План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»




Скачать 198.32 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Дата публикации04.01.2014
Размер198.32 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«ТЕМА ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

XVII- XXI ВЕКОВ»
Цель урока: Доказать, что тема притчи о блудном сыне является непреходящей

и актуально-трепещущей для художников разных эпох и мастеров

разных видов искусств из-за нравственной составляющей притчи.

Триединая дидактическая задача

- Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII- XXI веков.

- Воспитательная: Нравственное, эмоциональное и художественно –эстетическое воспитание учащихся на примере художественных произведений разных эпох и разных видов искусств в опоре на жизненный, образовательный и художественно –эстетический

опыт учащихся.

- Развивающая: Развитие памяти, речи, нравственно –эмоционального чувства,

ответственности за собственные поступки у учащихся через аналитическую, художественно –эстетическую и практическую деятельность на уроке.
^ Приёмы и методы обучения:

- Метод художественно – эмоциональной драматургии,

- Метод сравнения по сходству и контрасту,

- Метод ретро - и перспективы,

- Проблемный метод обучения,

- Эвристический метод,

- Опора на связь с современностью.
^ Технологии обучения:

- Личностно – ориентированное обучение,

- Технология развития критического мышления через чтение и письмо,

- Элементы технологии ведения дебатов,

- Технология творческих мастерских,

- Элементы технологии учебного проектирования,

- Информационно – коммуникативные технологии.
Оборудование:

- Музыкальный центр,

- Компьютер,
- Сценарий урока,

- Поэтические сборники,

- Подготовленные презентации,

- Экран.
Тип урока – комбинированный: урок обобщения и изучения нового.


^ ХОД УРОКА


  1. ОРГМОМЕНТ. Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.




  1. Тема урока ( слайд №1)

Тема «Блудном сын» в творчестве художников 17-21 веков»

Библейская притча и её отражение в произведениях искусства в прошлом и

настоящем.


  1. ^ Постановка проблемы:

Как меняется трактовка образов притчи о блудном сыне на протяжении нескольких столетий, и почему можно считать эту тему непреходящей, актуальной для людей прошлого, настоящего и будущего?



  1. ^ Экспозиция урока:

Сейчас прозвучит музыка, написанная европейским автором Карлом Орфом.

Это часть кантаты «Кармина бурана», написанная на стихи средневековых поэтов,

говорящих в своём творчестве о разных гранях судьбы, выпадающей людям, об ужасах средневековья - войне, эпидемиях, смерти, инквизиции, и о чувствах людей, умеющих находить радость среди той страшной атмосферы ужаса и мрака.

На фоне хора « О, Фортуна» в исполнении хора и оркестра под управлением

Герберта Караяна, рассказывающем о превратности судьбы - колесе Фортуны, которое может как проехаться по человеку и вдавить его в грязь, так и вознести его вверх из низов,

к успеху и удаче, прозвучит стихотворение поэта нашего времени, ^ Маши Зелёной под названием « Снова о блудном сыне», датированном 2007 годом:

« Потух твой плутовской огонь,

И больше не блестят глаза,

Постом иссушенная плоть,

Сбегает по щеке слеза…
Страданье – грешника удел,

Что вызов Небу бросить смог,

Но покаянный крик души,

Услышит милосердный Бог.
Откроет двери Вечный дом,

Навстречу выйдет твой Отец,

Приняв заблудшее дитя,

Любовью исцелит Творец.
А ты храни, не забывай,

Богатство благодати той,

Христову милость прославляй,

И Богу следуй всей душой».
Учитель: Потрясающая музыка! Удивительно, как она перекликается с настроением стихотворения, хотя эти художественные произведения написаны в разных столетиях!

Вернёмся к теме урока.

^ Каково содержание библейской притчи о блудном сыне?

Ученики:

Устав от тяжести и рутины жизни, старший сын бросил своего отца на попечение оставшихся детей. Все тяготы по уходу за престарелым родителем легли на плечи среднего сына, взявшего всю ответственность за семью на себя. Но призрачная «счастливая жизнь» вдали от родного дома, несмотря на желание покинувшего отчий кров, не состоялась. Униженный, больной и нищий, блудный сын возвращается в родной дом, к отцу, и тот прощает своё неразумное дитя, обнимая его. В честь его возвращения отец приказывает зарезать тельца и устроить праздник. Тот же сын, который в отсутствии сбежавшего брата, следил за отцом, просто поражён и даже оскорблён! Не понимая поступка отца, он с обидой укоряет родителя: «Почему же ради меня, того, кто был с тобой неразлучно и являлся твоей опорой, ты не устраивал праздника и не приказывал зарезать тельца?!». Ответ Отца: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё - твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся! Пока мы живём без Бога в своих грехах – мы мертвы!»
^ Учитель: Каков же смысл притчи о Блудном сыне?

Ученики: Здесь переплетены несколько линий, отражённых в эмоциональном настроении героев притчи: Старший сын – предательство, измена, раскаяние, возвращение, надежда получить прощение и вернуть гармонию своему внутреннему миру. Отец – возвращение

Отцовской любви, прощение обиды, великодушие и обретение счастья прежних далёких дней. Младший сын – обида, непонимание действий своего отца и почти физическая невозможность прощения брата.
^ Обобщение ответов учеников учителем:

Притча, рассказанная Иисусом, намеренно не закончена положительным или трагическим финалом. Иисус даёт возможность поразмыслить Своим слушателям, поразмыслить и нам с вами. При внимательном рассмотрении себя в зеркале реальном и виртуальном, мы найдём в себе черты как младшего, так и старшего сына.

^ Слайд № 2. Вечные темы в искусстве
Учитель: Существуют вечные темы в искусстве, которые затрагивают каждого человека, независимо от времени, в котором ему посчастливилось жить, и страны пребывания.

Они находят отражение в произведениях искусства, философии, в жизни, наконец.

Это те темы, которые обычно используются в противопоставлении:

Честь и (ученики самостоятельно находят нужное определение) …предательство,

Любовь и …ненависть,

Прощение и …отречение,

Жизнь и … смерть,

Величие и …ничтожество,

Война и … мир.
Слайд №3

Учитель: Да, эти темы актуальны для всех людей живущих на Земле. Каждый из этих терминов – отражение либо чувств человека, либо действий, следующих за чувствами. Одни – разрушающие как мир, так и жизнь человека, другие – созидающие. Новедь продолжению жизни на Земле мы обязаны именно созиданию.

Какое же чувство движет миром?
Ученики: Любовь.
Учитель: Взгляните на слайд. Перед нам - удивительный образ – Икона Владимирской Божьей матери, Великое представление любви. Даже тип образа называется «Умиление» - на данной иконе младенец Христос нежно соприкасается своей щекой со щекой матери, а что может быть выше, чем материнская любовь, полная жертвенности, великого смирения и желания уберечь, охранить сына, тем более что это Богоматерь, которой известен страстной путь своего ребёнка.

Этот образ является Святой иконой, охраняющей от бед и несчастий нашу столицу, и каждый из нас, живущих в Москве, удостаивается чести быть под сенью любви и всепрощения Божьей матери.

На фоне музыки Рахманинова из «Всенощного бдения» (Хор «Тебе поем») звучат стихи Алексея Плещеева под названием « Любовь»:
« В часы тяжёлых дум,

В часы разуверенья,

Когда находим жизнь мы скучной и пустой,

И дух слабеет наш

Под бременем сомненья,

Нам нужен образец Терпения святой.
А если те часы печали неизбежны

И суждено вам их в грядущем испытать,

Быть может, этот Лик,

Спокойный, безмятежный

Вам возвратит тогда и мир, и Благодать!»
^ Как это стихотворение перекликается с нашими чувствами и чувствами персонажей

Притчи о Блудном сыне?
Ученики: У нас – умиротворение, безмятежность от влияния на наши души музыки и стихов, гармонично сочетающихся со зрительными образами, ассоциативно возникающих в нашем сознании при воздействии с произведениями искусства. А Любовь побеждает обиду и скорбь в сердце Отца, простившего своего Блудного сына, и самого раскаявшегося главного героя библейской притчи.
Учитель: Но ведь одним из главных вопросов данной Притчи является тот вопрос, на который находит ответ каждый человек в течение всей своей жизни, и от ответа на который зависит как образ его жизни, так и мировоззренческие позиции. Этот вопрос в Евангелии, созданном в I веке нашей эры в Палестине, покорённой Римом, ставит перед Христом римский прокуратор Понтий Пилат: «Что есть истина?» Он звучит и в книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (русского писателя XX века) и в творчестве великого русского художника Николая Ге, жившего в XIX веке.
Слайд № 4
Но этот же вопрос волновал и людей прошлого. Перенесёмся в Германию XVII века, во времена жизни великого композитора – Иоганна Себастьяна Баха. ( на слайде – портрет композитора).

Сейчас мы услышим великую музыку – «Органную прелюдию фа минор И.С.Баха», музыку, наполненную философским смыслом, глубочайшей красотой и некоторой приглушённостью, характерной для человека в момент раздумий о жизненных ценностях и выборе пути.

И.С. Бах, для которого религиозное мировоззрение было естественным, как и для всех людей того времени, относился особо тонко к выбору тональности своих творений. И, как писал в своих исследованиях великий музыкант, философ и исследователь творчества Баха, Альберт Швейцер « Каждое произведение Иоганна Себастьяна Баха – открытие и откровение как для самого композитора, так и для исполнителя и слушателя ВЕЛИКОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ, заложенной в Священном писании. Каждая глава – это тональность и мысль, дух и философия. Тональность фа минор – отражение Притчи о Блудном сыне».

( Именно эта прелюдия была использована кинорежиссёром Арсением Тарковским в фильме «Солярис», когда космический исследователь навсегда покидал свой дом, свою планету, отправляясь на космическую станцию с целью выяснить особенности странного поведения сотрудников станции, которым являлись снова и снова видения из прошлого, которое каждый хотел бы забыть, и от которых каждый буквально сходил с ума. В конце фильма вернувшийся космонавт уже не находит своих родителей, умерших во время его отсутствия и, потрясённый, видит разорённый дом. Нет гармонии и в его душе. Чувство горечи, осознания невозвратимости потери родителей, друзей, связи с Землёй, на которой он становится чужим, приводит его к ужасному выводу: нет оправдания его уходу с Земли, которое можно расценить как предательство. И полное раскаяние не находит выхода – нет Отца, перед которым можно было бы встать на колени и надеяться на Прощение).

^ Фрагмент фильма Тарковского «Солярис». Эпизод возвращения героя Донатаса Баниониса на Землю. ( Музыка И.С. Баха в обработке Эдуарда Артемьева)
Но обратимся к изобразительному искусству.

Слайд №5.

Эволюция темы « Возвращение блудного сын» в изобразительном искусстве.

^ Обратимся к искусству иконописи.
Слайд № 6.
Обратимся к двум произведениям:

Иконе XIV века кисти Андрея Рублёва « Троица»

и Иконе XVII века «Возвращение блудного сына».

^ Вопрос к классу:

Что вы можете сказать об этих произведениях? Что общего и различного в этих произведениях?
Ученики:

Икона « Троица» - символ полной гармонии. Певучие линии, скрытое на первый взгляд взаимодействие ангелов, природные краски характерные для Рублёва, символика, выраженная как в композиции (фигуры ангелов вписаны в круг – символ бесконечности Божественного влияния на жизнь человека, на неизбежность явления Единого Бога на Земле в виде трёх ангелов – Бога –Отца, Бога-Сына, Бога –Святого Духа). Посохи в руках ангелов – символ их бесконечного пути. Три жертвенных чаши – символ Троицы. Над фигурами ангелов – символы, по которым можно определить ипостась – лицо, воплощение каждого ангела. Над Богом - Отцом – Каменный храм («На камне сем поставлю церковь свою», - слова из Евангелия), Над Богом – Сыном – Мамврийский дуб, как символ ветви, идущей от ствола дерева и явление ангелов Аврааму в роще Мамвре, и вздыбившиеся скалы над Богом – Святым духом, как символ Царствия горнего.

^ Учитель: Что же можно сказать о второй иконе?
Ученики: На второй иконе сохраняется символика, присутствующая на иконе Рулёва. Есть и каменный дом, и Мамврийский дуб, и Складчатые горы. Интересно, что здесь использовано троекратное повторение образа Блудного сына в одном произведении, говорящем о разном временном и сюжетном событии с одним персонажем. На переднем плане – Блудный сын и отец, идущие навстречу друг другу. Отец обнимает сына, их щёки соприкасаются, и за каждым – развевающиеся складки одежд, словно крылья, как символы Царствия горнего, их фигуры составляет в композиции такой же круг, как и на иконе Рублёва. Но на заднем плане образ Блудного сына повторяется дважды. Слева– Блудный сын сидит на дереве, под которым пасутся свиньи (в Притче сказано, что разорившись и прогуляв выделенную часть отцовского состояния, Блудный сын, чтобы прокормить себя, устроился пасти свиней к богатому горожанину, что было позорной работой для еврея из зажиточной семьи). Здесь и символика свинского поступка сына, покинувшего престарелого отца. В правой части иконы – тот же Блудный сын возвращается со своей котомкой к отцу. Символично, что и за его фигурой изображён каменный храм, но с покатой крышей, с арочной нишей с приоткрытым занавесом – символ гармонии и прощения ( арка – половина круга, символизирующего гармонию).
Учитель: Действительно, эти произведения заставляют задуматься зрителя, цель которого – постижения смысла. Недаром академик С. Лихачёв определил два мира русской иконы – мир реальный и мир духовный. Искусство иконописи недаром называют « Умозрение в красках».
^ А как же эта тема представлена в Европейском Средневековье?

Слайд № 7.

Учитель:

Сравнив произведения художников Северного Возрождения с одинаковым названием - « Блудный сын» Иеронима Босха и Альбрехта Дюрера, мы увидим, что каждая эпоха и каждое стилевое направление трактует Притчу о Блудном сыне, опираясь на обычаи и традиции своего времени.

^ Что же хотят нам сказать Босх и Дюрер?
Ученики: Эти картины различны в общем воплощении, но поражает идеальное повторение изображения Блудного сына на картине Дюрера, явно ранее видевшего картину Босха. Шествуя вперёд, главный герой оглядывается назад – это и символично и противоречиво. Если у Босха герой явно выглядит постаревшим, он в разных ботинках, за ним – разрушенный дом, а впереди него – загон со свиньями (сын сам себя загнал в такое

Положение), то у Дюрера – всё с серых тонах, неопределённо и смутно. В бурю, снег, холод, почти вслепую идёт Блудный сын, и одинокие ветви голых деревьев как вешки в неясно просматривающейся дороге к разрушенному дому.
Слайд № 8.
Учитель:

В эпоху Возрождения, в Италии, на картине художника Бонифацио, на первый план выносится внешняя линия сюжета – главной здесь является раскаявшийся сын, одетый в рванее штаны, но белоснежную рубашку. Такого же цвета на переднем плане изображена маленькая собачка. Символом чего она является? Что ещё можно увидеть на этой картине?
Ученики: Собака – символ верности, дома. Белый цвет – цвет чистоты – чистоты помыслов и деяний. Но те, кто окружает Отца и Блудного сына не столько сопереживают увиденному, а, скорее, являются сторонними наблюдателями. Маленький мальчик с любопытством смотрит на своего бычка, а мать мальчика с нежностью взирает на сына. Пока в их семейном союзе гармония: сынишка рядом с матерью, и его увлечения радуют и умиляют молодую женщину. Странно выглядит и группа мужчин с правой стороны – это в парадном одеянии брат, не глядящий на вернувшегося путника, ведущий беседу с другим юношей. Кажется, ему всё равно, но он держит поднос с дорогим одеянием для своего брата. И только на заднем плане глубоко задумывается над происходящем служанка. При внешней гармонии мы ощущаем смутное беспокойство – это сгущающиеся тучи на небе. Именно это и говорит зрителю о том, что не так всё просто, как кажется на первый взгляд.
Учитель:

Да, это было связано с тем, что в Эпоху Возрождения вера в Бога была связана скорее с внешними проявлениями - все исправно ходили церковь, выполняли определённые обряды, но при этом религиозное мировоззрение не было столь глубоким и важным как в Эпоху Средневековья, ибо человек был также прекрасен как Бог.

^ Но именно в это время родился шедевр. Голландский художник Рембрандт ванн Рейн создал свою картину « Возвращение Блудного сына»

В чём же основное отличие этого произведения от предыдущего?
Ученики:

В этой картине всё направлено на образы главных героев. Но зритель не может отвести свой взгляд от Отца: тот приобнимает своего сына, мягкий свет любви и прощения исходит от него, приопущенные веки говорят о его слепоте, то ли от старости, то ли от выплаканных слёз. Его красный плащ, словно два крыла над раскаявшимся сыном, а тот приникает к своему родителю в душевном порыве, в разодранных одеждах и спавшем с ноги сандалии. Суровы и другие персонажи картины: опирающийся на палку брат, сурово смотрящий на вернувшегося. Палка в его руках – символ пути, который он должен пройти; сложенные руки – символ терпения и бездействия, что говорит об обиде на брата и на отца. Остальные – в раздумьях над привратностями судьбы.

Учитель:

Давайте же просмотрим другие работы художников разных эпох сюжет Притчи о Блудном сыне.
^ Слайд № 9 Эпоха Просвещения – Густав Доре (графика, иллюстрации к Новому Завету).

Слайд № 10 Россия XX века - Владимир Фёдоров
Слайд № 11. Россия времён перестройки. Илья Глазунов, писавший:
« В этой картине я хотел отобразить весь трагизм духовного состояния Росси времени перестройки. Моя цель – заставить задуматься, и задать себе и моему зрителю вопросы: « Как жить? Умерла ли Россия, или есть ещё надежда на спасение?»

^ Россия выжила, вопреки всем прогнозам о предстоящей гибели, и всё благодаря великому русскому характеру.

Слайд № 12

Искусство России XXI века. Возвращение к вечным ценностям.

Владимир Королёв

Но и литература не осталась в стороне от обращения к теме Притчи о Блудном сыне.

^ На фоне музыки И.С. Баха «Концерт для гобоя ре минор» в обработке Марчелло звучит стихотворение Михаила Рождественского « Возвращение Блудного сына»,

написанное в 2007 году:
« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.
Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.
Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

^ А теперь обратимся к творчеству писателя, Игоря Пришельца (скорее всего, это псевдоним), написавшего замечательное произведение в 2005 году – рассказ

« Возвращение блудного сына, фрагмент из которого мы сейчас услышим:


^

Возвращение блудного сына


Игорь Пришелец

Я чувствую растущую во мне ненависть к нему. Ненавидеть другого - страшный грех, и я пытаюсь перебороть зреющий в моей груди неуправляемый гнев, рожденный ненавистью. Но Искуситель уже почти завладел моим мозгом , истребив все мыслимые доводы сопротивляющегося рассудка . Стиснув зубы и прикрыв веки, я бормочу слова молитвы о милосердии, но шелестящий шепот Искусителя звенит громким резонансом в пустоте лишенного мыслей пространства.

Лицо мое темнеет и из мертвенно-бледного становится пунцово-красным. Прячущиеся в темноте опущенных век глаза смотрят внутрь - на обжигающий огонь, охвативший теперь и душу. Уши мои вслушиваются в нестройный шум битвы, идущей в горящей душе. Язык во рту бездействует, а ноздри раздуваются, шумно втягивая воздух, отчего вздымающаяся грудь, как мехи, раздувает еще больше душевное всепожирающее пламя. Подобно кузнецу, сильными и точными ударами молота расплющивающего в полосу кусок раскаленного металла, Искуситель бьет словами по моей раскаленной душе.

 Воздвигнутые мной стены молитвы пока еще защищают ее. Немногочисленные отряды сомнений и угрызений совести за словами молитвы мечутся, пытаясь затушить охвативший душу пожар. Каждый новый сокрушительный удар атакующего разбивает еще одну часть стены. Стена и защитники храма обречены. Молитва рушится, а полыхающая душа не способна защищаться сама. Она только пытается стать нечувствительной и безразличной к боли. Искуситель победоносно взирает на разрушенную до основания молитву и пылающую беззащитную твердыню. Он равнодушно отходит в сторону. Рассудок прекратил сопротивление и сдался. Дьявол посылает в душу наспех сколоченный передовой отряд злых мыслей. Отряд выискивает и добивает немногочисленных защитников храма: сострадания и сомнения.


«Сколько лет его не было здесь! - неистовствует внутренняя ярость, безжалостно добивая молящую о пощаде жертву. - Думал ли он о тебе, когда скитался по чужим странам и ублажал свою душу и плоть?! Сколько лет тяжкого крестьянского труда вложено в эти плодоносные сады, тучные стада и крепкие стены дома! Каждое дерево, каждая овечка и каждый вбитый гвоздь - это твои вспухшие на руках жилы и ноящие мышцы ног и спины. Твои, и оставшихся дома братьев! И вот возвращается он, чтобы всем этим завладеть! Это - справедливо?!»

Черной безжизненной окалиной падают мертвые слова сомнений и сострадания на наковальню. Все удары приходятся на святилище духа и оно, податливое, постепенно приобретает четкую форму. Форму оружия возмездия. Удары становятся слабее и вскоре угасают. Ярость и ненависть шлифуют и полируют грозное орудие мести. Их работа завершена. Оскорбленная и негодующая душа становится ледяным, со сверкающими, как обработанный алмаз, гранями, острым клинком пронзительного взгляда, беспощадно разящего в своей правоте. Пламень гнева отлился в безжизненный холод расчетливого отмщения.

« Старик выжил из ума. После смерти матери он сильно сдал. Его безумие очевидно. Вот он пришел, этот, с позволения сказать, сын. И сразу устремился к отцу. Кинулся ему в ноги, и, размазывая слезы по грязному лицу, стал вымаливать прощение! А тот, размяк и сразу вспомнил о праве первородства! Теперь блудный стал наследником, а мы должны почитать волю отца и старшего брата! Как же! Сегодня же соберемся с братьями и поговорим с ним! По-братски... Пусть убирается, откуда пришел. По-хорошему. Соберем в дорогу и ... Попутного ветра!»

Блудный брат неуклюже поднимается с колен, и отец нежно обнимает его. Худые, потемневшие от непосильного труда руки отца с коричнево-черными, набухшими и скрюченными венами обвиваются вокруг плеч и шеи возвращенца, как две иссушенные солнцем и временем виноградные лозы. Старик и бородатый мужчина неопределенного возраста в грязных обносках замерли в объятиях друг друга. Благоговейная до звона в ушах тишина воцарилась в доме и, кажется, что в этом беззвучном пространстве остановилось само время.

Я молча смотрю в сутулую тощую спину брата и направляю разящий взгляд туда, где за заросшим затылком прячется самое уязвимое место: его глаза. Я жду, когда он обернется, чтобы успеть поймать их убегающий взгляд и нанести единственный и сокрушительный в своем гневном молчании удар. Объятия распадаются. Долговязая фигура медленно отстраняется от невысокой и сгорбленной. Сейчас он обернется, трусливо пряча свои бесстыжие очи. Но я заставлю его поднять их вверх и встретить мой взгляд! Потом будут слова, много слов. Он будет лгать, просить, умолять. Но мы будем неумолимы! Я мельком смотрю на остальных братьев, и с удовлетворением вижу ту же решительность на их лицах.

И тут мой блудный брат оборачивается. Он делает шаг в моем направлении. Его руки слегка разведены в стороны ладонями кверху. На его изможденном, заросшем волосами лице сквозь слезы просвечивает мягкая, застенчивая полуулыбка, а глаза смотрят прямо в меня. Я во всеоружии встречаю его взгляд, но вижу в беззащитной распахнутости грустных глаз щемящую боль. И еще нескончаемую любовь. Боль и любовь. Любовь и боль. Неотделимые друг от друга. Со стеклянным звоном падающей сосульки ломается мое смертоносное оружие, а бушующий в груди огонь с шипением угасает под водопадом невесть откуда взявшейся влаги. Искуситель скорчив недовольную гримасу вмиг улетучивается .

Сердце оттаивает и вновь впускает в себя радость обретения, а душа возвращает себе форму души. Освобожденное пространство мыслей мгновенно заполняется воспоминаниями. Вот я, съев сладкую лепешку, смотрю молящими глазами на брата, обстоятельно и медленно жующего свою. Он, улыбаясь, отламывает и протягивает мне половину. Я вижу нас детьми, шутливо борющимся в траве. Брат притворно поддается мне, торжествующему, и смиренно просит пощады... А вот, мы вдвоем на радость младшим братишкам и сестрам запускаем воздушного змея ... Тот непередаваемый взгляд, каким брат смотрел на свободно парящего в небе змея! Вспомнился и ночной разговор, когда я пытался отговорить его, а он мне доказывал свою правоту и решимость.

Он доверял мне. Я доверял ему. Что он сказал тогда, ранним утром, за околицей деревни при расставании? Да, он так и сказал: «Не забывайте меня. Я вас очень люблю и вернусь... когда-нибудь. Обещаю…»

Так он обещал. Его глаза увлажнились, и он стал поспешно удаляться прочь. Брат всегда стеснялся своих чувств и пытался скрыть их. И теперь, побитый жизнью и людьми, устав от чужих удач и собственных неудач, он вернулся к тем, кого любил. Все это мгновенно пронеслось в моей голове.

Мир вокруг меня вдруг утонул в неплотном тумане, и я ощутил теплое щекотание на обеих щеках. Нас отделял один шаг. Я преодолел его одним рывком возрожденной души. Мы сжали друг друга в крепчайших объятиях. Губы сошлись в братском поцелуе, и наши слезы слились. Оцепенённая растерянность слетела с лиц моих младших братьев и сестер. Они обступили нас вплотную и влились в наши объятья. Мы стояли, обнявшись за плечи, и раскачивались как канторы в синаноге.. Тишина постепенно наполнилась нашим плачем и смехом. Мы все вместе, оплакивая наше прошлое, радовались будущему. А стоящий чуть-чуть поодаль немощный старик ласково смотрел на нас, тихо улыбаясь.

В месяце, когда ветки яблонь низко клонились под тяжестью яблок, прячущих свои зрелые телеса в еще зеленых, но начинающих жухнуть листьях, старик слег. В один из дней домочадцы собрались у его ложа в том долгом, скорбном молчании, которым выказывают свое смирение перед неизбежным. Старик уже не мог ни говорить, ни двигаться и лишь глаза и уголки губ сохраняли едва заметную подвижность. С подобием улыбки на маске лица он медленно, очень медленно обвел взглядом собравшихся. Его глаза, оглядев всех, надолго остановились на первенце - старшем сыне. Губы с трудом слегка раздвинулись в тщетной попытке сказать слово, но его последний вздох оказался бессловесным. Через несколько мгновений длинной паузы всем в комнате стало ясно, что старик покинул бренный мир. Женщины заголосили, а мужчины стояли насупившись, склонив головы и сложив на груди, сжатые кулак в кулак, кисти рук.
На сорок первый день после погребения, в предрассветный час, старший сын и наследник вышел со двора родительского дома. Больше его в деревне не видели. Никогда…

^ Так каков же смысл трактовки этой Притчи Игорем Пришельцем?

Ученики:
В этом рассказе побеждает Любовь, мудрость, нравственные и духовные ценности.
Наверное, это требование нашего времени – без единения, любви, всепрощения не достичь успехов в жизни, полной противоречий, неустойчивости и агрессии.

^ Слайд № 12 Тогда возникает вопрос: « Камо грядеши?» - «Куда идём?» (так назывался исторический роман польского писателя Эдуарда Сенкевича).

Так куда мы идём?

Слайд № 13

Наверное, на этот вопрос отвечают стихи поэта сегодняшнего дня Натальи Черных:

« Каждый творит мир таким, как он видит,

Тот мир, в котором хочет остаться,

Тот, где он любит и ненавидит,

Где может плакать и может смеяться…»

Значит, от каждого из нас зависит наше будущее и будущее как нашей страны, так и всего мира. Именно это и является космополитическим мышлением, как и тема Евангельской притчи о Блудном сыне.
Итак, почему тема «Блудный сын» является непреходящей для художников разных эпох?
Ученики: Потому что в ней отражены нравственные идеи и вечные ценности, присущие человечеству в целом.
Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармони жизни. Притча о блудном сыне имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconУрок литературы в 6 классе Тема: Читаем притчу о блудном сыне
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», распечатка Притчи...

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» icon1-11. Оставшиеся без ответа вопросы в притчах 2 Притча о блудном сыне
Притча уподобляется терну в Пр 26 Только безумец может относиться к ней, как пьяный, бесчувственный к боли человек. Притчи не являются...

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение...
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке,...

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconЛитература и культура средних веков, Возрождения и XVII xviii веков
Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII – XVIII веков: Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050300. 62 – Филологическое...

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconПлан-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое...
Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconРазработка урока по теме: «Контрольное изложение в 7 классе по Притче...
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель...

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconТема урока «Осень в творчестве поэтов и художников»
Гбоу сош «ОЦ» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области

План-конспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков» iconЛитература XVII века
Средних веков. Возрождения и Нового времени в исторической науке и в культурологии. Проблема хронологических границ XVII в в литературе....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница