Уроки музыки от Виктора Захарченко




Скачать 58.06 Kb.
НазваниеУроки музыки от Виктора Захарченко
Дата публикации24.03.2014
Размер58.06 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Уроки музыки от Виктора Захарченко

22 марта у художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Гавриловича Захарченко -- 75-летний юбилей. Свой день рождения маэстро отметит концертным туром по городам России, Беларуси и Украины. Наша газета, предвосхищая знаменательную дату, начинает цикл публикаций о Викторе Захарченко. Мы расскажем о самых важных фотографиях из семейного альбома композитора, побываем на репетиции, опубликуем отзывы друзей и коллег, поведаем историю создания самых знаменитых песен Виктора Гавриловича. Мы проследим за концертной деятельностью Кубанского казачьего хора в десятидневном турне. А сегодня мы отправляемся в рабочий кабинет маэстро, чтобы побеседовать с ним о творчестве.

На Красной, 5 «живет» духовной и творческой жизнью «вторая семья» Виктора Захарченко -- Кубанский казачий хор. Я не стал пользоваться лифтом и пешком побрел на четвертый этаж. Вокруг царит творческий запах: ароматы песен, дух гастролей, поветрие успеха. Из далеких коридоров доносятся завораживающие звуки народного пения. Встречаю музыкантов ансамбля «Благовест» со скрипичными футлярами, по ступенькам навстречу спускается артист «Казачьей души» Геннадий Черкасов. На четвертом этаже иду по широкому коридору, увешанному памятными фотографиями и картинами. В большой и светлой приемной пусто, дверь в кабинет художественного руководителя отворена.

-- Заходите, молодой человек, я вас жду, -- маэстро встречает меня на входе и позволяет оставить верхнюю одежду на бежевой софе. Напротив входа -- большой вместительный т-образный стол. Никакого тебе творческого хаоса. Все на своих местах: сувениры, памятные подарки, несколько книг, листки со стихами -- в общем, порядок и гармония. Со стен глядят иконы, главная -- между гербов Кубани и России -- икона Пресвятой Богородицы. Слева на фоне часов с маятником стоит черный рояль, на нем -- страницы с рукописными нотами и стихи. Рядом у стены -- старенькая гармонь.

-- Если на стене висит ружье, оно должно выстрелить, -- говорит Виктор Гаврилович и берет в руки инструмент. -- Эта гармошка не моя и не для меня, и ремни тоже. Я маленький, щупленький, а это для богатыря какого-то. Кстати, я много лет не играл...

В руках музыканта гармонь вдруг оживает, и пространство наливается и спеет русскими мотивами. Вот закачался, закрутился, завертелся «шар голубой», вот занялась лирическая «Смуглянка-молдаванка». Все завершилось порывистой и гордой кавказской «Лезгинкой».

-- Первый раз я взял в руки гармошку в 1942-м, мне тогда года три было. В то время немцы отступали, забирали у сельчан все нажитое, сваливали в кучи, обливали бензином и сжигали. Мой старший брат приметил с краешку гармонь, схватил ее и побежал, принес домой, а у меня руки сами к ней потянулись. Я на слух сразу взял несколько аккордов, получилась мелодия. Мама только руками всплеснула и стала Господа просить, чтобы я живой остался. Где это видано, чтобы трехлетний малыш мог с ходу инструмент освоить. Потом у нас эту гармошку забрали, я горевал, конечно. Мама успокаивала и обещала -- вырастим бычка, продадим его, тогда и купим гармошку. И я пас бычка до тех пор, пока мне ее действительно не купили. Я стал сочинять и подбирать мелодии. Часто забегал на свадьбы, где играл слепой музыкант. Я внимательно слушал его, музыка отпечатывалась в памяти, и уже дома я легко ее повторял.

-- У вас здесь свежие ноты. Никак сочинили что-то с утра?

-- Мне очень много писем приходит. Люди шлют мне свои стихи. Бывает, попадаются настоящие шедевры. Вот сегодня нашел стихотворение «Девичьи косы». Мне обычно хватает четырех строк, чтобы понять -- поэзия это или нет. А здесь такие образы! У меня сразу родилась мелодия.

Виктор Гаврилович садится за рояль.

-- Если сравнивать с Рихтером, то играю я двумя пальцами. Да и музыка для меня -- дело тридцатое, потому что на первом плане -- слово. Вначале было слово, слово все диктует. Если убрать обертку поверхностного смысла, то нам откроется смысл глубинный. Задача Кубанского казачьего хора -- донести этот глубинный смысл до людей, для них песня должна стать духовным потрясением.

Маэстро начинает играть. Легкая музыка, протяжное чувственное пение.

-- Если представить хор, то звучит довольно величественно.

-- Эта песня больше для гитары, а не для оркестра, -- обескуражил меня Виктор Гаврилович. -- И я вижу, что она появится у нас в репертуаре очень скоро. После той аварии, в которую я попал в сентябре 1996 года, моя композиторская жизнь разделилась на два периода: до и после трагедии. Помню, как впервые после пяти месяцев больничной койки мне разрешили пройтись на костылях. Шел легкий снежок, было не очень холодно, я вспомнил погожие деньки в Сибири, и вдруг у меня в голове раздается хор: «Бу-ря мглою не-бо кро-ет». Музыка появилась сама собою, ниоткуда. Я испугался тогда, но со временем стал брать с собой бумагу и начерно записывать мотивы, чтобы не забыть. Теперь стоит мне прочитать хорошие стихи, как мгновенно складывается музыка.

-- А бывает обратный процесс, когда в голове звучит одна музыка?

-- Сегодня ночью у меня была музыкальная фантазия. Жалко только, что теперь ее не вспомнишь.

Пока маэстро возвращается к столу, я вспоминаю важный вопрос.

-- Виктор Гаврилович, а правда, что вы свои репетиции начинаете с молитвы?

-- Основатель Кубанского казачьего хора протоиерей Кирилл Россинский был духовным просветителем Кубани. Поэтому естественно, что коллектив зародился как церковный. Для продолжения традиции, ради веры, ради предков наших, за народ российский, мы начинаем наше утро с молитвы «Отче наш». После этого мы просим у Богородицы просветить наши ум и сердце. Потом я прошу у Божьей Матери заступничества, чтобы она оградила нас от бед, искушений, зла, происшествий, прошу благословения на подготовку к концертам. Вы видите все эти иконы в моем кабинете? Они здесь не как картины и не ради приличия. Им молились наши предки, молимся и мы. К тому же и предков надо поминать. Раньше любой порядочный человек мог голову отдать за Господа Бога и царя. А сейчас где все это? Мы теряем ценности. А ведь наше прошлое -- это наша гордость. Память о предках, духовность -- вот секрет нашего могучего народа! А не то, что нам навязывают завистники, которым невыгодно наше соперничество. Не нужно поддаваться на их провокации... Вот у вас бородка... Это говорит о том, что вы стремитесь иметь какое-то отношение к Богу.

Я ответил, что стремлюсь к мудрости и пообещал не заблудиться. Виктор Гаврилович посоветовал чтить предков, помнить свое генеалогическое родство, и только тогда придет понимание мира.

-- Когда наш коллектив был молод, мы приехали в одну кубанскую станицу. К нам подходит казак и говорит: «Колы у казака под носом нэма нычого, тот не казак, а тетка». Наши артисты слегка смутились, но на ус себе намотали. Позднее, лет 35 тому назад, я побывал в духовной поездке. Несколько дней жил в келье монастыря в Новом Афоне. В то время я носил одни усы, а бороду сбривал. Как-то утром пошел к рукомойнику бриться: взял зеркало и только занес лезвие, как подходит ко мне монах и спрашивает: «А ты не масон?». -- «Да вы что, я даже не очень знаю, кто это такие». -- «А зачем ты тогда бреешься?» Ну я бросил бритву и по сей день ношу бороду.

-- Виктор Гаврилович, кто-нибудь из ваших наследников перенял композиторский дар?

-- Композиторское чутье у моей дочери Виктории. Она просто мой двойник. В детстве она однажды сочинила и сыграла восточную песню. Я ей сказал: «Вика, ты сочиняешь точно как я, только дальше тебе развиваться не дает лень». А она: «Папа, я все равно не такая как ты». В эмоциональном плане дочка -- моя копия. А там где нужно размышлять, ей трудно. В музыке она идет только за чувством. Мне повезло, что у меня был такой наставник, как Евгений Владимирович Гиппиус, он меня научил отделять эмоции и алгеброй поверять гармонию. То, что я реставрировал народную песню, мне очень помогло.

-- Какими качествами должен обладать руководитель Кубанского казачьего хора?

-- Нужно обладать не только определенной суммой знаний, но и чувствовать истинное призвание быть именно художественным руководителем Кубанского казачьего хора. У меня это была мечта, к которой я шел очень долго. Безусловно, помимо таланта, человек должен понимать, что он может сделать в хоре. С одной стороны, нужно сохранить все лучшее, что было сделано со дня основания, причем сохранить в высокой профессиональной форме и приумножать творческий процесс. Нужно выбрать путь, который будет творчески развивать хор, ведь можно и неправильный путь найти. Руководитель хора должен знать, что такое казачество, разбираться в истории российского и кубанского казачества, в культурных традициях Кубани и страны. Поскольку Кубанский казачий хор тесно связан с Украиной важно знать украинские культурные традиции, а также традиции Северного Кавказа, так как они тоже оказали влияние на народное творчество. Руководитель должен критически относиться к собственной кандидатуре. Ему постоянно нужно контролировать себя, сдерживать свои амбиции и желание стать знаменитым. Если сел на этот корабль, надо знать, куда ты его поведешь. Надо спрашивать себя, что делали наши предки и что в новых условиях ты можешь предложить. Самое главное в наших выступлениях -- это песни, несущие глубинный смысл. В гонке за деньгами важно не забыть о собственном предназначении и о том, что ты должен сделать в жизни доброго и хорошего.

Мы поблагодарили Виктора Гавриловича за теплый прием и пообещали наведаться к нему на репетицию. Ведь, чтобы понять искусство, мало просто о нем говрить, нужно еще ??? в творческий процесс. В ближайших номерах "КН" читайте рассказ о памятных фотографиях из альбома В. Захарченко и репортаж с репетиции Кубанского казачьего хора.

Сергей КОРНИЕНКО, НАШ КОРР.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconТема: «Творчество Виктора Гавриловича Захарченко».
Цель: знакомство с творчеством известного деятеля культуры Кубани В. Г. Захарченко

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconТема: «Творчество В. Г. Захарченко и Кубанский казачий хор»
Цель: знакомство с творчеством известного деятеля культуры Кубани Виктора Гавриловича Захарченко и Кубанского казачьего хора

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconЭссе «Уроки музыки уроки жизни»
«Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», написал мудрый педагог В. А. Сухомлинский. Таким «морем...

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconМбоудод «Отрадинская детская школа искусств им. Виктора и Василия...
Цели урока: Способствовать развитию творческих способностей в танце- вальных композициях и импровизациях

Уроки музыки от Виктора Захарченко icon«Цвет как средство восприятия на примере компьютерных уроков по слушанию музыки «Времена года»
Размышляя о том, каким я вижу урок слушания музыки, я определила основную цель сделать уроки яркими, информационно насыщенными, а...

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconДети на куличках, игры он-лайн, уроки музыки

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconПояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление...
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconПраздник книги «Чтение – лучшее учение» Цели
Мы поговорим о роли книг в нашей жизни, о пользе чтения. «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты»....

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconУроки нам казались бесконечно долгими
Музыка – 1 (играет первый куплет-припев, после выходит ведущая и на фоне музыки говорит свои слова)

Уроки музыки от Виктора Захарченко iconПраздник,,Путешествие в царство музыки,, является итогом Недели музыки...
Действующие лица : Ведущая, учитель музыки,Фея музыки,Скрипичный ключ, Басовый ключ, Нотки



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница