Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2»




Скачать 198.11 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2»
Дата публикации01.04.2014
Размер198.11 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа

Котельникова Наталья Николаевна


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижнетагильский педагогический колледж №2»

Памяти моего классного руководителя посвящается…
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Гендерное равенство


Автор-составитель:

Котельникова Н.Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГБОУ СПО «Нижнетагильский педагогический колледж №2»


Нижний Тагил, 2012

Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………….

3

Учебно-тематический план…………………………………………………..

8

Содержание программы……………………………………………………...

9

Методическое обеспечение программы…………………………………….

11

Предполагаемые результаты…………………………………………………

14

Список литературы……………………………………………………………

15


^

Пояснительная записка


Вопросы, связанные с особенностями пола студентов, не входят в число наиболее активно обсуждаемых в системе образования. Педагогика и психология долгое время игнорировали пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя, но, даже не упоминая его в качестве дискуссионного вопроса. Использование понятия гендер (gender) отражает социально обусловленную природу мужского и женского.

Следует подчеркнуть, что в работе куратора студенческой группы, в которой обучаются юноши и девушки 16-17 лет (1 курс на базе 9 классов), часто возникают вопросы, связанные с гендерными особенностями. Гендерные особенности присущи психике, поведению, межличностным отношениям и включают в себя как признаки пола, так и социальные установки. Гендерные особенности юношей и девушек отражаются во взаимоотношениях, взаимоотношения, в свою очередь, обеспечивают взаимодействие, уровень которого свидетельствует о степени социальных навыков, необходимых для социальной адаптации.

Социальная адаптация (социализация) заключается в освоении опыта социального поведения, в том числе, полоролевого. Опыт осваивается благодаря определенным механизмам социализации, которые, в свою очередь, функционируют на основе средств социализации.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Студенты первого курса, обучающиеся по педагогическим специальностям, часто имеют стереотипы гендерного поведения, усвоенные, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия.

В отношении студентов-первокурсников необходима специальная работа по изменению стереотипов гендерного поведения, которая осуществляется на основе настоящей программы внеурочной деятельности «Гендерное равенство».

Средствами освоения социального опыта становится последовательное приобщение студентов к нормальным отношениям между людьми разного пола в различных видах деятельности – общении, познании, труде. Благодаря названным средствам начинает действовать другой механизм социализации – межличностный.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, педагоги, уважаемые взрослые, сверстники или старшие студенты своего или противоположного пола.

Концентром настоящей программы внеурочной деятельности «Гендерное равенство» является взаимодействие – процесс взаимного влияния субъектов друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи. Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Взаимодействие в студенческой группе рассматривается как условие развития социальных навыков первокурсников – действий координации и согласования деятельности, выработанные путем повторения, позволяющие человеку адаптироваться к конкретным условиям действительности.

К социальным навыкам относятся: участие в деятельности группы; умение устанавливать отношения с сокурсниками противоположного пола; умение заботиться о людях; ответственность в общественно полезной трудовой деятельности.

Реализация настоящей программы внеурочной деятельности «Гендерное равенство» предусматривает решение проблемы организации взаимодействия студентов группы в соответствии с их гендерными особенностями на основе совместной деятельности (общение, познание, труд) юношей и девушек, которая позволит приобрести опыт нормальных отношений между студентами разного пола.

Цель программы: развитие социальных навыков студентов первого курса в условиях организованного в соответствии с гендерными особенностями взаимодействия.

Задачи программы:

  1. Обеспечить понимание сущности гендерных особенностей.

  2. Способствовать созданию нормативных межличностных отношений.

  3. Содействовать становлению социального опыта взаимодействия.

Достижение целей и задач программы предусмотрено реализовать через такие виды деятельности, как досуговое общение, художественное творчество, социальное творчество, туристско-краеведческая, проблемно-ценностное общение.

Настоящей программой предусматриваются межпредметные и метапредметные связи с русским языком и литературой, информатикой и ИКТ, мировой художественной культурой, культурой безопасности жизнедеятельности, географией, физической культурой, этикой, иностранным языком.
^ Уровень результатов работы по программе «Гендерное равенство»:

Первый уровень результатов – представление об эталонах взаимодействия с людьми разного пола и их воспроизведение.

Второй уровень результатов – приобретение опыта совместной деятельности на основе гендерных особенностей.

Третий уровень результатов – устойчивость гуманитарного опыта, саморегуляция гендерного поведения в различных ситуациях.

Последовательный переход от одного уровня результатов к другому обеспечивает воспитательные эффекты (компетенции) личностного и профессионального развития студентов:

  • Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

  • Организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества.

  • Работа в коллективе и команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами.

  • Самостоятельно определение задач профессионального и личностного развития, самообразование, планирование повышения квалификации.

^ Система мониторинга и оценивания результатов:

В начале реализации программы


В ходе реализации программы


По завершению реализации программы


Входная диагностика «Тип гендерных представлений личности»

Выяснение ожиданий взаимодействия «Яблоки и лимоны»


Шкала принятия других

Шкала доброжелательности

Изучение сплоченности в коллективе и ценностно-ориентационного единства.

Полоролевой опросник

Педагогическое наблюдение

Педагогическая оценка

Творческая рефлексия синквейн, штрихи к мыслям)

Рефлексивная анкета



Программа внеурочной деятельности «Гендерное равенство» рассчитана на первый год обучения студентов в педагогическом колледже в количестве 36 часов.

^

Учебно-тематический план




Названия разделов и тем

Общее количество часов

^ Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1.

Понятие гендерных особенностей

8







1.1.

Кураторский час «Будем знакомы!»

1

1




1.2.

Дискуссия «Листая словарь»

1

1




1.3.

Этическая беседа «Обсценная лексика» (по результатам анонимного социологического опроса)

1

1




1.4.

Уроки культуры поведения «Принцы и лягушки» (для юношей)

1

1




1.5.

Познавательная беседа «Письмо курящей девушке» (для девушек)

1

1




1.6.

Продуктивная игра «Фабрика пословиц»

1

1




1.7.

Гостиная «У нас в гостях выпускники педагогического колледжа»

1

1




1.8.

Виртуальная экскурсия «Муза художника»

1

1







Взаимодействие с родителями: круглый стол «Ей (ему) 16»










2.

Опыт взаимоотношений

12







2.1.

Игровой тренинг «Тактика взаимодействия»

1

1




2.2.

Шоу-girl «Свет мой, зеркальце, скажи»

1




1

2.3.

Шоу-boy «Молодецкие потехи»

1




1

2.4.

Творческий вечер «Стихи о прекрасной даме»

2




2

2.5.

Дебаты «Разве педагог – мужская профессия»

2

2




2.6.

Дебаты «Жены декабристов поступили безответственно по отношению к своим детям»

2

2




2.7.

«Танцевальная программа «Оранжевая дискотека»

2




2

2.8.

Презентация фильма «Мы из группы 11»

1




1




Взаимодействие с родителями: диспут «Женское дело – мужское дело»










3.

Опыт взаимодействия

16







3.1.

Туристический поход выходного дня

8




8

3.2.

Социальная проба «Встреча с воспитанниками детского дома»

4




4

3.3.

Творческая мастерская «Дом нашего счастья»

2

2




3.4.

Творческий вечер «Вот и стали мы на год взрослей»

2




2




^ Взаимодействие с родителями: «Первый год обучения в колледже: итоги и перспективы»













Всего:

36

15

21
^

Содержание программы


Раздел 1. Понятие гендерных особенностей.

Кураторский час «Будем знакомы!». Форма создания доверительных отношений в группе. Проводится в первую неделю учебы. Предполагает рассказ педагога и студентов о себе, своих ожиданиях с использованием социальных сервисов WEB 2.0.

^ Дискуссия «Листая словарь». К обсуждению предлагаются результаты исследования употребительных прилагательных, описывающих личностные черты для характеристики мужчин и женщин.

^ Этическая беседа «Обсценная лексика» (по результатам анонимного социологического опроса). Форма разъяснения и формирования представлений о сути употребления ненормативной лексики.

^ Работа над созданием проекта «Настоящий мужчина». Составление описательного портрета настоящего мужчины с использованием социальных сервисов WEB 2.0. Как этого достичь? Что такое мужское воспитание.

^ Познавательная беседа-исследование «Письмо курящей девушке» (для девушек). Последствия курения. Профилактика и отказ от курения.

Продуктивная игра «Фабрика пословиц». Форма досуга на материале пословиц и поговорок о мужчинах и женщинах.

^ Гостиная «У нас в гостях выпускники педагогического колледжа». Встреча с выпускниками – победителями городского конкурса «Молодая семья».

Виртуальная экскурсия «Муза художника». Форма ознакомления с шедеврами живописи. Изображение женщин на полотнах Леонардо да Винчи, Франсиско Гойи, Анри Матисса, Сальвадора Дали, Ивана Крамского и др.
^ Раздел 2. Опыт взаимоотношений

Игровой тренинг «Тактика взаимодействия». Специальные игры на взаимодействие с целью установить близкие и доброжелательные отношения между студентами, а также между студентами и педагогами.

^ Шоу-girl «Свет мой, зеркальце, скажи». Форма досуга, позволяющая продемонстрировать свои достижения девушкам.

Шоу-boy «Молодецкие потехи». Форма досуга, позволяющая продемонстрировать свои достижения юношам.

^ Творческий вечер «Стихи о прекрасной даме». Время поэзии и музыки, задача формирования эмоциональной отзывчивости.

Дебаты «Разве педагог – мужская профессия», «Жены декабристов поступили безответственно по отношению к своим детям». Формат дебатов позволяет отстаивать свою точку зрения на проблему.

^ Танцевальная программа «Оранжевая дискотека».

Презентация фильма «Мы из группы 11»

Раздел 3. Опыт взаимодействия.

Туристический поход выходного дня. Подготовка к походу и сам поход открывают такие стороны характера студентов, которые, невозможно познать в условиях аудитории.

^ Социальная проба «Встреча с воспитанниками детского дома». В соответствии со своей специальностью и гендерными особенностями студенты проектируют и реализуют взаимодействие с воспитанниками подшефного детского дома.

^ Творческая мастерская «Дом нашего счастья». Создание модели дома группы на основе факторов объединения (интересы, занятия, ценности) с использованием социальных сервисов WEB 2.0.

Творческий вечер «Вот и стали мы на год взрослей».
^

Методическое обеспечение программы


1. Программа внеурочной деятельности «Гендерное равенство» включает формы организации, позволяющие студентам освоить социальные навыки гендерного поведения в деятельности («освоение через делание»).

Программой предусмотрены различные виды деятельности:

  • Познавательная (кураторский час «Будем знакомы!», этическая беседа «Обсценная лексика, уроки культуры поведения, познавательная беседа «Письмо курящей девушке», игровой тренинг «Тактика взаимодействия»).

  • Досугово-развлекательная (шоу-girl, Шоу-boy, танцевальная программа «Оранжевая дискотека»).

  • Художественное творчество (продуктивная игра «Фабрика пословиц», виртуальная экскурсия «Муза художника», творческий вечер «Стихи о прекрасной даме», презентация фильма «Мы из группы 11», творческая мастерская «Дом нашего счастья», творческий вечер «Вот и стали мы на год взрослей»).

  • Социальное творчество (социальная проба «Встреча с воспитанниками детского дома»).

  • Проблемно-ценностное общение (дискуссия «Листая словарь», дебаты «Педагог – мужская профессия»).

  • Туристско-краеведческая деятельность (туристический поход выходного дня).

2. Программа «Гендерное равенство» предполагает взаимодействие с родителями первокурсников в активной форме: круглый стол «Ей (ему) 16» (о проблемах взаимоотношений в семье), диспут «Женское дело – мужское дело» (о распределении обязанностей в семье).

3. В реализации программы «Гендерное равенство» приоритет отдается деятельностным методам организации внеурочной деятельности: введение новых видов деятельности и общения; изменение содержания деятельности, предмета общения; совершенствование организационных форм деятельности и общения; изменение смысла деятельности и общения. Нетрадиционные (гуманистические) методы обеспечивают изменение коллективных целей, представлений коллектива группы о самом себе, о перспективах личностного и профессионального развития.

4. Дидактические материалы, необходимые для реализации программы внеурочной деятельности «Гендерное равенство»:

  • Аналитическая таблица «Гендер против пола»;

  • Пакет игр на взаимодействие;

  • Плакаты с высказываниями о женщинах и мужчинах:

  • Сигнальные карточки «соглашусь/не соглашусь»;

  • ЭОР «Жены декабристов»;

  • ЭОР «Мамина радость»;

  • ЭОР «Муза художника»;

  • ЭОР «Наталья Рагозина – выпускница НТПК №2»;

  • ЭОР «Семья как система»;

  • ЭОР «Педагог – мужская профессия»;

  • ЭОР «…ей скоро 16»;

  • Викторины, кроссворды, тесты в том числе, электронные.

5. Материально-технические средства:

  • аудитория для проведения различных мероприятий, закрепленная за группой;

  • материалы для оформления и творчества студентов;

  • канцелярские принадлежности;

  • аудиоматериалы и видеотехника;

  • цифровая камера, цифровой фотоаппарат;

  • мультимедийное оборудование.


^

Предполагаемые результаты реализации программы


Освоение социально значимых знаний:

  • гендерные особенности поведения

  • имена художников и названия их полотен

  • опасность курения

  • полоролевые стереотипы

  • различие понятий «гендер» и «пол», «маскулинность» и «фемининность»

  • субъектная детерминация личностного и профессионального развития

  • употребление обсценной лексики как признак бескультурья

Освоение социально значимых отношений:

  • культура взаимоотношений с представителями противоположного пола

  • отношение к искусству как ценности

  • ощущение принадлежности к группе

  • признание престижности педагогической профессии

Освоение социально значимых действий:

  • адаптация к процессу профессионального обучения

  • готовность к совместной деятельности

  • ориентация на личностное и профессиональное развитие

  • состояние ценностно ориентационного единства группы

  • стремление к адекватному гендерному поведению


^

Список литературы


Для педагогов

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Нева. 2001.

  2. Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин. – Вопросы психологии. 2001, №3.

  3. Градусова Л.И. Гендерная педагогика

  4. Дебаты в школе

  5. Ильин Е.П. Дифференренциальная психофизиология мужчины и женщины. 2003.

  6. Как провести этическую беседу

  7. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. – М., 2001.

  8. Лекция. Понятие гендера.

  9. Мухина В.С., Обухов А.С. Психология отрочества. - Развитие личности. 2000, №1.

  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос. 2001.

  11. Савинова Л. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе ВДЦ «Орленок». – Развитие личности. 2000, №1.

  12. Столярчук Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания. – Педагогика. 2003, №5.

  13. Технология проведения дискуссий

  14. Технология проведения диспутов

  15. Учет гендерных аспектов. unesco

Для студентов и родителей

  1. Гендерные предрассудки

  2. Гендерные стереотипы

  3. Мама и сын

  4. Пол или гендер.

  5. Проблемы усвоения мужской роли


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconКгаоу спо «Канский педагогический колледж» Краеведение Рабочая тетрадь...
Автор-составитель: Л. М. Мегалинская, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconМетодические указания к летней педагогической практике Специальность...
Автор-составитель: Н. Х. Файзулина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж», Н. М. Ходакова, педагог-организатор...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Николаева Евгения Александровна, преподаватель естественнонаучных дисциплин гбоу со спо «Вольский педагогический колледж им....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconПрактикум по орфографии и пунктуации Рабочая тетрадь для самостоятельной работы
Автор-составитель: В. А. Сазонова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconМинистерство образования республики саха (якутия) гбоу спо «Якутский...
Федорова Т. П., заведующая заочным отделением гбоу спо «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconКонкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» «Наставник»...
Казаченко Татьяна Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconПлан индивидуальной методической работы педагогических работников...
Преподаватель специальных дисциплин: Техническое черчение, дти, Рисунок и основы композиции; Основы стандартизации и технические...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconУчебно-методическое пособие для аудиторной и самостоятельной работы...
Автор-составитель: Л. Л. Торгашина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconПреподаватель общественных дисциплин Головачева Н. А
Опыт работы по патриотическому воспитанию молодежи музея истории гоу спо «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению гендерное равенство Автор-составитель: Котельникова Н. Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин гбоу спо «Нижнетагильский педагогический колледж №2» iconРабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница