Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина




Скачать 43.13 Kb.
НазваниеТема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина
Дата публикации16.01.2014
Размер43.13 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
13.09.05.

ТЕМА: «Вечные темы», человек и природа в лирике И.А. Бунина.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворений И.А. Бунина.


Цели урока:

  • помочь учащимся сформировать представление об особенностях лирики И.А. Бунина;

  • выяснить, как учащиеся знают и понимают стихотворения, как представляют себе лирические переживания автора и героев;

  • раскрыть философскую направленность стихотворений;

  • учиться анализировать стихотворный текст;

  • вызвать у учащихся интерес к творчеству Бунина;

  • развивать устную речь учащихся, обучать их дискуссионным формам общения.


Ход урока:
ПОВТОРЕНИЕ
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И.А. Бунина и анализировали три рассказа.

^ Проверим, как вы поняли новаторство Бунина в раскрытии этой темы.

(письменно на листочках: анализ одного из рассказов) на 10 – 15 минут.


  • Какова тема рассказа? Как вы понимаете авторскую позицию?



Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворения Бунина: «Забытый фонтан», «Последний шмель».
«Забытый фонтан»

  • Прочитайте выразительно стихотворение.

  • Какое время года изображает автор? Докажите примерами из текста.

  • При помощи каких средств выразительности речи автор описывает осень? Какое настроение они создают?

  • Включите воображение: каким был фонтан летом? А теперь?

  • Кто является лирическим героем стихотворения?

  • Найдите в тексте строки описывающие её? Какие чувства владеют ею? О чём она грустит?

Забытый фонтан – забытая любовь. Чертог рассыпался – счастье ушло


  • Назовите других лирических героев. (Ветер и время)

  • Каким изображён ветер? (он печальный и игривый, заботливый и хлопотливый и даже добрый)

  • Каким автор изображает время? (равнодушное, безжалостное)


Учитель: Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живёт человек, вплетен в чудно-сказочную картину природы. Красота сада обрамляет любовь и её спутницу – разлуку.

«Последний шмель»

  • Прочитайте выразительно стихотворение.

  • Обратите внимание на название. «Последний» - одно из любимых слов в творчестве Бунина. Оно часто встречается в заглавиях его стихов и рассказов. Это связано с особым интересом автора к осени и смерти.

  • ^ Вспомните устойчивые словосочетания со словом «последний». Каково их значение? (последний путь, до последнего вздоха, последний час)

Учитель: Этот литературный прием называют эвфемизм. Заглавие стихотворения является поэтическим эвфемизмом, вобравшим в себя «осень» и «смерть».

  • Какова основная тема стихотворения? (смерть, увядание)

  • Разделите стихотворение на логические части. Совпадают ли они со строфами?

  • В каких частях и в какой форме встречается слово «шмель»? ( в первой - адресат 2-е лицо «ты»; в третьей – объект 3-е лицо «он»).

  • Подчеркните в первой строфе шипящие и свистящие согласные звуки. (Ч – Ш – З – Ч ; З – Щ – Ч ; Ч – Ш – Ж – Ч – Ч; Ш). этот троп называется АЛЛИТЕРАЦИЯ (нагнетание сходных согласных звуков)

  • Отметьте здесь же чаще других повторяющиеся гласные (А – О – У). Это АССОНАНС (повтор однородных гласных звуков).

  • Какое ощущение стремится создать поэт ( звукоподражание полёту шмеля).

  • Отметьте в первой строфе эпитеты, обозначающие цвет. Каково значение этих слов? (точное описание шмеля, переведённое поэтом в более высокий план: золотой, бархатный)

  • Найдите в первой строфе метафору. Каково её значение? (певучей струной)

  • Автор ведёт диалог со шмелём. Какое ощущение возникает? (единения человека и природы)

  • Какой союз придает этому единению оттенок неуверенности? (как будто)

Учитель: Эта иллюзия единения человека и природы поддерживается и на уровне пространства («залетаешь в жильё человечье»)

  • ^ Обратите внимание на форму глаголов и причастия первой строфы (гудящий, залетаешь, тоскуешь – несов. вид ). Ощущение протяженности во времени, долговременности.

  • Отметьте в первой строфе слова, одинаково начинающиеся. (заунывно, зачем, залетаешь). АНАФОРА – единоначалие.

Учитель: Мир природы (шмель) очень ярок, красочен, противопоставлен бесцветному миру человека (жильё человечье) – АНТИТЕЗА, но объединён с ним общим настроением (тоскуешь со мной).

  • ^ Какими словами в первой строфе заявлена тема смерти? (черный, струна, заунывно).

Учитель: Эта тема получает развитие во второй строфе. Распространённые предложения сменяются рядом коротких.

  • ^ Найдите во второй строфе глаголы, определите их вид (полетай, погуди, усни – сов. вид. – ограниченность действия во времени)

Учитель: Мир природы по прежнему многокрасочен. «Свет и зной» «безмятежны», не враждебны. Но уже чувствуется приближение смерти, увядания.

  • ^ Подчеркните во второй строфе слова подтверждающие это. (Последние дни, в засохшей татарке, усни).

  • Найдите во второй строфе метафору. (На подушечке красной)

Учитель: Татарка – реалистичное название цветка – сменяется красочной метафорой. Увядший цветок превращается в прекрасное посмертное ложе шмеля.

В этой строфе уже происходит размежевание между миром человека и природы. (Повелительное наклонение глаголов)

В третьей строфе происходит окончательное разделение двух миров.

  • Найдите подтверждение этому в третьей строфе. (Не дано тебе знать человеческой думы…), (в конце строфы отношения Я – ТЫ сменяются более отчужденными Я – ОН «сдует…шмеля»

Учитель: Мир человека противопоставлен миру шмеля способностью мыслить, осознавать происходящее. Простая природная зарисовка обретает философское звучание.

.

  • Шмель, и живой и мёртвый, охарактеризован одним эпитетом Каким? Какое значение придаёт этому эпитету автор в первой и в третьей строфах? (Золотой. В первой строфе - цвет, в третьей скорее качественное значение: дорогой, единственный, несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты).

Учитель: В смерти шмеля нет трагизма. Бытие природы прекрасно и в жизни и в смерти.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Письменно на отдельном листе проанализировать стихотворение И.А. Бунина «Густой зелёный ельник…».

Подготовиться к письменной творческой работе по рассказам И.А. Бунина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconТема урока Количество часов
Русская литература 20века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы ответственность человека за свои поступки, человек...

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconРассказах И. А. Бунина. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconТема: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэзия (7 кл)
Раньше вы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал...

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconПрирода и человек в лирике
Задачи урока: анализ стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…»

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconПрирода и человек в лирике Есенина
Цель уроков: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconКонспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад»
Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» и «Времена гола» П. И. Чайковского...

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconЛ. В. Гармаш «Человек чувствующий» и«человек думающий» в лирике А. Блока
С одной стороны, «любой художественный текст, а значит и художественный мир обладают интеллектуальной аурой…» [5, с. 234]. С другой...

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconТематическое планирование по искусству 9 класс
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;...

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconРассказов Ивана Бунина тема любви не является основной?
Что символизирует «танцующая пара влюбленных» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Тема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина iconТема урока Стихотворение И. А. Бунина "Листопад"
Портрет писателя, книги И. А. Бунина, рисунки детей с осенним пейзажем, презентация, медиапроектор, экран, ноутбук



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница