Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки




Скачать 235.13 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки
Дата публикации20.03.2014
Размер235.13 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Культура > Программа


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ И (ИЛИ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

072500.62 «ДИЗАЙН»

УФА – 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ



В программе отражена история развития искусства, основные термины и понятия, которыми оперирует эта наука. Особое внимание уделено современным проблемам искусства. Этот курс играет большую роль в формировании культуры и духовного мира, в развитии творческих качеств личности, способности самостоятельно мыслить и анализировать произведения искусства.

Цель настоящей программы – ознакомить абитуриентов, поступающих в Академию ВЭГУ, с содержанием и требованиями к вступительным испытаниям по специальностям культуры и искусства.

Данная программа отражает и обеспечивает единство требований к качеству подготовки абитуриентов и создает равные возможности для получения высшего профессионального образования вне зависимости от региона. Освоение программы позволяет формированию целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Южной и Восточной Азии (Индии, Китая, Японии), Западной Европы, Древней Руси и арабо-мусульманского мира (Западная Азия и Северная Африка); формированию представлений о закономерностях развития художественной деятельности человека и взаимосвязях искусства и религии в художественной культур в воссоздании целостной картины мира.


^ Тема 1: Художественная культура Древнего Востока
Древний Египет - первое государство на Земле. Протест против смерти - важнейшая черта культуры Древнего Египта. Мумии, пирамиды. Жанры художественной литературы: поучение царей, сказки, повести. Отвлеченное произведение «Беседы разочарованного со своей душой». Изобразительное и монументальное искусство.

Иероглифы - рисуночное символическое письмо. Обелиски, сфинксы, статуи, стелы, бюсты.

Незыблемость канонов: плоскостное изображение, условность, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

Характерная черта искусства - утверждение силы, жажда бессмертия. Александрия - культурный центр греко-восточного мира (архитектор Дейнократ).

Архитектурные сооружения: театры, библиотеки, храмы, бани, садово-парковое искусство.

Ключевые термины: пирамида, иероглиф, сфинкс, фараон, жрец, ка («бессмертие»), храм, мумия.

Памятники искусства: пирамида Джосера, пирамида Хеопса, сфинкс, стерегущий пирамиду Хефрена, скульптурный портрет Нефертити, Александрийский маяк, сочинение «Беседы разочарованного со своей душой».
Рекомендуемая литература
1. Косидовский 3. Когда солнце было богом. - М., 1991.

2. Можейко И.В. 7 и 37 чудес. - М., 1983.

3. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. – М., 1982.

4. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. — М., 1986.

5. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М, 1995.

.

Тема 2: Художественная культура Древней Греции

Понятие «античность». Крито-микенская цивилизация (III — II тыс. до н.э. – XII - XI вв. до н.э.). Критские дворцы-лабиринты. Фрески («Игры с быками»). Искусство ювелиров.

Гомеровский период. «Илиада» и «Одиссея» - важнейший источник информации об этом времени (VIII в. до н.э.). Деревянная монументальная скульптура, терракотовые и бронзовые статуэтки, вазы, расписанные геометрическим орнаментом.

Архаический период (VIII — VI вв. до н.э.). Формирование античного полиса. Воздействие египетской и ближневосточной архитектуры и скульптуры на греческое искусство.

Мифология. Циклы о троянской войне и подвигах Геракла. Мифы о богах и версии происхождения людей.

^ Устное литературное творчество: эпос, трудовые песни, басни. Творчество Гесиода (VIII — VII вв. до н.э.): поэмы «Теогония», «Труды и дни». Лирическая поэзия: творчество Архилоха (2 пол. VII в. до н.э.), Солона (640/635 - 559 гг. до н.э.), Алкея (к. VII - 1 пол. VI в. до н.э.), Анакреонта (ок. 570 - 478). Женские философские школы: поэзия Аспассии и Сафо (VII - VI вв. до н.э.).

Возникновение греческого театра. Выделение из хора действуюшего лица - актера.

Поиски в искусстве убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Два типа одиночной скульптуры - обнаженный юноша (курос) и задрапированная женщина (кора). Многофигурные композиции и рельефы: условность, статичность, торжественность. Архитектурные ордера (VI в. до н.э.): дорический и ионический.

Синтез архитектуры и скульптуры.

Греческая керамика: коринфские, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

Классический период. Основные жанры литературы - трагедия и комедия. Творчество Эсхила (525 - 456 гг. до н.э.): «Прометей прикованный», трилогия «Орестея». Софокл (497 - 406 гг. до н.э.) и его трагедия о легендарном царе Эдипе. Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.) - борьба страстей в трагедиях «Федра» и «Медея».

Политическая острота и злободневность комедий Аристофана (ок. 445 - 385 гг. до н.э.) «Мир», «Всадники», «Лисистрата».

Главная задача искусства V в. до н.э. - правдивое изображение человека, полного достоинства и равновесия душевных сил. Реалистическая скульптура из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия («Афина-Воительница», «Зевс»), Мирона («Дискобол»), Поликлета («Гера», «Дорифор»).

Живопись V в. до н.э. Открытие игры светотени, перспективы. Вазовая роспись (^ Аполлодор, Полигнот).

Архитектура. Комплексы. Коринфский ордер. Основной тип общественного здания - храм (афинский Акрополь, храм Зевса в Олимпии). Выдающиеся зодчие: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Выработка единого панэллинского стиля. Парфенон - шедевр мировой архитектуры.

Эпоха кризиса (IV в. до н.э.).

Литература. Ведущее место прозы и упадок трагедии.

Ораторское искусство: Исократ (436 - 338 гг. до н.э.), Демосфен (ок. 384 - 322 гг. до н.э.).

Греческая архитектура — преобладание декоративных начал. Новые композиционные приемы (сооружения круглой формы). Внимание к строительству зрелищных сооружений (театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Гликарнасе).

Скульптура. Интерес к человеческой личности. Пракситель (ок. 390 - 330 гг. до н.э.): «Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу», Скопас (2 пол. IV в. до н.э.): «Геракл», «Вакханка», Лисипп (2 пол. IV в. до н.э.): «Анаксимен», «Геракл», «Гермес». Скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Эпоха эллинизма. Распространение греческой культуры и искусства на всей территории державы Александра Македонского. Создание единой эллинистической культуры. Мусейон (Храм муз) при дворе Птолемеев в Александрии.

Развитие филологии.

Литература эпохи эллинизма. Аполлоний Родосский (295 - 215 гг. до н.э.), Каллимах (ок. 310 - ок. 240 г. до н.э.). Эпос, трагедия, поэмы, гимны, лирические стихотворения. Идиллия как вид поэзии, отражающей придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов. Феокрит (к. IV - 1 пол. III в. до н.э.). Буколическая поэзия, реалистическая бытовая комедия. Менандр (ок. 343 - ок. 291 г. до н.э.).

Дальнейшее развитие театра.

Мимы - короткие драматические сценки из жизни горожан. Творчество Герода.

Развитие городской архитектуры. Новые общественные сооружения: булевтерии, палестры, гимнасии, стадионы.

Развитие монументальной живописи', фрески, мозаика. Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

Скульптура. Повышенный интерес к личности. Динамичность, выразительность. Рельефы пергамского алтаря Зевса, «Афродита с острова Мелос» («Венера Милосская»), «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», портрет Демосфена, бронзовый Родосский Колос.

Ключевые термины: античность, толос, полис, музы, эллинистическая культура, курос, кора; дорический, коринфский, ионический ордеры; идиллия, синкретизм, кариатида, булевтерия, палестра, гимнасия, мимы, мусейон.
Рекомендуемая литература
1. Всемирная история: В 13 т. - М., 1956.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.

3. Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989.

4. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. - М., 1986.

5. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

Тема 3: Художественная культура Древнего Рима

Этрусская цивилизация (I тыс. до н.э.).

Городская архитектура. Ювелирное искусство. Терракотовая и бронзовая скульптура, керамика.

Реализм в изобразительном искусстве.

Царский период (753 г. до н.э. - VI в. до н.э.).

Архитектура: цирк, атрий. Эклектизм.

Период республики (VI — III вв. до н.э.). Развитие ораторского искусства. Зарождение театра.

Развитие литературы: ^ Ливии Андроник - первый римский поэт. Комедии Плавта (сер. III в. - 184 г. до н.э.) и Теренция (ок. 125 - 159 гг. до н.э.). Римская трагедия. Лукреций (1 пол. I в. до н.э.), Катулл (ок. 87 - 54 гг. до н.э.) - мастера лирической поэзии.

Первые прозаические произведения. ^ Варрон (116 - 27 гг. до н.э.), Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.).

Архитектурные сооружения: идеи силы, мощи, величия. Монументальность, симметрия, пышная отделка. Разработка новых конструкций: арки, своды и купола, столбы и пилястры. Бетон (II - I вв. до н.э.), сводчатые конструкции. Новые типы зданий: базилики, амфитеатры, термы, места для игр, окруженные парком, триумфальные арки, акведуки, мосты. Витрувий (2 пол. I в. до н.э.). Скульптура: портретные статуи Тогатос, бюсты «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря (II-I вв. до н.э.).

Рим в период империи. Эпоха принципата.

Литература эпохи ранней империи - высочайшее достижение римской культуры. ^ Апулей («Метаморфозы»), Плиний-младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий.

Архитектурные памятники этого периода: Колизей, Пантион. Росписи, мозаика.

Развитие портретной скульптуры.

Период поздней империи (IV - V вв. до н.э.). Доминат. Распад империи на Западную и Восточную.

Борьба античной традиции с новыми христианскими принципами.

Основное направление в искусстве - подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой. Поэты ^ Авзаний и Клавдиан (ок. 375 - после 404 г.).

Архитектура: базилики, культовые здания центрического типа, катакомбы.

Продолжение развития греческого искусства в христианском варианте в Византии.

476 год — конец древнего мира и античности.

Ключевые термины: тога, доминат, катакомбы, атрии, термы, амфитеатр, акведук, базилика, римский портрет.


Рекомендуемая литература
1. Боннар А. Культура Древнего Рима. - М., 1985. - Т. 1.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

3. Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989.

4. Древние цивилизации. - М., 1989.

5. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. - М., 1986.
Тема 4: Художественная культура Древнего Китая

Китай - самая обособленная из известных цивилизаций.

Ранние памятники древнекитайской литературы — «Книга песен» и «Книга перемен».

Основоположник китайской поэзии Цюй Юань (IV — III до н.э.). Народная поэзия Тао Юань Миня. Плеяда поэтов первых веков нашей эры: Цао Цао, Цао Пи, Цзи Кан.

Рассвет живописи и ваяния, искусство фресок.

Прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, резьба по нефриту и кости (II тыс. до н.э.).

Художественная керамика, лаковые изделия, фарфор (IV в. н.э.).

Архитектура Китая: многоэтажные здания с многоярусной черепичной крышей (пагоды).

Храмовая архитектура: «Храм неба», «Храм молитвы за годовую жатву». Императорские дворцы, Великая китайская стена (221 - 207 гг. до н.э.).

Музыка в Древнем Китае: струнные щипковые и духовые инструменты. Трактаты о музыке, придворная служба по обучению музыкантов и танцоров.

Ключевые термины: фарфор, тушь, бумага, пагода.
Рекомендуемая литература
1. Всемирная история: В 13 т. - М., 1956. - Т. 1,2.

2. История и культура Китая. - М., 1986.

3. Можейко И.В. 7 и 37 чудес. - М., 1983.

4. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. - М., 1985. - Ч. 2. -С. 181-190.

5. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. - М., 1996.
Тема 5: Художественная культура Древней Японии

Уникальность географического положения и климатических условий Японии. Космогонические представления древних японцев о происхождении мира и императорской власти.   Значение пятой божественной пары — Идзанаки и Идзанами, «призывающего мужа» и «призывающей женщины», вечно существующего мужского и женского начала.    

Самурай- идеал личности, сложившийся под влиянием дзэн-буддизма в японской культуре XIII-XIV вв. Культура эпохи «дзёмон» (керамические сосуды и фигурки-идолы («догу») для совершения ритуальных церемоний). Керамические сосуды стиля «яёй» и бронзовые ритуальные колокола «дотаку», миниатюрные скульптуры («нецке»)

Разработка основных приемов архитектурного мышления в японской культуре. Деревянная основа первых святилищ, простота и легкость конструкции, сейсмоустойчивость, возможность быстрой реставрации. Императорские гробницы-курганы.  Появление в художественной культуре Японии особого искусства — пейзажного сада, или сухого пейзажа.

Ключевые термины: нецке, самурай, догу, дзэн-буддизм.

Рекомендуемая литература


  1. Конрад Н. Очерки японской литературы. М.: ИНФРА, 2003.-638с.

  2. Конрад Н. Японская литература. М.: ИНФРА, 2001.-568с.

  3. Лев Любимов. Искусство Древнего Мира. М.: Просвещение, 2003.-561с.


Тема 6: Художественная культура Древней Индии

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Культура Мохенджо Даро и Хараппы (к. III тыс. до н.э.). Гончарное и ювелирное искусство.

Веды - памятник древнеиндийской литературы (к. II - нач. I тыс. до н.э.). Сборники гимнов и жертвенных формул: «Ригведа», «Самоведа», «Яджурведа», «Атхарваведа», «Священные предания».

Основные памятники эпической литературы «Махабхарата» и «Рамаяна» (IV — I вв. до н.э.).

Народные сказки, басни, рассказы. Танцевальная пантомима - основа драматургии. Калидаса (IV - V вв.) - классик древнеиндийской драматургии и лирической поэзии.

Театр «Сангит» - единство пения, инструментальной музыки и танца.

Древнеиндийское изобразительное искусство: ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись. Древнеиндийское зодчество - мастерство передачи движений и чувств. Дворец царя Ашоки (273 - 232 гг. до н.э.).

Скульптура: изображения животных, людей, божеств. Расписная керамика, ювелирные изделия. Неподвижность поз, монументальность и мощь, тяжеловесность форм (статуя брахманистского божества Шивы в Гудималламе).

Храмы династии Гуптов (IV - V вв.) - изящность форм, изобилие скульптуры, резьбы, росписей, точность в бытовых сценах, ритмичность, красочность, свобода в построении многофигурных сцен.

Культовое искусство: ступа, пещерные храмы и монолитные столбы стомбха и торана.

Ключевые термины: веды, ступа, стомбха, торана, театр «Сангит».
Рекомендуемая литература
Всемирная история: В 13 т.- М., 1956.-Т. 1.-Гл. 16-18,25.

Ильин Г.Ф. Древнеиндийский эпос. - М., 1974.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. - М., 1987. - Т. 1.

Можейко И.В. 7 и 37 чудес. - М., 1983.

Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. — М., 1986.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1985.

Т

ема 7: Художественная культура средневековья

Спиритуалистическое понимание эстетических явлений. Концепция божественного происхождения красоты. Литература - важнейший элемент средневекового искусства. Устная поэзия. Героический эпос в Англии и Скандинавии. Поэмы «Беовульф» (700 г.), «Старшая Эдда» (XIV в.), «Сага об Эрике Рыжем».

Рыцарская литература: «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда» Готфрида Страстбурского, «Песнь о Нибелунгах». Рыцарская лирическая поэзия. Творчество миннезингеров, трубадуров, вагантов. Куртуазная литература: Бертран де Борн (1140 - 1215), Джауфре Рудель (1140 - 1170).

Основатели «нового сладостного стиля» в Италии: ^ Гвидо Гвиницелли (1230 - 1276), Брунетто Латини (2 пол. XIII в.) и Гвидо Кавальканти (1259 - 1300). Первое прозаическое произведение на итальянском языке - «Декамерон» Боккаччо.

^ Чекко Анджольери и Гвидо Орланди (к. XIII в.) - представители городской литературы и первых сатирических произведений.

Развитие городской культуры и усиление светских элементов в искусстве средневековья.

Творчество жонглеров. Театральное искусство. Драматический жанр моралите.

Роль церкви в архитектуре, скульптуре, живописи: формы, приемы, орнаменты, цветовая гамма. Крестово-купольные храмы (храм Святой Софии в Константинополе). Роскошь, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Романский стиль (собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арле, Оксфорде, Лунде и др.).

Скульптура. Отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

Готический стиль (2 пол. XII в.) - устремление ввысь (соборы в Париже, Шартре, Бурже, Йорке, Кентербери, Вестминстерское аббатство в Лондоне). Искусство витража. Кирпичная готика в Германии. Пламенеющая готика XIV в. Переход к перпендикулярному стилю в готике Англии. Изменения в скульптуре и живописи (реалистичность, богатая гамма красок).

Ключевые термины: средневековье, цех, аскетизм, реализм, схоластика, романтический стиль, готический стиль, сага, миннезингеры, трубадуры, ваганты, городская культура, жонглер, моралите, витраж, «пламенеющая готика», «новый сладостный стиль».
Рекомендуемая литература
1. Гуревич А.Л. Категории средневековой культуры. - М., 1987.

2. История средних веков: Учебник: В 2 т. / Под ред. З.В.Идальцовой, С.П. Карпова. - М., 1991.

3. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

4. Тяжелое В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М., 1987.

5. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.

6. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI—XIII веков. - М., 1978.
Тема 8: Художественная культура Руси в эпоху средневековья

Русское искусство XIV—1 половины XV века

Борьба с иноземными захватчиками - основная тема литературных произведений. «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Сказание о граде Китеже», повесть Сафония «Задонщина». Зодчество. Новые искания и традиция. Новгородский стиль — нарядность внешнего убранства, декоративные ниши, скульптурные кресты, фрески (церковь Федора Стратилата, церковь Спаса Преображения на Ильине улице и др.).

Крупное гражданское строительство: Грановитая палата, каменные палаты бояр, Кремль.

Псков — культурный центр. Создание новой архитектуры.

Каменное строительство в Москве (Кремль — белокаменная крепость). Белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, храм Благовещения. Новое направление в московской архитектуре - ступенчатое расположение сводов.

Живопись. Иконопись. Новгородская и Псковская школы: лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника. «Золотой век» стенной живописи. Фрески - усиление психологизма, использование пейзажа.

Творчество ^ Феофана Грека (1340-1405) - монументальность, сила и драматическая выразительность образов, свободная живописная манера. Новгородский и московский периоды в его творчестве.

^ Андрей Рублев (1360/70- ок. 1430). Человечность и одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы, лирическая умиротворенность, радостное отношение к миру («Троица», «Страшный суд», фрески, росписи собора в Андрониковом монастыре).

^ 2) Русское искусство XV-XVI веков

Усиление светских и демократических элементов в искусстве. Литература. «Сказание о князьях Владимирских». Идея «Москва - третий Рим». Появление книгопечатания. «Апостол», «Часослов», «Четьи Минеи», «Домострой» как литературные памятники.

Архитектура. Отражение международной роли русского государства. Строительство нового Кремля. Использование кирпича и терракоты. Успенский собор - классический образец монументального храмового зодчества XVI в. Архангельский собор (архитектор Алевиз Новый).

Светские постройки. Архитекторы Антонио Салари и ^ Марко Руффо. Памятники русского литейного искусства «Царь-пушка» и «Царь-колокол».

Новое направление в зодчестве - небольшие посадские и вотчинные храмы. Изобретение новой системы кирпичных перекрытий, выделение светских элементов. Церковь вознесения в селе Коломенском - первый храм шатрового типа. Собор Василия Блаженного (архитекторы Барма и Постник) - храм-памятник.

«Крепостное строительство» (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Нижний Новгород). Архитектурные комплексы Москвы - Китай-город, Белый город.

^ Федор Конь (Смоленский кремль). Монастырское строительство.

Живопись. Мастер Дионисий (1440 — 1502/03): роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, Успенского собора, Ферапонтова монастыря. Развитие жанра исторического портрета - интерес к реальным историческим лицам и событиям.

Ключевые термины: иконопись, храмы, монастырское строительство
^ Тема 9 : Мировая художественная культура эпохи Возрождения

Гуманизм как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Проторенессанс - почва для искусства Возрождения. «Божественная комедия» Данте Алигьери (1265 - 1321), «Книга песен» Франческо Петрарки (1304 - 1374), «Декамерон» Джованни Боккаччо (1313 - 1375).

Светское вольномыслие, антиклерикальный характер произведений, обращение к античности, гуманистическое мировоззрение, культ красоты - этико-философские и эстетические основы творчества. Раннее Возрождение. Новая роль художника в эпоху кватроченто. Изображение прекрасных и совершенных людей: С. Боттичелли (1445 - 1510) - «Весна», «Рождение Венеры», Джотто (1266 - 1337), Мазаччо (1401 - 1428). Реалистическая манера живописи, освобождение фресковой живописи от влияния византийской традиции, дальнейшее развитие реалистической манеры изображения, объемные изображения фигур.

Скульптурные портреты Донателло (1386 - 1466).

Брунеллески (1377 - 1446) - крупнейший архитектор раннего Возрождения. Сочетание элементов древнеримского и готического стилей в храмах, дворцах и капеллах.

Высокое Возрождение (XV в. - 40-е гг. XVI в.). Творчество «титанов» Возрождения: «Тайная вечеря», «Портрет Моны Лизы (Джоконда)» ^ Леонардо да Винчи (1452 - 1519), «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти (1483 - 1520), «Статуя Давида», скульптурные фигуры «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», фрески для сикстинской капеллы Ватиканского дворца Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564).

Творчество Джорджоне (1477 - 1510): «Юдифь», «Спящая Венера» - и ^ Тициана (1477 - 1576): «Даная» и др.

Расцвет творчества Ариосто (1474-1537), его поэма «Неистовый Роланд».

Позднее Возрождение (40-е гг. XVI в. - к. XVI в.). Маньеризм. Творчество Понтормо (1494 - 1557). Бронзино (1503 - 1572), скульптуры Б.Челлини (1500 - 1573). Реалистическая традиция в живописи: Веронезе (1528 - 1588), Тинторетто (1518 - 1694), Караваджо (1573 - 1610) и братьев Карраччи.

Взаимопроникновение культур и образования в общеевропейской цивилизации.

Северное Возрождение. Появление первых ростков нового искусства в книжной литературе.

Вершина нидерландского Ренессанса в живописи - творчество ^ Питера Брейгеля (1525 - 1569) и Франца Халса (1580 - 1660).

Гуманист и просветитель Эразм Роттердамский (1496 - 1536): «Похвала глупости». Творчество Филиппа Альдехонде (1515 - 1569).

Национальное своеобразие немецкого изобразительного искусства этого периода. ^ Альбрехт Дюрер (1471 - 1528), Ганс Гольбейн Младший (1497 - 1543), Лукас Кранах Старший (1472 - 1553). Ведущие виды - живопись и гравюра.

Выдающийся представитель немецкой гуманистической литературы - ^ Иоганн Рейхлин (1455 - 1522): «Письма темных людей». Ганс Сакс (1494 - 1576) и его творчество. Остросатирические работы Иоганна Фишарта (1546 - 1590).

Возрождение в Англии: Томас Мор (1478 - 1535) - «Утопия», ^ Филипп Сидни (1554 - 1586), Эдмунд Спенсер (1552 - 1599). Вильям Шекспир (1564 — 1616) — величайшая фигура английского Возрождения («Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих VI», «Ричард III», сонеты).

Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер.

Особенность испанского Возрождения - влияние католицизма. Два основных жанра испанской литературы: плутовской и рыцарский романы, жанр новеллы.

^ Фернандо де Рохас (1432 - 1497), трагикомедия «Селестина»; писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), его роман «История жизни пройдохи». Вершина испанской литературы этого периода - «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547 - 1616). Основоположник испанской национальной драмы - Лопе де Вега (1562 - 1635): «Собака на сене», «Учитель танцев».

Успехи испанской живописи. Творчество ^ Эль Греко (1541 - 1614) и Диего Веласкеса (1599 - 1660).

Возрождение во Франции. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494 - 1553). Литературное направление «Плеяда»: Пьер де Ронсар (1524 - 1585), Жоакен Дю Белле (1522 - 1566). Поэзия Агриппы д' Орбинье (1552 - 1630) и Луизы Лабе (1525 - 1565).

Завершение эпохи Возрождения. Эстетика костюма в эпоху Возрождения.

Ключевые термины: Возрождение, Ренессанс, гуманизм, маньеризм, титаны Возрождения, плутовской роман, шванк.

Рекомендуемая литература
1. Алпатов В.М. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. - М., 1976.

2. Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984.

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.

4. Бахтин А.Я. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

5. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство: Учебник. - VI., 1993.

6. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - СПб., 1991.
Тема 10 : Художественная культура Нового Времени

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Пафос эпохи Просвещения в России.

Поэма ^ И.П. Пнина (1773 - 1805) «Человек» - гимн величию и тем деяниям, совершая которые человек преодолевает в себе раба. Идеи просветительства в русской литературе: Д.И.Фонвизин (1744/45 - 1792), Г.Р.Державин (1743 - 1816), В.К.Тредиаковский (1703 - 1768).

А.Н. Радищев (1749 - 1802) - предвестник революционных настроений в России (оды, «Путешествие из Петербурга в Москву»).

^ Ф.С. Рокотов (1735 - 1808) и Д.Г. Левицкий (1735 - 1822) - представители этого направления в русской живописи.

Англия. Роман - основной литературный жанр эпохи Просвещения. «Путешествие Робинзона Крузо» ^ Даниэля Дэфо (1660 - 1731), «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта (1667 - 1754).

Сатирические произведения Г. Филдинга (1707 - 1754) «История Тома Джонса, найденыша» и др.

Дидактическая поэма ^ А. Попа (1688 - 1744) «Опыт о человеке» - учебник новой философии для Европы.

Расцвет национальной школы живописи в Англии. Уильям Хогарт (1697 - 1764) - график, живописец, теоретик искусства (трактат «Анализ красоты», серии картин «Карьера проститутки», «Карьера мота»), организатор художественных выставок.

^ Томас Гейнсборо (1727 - 1788) - художник-портретист.

Открытие Королевской Академии искусства (1768 г.).

Германия. Музыкальное искусство. И.С. Бах (1685 - 1750) - непревзойденный мастер полифонии. ^ Г.Ф. Гендель (1685 - 1759), его оперы «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия».

Венская классическая школа и ее знаменитые мастера Й. Гайдн (1732 - 1809) - более 100 симфоний, квартеты, сонаты, 20 опер, 14 месс, оратории «Сотворение мира» и «Времена года»; В.А. Моцарт (1756 - 1791) - оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», 50 симфоний, сонаты, концерты, квартеты. Л. ван Бетховен (1770 - 1827), его опера «Фиделио», музыка к драме И.В.Гете «Эгмонт», 32 сонаты, симфонические произведения, вокальный цикл «К далекой возлюбленной», Торжественная месса.

Италия. Венеция - центр музыкальной (оперные театры, музыкальные академии, консерватории) и театральной (драматургия Гольдо-ни и Гоцци) жизни Европы, книгопечатания, стеклоделия (венецианское стекло). Театрализация жизни (празднества, регаты, маскарады) -основа изобразительного искусства Венеции XVIII в.

^ Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770) — последний представитель барокко в европейском искусстве.

Творчество мастеров ведуты (городского пейзажа): «Прием французского посольства в Венеции» ^ Антонио Каналетто (1697-1768) и «Венецианский дворик» Франциско Гварди (1712 - 1793).

Франция. Ведущее направление - рококо (асимметрия, игривость, вычурность); сюжеты - любовь, эротика: любимые героини - нимфы, вакханки, дианы, венеры. Франсуа Буше (1703 - 1770) - директор Академии, «первый художник короля» («Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы»).

^ Жан Батист Симон Шарден (1699 - 1779) - создатель новой живописной системы («Молитва перед обедом», «Прачка», натюрморты, портреты). Литература как основа для воспитания естественного человека. Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778), его романы «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании». «Салоны» Дени Дидро (1713 - 1784) - первая форма критической литературы по искусству. Французская скульптура: от рокайльных форм до классических черт (2 пол. XVIII в.)

^ Жан Батист Пигаль (1714 - 1785), его произведение «Меркурий, подвязывающий сандалию». Жан Антаун Гудон (1741 - 1828) - автор скульптурной портретной галереи («Вольтер» и др.).

Появление эстетики и искусствознания как научных дисциплин.

Ключевые термины и понятия: роман, барокко, рококо, ведута, венецианская школа, венская школа, «Салоны» Дидро.
Рекомендуемая литература
1. Европейское Просвещение и Французская революция. - М., 1998.

2. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. М, 1993.

3. Макогоненко Г.П. Русские просветители. - М., 1990.

4. Грабарь И. История русского искусства: В 6 т. - М., 1956.

5. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 т. - М., 1988. - Т. 1-3.
Тема 11: Русская художественная культура Нового времени

Важнейшие направления в развитии культуры - классицизм, романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм.

Классицизм как стиль в искусстве. Героический и нравственный идеал, ясные и органичные образы.

«

Классицизм в творчестве русских художников: ^ Ф.А. Бруни, В.К. Шебцев, К.Брюллов

Классицизм в скульптуре. И.Г. Шадов (1764 - 1850), А. Канова (1757 - 1822) - надгробие папы Климента III и мифологическая статуя «Амур и Психея».

^ И.П. Витали (1794 - 1855): скульптура для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве, фонтан на Театральной площади. С.С. Пименов (1784 — 1846): автор Колесницы Славы, Триумфальной арки, Главного штаба в Петербурге. И.П. Мартос (1754 - 1835): памятник Минину и Пожарскому. П.К. Клодт (1805 - 1867): «Укротители коней» на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.Крылову.

Классицизм в архитектуре: четкость, геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.

^ М.Ф. Казаков (1738 - 1812): здание Сената в Кремле, Голицынская больница, Дом-усадьба Демидова. Петровский дворец, составление генерального плана Москвы, организация архитектурной школы.

^ К.И. Росси (1775 - 1849), его монументальные ампирные ансамбли в Петербурге: Михайловский дворец (сейчас - Русский музей), Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, ансамбль Александрийского театра, улица Зодчего Росси и площадь Ломоносова.

^ А.Н. Воронихин (1759 - 1814): проекты Казанского собора и Горного института в Петербурге, архитектурные ансамбли в Павловске и Петергофе.

А.Д. Захаров (1761 - 1811): здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте, проекты «образцовых» (типовых) сооружений для русских городов.

Классическое театральное искусство (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитриевский - в России): торжественный, статичный строй спектаклей («три единства»).
Романтизм. Разочарование в учении просветителей XVIII в. Особенности направления: устремленность к безграничной свободе личности, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости, идеализация национального прошлого, интерес к фольклору и культуре своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира. Расцвет романтизма (20 - 30-е гг. XIX в.).

^ В.А. Жуковский (1783 - 1852): баллады «Светлана», «Людмила». К.Ф. Рылеев (1795 - 1826): «Войнаровский», «Наливайко», сборник стихов «Думы». Исторические романы М.Н. Загоскина (1782 - 1852): «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Аскольдова могила».

^ Орест Кипренский (1782 - 1836) и его портреты. Архитектура XIX в.: промышленная архитектура, период эклектики. Техническая и функциональная целесообразность.

Реализм - господствующее направление в европейской культуре с середины XIX в.

^ Л.Н. Толстой (1828 - 1910), Ф.М.Достоевский (1821 - 1881), И.С.Тургенев (1818 - 1883), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889), А.П. Чехов (1860-1904). Влияние русской литературы на мировую литературу.

Развитие русской национальной музыкальной школы - М.А.Балакирев (1827 - 1910) и «Могучая кучка»: И.А. Кюи (1835 - 1918), М.П. Мусоргский (1839 - 1881), А.Н. Бородин (1833 - 1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844 - 1908).

Ключевые термины и понятия: классицизм, романтизм, эклектизм, реализм, критический реализм, веризм, передвижники, русская национальная музыкальная школа, символизм, декадентство, натурализм, «Могучая кучка», «Золотой век», «Серебряный век», акмеизм, футуризм.
Рекомендуемая литература
1. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство: Учебник. - М, 1993.

2. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVI - XX веков.-Л., 1990.

3. Балет: Энциклопедия. - М., 1991.

4. Театральная энциклопедия: В 5 т. - М., 1961-1967.

5. Грибунина Н.Г. История мировой художественной литературы. - Тверь, 1993.
Тема 12: Художественная культура ХХ века

Негативные последствия первой мировой войны и их влияние на развитие искусства и культуры европейских стран. Гуманистические принципы и идеалы XX в. Их направленность к каждому человеку. Глобальные проблемы современности.

Взаимосвязь и взаимозависимость людей, понятия «общечеловеческая культура» и «национальная культура».

Новые традиции, течения, направления, стили в архитектуре и искусстве XX в.: модерн, кубизм, неоклассика, примитивизм, сюрреализм и др.

Моде́рн - «молодой стиль» — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. (П.Пикассо).

Экспрессиони́змавангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа или эмоционального состояния самого художника (Э.Мунк)

Ключевые термины и понятия: модерн, кубизм, неоклассика, примитивизм, сюрреализм, .

Рекомендуемая литература
1. Западное искусство: XX век / Под ред. А.В. Бартошевича и др. - М., 1992.

2. Ильина Т. История искусств: Западноевропейское искусство: Учебник. - М., 1993.

3. Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р.А.Гальцева.- М, 1991.

4. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма и правила проведения дополнительного вступительного испытания...
На направления подготовки 072500. 62 Дизайн и 072700. 62 Искусство костюма и текстиля проводится дополнительное вступительное испытание...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрофессия психолог ростов-на-Дону
Программа вступительного испытания: «тест по профессиональной направленности» 123

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconТребования вступительного испытания творческой и профессиональной...
Образовательная база приема: основное общее образование; среднее (полное) общее образование

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительных испытаний творческой направленности по специальности...
Ровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительного испытания творческой направленности для...
Цели вступительного испытания: выявление творческих способностей, соответствующих виду: Организация и постановка культурно-массовых...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительного испытания творческой направленности для...
Цели вступительного испытания: выявление творческих способностей, соответствующих виду: Организация и постановка культурно-массовых...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры литературы Ульяновского государственного...

Программа дополнительного вступительного испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлению подготовки iconПрограмма вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры русского языка Ульяновского государственного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница