Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина




Скачать 106.91 Kb.
НазваниеМетодическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина
Дата публикации15.02.2014
Размер106.91 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Культура > Методическая разработка
«Вспоминая Пушкина творенья…»
Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А.С.Пушкина

Цель мероприятия: изучить жизненный и творческий путь А.С.Пушкина, показать многогранность его таланта.

Задачи мероприятия

Образовательная – познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта А.С.Пушкина.

Развивающая – способствовать развитию памяти, речи; развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Воспитывающая – воспитывать любовь к русской литературе и родному языку, стремление совершенствовать устную и письменную речь.

Оборудование и реквизит

*мультимедийный проектор и экран; компьютер;

*презентация Microsoft PowerPoint «Вспоминая Пушкина творенья…»;

*столик и стул для ведущего, свечи, подсвечники, ткань драпировочная;

*столик для книг, издания с произведениями А.С.Пушкина.

Ход мероприятия

Зал оформлен в стиле гостиной, столики, свечи.

Ведущий Пушкин! (Слайд 3) Слово, которое давно уже перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя. Почему?

Есть писатели и поэты, которые к нам приходят и уходят и иногда снова , сменяя друг друга, приходят. В первых дошкольно еще услышанных, еще не заученных, но уже запомненных стихах: «У Лукоморья дуб зеленый…», «Ветер, ветер! Ты могуч…» - Пушкин единственный, кто с нами навсегда, до позднего уже благословения внуков: «И обо мне вспомянет…» На всю жизнь. Почему?

Чудо Пушкина. Уже современники Пушкина воспринимали его как что-то грандиозное в истории России. А.Белинский сравнивал Пушкина с рекою Волгою, поящей миллионы людей. Алексей Кольцов написал о нем стихи и назвал «Лес».

^ Учащийся читает отрывок из стихотворения «Лес» А.Кольцова (Приложение 1)

Ведущий Явление Пушкина. Его не понять вне нашей национальной истории, вне становления национальной культуры, ибо в конце концов культура – это человек, ее создавший и в ней реализованный. Давайте пройдем по следам великого поэта, вспоминая его творения.

Начнем с начала - с 1799 года. (Слайд 4) В тот год, 6 июня в Москве в доме на Немецкой улице в семье небогатого помещика родился Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд 5) Мать - Надежда Осиповна Пушкина и отец-

Сергей Львович Пушкин. (Слайд 6)Детей было трое: старшая – Ольга, второй – Александр и младший – Левушка. Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучков арапа Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Отец,

Сергей Львович, небогатый помещик. Человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями. (Слайд 7)«До 11 лет Пушкин воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появлялась в нем с первыми понятиями: на 8 году, умея читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык», - писал впоследствии брат Лев о детских годах Пушкина Рассказывают, что родители не очень любили Александра, но очень любила и жалела бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. (Слайд 8) По словам П.И. Бартенева: "...любила вспоминать старину, и от нее А.С. Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии". За детьми ходила няня (Слайд 9) Арина Родионовна – крепостная крестьянка. Она знала много народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Мальчик ко всему прислушивался, приглядывался, все примечал, - он, казалось копил все эти впечатления детства для будущей работы.

^ Учащийся читает стихотворение «Няне» (Приложение 2)

Ведущий В 1811 году Пушкин со своим дядей Василием Львовичем Пушкиным (Слайд 10) приехал в Петербург для поступления в лицей, который открывался в Царском Селе (Слайд 11).

Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями. Разные по характеру, воспитанию, какое они получили дома, мальчики вступали теперь в Лицей, чтобы провести вместе шесть лет.

(Слайд 12) «Мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки; в этих кружках начала образовываться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучались; тут образовывались связи на всю жизнь», - вспоминал позднее Пущин.

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище "француз". (Слайд 13) Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. В 1817 году Пушкин сдает выпускные экзамены, на которых читает стихотворение «Безверие».

В характере Пушкина, как говорили, «была одна удивительная черта – умение душевно привязываться к симпатичным ему людям и привязывать их к себе». С этим умением душевно привязываться к людям, с душой открытой, взволнованной и мятежной вступил Пушкин в жизнь. Пушкин путешествует по Кавказу, служит в Одессе. Но слава везде идет за ним по пятам.

^ Сценка (Пушкин, офицер) (Приложение 6, слайд 14)

Ведущий Тем же летом приходит приказ царя о ссылке Пушкина в родовое поместье Михайловское. (Слайд 15) В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа "Евгений Онегин", трагедия "Борис Годунов", поэма "Граф Нулин", окончание поэмы "Цыганы", такие стихотворения как "Деревня, "Подражания Корану", "Пророк",

"Вакхическая песня", "Я помню чудное мгновенье...", "Вновь я посетил ...", начало первого произведения в прозе - романа "Арап Петра Великого« (спустя год после ссылки в приезд 1827 г.). никуда из Михайловского поэт не смел уезжать. За ним следили так же как на юге и он никогда не был уверен в своем завтрашнем дне.

^ Учащийся читает отрывок из стихотворения «К Языкову» (Приложение 3)

Ведущий Здесь (Слайд16) , на отчиной земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина.

После через несколько лет на балу в Петербурге Пушкин увидел красавицу Наталью Гончарову, полюбил и решил жениться. Родители невесты долго не давали согласия на свадьбу дочери с поэтом – человеком небогатым, находящимся под надзором полиции. Наконец согласие было получено, и весной 1830 года состоялась помолвка Пушкина.

В первых числах сентября поэт выехал в Болдино (Слайд17) для устройства денежных дел. Едва приехав, он узнает, что вокруг Болдина расставлены карантины, и никуда уезжать нельзя. Пушкину пришлось прожить в Болдино три месяца. Идут болдинские одинокие дни, и каждый день приносит новое вдохновенье, новые изумительные впечатления. Здесь написаны «Повести Белкина», «Бесы», «Элегия» и еще около 30 произведений.

^ Учащийся читает отрывок из стихотворения «Элегия» (Приложение 4)

Ведущий 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с юной красавицей Н.Н.Гончаровой. (Слайд18)

Поэт писал : «Я женат –и счастлив – одно мое желание, чтоб ничего в моей жизни не изменилось – лучшего не дождусь». Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате в доме Хитрово (ныне №53). (Слайд19) С женитьбой появились новые заботы, новые радости и огорчения. Красавица жена любила балы, наряды, он гордился красотой жены, радовался ее молодости.

^ Танцевальная группа учащихся исполняет вальс.

Ведущий (Слайд 20) И скоро в семье поднималась молодая поросль – детей было уже четверо. (Слайд21) «Мое семейство умножается и растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться», - писал Пушкин своему другу Нащокину. Отцом он был нежным и заботливым. Особенно любил старшего сына Александра – Сашку. «Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи, да ссориться с царями», - как-то шутя писал Пушкин жене. (Слайд22) Какой нежностью дышат письма к ней, как он беспокоится он о ней, когда уезжает куда-нибудь! «Женка, женка! Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши… Для чего? Для тебя, женка, чтобы ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоею красотою…» – писал в письмах Александр Сергеевич.
^

Звучит романс в исполнении Смольяниновой Евгении «Я помню чудное мгновенье…»(Слайд23)


Ведущий Но счастье Пушкина продлилось недолго. (Слайд 24) 4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден "рогоносцев", что намекало на интимную близость Датеса с женой Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот (Слайд25,26).

Умирал Пушкин так же мужественно как жил. (Слайд27) Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. "Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит", - были его последние слова.

В полночь 3 февраля гроб с телом Пушкина тайно от народа, под конвоем жандармов, увезли в Михайловское и похоронили на кладбище Святогорского монастыря.

(Слайд 28) "Мы предали земле земное на рассвете ... везу вам сырой земли, сухих ветвей и только",- сообщал Тургенев Жуковскому.

(Слайд 29) «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» - писала петербургская газета.

^ Прослушивание записи стихотворения «Погиб поэт» Ю.М.Лермонтова в исполнении мастера слова. (Слайд 30)

Ведущий (Слайд31) «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его живого в бессмертных его творениях», - писал Пущин, вспоминая о друге.

^ Учащийся читает отрывок из стихотворения «Памятник» (Приложение 5, слайд32)

Ведущий Учитесь Пушкина читать и видеть, слышать, понимать!

Приложение 1

Кольцов А.

Лес

Посвящено памяти А. С. Пушкина
Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью темною

Затуманился?

Не осилили

Тебя сильные,

Так дорезала

Осень черная.
Знать, во время сна

К безоружному

Силы вражие

Понахлынули.
С богатырских плеч

Сняли голову -

Не большой горой,

А соломинкой...
1837

Приложение 2
А.С.Пушкин

Няне
Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Приложение 3

^ К Языкову

Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни.
Услышь, поэт, мое призванье,
Моих надежд не обмани.
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты.

Приложение 4

Элегия

Опять я ваш, о юные друзья!
Печальные сокрылись дни разлуки:
И брату вновь простерлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
Все те же вы, но время уж не то же:
Уже не вы душе всего дороже,
Уж я не тот... невидимой стезей
Ушла пора веселости беспечной,
Навек ушла — и жизни скоротечной
Луч утренний бледнеет надо мной.

Приложение 5

Памятник

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит --

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Приложение 6

Сценка (Пушкин, офицер)

Однажды поэт ехал за город в гости. Кучер не знал дороги, свернул в сторону к военной батарее. Возле орудий ходил молодой офицер

^ Пушкин как проехать в имение…?

Офицер Извините за нескромность, я желал бы знать, с кем имею удовольствие говорить?

Пушкин Пушкин.

Офицер Какой Пушкин?

Пушкин Александр Сергеевич Пушкин

Офицер Вы Александр Сергеевич Пушкин, вы наш поэт, наша гордость и слава?! Вы сочинитель «Бахчисарайского фонтана», «Руслана и Людмилы»?!

Офицер в восторге замахал руками и вдруг крикнул:

Офицер Орудие! Первая, пли… вторая, пли…

На выстрелы выбежали офицеры с вопросами: «Что случилось?»

Офицер Во славу нашего знаменитого гостя Александра Сергеевича Пушкина!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Сценарий открытого классного часа, посвящённого
Разработчик: Байдосова С. В. преподаватель фгоу спо «Златоустовский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию
России, исторические факты. В ходе внеклассного мероприятия используются стихотворения, музыкальные произведения, аудио и фотоматериалы,...

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconКонкурс методических разработок «Ты хочешь мира? Помни о войне!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка литературного праздника Сценарий литературного...
Сценарий литературного праздника, посвящённого 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка для организации и проведения внеаудиторного...
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия со студентами I, II курса специальности...

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconУрок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая...
...

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной тонне нефти, добытой в Ханты – Мансийском автономном округе в...

Методическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина iconУмники и умницы (Интеллектуальная игра, посвященная творчеству А. С. Пушкина)
Цель: вспомнить пройденный материал по литературе, познакомить с интересными фактами из биографии поэта, развивать интерес к творчеству...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница