Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества»




Скачать 293.24 Kb.
НазваниеУрок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества»
страница1/3
Дата публикации09.01.2014
Размер293.24 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
  1   2   3
Департамент культуры Тюменской области

ГАОУ СПО ТО «Тобольский колледж искусств и культуры

им.А.А.Алябьева»

Открытый урок по дисциплине

«Народное художественное творчество»

Тема: «Фольклор – синтез видов народного творчества»

Дата: 29 ноября 2012 года

Преподаватель: Верзилова Л.П.

Тобольск, 2012 год

4 курс, специальность «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации: «Хореографическое творчество», «Фото-видеотворчество», «Декоративно-прикладное творчество».

^ Цель и задачи урока:

1.Образовательные: Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся, полученные при изучении тем по видам народного творчества.

2. Развивающие: Развить способность к самостоятельной, поисковой, творческой работе.

3. Воспитательные: Привить интерес к различным видам народного творчества.

Способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Тип урока: Систематизации и обобщения знаний

Форма урока: Урок - театрализованное представление

План урока

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Устное народное творчество /Тихонова А., Фатеев А./

  3. Песенное народное творчество /Ермолаева Е., Зарубина А./

  4. Музыкальное народное творчество / Алеев Р./

  5. Танцевальное народное творчество /Московкина Л., Сегой Н./

  6. Народное театральное творчество / Князькина И., Якубова Г. /

  7. Детский фольклор / Шумилова А., Кадырова Р. /

  8. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Организация начала урока:

На экране – слайд с темой урока «Фольклор – синтез видов народного творчества», звучит народная музыка «Гусачок», которая постепенно микшируется.

Преподаватель:

-Добрый день! Сегодня мы проводим обобщающий урок «Фольклор – синтез видов народного искусства». В соответствии с календарно-тематическим планом изучены основные виды и жанры народного творчества. Конечно, в рамках одного урока не возможно объять необъятное, повторить и обобщить весь изученный материал, поэтому мы приглашаем вас только прикоснуться к сокровищнице народной жизни и попытаемся вызвать у вас интерес и желание разобраться в вопросах – «Что такое фольклор? Неофольклор? Народное творчество ? Наивное искусство ?» и т. д., используя различные источники информации, в том числе литературу фонда нашей библиотеки, частично представленную на выставке.

Преподаватель:

- В последние годы значительно возрос интерес к фольклору как ценному источнику изучения жизни, быта, художественной культуры народа.

- Так, что же такое фольклор?

-Слово «фольклор» означает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – это международный термин. Некоторые исследователи понимают под этим термином совокупность всей духовной и материальной культуры народа: поэзию, музыку, танцы, художественные промыслы, а также народные обычаи, приметы и верования и т д.

-Однако, долгие годы в России было распространено понимание фольклора как устного народного творчества, как искусства живого слова.

-(тему продолжают Анна Тихонова и Андрей Фатеев, которые рассказывают о «Устном народном творчестве»)

Аня: - Яркий, увлекательный, бесконечно разнообразный мир предстает перед нами, когда мы начинаем знакомиться с произведениями фольклора, припадаем к роднику народной поэзии.

Андрей: - Этот мир полный удивительных, необыкновенных, поэтичных событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимой фантазии, мир, в котором, добро всегда побеждает зло, в котором торжествует правда, справедливость и красота.

Аня: - Если перефразировать известное изречение, то по отношению к фольклорным произведениям можно с полным правом сказать : «Лучше один раз услышать, чем десять раз прочитать». Фольклор полноценно может быть воспринят лишь в условиях живого непосредственного контакта исполнителя и слушателей

Андрей: - Фольклор рождается и живет в процессе активного непосредственного соучастия слушателей в творческом процессе, их сопереживания исполнителю. Эта активность восприятия и делает фольклор искусством живой импровизации, способствует изменению содержания произведений, появлению новых вариантов песен, сказок, былин и т.д.

Аня: - Устное народное творчество органически связано с разными видами искусства : музыкой, театром, хореографией. Есть такие фольклорные произведения, которые соединяют в себе поэзию, музыку и танец – это плясовые и хороводные песни. Музыка, слово и танец естественно дополняют друг друга, создавая неповторимую, надолго запоминающуюся картину.

Андрей: - Несколько слов о жанрах фольклора. В русском народном поэтическом творчестве их очень много, и каждый из них отличается своей спецификой, самобытностью, живёт своей собственной жизнью в народе.

Аня: - К числу жанров фольклора относятся: календарно-обрядовая и семейно-бытовая обрядовая поэзия, разнообразные формы народного драматического искусства, объединенные общим понятием «народный театр»; исполненные высокого патриотического пафоса величественные и монументальные былины; меткие и мудрые пословицы и поговорки; озорные и насмешливые частушки; исторические песни, запечатлевшие события русской истории; полные глубокого драматизма народные баллады.

Андрей: - А как не упомянуть замечательные, вызывавшие неизменное восхищение всех русских и советских писателей народные сказки, в которых так тесно переплелись правда и художественный вымысел; или лирические песни, отразившие всё богатство человеческих чувств и переживаний. Песни, в которых слышится «то разгулье удалое, то сердечная тоска»

Аня: - В жанровый состав народного поэтического творчества входят и произведения, созданные рабочими фабрик и заводов, русским пролетариатом, начиная от песен и сказок уральских рабочих, появившихся еще в 18 веке, до революционных песен конца 19 начала 20 века.

Жанры в фольклоре не всегда остаются неизменными, они находятся в постоянном движении. Часто один жанр переходит в другой. Так, например, некоторые песни из цикла календарных и семейно-обрядовых со временем стали исполняться и вне обряда и перешли в жанр лирических песен. С другой стороны, ряд лирических песен путем определенной художественной трансформации, сокращения текста перешли в жанр частушек.

(переходы от одного жанра к другому осуществляет Олег Еперин).

Олег: - Музыкальный фольклор представлен преимущественно песенным (т.е. музыкально поэтическим), инструментальным, вокально - инструментальным и музыкально танцевальным творчеством народа. Его определяющим признаком является бесписьменная традиционность. Музыкальный фольклор и музыка существуют на определённой территории и в конкретное историческое время, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

Наибольшее развитие получила народная музыка в лирических жанрах. Обобщая музыкальную статистику всех песенных жанров, можно выделить основные музыкально - интонационные склады традиционной народной музыки: повествовательный, распевный, танцевальный и смешанный. Народная музыка существует в одноголосой (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и инструментальной формах.

(тему продолжают Катя Ермолаева и Настя Зарубина, которые представляют «Песенное народное творчество»)

Катя: - Главным отличительным признаком человека считают то, что он существо, владеющее членораздельной речью. Музыканты добавляют к этому: человек – существо, не только говорящее, но и поющее, поющее, к тому же, по-особому. Ведь истоки человеческого пения уходят в ту же незапамятную даль, что и истоки речи. Возможно, речь и пение появились одновременно. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, начинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т. е. совершать магические обряды, зарождались разные искусства. Вероятно, многие тысячелетия пение, пляска, игра на примитивных инструментах существовали и развивались нераздельно – именно это и называлось «первобытным синкретизмом» искусств. Однако в той же древности появились и зародыши самостоятельных искусств: музыка (инструментальные наигрыши), поэзия (различные придания), скульптура, роспись стен (наскальная живопись) – всё это чаще всего имело ритуальное значение.

Настя: - НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом – оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества; она существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни также любима людьми, также нужна им, как и их далёким предкам. Ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям. Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребёнка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть.

Катя: - Исследователи - фольклористы подразделяют народные песни на жанровые разновидности: (на экране слайд - «Классификация народных песен») это не обрядовые, такие как: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, арестантские, юмористические и шуточные; обрядовые: календарные и свадебные песни.

Настя: - Обрядовые песни – одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Они делятся на календарные и семейно-бытовые.

Одну из отличительных черт календарных песен составляет их приуроченность к определённым датам календаря или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некоторые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали различные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а так же весенние хороводные игры молодёжи. Центральная тема в календарном песенном творчестве – земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда.

К обрядовым семейно-бытовым песням относятся: подблюдные песни – это разновидность заклинательных песен, свадебные песни, где центральную тему свадебной драмы составляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье.

Свадебные песни в свою очередь делятся на: свадебные причитания, ритуальные и величальные песни, а так же корильные.

Свадебные причитания исполнялись невестой и заменяющей её «вопленицей», а иногда так же матерью невесты и её старшей сестрой; в свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжёлая женская доля и бесправное положение девушки.

(Видеофрагмент корильной песни)

Основная примета поэтического содержания ритуальных песен – отсутствие в них изображения человека. В центре внимания песен – обряд. Обрядовое назначение величальных песен – в величании, прославлении участников ритуала.

(Видеофрагмент величальной песни).

Катя: - К не обрядовым пеням относят любовные, семейные, трудовые, солдатские, тюремные, шуточные песни и другие.

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегистически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происходящие из-за неразделённой или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец», «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т. д..

Семейные песни построены на неразрешимом конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. В семейных песнях возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «сонливая, дремливая, неурядливая» и так далее.

(Видеофрагмент семейной песни)

Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило, совершаемых коллективно. Свои песни имели представители многих специальностей, отходники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки, купечество, извозчики, заводчики, конторщики и другие.

(Фонограмма фрагментов трудовых песен «Дубинушка». «Эх, ухнем..»)

Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного бытования. тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутского набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о неверности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине.

(Видеофрагмент: песня «Сухопляс» в исполнении народной артистки России Сапожниковой)

Жанровая разновидность песен, обозначенная как полоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объединена общей тематикой неволи. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и попавшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоевателями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключёнными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осуждёнными. В песнях арестантов обрисованы тяжёлые условия нахождения в неволе, объясняются причины попадания за решётку.

(Звучит фрагмент песни «Чёрный ворон»).

Юмористические и шуточные песни отличаются насмешливым и шутливым содержанием. Именно в этих песня наиболее часто допускается соединение типично песенного музыкального напева с речитативом: с произнесением определённых строк, а то и всего текста говорком. героями такой жанровой разновидности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, живущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие.

(Видеофрагмент: «Тобольские дразнилки» в исполнении фольклорного ансамбля «Круг» под руководством Ж.Г.Трегуб)

Прослеживая на протяжении столетий особенности бытования разных типов народной лирики, легко убедиться, особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений, и песни будничные, способствующие успешной работе, ратному делу и песни, помогающие пережить выпавшие на долю человека жизненные невзгоды.

Катя: - Как прекрасно, что народная музыка не забывается, звучит в сердцах каждого из нас. Любой из нас, знающий хоть строчку из песни, напевает её изредка. Давайте вспомним песни наших дедов и прадедов и немного попоём. (ПОППУРИ на тему русских народных песен под фонограмму).

Олег: - Испокон веков на Руси жил народ приветливый да радушный. Хранил сказы старинные, игры, забавы, молодецкие частушки, песни лукавые, поговорки меткие. А как говаривали в старину:

«Если девица-то красна, если молодец-то добрый».

Вот и тянуло добрых людей друг к другу. Раньше в деревне топор, косу да гармошку с раннего детства в руках держали.

(тему о «Музыкальном народном творчестве» продолжает Ришат Алеев ).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconУрок литературного чтения. 2 класс. (Школа России) Тема : Устное народное творчество
...

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconФольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами...
Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)...

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет...
Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах...

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconПоложение о проведении районного фестиваля народного творчества «Русской...
Цель: Создание условий для возрождения народных традиций через народное музыкальное творчество

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Умк позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «История театра», в соответствии с требованиями государственного образовательного...

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconТема: «Колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки, пальчиковые игры для ребенка 1-3 лет»
Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconУрок 2 8 класс
Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно...

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconПриемные экзаменационные требования
Народное художественное творчество (специализация «Древнерусская певческая культура»)

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconВступительного творческого экзамена на специальность
«народное художественное творчество» специализации «режиссура любительского театра»

Урок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор синтез видов народного творчества» iconСлово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная...
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора;...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница