Альфия айдарская




НазваниеАльфия айдарская
Дата публикации01.04.2014
Размер77.3 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы

Альфия АЙДАРСКАЯ


Бессмертие
татарского
соловья

Имя Сары Садыковой известно всему татарскому народу, память о ней хранится в сердцах людей. Её шестидесятипятилетний творческий путь - это и путь, пройденный её народом. Песенное творчество композитора, уходящее корнями в фольклор, отличается проникновенностью и народностью.

Сара Садыкова является самой последовательной продолжательницей музыкальных традиций Салиха Сайдашева и одновременно новатором: она привнесла в татарскую музыку танго и фокстрот. Первое её танго «Жду тебя» на стихи Ахмеда Ерикеева было написано в 1942 году и имело огромный успех и широкое распространение. Народ назвал его «Татарским танго». Песни Сары Садыковой очень разнообразны: лирические, шуточные, героико-патриотические, о любви, дружбе, весёлые вальсы, романсы, марши, песни в танцевальных ритмах...

 

Друзья и почитатели таланта Сары Садыковой разбросаны по всей России и ближнему зарубежью. У неё было родственное отношение к русскому народу. Об этом говорят такие её песни, как «Моя Россия», «У нас, Россия, общая судьба», «Гузэль Москва» к 800-летию столицы России, «Не русский я, но россиянин», «Юрий Гагарин», «Девятай» и многие другие сочинения. Она была интернационалистом по сути и истинным патриотом своей республики. Нельзя слушать без волнения её прекрасный гимн «Татарстан — моя республика» на стихи Наби Даули, она оставила после себя песни-памятники, посвящённые городам и сёлам нашего Татарстана. Родной Казани посвящены восемь песен на стихи Ахмеда Ерикеева, Гульшат Зайнашевой, Сибгата Хакима, ХасанаТуфана и Роберта Миннуллина.

В течение всей своей жизни Сара Садыкова была наставницей талантливой молодёжи, наставницей в самом высоком и прекрасном значении этого слова. Вся её большая просветительская и другая общественная деятельность на поприще татарского музыкального искусства была направлена на его развитие, она старалась привить молодым трудолюбие, целеустремлённость, научить находить верную дорогу в жизни и свою «тропинку к душе народной».

Сару Садыкову первой из татарских девушек в 1922 году направляют на учёбу в Московскую консерваторию. Классик татарской литературы, учёный, просветитель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов, увидев её в благотворительном спектакле в пользу голодающих «Буз егет», показанном студентами педагогического техникума, где она училась, в статье «Перед великими свершениями» в газете «Известия Татарстана» от 21 марта 1922 года похвалил её исполнение, сказав, что она «своей игрой и пением пробудила у народа глубокую надежду...».

Родилась Сара Садыкова в центре Казани на улице, которая сейчас носит имя Парижской коммуны, в доме № 18. В гостях. Когда она «с разбоем», как сама выражалась, нежданно-негаданно появилась на свет среди шумного застолья, все, кроме её отца, растерялись. Он снял с себя белоснежную рубашку, в неё завернули новорождённую и отдали ему на руки.



     Женщины-общественницы — пенсионерки города Казани. С. Садыкова, 3. Камалова, М. Мирвалеева, Дж. Абрамова, Г. Болгарская, 3. Бурнашева, М. Палютина, С. Сатеева (сидят, справа налево); И.Сакаева, X. Салихова, М. Сафина-Сульва, Б. Ильясова, М.Уразаева, 3. Садыкова, Г. Гильфанова, X. Парсина, X. Тарпищева, С. Сакаева (стоят, справа налево).
22 марта 1965



Так гласит семейная легенда. От матери ей достался талант певицы, а отец сделал всё от него зависящее, чтобы она стала такой, какой мы её знаем, любим и помним. Родители нарекли её красивым восточным именем Бибисара. Жаль, что со временем ласковая, нежная приставка «Биби» исчезла, и появилось популярное в татарском музыкальном мире имя Сара Садыкова.

Это имя в татарской музыкальной жизни уникально. Популярность и слава Сары Садыковой в народе росла из года, ибо она раскрывалась перед ним новыми, неожиданными и яркими гранями своего дарования. Становление и развитие татарского профессионального искусства в двадцатые — тридцатые годы XX столетия тесно связаны с именем Сары Садыковой. Она стояла у истоков. Разносторонность её дарования поражает: драматическая актриса Московского Татарского театра, затем Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, творившая в содружестве и под руководством Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Салиха Сайдашева, одна из первых исполнительниц музыкально-драматических героинь; артистка Татарского государственного театра оперы и балета (лирико-колоратурное сопрано), создавшая незабываемые образы в первых национальных операх. Кстати, партия главной героини в опере «Сания» была написана специально на её голос.

«Сестрёнка Сара, природа одарила тебя задушевным, красивым голосом, а учительницей можно быть и без красивого голоса. Ты пение не бросай», — этими добрыми словами Фатих Амирхан определил судьбу студентки педагогического техникума.

«В 1933 году во время летних гастролей театра имени Г. Камала в Баку Сара Садыкова с большим успехом исполнила заглавные роли в спектаклях «Голубая шаль», «Наёмщик», «На Кандре», — вспоминал актёр Татарского академического театра имени Галиасгара Камала И. Султанов. — Особенно поражало её мастерство драматической актрисы в роли Фариды («На Кандре»). Её партнёрами были артисты Ш. Шамильский и Т. Гиззат. В концертной программе Сара Садыкова пела песню Галиябану, «Соловей» С. Сайдашева и множество татарских и башкирских народных песен. Зрители не отпускали её со сцены, просили повторного исполнения, буквально забросали цветами. А зрители-азербайджанцы дарили букеты и говорили: «Диэсэн, бу гыз, татарон бюльбюле дор» («Наверное, эта девушка и есть татарский соловей»).



   ^ Артисты С. Садыкова, Ю. Крещелюнас, Г. Булатова, Г. Ибрагимова, 1939


Сара Садыкова как замечательная драматическая актриса и как известная певица, чья творческая деятельность достигла высот художественного мастерства, внесла огромный вклад в развитие профессионального вокального исполнительства, в создание оперного искусства в Татарстане.

Редкой красоты, богом данный голос Сары Садыковой был отшлифован профессором Московской консерватории Марией Григорьевной Цыбущенко. Голос этот был хорошо знаком и любим её современниками. Знакомясь с западноевропейской и русской классикой, Сара Садыкова, к счастью, не теряла национального колорита в исполнении татарских народных песен, осталась «дочерью татарского народа», что в дальнейшем явилось главным фактором небывалой популярности в народе её музыкальных сочинений. Татарские песни она любила украшать колоратурами, всевозможными мелизмами, форшлагами, вплетая их в мелодию словно кружево. Салих Сайдашев своего «Соловья» адресовал Саре Садыковой, которая и явилась первой его исполнительницей, вводя в исполнение песни колоратурные вариации. Также музафаровские «Пой, соловушко» и «По ягоды» сегодня исполняются с колоратурными украшениями Сары Садыковой. В конце 20-х, — начале 30-х годов прошлого века были широко распространены пластинки с записью всех этих песен, также татарских, башкирских народных песен в исполнении Сары Садыковой. О великолепном знании Сарой Садыковой родного фольклора и безупречном исполнении ею народных песен писали многие деятели искусства.

Сара Садыкова уже тогда была знаменитой артисткой, которая объездила с гастролями всю страну, пела и в Большом театре, и на Всесоюзном радио, и в народе её знали как «татарского соловья». Она блистала как московская татарская певица. Именно в Москве, на высочайших образцах музыкального и театрального искусства раскрылся её актёрский, вокально-сценический талант. Тесная связь с Казанью была всегда.



^ Участники концерта на оптико-механическом заводе в Дербышках. Н.Теркулова, Дж. Саляхова, С. Садыкова, Ф. Юсупов


Сегодня Сара Садыкова известна любителям музыки как композитор-мелодист, автор трёхсот сорока пяти песен и восемнадцати спектаклей (пьесы, драмы, комедии, водевили, сказки), поставленных в театрах Татарстана и Башкортостана, два из которых — крупные музыкально-сценические произведения. В них звучат сто девяносто шесть песен.

В каком бы жанре ни писала Сара Садыкова, самое ценное в её произведениях — задушевный мелодизм, «мелодия души», мелизмы, не умещающиеся в пяти линейках нотного стана. Многие её песни уже давно стали народными. Выросло не одно поколение людей, воспитанных на её мелодиях. Развитие татарской эстрадной песни трудно представить без задушевных и весёлых, искромётных песен Сары Садыковой. Её высоконравственные и по-прежнему актуальные песни обязательно ещё послужат делу воспитания чувства прекрасного в человеке.

При жизни композитора её песни регулярно появлялись на страницах газет и журналов, народ подхватывал их буквально на лету, с нетерпением ждал новых. Певцы, осваивая песни, мелодии прямо с нотного стана, ещё «тёплыми» отдавали их на суд слушателей. Многие песни Сара Садыкова адресовала конкретным певцам. Она дарила их артистам, а они с любовью и благодарностью несли их дальше, за пределы своей республики. И сами становились популярными благодаря современным по интонации и ритму, всегда актуальным песням Сары Садыковой.

Теофиль Готье сказал: «Когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного». Она была бескорыстным художником, умела радоваться успеху коллег. Самым большим её богатством были песни. Она являлась их отражением. В её духовном мире соединялись черты западной и восточной культур, причудливо переплетались гуманистические и социальные идеи и религиозные мотивы, что обогащало её творчество. Сара Садыкова могла с головой окунуться в сокровищницу нашей богатой культуры, читать шедевры древности в подлиннике, умела красиво, нараспев читать Коран. Словом, умела брать лучшее отовсюду, и это переплавилось, воплотилось в её песнях.



   ^ Почётные гости семьи Рафиковых Хасан Туфан (четвёртый слева в верхнем ряду) и Сара Садыкова (четвёртая слева в первом ряду). 1968


В последние годы жизни Сара Садыкова работала на износ. Много писала, много ездила на гастроли, общалась с людьми, выступала в концертах, на творческих вечерах и юбилеях коллег, активно участвовала в работе Союза композиторов. Вся её неуёмная энергия была направлена на то, чтобы успеть сделать как можно больше доброго, полезного для родного искусства, для своего народа.

Жизнь Сары Садыковой — чистая, полноводная и бурливая река, жизнь романтичная и трагичная, полная лишений, унижений, мужественной борьбы и счастливого труда, но никогда — спокойная.

К восьмидесятилетию со дня рождения Сары Садыковой в ноябре 1986 года вся республиканская печать уделила ей немалое внимание. С тех пор её светлое имя не забывается. Память о ней не угасает, и люди просят увековечить её, создать в родной Казани музей, назвать её именем одну из здешних улиц, установить ей памятник по проекту Рады Нигматуллиной (одобренному, кстати, правительством в 1997 году). Этот памятник видится в самом оживлённом месте города, ведь она всегда была в гуще народной. В центре японской столицы Токио установлен памятник первой исполнительнице первой японской оперы «Чио-Чио-сан». Думается, справедливо и достойно поставить памятник в татарской столице Казани первой исполнительнице первой татарской оперы «Сания». А главный памятник — любимые народом песни — Сара Садыкова уже воздвигла.

 

Журнал "КАЗАНЬ" № 10-11 2006 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Альфия айдарская iconИсточники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев
Батритдинова Альфия Халитовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида

Альфия айдарская iconРегистрация участников Открытого фестиваля-конкурса национального...
Галиева Альфия Хаккыевна, Шайхутдинова Элиза Фаттахутдиновна, Батршина Фануза Ахматзиевна

Альфия айдарская iconПроект «Овощи, фрукты, грибы, ягоды, золотая осень» Галиева Альфия Искандаровна Елабуга 2012
Проект направлен на расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; об овощах, фруктах, грибах, о труде взрослых. На развитие...

Альфия айдарская iconПрограмма фестиваля: Казань-Елабуга-Казань, 12 – 15 апреля 2012 12 апреля (четверг) 30 – 10. 30
Тавров, Валерий Дударев, Игорь Панин, Анастасия Ермакова, Андрей Коровин, Андрей Новиков, Игорь Михайлов, Ганна Шевченко, Наталия...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница