Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология»




НазваниеПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология»
страница1/11
Дата публикации01.02.2014
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Философский факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2012г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета
_______________/С.И. Дудник/
«___»_______________ 2012 год



ПРОГРАММА

Итогового государственного экзамена

по основной образовательной программе «Культурология»

подготовки специалиста по специальности 031401 «Культурология»

по специализациям: «Индийская культура», «Китайская культура», «Культура Германии», «Культуры Запада», «Теория культуры», «Культура России»

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«06» ноября 2012 г., протокол № 4

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«13»ноября 2012 г., протокол № 11

Санкт-Петербург

2012

^ I

Вопросы общетеоретические для специализаций:

«Индийская культура», «Китайская культура», «Культура Германии», «Культуры Запада», «Теория культуры», «Культ ура России»


  1. ^ Культурология как наука: предмет, область исследований. Место культурологии в системе гуманитарного знания: междисциплинарные связи.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

  1. ^ Методы культурологии.

Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов.

  1. ^ Теория культуры как основа культурологического знания.

Предмет теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации.

  1. ^ Структура и состав современного культурологического знания.

История мировой и отечественной культуры; история культурологических учений; философия и теория культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология.

  1. ^ Морфология культуры.

От биологической формы бытия к антропо-социо-культурной. Одновременное и совместное формирование триединой целостности – человека, общества и культуры. Природное и сверхприродное в человеке. Функционирование культуры. Историческая динамика бытия культуры.

  1. ^ Учения о соотношении культуры и природы.

Оппозиции: «естественное – искусственное», «натура – культура» и «природа – вторая природа». Природные и сверхприродные составляющие культуры. Материальное – психическое – духовное – культурное в человеке. «Диалог» и «конфликт» культуры с природой.

  1. ^ Культура и общество. Социология культуры: ее предмет, понятия, проблемы.

Социология культуры в структуре культурологического знания. Идейные истоки и условия формирования различных направлений в социологии культуры. Основные принципы анализа культурных феноменов с точки зрения социологии культуры. Социологический редукционизм и вульгарный социологизм как принципы анализа культурных феноменов. Проблемы исследования социальной детерминации художественной культуры.

  1. ^ Культура и личность.

Понятие личности и его эквиваленты в разных областях гуманитарного знания. Признаки личности и ее структура. Функции личности в социокультурной системе. Формирование личности и процесс ее инкультурации. Чувство самоидентичности и условия его формирования. Условия существования личности и формы индивидуальной активности. Система ценностных ориентаций личности. Жизненный мир и экзистенция. Проблемы самореализации.

  1. ^ Материальная культура и ее особенности.

Определения МК и проблематичность однозначного определения. Принципы эволюционной концепции применительно к изучению материальной культуры. Достоинства и недостатки эволюционной концепции. Семиотический подход к изучению вещей. Вещь как знак. Полисемичность вещи. Производство и потребление и их роль в культуре.

  1. ^ Духовная культура и ее составляющие.

Особенности бытования духовной культуры. Основные формы духовной культуры. Варианты определения понятия «духовность». Формы духовной предметности: знание, ценность, проект.

  1. ^ Историческая типология культуры.

Культура и культуры: проблема типологии. Законы истории и социокультурные миры. Культурные эпохи (европоцентрический подход): Первобытная культура, Античная культура, Средневековая культура, Культура эпохи Возрождения, Культура Нового времени, Современная культура. Локальные социокультурные миры.

  1. ^ Цивилизационная и региональная типология культуры.

Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Культурные ареалы буддизма, христианства, ислама. Традиционные культуры Востока. Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в формировании русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций.

  1. ^ Семиотический подход в изучении и описании культуры.

Понятие семиотики и история ее развития. Проблема знака и значения. Семиотическая проблематика в этнологии и истории культуры. Знаки, символы и знаковые системы в различных формах культуры. Естественные и искусственные языки. Понятие о языках культуры. Формы фиксации культурного опыта: значение письма и текста в культуре.

  1. ^ Структурно-функциональный подход к изучению культуры.

Теоретические и методологические предпосылки создания структурно-функционального подхода. Понятие о структурном функционализме. Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к социо-культурной системе. Основные положения функционалистских концепций Рэдклиффа-Брауна и Малиновского.

  1. ^ Аксиологический подход к изучению культуры.

Понятие о ценностях. Ценностные представления и идеалы. Виды ценностей. Аксиологическая типология личности. Аксиология повседневности. Ценностные универсалии. Проблема общечеловеческого характера ценностей.

  1. ^ Коммуникация и ее роль в культуре.

Определение коммуникации, основные виды социокультурной коммуникации. Формирующие и манипулирующие типы коммуникаций. Конфликт как промежуточная форма коммуникации. Реклама как манипулирующая коммуникация и ее роль в современной культуре. Характеристика феномена «масс» как основного реципиента средств массовой коммуникации.

  1. ^ Место религии в системе культуры.

Первобытное мышление и проблема происхождения религии. Эволюция религии как критерий эволюции культуры в концепции Э.Тайлора. Функции религии в культуре. Интерпретация религии и ее роли в создании цивилизации в концепции А.Тойнби. Роль христианства в формировании европейской цивилизации. Секуляризация и проблема религиозного плюрализма. Религия как фактор формирования и сохранения идентичности.

  1. ^ Миф как феномен культуры: происхождение, функции, типы.

Сущность и характерные черты мифа. Сравнительный подход к изучению мифов (Дж.Фрэзер). Типология мифов. Логика мифологического мышления. Миф как носитель коллективных представлений (Л.Леви-Брюль). «Филологический» подход к изучению мифов (Е.М.Мелетинский, О.М.Фрейденберг). Интерпретация мифов в структурной антропологии (К.Леви-Стросс). Современные концепции мифологии (М.Элиаде, Р.Барт)

  1. ^ Ритуал, его функции и место в культуре.

Этнографическое и культурно-антропологическое понимание ритуала. Связь мифа и ритуала. Символический характер ритуала. Типология ритуалов. Социокультурные функции ритуала. Черты ритуала в повседневных действиях человека.

  1. ^ Культура и процессы глобализации. Культурные универсалии и проблема национально-этнического компонента в культуре.

Глобализация: дефиниция, проблемное поле, различие в подходах. Основные проявления глобализации. Глобальные проблемы и глобализационные процессы. Глобальная информационная система. Борьба «цивилизаций» в условиях глобализации. Перспективы национальных, политических и культурных моделей в свете процесса глобальных преобразований.

  1. ^ Динамика культуры.

Проблема развития культуры, его причин и движущих сил. Прогресс как форма развития культуры и проблематичность его критериев. Проблема однолинейности культурного развития. Множественности культур и ее интерпретация при помощи различных динамических моделей культуры. Синергетическая концепция культурной динамики. Формирование субкультур в рамках одной культуры.

  1. ^ Концепции культуро- и антропогенеза.

Археологические данные как основа создания концепций происхождения человека и общества. Факторы антропогенеза. Междисциплинарный характер исследований антропогенеза. Палеоантропология как наука о происхождении человека как биологического вида. Трудовая теория антропогенеза и ее основания. Культурогенез в эволюционной концепции развития общества.

  1. ^ Первобытная культура: ее место в истории культуры.

Религиозные представления людей древнего мира (феномен первобытного мышления, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, мифопоэтическое мышление). Мононорматика (определение, адресность мононорм: соплеменники и иноплеменники, мужчины, женщины, старшие младшие). Эволюция технических достижений палеолитических культур. Типы экономических и социальных отношений в каменном веке.

  1. ^ Общая характеристика культуры Древних царств (архаических культур).

Основные факторы культурного своеобразия. Мифологические и религиозные представления и их специфика. Мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы. Формы государственного устройства и социальных институтов. Этапы становления и типы экономических и хозяйственных отношений. Специфика развития древних империй и их культурное наследие.

  1. ^ Античная культура. Этапы развития, основные культурные категории.

Минойская и микенская культура. Период архаики (повседневная культура, письменность, социальная стратификация и формы правления). Полисная система. Афины. Спарта. Классическая Греция. Древнегреческий театр. Эстетические представления. Образование. Эллинистический период.

  1. ^ Культура Средних веков. Ее характеристика, формы и этапы развития.

Пространственно-временные пределы, основные факторы становления и развития Средневековой культуры, идеи универсализма и универсальная монархия, примеры взаимодействия духовной и светской власти. Феод (правовая система средневековой культуры Запада, сословность, иерархичность, типы связей человека в средневековом мире). Факторы средневековой урбанизации. Науки и образование в средневековой Европе. Художественная культура Средневековья. Трубадуры и миннезингеры, куртуазность.

  1. ^ Культура эпохи Возрождения и ее место в культурной истории Европы.

Бюргерский город как лаборатория социально-творческой жизни. Инновации в сфере художественной культуры. Освоение и использование новых энергетических ресурсов. Влияние на культуру новых технологий. Десакрализация окружающего мира. Рождение книгопечатания. Самоуправление коммун, рождение новых хозяйственных, социальных, политических и юридических институтов. Унификация денежных единиц, систем мер и весов. Секуляризация культуры.

  1. ^ Культура Нового времени: ее генезис, своеобразие, основные этапы.

Значение Великих географических открытий. Основные изменения в европейской культуре XVII века. Скептицизм и рационализм. Реформация и контрреформация. Возвышение предпринимательских и производительных социальных групп, утверждение буржуазной идеологии и морали. Генезис капитализма. Революция в естествознании. Эволюция художественной культуры: маньеризм, барокко.

  1. ^ Эпоха Просвещения и ее роль в европейской и мировой культуре.

Формирование просвещенческого проекта. Идеи французских просветителей и энциклопедистов. Основные идеи просветителей: прогресс культуры, историчность, универсальность, гуманность. Критические воззрения Руссо в рамках просветительского проекта. Критические оценки линейного прогрессизма. Вклад эволюционистов в становление концепции линейного развития цивилизации.

  1. ^ Особенности русской культуры как культурно-исторического типа.

Основные подходы к характеристике русской культуры: западнический, славянофильский, евразийский. Специфика природно-демографических и геополитических условий. Многообразие этнического субстрата и богатство культурных взаимодействий. Полицентричность. Роль заимствований и культурных влияний. Языковая общность. Веротерпимость. Выраженная государственная доминанта, связанная с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации.

  1. ^ Линейные концепции развития культуры.

Просветительская концепция прогресса. Основные идеи: прогресс культуры, историчность, универсальность, гуманность. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Экономико-материалистическая концепция марксизма. Неоэволюционизм Л. Уайта. Достоинства и недостатки линейных концепций развития культуры.

  1. ^ Циклические концепции развития культуры.

Циклы в учении Дж. Вико и его предшественников. Вико о проблеме повторений и разнообразия в культуре. Характеристика воззрений Дж.Вико и доминирующей в Новое время рационалистической парадигмы. Продолжение идеи Вико в концепции социокультурной динамики П. Сорокина. Крёбер о циклах и моделях в истории развития отдельных культур. Причины актуализации идеи циклического развития в современном гуманитарном знании.

  1. ^ Цивилизационные концепции развития культуры.

Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Типология цивилизаций. Факторы, определяющие своеобразие культурно-исторических типов (цивилизаций). Морфология культуры О. Шпенглера. Критика идеи единой эволюции человечества. Культура и цивилизация. Цивилизационная концепция А. Тойнби. Тойнби о типологии и генезисе цивилизаций. Понятие цивилизации и принципы их классификации. Условия расцвета цивилизаций и причины их распада. Значение «творческого меньшинства».

^ I.1

Вопросы по специализации «Индийская культура»


  1. Культура Хараппской цивилизации. История, культура и религия ариев времен «Ригведы».

Источники по древнейшей истории Индии. Ареал распространения цивилизации в долине Инда (Хараппская цивилизация). Города. Хозяйственная жизнь. Религиозные представления. Письменность. Причины упадка этой цивилизации. Древнейший этап истории индоарийской цивилизации согласно «Ригведе». Социальная и политическая организация жизни ариев. Религия ариев.

Литература:

  1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

  2. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. М., 1994.

  3. Анго М. Классическая Индия. М., 2007.

  4. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.

  5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

  6. История и культура Древней Индии. М., 1990.

  7. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968.

  8. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

  9. Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

  10. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М., 2008.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология»
Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология», к сдаче...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена...
Вопросы перечисленных дисциплин включены в соответствующие темы Раздела Микроэкономика и Раздела Макроэкономика

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине теория государства и права
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к итоговому государственному экзамену по теории государства...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма вступительного экзамена для поступающих на магистерскую...
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 14. 03. 2000 г...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 – Психология
Программа предназначена для студентов-психологов всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной) Московского университета государственного...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconЕдиного государственного экзамена
Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Культурология» iconРабочая программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю)
России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы оу образовательной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница