чувства патриотизма.

Такая работа оказывает положительное влияние на воспитание эмоционально - гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют обыкновенные мелки, сангина, уголь; спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты. «Волшебная палочка» - карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Используем акварельные и гуашевые краски. Они позволяют знакомить детей с холодной и теплой гаммами красок, основными и дополнительными цветами, формируют навыки смешивания цветов и получения большого количества разнообразных оттенков, также помогают детям выразить свои эмоции и отношение к изображаемому явлению через сочетание цветов.

Занятия по художественно-эстетическому восприятию произведений искусства строятся в единстве с самостоятельной деятельностью детей. Полученные знания закрепляются в создании осенних и зимних пейзажей – дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают настроения радости или грусти; рисуя натюрморт, они учатся изображать предметы с натуры; в портрете – передавать характер и настроение изображаемого, в фигуре человека – движение.

В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей я использую разнообразные изобразительные техники, предполагаемые технологии ТРИЗ, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности: монотопию, рисование с помощью нити, кляксографию, отпечатывание листьев на бумаге, аппликацию с дорисовыванием, рисование на мятой бумаге и др. Интересно создавать зимние пейзажи еще одним способом — рисуя зубной пастой. Предварительно детям надо объяснить, что это творческий поиск.

Дети с интересом осваивают эти техники и испытывают радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают интерес у

детей, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.

Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации успеха. В конце каждого занятия проходит анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, где ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером – с родителями.

Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих способностей помогает развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, выражать чувства посредством линий, цвета и формы.

При подготовке к каждому занятию я продумываю содержание предварительной работы с детьми, ищу новые формы работы, методы преподнесения для новых знаний, закрепления технических навыков. Подбираю репродукции художественных произведений, иллюстрации изобразительного и декоративно-прикладного творчества по теме, обдумываю содержание дидактических игр и наблюдений. С целью обогащения эмоционального восприятия детей и яркого проживания образов со специалистами детского сада (музыкальным руководителем) мы проводим интегрированные занятия.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

Семинар-практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности». Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей.

Для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, необходимо:

- убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его помочь ему.

- убедить их, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

- воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки-передвижки: «Жанры и виды изобразительного искусства», «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Приобщение ребенка к искусству в семье»

папки-раскладушки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают психологические и педагогические советы.

Помогаю родителям увидеть и понять, что изобразительное творчество – могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что, занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок проявляет свое неравнодушие, сопричастность к близким, к сказочным героям, к животным, растениям, приобщается к народным традициям, народной культуре, что роль родителей в самостоятельной деятельности детей велика; объясняю, с каких позиций надо подходить к ребенку, когда он занят творческим делом.

Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, а также по окончании родительских встреч родители знакомятся с достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности.

Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества: «Мир в рисунках детей», «Мой любимый город». Их цели – вовлечение родителей в процесс развития творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместной деятельности.

В своей работе широко использую технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат.

При подготовке к выставке особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Я пытаюсь увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараюсь заинтересовать детей, показывая им готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных, выполненных совместно с детьми, работ и активно участвуют в выставках: «Ах лето, лето»,«Полянки с цветами», «Золотая осень», «Зимние забавы», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и лето пришло…» и др.

Помимо выставок в детском саду мы с детьми и родителями участвуем в разнообразных городских, краевых и Всероссийских художественных конкурсах: «Мой любимый город», «Искорка» «Чудесница Клюковка», «Давай раскрасим вместе мир», «Снова осень», «Чуковский», «Зимняя фантазия», «Во саду ли в огороде»,«Святые заступники Руси»

Воспитанники, принимая участия в разных Всероссийских конкурсах рисунков занимали призовые места. В конкурсах «Жители прекрасного болота» и «Чуковский» мои воспитанники заняли первое и второе место.

Перспективы на будущее. Продолжать вести работу с родителями: через информационные стенды, семинары-практикумы, провести анкетирование по вопросам художественно-эстетического развития детей. Продолжать принимать участие в разнообразных Всероссийских художественных, краевых и городских конкурсах. Создать с детьми книги: «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка», «Зимняя история», «Дыхание весны»,

В.А.Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Литература

1.Галанов А.С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2.Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество».

3.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4.Доронова Т.Н., Гербова В.В. и другие «Радуга»,  программа.

5.Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6.Доронова Т.Н., Е.В.Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7.Зверева О.Л., Т.В.Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура».

10.Комарова Т.С., Совенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».

11.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconОпыт работы педагогического коллектива мдоу в формировании семейных...
Опыт работы педагогического коллектива мдоу в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную...

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconГендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Влияние различий анатомо-физиологического развития, между мальчиками и девочками, на полоролевое воспитание

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconКонкурсный материал тема: Организованная образовательная деятельность....
Организованная образовательная деятельность. Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconКонкурсный материал тема: Организованная образовательная деятельность....
Организованная образовательная деятельность. Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconФормирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Деятельность педагога по формированию основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconТворческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность...
...

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconПодвижная игра, ее значение в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста
По данным Е. Н. Вавиловой, на. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного...

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconЛебедева А. Н. ^ Лзз развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного...
«Дошкольное воспитание и обучение» — приложение к журналу «Воспитание школьников»

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность» iconЭкспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности...
Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница