Жизненный и творческий путь М. Цветаевой




Скачать 89.31 Kb.
НазваниеЖизненный и творческий путь М. Цветаевой
Дата публикации16.01.2014
Размер89.31 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сайгинская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области

636520, Томская область, Верхнекетский район, п. Сайга, ул. Молодогвардейская, 3

Тел./ факс 8(38258)36123 Е-mail: Saigaschool1@rambler.ru
Учитель: Ширямова Валентина Николаевна

Урок литературы в 11 классе

Слайд №1.

Тема: Жизненный и творческий путь М. Цветаевой.

Своеобразие художественного мира.

Место урока: введение в тему, анализ поэтического текста.

^ Цель урока:

создание положительной мотивации на усвоение нового материала и организация самостоятельной деятельности обучающихся на получение знаний.

Задачи урока:

Обучающие:

познакомить обучающихся с основными вехами жизни М. И. Цветаевой;

определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни;

выявить личностные особенности поэзии М. Цветаевой.

Развивающие:

формировать личностное восприятие поэзии Цветаевой;

развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Воспитывающие:

создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к его поэзии;

воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Оборудование урока: слайдовая презентация, музыкальное оформление.

^ Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Основное содержание урока.

Вступительное слово учителя к теме.

Слайд № 2.

"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
Марина Ивановна Цветаева - сказать просто, что это поэт серебряного века - не сказать ничего. Она – «вневременной» поэт, которого невозможно заключить даже в условные рамки. Она необычайно своеобразна и всегда стоит особняком. Её творчество к настоящему времени уже достаточно хорошо изучено, написано множество фундаментальных работ о её жизни и поэзии такими исследователями как А. Саакянц, М. Белкина, А. Зубова, О. Ревзина и многими другими.

Каждый читатель, прикоснувшийся к её текстам, находит что – то новое, что – то своё. Вот и сегодня на нашем уроке мы попробуем проникнуть, заглянуть в мир лирической героини с её трагическим мироощущением, обречённостью на странничество, дисгармонией его внутреннего состояния с окружающей действительностью.

М. Цветаева ещё в двадцать лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу и написала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

Слайд № 3.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимися, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимися, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Май 1913
Свою работу мы с вами начнём с того, что выстроим ассоциативные поля, связанные с семантикой имени и фамилии автора.
(Учитель записывает на доске два столбика: Марина и Цветаева, под ними пишет ассоциации учеников, которые у них возникают).
Ученики:

- Марина - море, морская, свобода, стихия, порыв, бесконечность, бездонность и др.

- Цветаева – цветок, весна, расцвет, начало, юность, свежесть, жизнь и др.

Учитель:

- Теперь создадим обобщающие высказывания, включая получившиеся слова.

Ученики:

- Марина Цветаева - певец свободы и весны. Дух ее поэзии - в морской стихии.

- Это женщина с морским именем и весенней фамилией. Мне представляется очень контрастная и сильная духом личность.

- Марина Цветаева – это бесконечная стихийная жизнь.

Учитель:

Для того чтобы нам ближе познакомиться с М.И. Цветаевой, сначала обратимся к некоторым фактам биографии, так как судьба не отделима от творческого пути и мироощущения автора.

^ Детские годы. (Ответы обучающихся).

Слайд № 4.

Она родилась в Москве 26 сентября 1892 г. с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, в Трёхпрудном переулке, это почти в центре Москвы в небольшом уютном доме.

Потом она напишет о своём рождении: “Красною кистью рябина зажглась, падали листья, я родилась...” и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излёте осени. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

Слайд № 5, 6.

Отец профессор-искусствовед И.В. Цветаев, мать Мария Александровна, талантливая пианистка.

От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина.

Слайд № 7, 8.

От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. «После такой матери мне осталось одно – стать поэтом», – писала Цветаева (Цветаева М. Проза. М., 1989).

^ Учитель задаёт вопросы классу:

- Что окружало М. Цветаеву с детства?

- В какой атмосфере она росла?

- Как это отразилось на ее мировоззрении?

Ученики:

- М. Цветаева жила в атмосфере поклонения искусству: музыки, поэзии, литературе, что позволяло развиваться духовному, творческому началу.

- Она родилась в высококультурной семье, что не могло не сказаться на становлении личности поэта.

Учитель:

Слайд № 9.

Стихи Марина начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: “Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно”. Напишет книгу прозы: “Мой Пушкин”, где она расскажет о своей любви к нему, к роману “Евгений Онегин”: «Пушкин меня заразил любовью, словом – любовь. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей». (Цветаева М. Проза. М., 1989).

- Так чем же стал образ Татьяны для Марины?

Ученики:

- Татьяна для Марины - это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества.

- Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной.

^ 2. Первые публикации. (Ответы обучающихся).

Учитель:

Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, втайне от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом”, тираж 500 экземпляров. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилёв, М.Волошин. Стихи этого сборника о детстве, о влюблённости, о смерти. Вслед за «Вечерним альбомом» появляется ещё два стихотворных сборника «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг» (1913 г.).

- Как вы думаете, о чём нам говорит название сборника “Вечерний альбом?”

Ученики:

- Название настраивает читателя на романтическое восприятие текстов.

- Такое название придаёт некую интимность, камерность. Ориентирует нас на дневниковую манеру сборника, на личные переживания.

^ 3. Знакомство с Сергеем Эфроном. (Ответы обучающихся).

Слайд № 10.

Учитель:

Интересным и весьма романтичным было знакомство с её будущим мужем Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, и который чудом уцелел и по сей день; С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её. Они обвенчались в январе. Ему она посвятила множество стихотворений о любви.

Слайд № 11.

Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря...
– это о нём.

Учитель.

М. Цветаева была знакома со многими выдающимися людьми своего времени, переписывалась с Пастернаком, встречалась с Мандельштамом, Ахматовой, Кузьминым и другими.

Дальнейшая судьба Марины Цветаевой складывалась очень нелегко.

Впереди была война, революция, эмиграция и страшное возвращение на Родину, повлекшее трагическую развязку - самоубийство…

На её долю выпало немало испытаний и тревог - это и длительные разлуки с мужем, его арест, гибель детей, бедность и как итог – безысходность, тупик.

Марина Цветаева, страстная, горящая натура, пропускала всегда всё через себя, всё в сердце. Трагедия жизни изливалась на бумагу.

^ III. Анализ стихотворения.

Слайд № 12.

Теперь давайте обратимся непосредственно к творчеству автора, потому что узнавать поэта лучше всего в его стихах. Дома вы должны были прочитать стихотворение «Красной кистью рябина зажглась», давайте попробуем его проанализировать.

^ Ученик выразительно читает стихотворение:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.


Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.


Мне и доныне
Хочется грызть

Жаркой рябины
Горькую кисть.


Учитель:

В чём своеобразие этого стихотворения?

Ученики:

- При чтении стихотворения создаётся музыкальный фон – бой колоколов.

- Ритм стихотворения резкий и отрывистый, что придаёт ему эмоциональность.

Учитель:

Какой образ лирической героини появляется в стихотворении?

Перед нами появляется гордый и решительный образ лирической героини, жаждущей жизни:

^ Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья.
Я родилась.


…………

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.


Учитель:

Что для М. Цветаевой значила осень, какую роль она играет в её жизни?

Ученики:

- Марина Цветаева - "осенний" поэт. И не только потому, что родилась осенью и любила это время года больше всего. "Осенний" поэт по мироощущению, взгляду на жизнь. Осень - пора зрелости и мудрости. А Цветаева - даже юная - была удивительно зрелым человеком, была поэтом - серьезным, глубоким.

- Осень - пора яркая, наполненная контрастными красками, пора, когда жизнь встречается со смертью, поэтому она и привлекает внимание поэта.

Учитель:

Найдите в стихотворении ключевые фразы или слова, которые передают внутреннее состояние героини.
Ученики:

- Это такие словосочетания, как «красная кисть», «рябина зажглась», «хочется грызть», «жаркая рябина», «горькая кисть». Они передают энергетику стиха, переживания героини, рвущейся в бой с жизнью, передают её страсть и бунтарство. М. Цветаева использует эмоционально окрашенную лексику для передачи состояния героини, создаёт яркие метафоры.

Учитель:
Тема поэта и поэзии звучит в лирике М. Цветаевой с особой трагичностью. Поэт, будучи вытесненным за пределы жизни человеческой, оказывается соразмерным всему мирозданию, и только там его подлинная жизнь. Творящий человек — уже сверхчеловек, его можно приравнять к Богу собственной вселенной. Именно процесс сотворения новой реальности возвышает поэта над обыденностью, делает его бесконечно сильным и дальновидным, способным соединить в своей душе несоединимое, но и именно это порождает трагическое звучание поэзии.
Писать стихи, по мнению М. Цветаевой, — это все равно что «вскрыть жилы», из которых неостановимо и невосстановимо хлещут и «жизнь» и «стих».
Слайд № 2

^ IV. Итоги урока.

Учитель:

В чём особенность мировосприятия М. Цветаевой?

Какие индивидуальные черты автора вы можете выделить?

Ученики:

- Марина Цветаева очень ранимая, гиперчувствительная натура.

Она открыто и дерзко реагирует на мир.

- Особенность в её болезненном ощущении окружающего мира, в тонкости внутреннего строя, она всё пропускала сквозь себя.

- Марина Цветаева - многомерная и противоречивая личность, она страшно одинока, отражением этого одиночества была взрывная, кричащая лирика, обжигающая сердца.

Учитель:

Обратите внимание на эпиграф урока. Это слова М. Цветаевой.

– Скажите, к кому обращены эти слова?

(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.)

– Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?

– Как вы думаете?

(Наверное, и первое и второе, и третье.)

Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Одним из таких романсов мы с вами и завершим наш урок.
Фильм о Цветаевой по материалам урока.

V. Домашнее задание.

1. Проанализировать стихотворение «Поэт».

2. Выучить наизусть «Моим стихам, написанным так рано…»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconУрок литературы в 5 классе. Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий...
Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе....

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconМетодическая разработка мероприятия, посвященного творчеству А. С. Пушкина
Цель мероприятия: изучить жизненный и творческий путь А. С. Пушкина, показать многогранность его таланта

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconПережившей первую и вторую мировую войну, революцию, познакомиться ее прекрасными стихами
Исследовать жизненный и творческий путь Анны Андреевны Ахматовой и на примере стихотворения «Ржавеет золото, и истлевает сталь…»...

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconВсероссийский конкурс краеведческих работ «Отечество»- 2008 Секция...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей рмэ «Детско-юношеский центр «Роза ветров»

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconУрок литературы Тема: Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого
Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художни­ка И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка...

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconЖизнь и творчество поэта Федора Вострикова
В наше время поколение ребята мало читают книг, а особенно стихи. Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы показать жизненный...

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconТема Родины, «собирание» России в произведениях М. Цветаевой
Лирика М. Цветаевой (1892-1941). Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность цветаевской лирики

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconАльфия айдарская
Имя Сары Садыковой известно всему татарскому народу, память о ней хранится в сердцах людей. Её шестидесятипятилетний творческий путь...

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconТема: Лирика Марины Цветаевой «Красно кистью рябина зажглась »
...

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой iconРазработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий...
Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница