Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского




Скачать 119.02 Kb.
НазваниеЗнакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского
Дата публикации23.01.2014
Размер119.02 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Цели:

- пробудить у детей интерес к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского;

- познакомить детей с биографией Корнея Чуковского и основными моментами его литературного творчества;

- в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского.
Форма проведения: литературное путешествие.
Оформление: выставка книг «Лучшие волшебники – детские писатели», рисунки детей, портрет К.И.Чуковского.
Оборудование: слайды.
Эпиграф:

Талант Чуковского неиссякаемый,

умный, блистательный,

весёлый, праздничный.

^ И. Андроников.
Ход мероприятия.

Библиотекарь.

Слово о «Книжкиных именинах»

В дни весенних каникул во многих библиотеках России проходит Неделя детской и юношеской книги. (Информация об истории праздника).

В нашей библиотеке в эти дни проходят литературные игры и викторины.

Есть в библиотеках традиции посвящать «Книжкины именины» писателям – юбилярам года.

Сегодняшняя наша встреча в библиотеке и посвящена этим замечательным событиям.

А теперь слушайте, смотрите и участвуйте в викторинах и играх.
^ Сопровождается слайдовой презентацией.

Библиотекарь: В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и самые маленькие жители Москвы и всей нашей огромной России, и даже за рубежом.

Рано – рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал на своём участке: зимой расчищал дорожки от выпавшего снега, а весной и летом копался в огороде или в цветнике.

В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна за просторным столом, и писал.

Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро. Иногда он даже пускался на перегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Этим маленьким его друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, щедрый на ласку, всегда имевший «про запас» для каждого ребёнка шутку, смешную присказку, доброе слово, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана «Чукоша».

Наверное, вы уже догадались, о ком идет речь? О детском писателе и поэте Корнее Ивановиче Чуковском.

Рядом с его домом в Переделкине, около его дачи, писатель выстроил небольшой домик и устроил там для окрестных ребят детскую библиотеку. Все книги, а их было здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем, подарены писателями и издательствами.

Я приглашаю вас в необычайное путешествие в неизвестную страну, которую на карте вы не найдете. Называется она «Чуконада».

Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года. Настоящеая фамилия и отчество писателя – Николай Васильевич Корнейчуков, а Корней Иванович Чуковский – его псевдоним.

Детство писателя прошло в Одессе. Чуковский окончил лишь 5 классов, когда был исключен из гимназии, по причине низкого происхождения, мать Чуковского была простой прачкой. В 16 лет он ушел из дому, чтобы «не сидеть на шее» у матери. На жизнь он зарабатывал тогда в артели маляров, крася крыши и заборы, еще учил английский язык по самоучителю и запоем читал книги.

Знаете ребята, корней Иванович совершенно не собирался писать детские стихи. Он был довольно известным литературным критиком и искренне считал это своим единственным признанием.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел нго маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капрозничал, стонал, плакал, и чтобы хоть как- нибудь отвлечь его, Корней Иванович начал приговаривать:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил.

По- турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил, Крокодилович.
(Демонстрация слайда: иллюстрация к «Крокодилу».
Библиотекарь: (продолжает рассказывать).

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он просил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её слово в слово. Так родился знаменитый «Крокодил».

Может быть, этот единственный случай не имел бы никакого значения в жизни Корнея Чуковского, если бы не произошёл другой похожий случай. Однажды Корней Иванович работал в своём кабинете, он писал статью по заказу одного взрослого журнала и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

(Демонстрация слайда: иллюстрайия к «Мойдодыру».
Библиотекарь: Ребята, а что будет, если котята начнут хрюкать, утята - квакать, а поросята - мяукать? Понятно, что будет, - путаница. Книга с таким названием есть и Чуковского.

Героем многих сказок у Корнея Чуковского является крокодил. И вот крокодилы эти заблудились.

Давайте поможем им вернуться в свои сказки. Вместе вспомним их.
Викторина «Крокодилы заблудились».

Вопросы викторины - на слайдах. Ответы – по щелчку.
Но вот из – за Нила

Горилла идёт,

Горилла идёт,

Крокодила ведёт!

(«Бармалей»)
…И со слезами просил:

- Мой милый, хорощий,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

(«Телефон»)

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил…

(«Мойдодыр»)

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

(«Тараканище»)
Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушёными грибами.

(«Путаница»)
А в большой реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит, -

Солнце красное…

(«Краденое солнце»)
«Ты нас,

Ты нас

От смерти спас,

Ты нас освободил.

Ты в добрый час

Увидел нас,

О, добрый крокодил!»

(«Бармалей»)
Библиотекарь: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у врача, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.

(^ Показать книгу «Загадки» и прочитать несколько загадок ребятам)
К.И.Чуковский расскаызвал про себя: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

Один такой день я помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой- то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе. (Показать книгу «Муха- Цокотуха»)
Корней Иванович вспоминал:

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближней скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

- А вы ребята догадались, о какой сказке идет речь?
Любимым героем сказок Чуковского является Доктор Айболит, добрый отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больших зверей.

^ Слад из мультфильма «Доктор Айболит».
Библиотекарь: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирают руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тыжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел. У него было вдохновение, стихи слагались свободно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы,

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».
- А вам понятно, ребята, что произошло в сказке Чуковского? Как она называется? («Федорино горе»)
^ Библиотекарь читает следующий отрывок, если ребята неправильно ответят.
И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам.

А бедная баба одна,

И плачет и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Горе!

Это было… («Федорино горе»).
- Часто среди героев сказок мы ощущаем присутствие самого автора. Сейчас мы услышим на примере сказки.

Предлагаю вам игру- викторину «Продолжи сказку».

Я читаю за автора, а вы продолжаете слова за сказочного героя.
^ Библиотекарь читает начало каждого четверостишия из сказки «Телефон», а дети продолжают.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

-Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!
^ А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

Пришли мне колоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

^ Я выслал две пары

Отличных калош?

- Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем не дождемся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

^ А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать

перчатки?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста,

книжки!

А потом позвонил медведь,

Да как начал, как начал

реветь.

- Погодите, медведь,

не ревите,

Объясните, чего вы хотите?-

А к чему, почему –

Не пойму!

- Повесьте, пожалуйста,

трубку!

А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста,

капли:

Мы лягушками нынче

объелись,

И у нас животы разболелись!...

^ И такая дребедень

Целый день:

Динь- ди –лень,

Динь- ди –лень,

Динь- ди –лень!

То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели

Позвонили и запели:

- Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?
- Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

^ И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели- карусели!
Но не слушали газели

И по- прежнему галдели:

_- Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?

^ Что за глупые газели!
А вчера поутру

Кенгуру:

- Не это ли квартира

Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

- Нет! Это чужая квартира!!!

- А где Мойдодыр?

- Не могу вам сказать…

Позвоните по номеру

Сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёгЗвонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

-Что такое?

- Беда! беда!

Бегите скорее сюда!

- В чем дело?

Спасите!

- Кого?

- Бегемота!

Наш бегемот провалился

в болото…

- Провалился в болото?

- Да!

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придёте-

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт

Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!

^ Ох, нелегкая это работа-

Из болота тащить бегемота!

Стихи Чуковского очень музыкальны. По многим его сказкам поставлены оперы ( опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра), созданы мультфильмы.

^ Слайд: фрагмент из мультфильма «Бармалей».

- Вот ещё пример: «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с–пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки- мы все очень любим его». (Показать книгу про Бибигона).

Много сказок, стихов написал для вас Корней Иванович Чуковский. Они учат сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек.

Чуковского уже нет среди нас. А стихи и сказки его, пожалуй, будут с удовольствием читать и слушать даже ваши внуки.

Ещё много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Когда прочтёте книги М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р.Киплинга «Рикки – Тики - Тави» и другие, то познакомитесь с Чуковским – переводчиком. (Показ книг).

Когда вы подрастете, то прочитаете его книгу «Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своём детстве.

А вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И.Чуковскому поэт В. Берестов:
Много книг прочитали мы в школе –

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи –

Все это сами мы в школе прочли.
В детстве читать не умели мы сами.

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки на перечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айбалита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они звали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айбалита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в детстве читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Жалко нам стало деда Корнея –

В детстве своём он не звал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айбалита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.
Нам жалко дедушку Корнея,

В сравнеье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник,

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Бубут и внуки наши, и дети

Сказки читать веселые эти.




Для 3 класса

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconЦель: познакомить учащихся с творчеством Чуковского, с созданием...
Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен....

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconЛитературная викторина по произведениям Корнея Ивановича Чуковского
Напишите название сказки К. И. Чуковского, в которой есть фраза «Он ударил в медный таз и вскричал: Кара — барас!»

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconКонспект литературной викторины для детей подготовительной речевой...
Учить понимать нравственный смысл сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconВикторина: «В гостях у Корнея Чуковского». (Старшая Подготовительная...
Корнея Чуковского. Мы прочитали много произведений этого писателя и можем считать себя знатоками. А кто самый лучший знаток произведений...

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconКто на все вопросы мне ответит?
С 26 по 29 марта в Центральной библиотеке №239 проходили мероприятия, посвященные Неделе Детской книги и 130 –летию со дня рождения...

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconПраздник, посвященный творчеству К. И. Чуковского Цели
Цели: знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к книгам

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского icon«Добрый доктор Айболит…»
...

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconУрок внеклассного чтения во 2 классе. Сказки «Корнея Чуковского»
Итак, урок внеклассного чтения. Тема нашего урока «Сказки Корнея Чуковского». Эпиграфом является слова А. С. Пушкина «Что за прелесть...

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconЛ. Либединская "литературу надо любить!"
Мне трудно вспомнить, когда я впервые услышала имя Корнея Ивановича Чуковского. Так же, как трудно вспомнить услышанный впервые шум...

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского iconВикторина по сказкам к. И. Чуковского цели
Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница