Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»




НазваниеПояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»
страница1/33
Дата публикации03.01.2014
Размер4.47 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

  1. Обязательная часть образовательной программы

Раздел 1.

Пояснительная записка

1.1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» (адрес: Россия, 663980, Красноярский край, г. Бородино, ул. Советская, 57, телефон 83916846746, эл. адреc: ds.ulibka@yandex.ru, сайт: http//ulibka.obrborodino.ru) является неотъемлемой частью образовательной системы города. В своей деятельности детский сад руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием.

Детский сад был построен в 1981 г. Учреждение расположено в отдельно стоящем здании, рассчитанном на функционирование 12 групп. Всего в учреждении открыто11 групп, двенадцатая группа оборудована под физкультурный зал. Количество детей в детском саду – 228 чел.

Режим работы — пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресение.

Продолжительность зимних каникул – 7 дней, продолжительность летних каникул – 92 дня.

Продолжительность учебного года с 01 сентября до 31 мая.

До середины сентября длится адаптационный период в 1 мл. группе и 2 мл. группе.

Мониторинг развития интегративных качеств во всех группах ведётся в течение всего учебного года, в ноябре, мае результаты мониторинга обобщаются и вносятся в таблицы.

Обучение в детском саду ведется на русском языке.

^ 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Основной структурной единицей ДОУ является группа детей дошкольного возраста. В нашем ДОУ функционируют 11 групп. Из них 10 групп – общеразвивающей направленности, 1 – компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей.

Комплектование групп осуществляется детьми от 1,5 до 7 лет по возрастному принципу. (табл.1)

По составу: мальчики – 102 , девочки – 126 . Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учётом возраста и пола.

Комплектование группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи осуществляется в конце каждого учебного года по результатам обследования учителя-логопеда на основании заключения городской ПМПК. В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи воспитательно-образовательный процесс осуществляется по программам:

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Миронова С.А., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. М.: Просвещение, 2009.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Просвещение, 2009.

Содержание образовательной программы ДОУ учитывает и состояние здоровья воспитанников. (табл. 2)

В связи с показателями здоровья воспитанников в учреждении реализуется программа «Здоровый малыш».

Содержание и реализация Общеобразовательной программы зависит и от контингента родителей, так как они являются первыми воспитателями своих детей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста (табл.3) подбираются различные формы работы с родителями по реализации Программы.

^ 1.3. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В основу приоритетов деятельности детского сада были положены следующие факторы:

- учет государственной политики;

- особенности контингента детей и кадрового состава дошкольного учреждения;

- учет запроса родителей;

- особенности региона.

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (92%) считает укрепление здоровья ребёнка; 86% родителей желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения умел общаться и устанавливать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками.

В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения по реализации Образовательной программы:

- работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

- социализация воспитанников в сфере общения.

^ 1.4. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Улыбка» (далее – ДОУ) разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (принят 21.12.2012 г. № 273-ФЗ);

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);

«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151);

методическими рекомендациями «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248):

методическими рекомендациями (региональные) к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного общеобразовательного учреждения. (Министерства образования и науки Красноярского края КГБОУ СПО «Красноярский педагогически колледж № 2», 2011 год;

Уставом МКДОУ «Улыбка».

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой издательства М.: Мозаика-Синтез, 2011. и ряд дополнительных программ, рекомендуемых авторами основной общеразвивающей программы, позволяющих выполнять федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В программе отсутствуют жесткая

регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 1,5 лет до школы.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ, и обеспечивает развитие по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Опираясь на принципы гуманистической педагогики, главной целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации программы считаем создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, коррекция речевых нарушений.

Задачи педагогической деятельности определены в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и его статусом:

охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

обеспечение познавательно-речевого, социального, художественно-эстетического и физического развития детей;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

взаимодействие с семьями детей с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

повышение профессионального мастерства педагогов.

Кроме этого, в программе учитываются задачи, на решение которых нацелена примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой:

заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создавать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса;

творчески организовывать процесс воспитания и обучения;

вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительно относиться к результатам детского творчества;

соблюдать единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

^ 1.5. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)

Образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями развития г. Бородино.

^ 5.1. Национально-культурные особенности города

Город Бородино входит в Ассоциацию шахтерских городов России, Союз малых городов России.

Город расположен на 184 км восточнее краевого центра - города Красноярска и в 18 км к юго-востоку от города Заозерный и ближайшей железнодорожной станции Заозерная.

Образован в 1949 году как посёлок угольщиков при Ирша-Бородинском угольном разрезе.

Название получил от села Бородино, находящегося в 5 км от города и расположенного на Московском тракте. По легенде, село основано солдатами Семёновского полка, участниками Отечественной войны 1812, сосланными в Сибирь после восстания в полку в 1820 г. Семеновского полка восстание. Село получило имя Бородино ещё в 1827 г. в честь сражения на Бородинском поле 1812 г.

Строительство города (сначала рабочего посёлка) началось в августе 1945 г.

По имеющимся данным, первыми к строительству поселка приступили бывшие военнопленные советские солдаты, репатриированные в СССР из Франции после поражения нацисткой Германии в Великой Отечественной войне19411945 гг. Прибывшие 8 августа 1945 г. эшелоном в составе полка на ст. Заозерная, они уже на следующий день приступили к обустройству поселка строителей угольного разреза. Затем в город стали приезжать работники по оргнабору, в основном из западных областей России (вербованные).

Посёлок Бородино в 1981 преобразовано в город.

Бородино — уютный, ухоженный городок. Учреждения образования Бородино представлены тремя общеобразовательными средними школами, шестью библиотеками, шестью детскими дошкольными образовательными учреждениями, двумя учреждениями дополнительного образования. В городе имеется Детская школа искусств, Дом ремесел, Станция юных техников. В стенах Дворца культуры «Угольщик»работают творческие коллективы, известные не только в крае, но и за его пределами. Это фольклорный ансамбль «Красна Русь», синтез-группа «Улыбка», народный драматический театр, цирковая студия, школа бального танца, эстрадно-духовой оркестр. Уроженец г. Бородино, заслуженный артист России Сергей Шалагин ныне руководит театром «Петербургская оперетта» (г. Санкт-Петербург). Ещё одна знаменитость Бородина — Борис Козмин, заслуженный работник культуры, член Международной ассоциации Союза художников России, член Международной ассоциации Союза писателей России, Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства за 2001 год. С 1974 по 2007 гг был хранителем музея-усадьбы Ганнибалов «Петровское» в Псковской области.

В России и за рубежом широко известны имена воспитанников ДЮСШ Бородино — лыжников, биатлонистов — серебряного призёра Олимпийских игр Ольгу Ромасько, олимпийскую чемпионку Ольгу Медведцеву (Пылеву), победителей международных соревнований — Кирилла Щербакова, Марину Борчукову, Юлию Барабаш и многих других. Высокие результаты на краевых и республиканских соревнованиях показывают также баскетболисты ДЮСШ и борцы секции дзюдо и самбо Бородинской спортшколы. Ученики чемпиона Казахстана и России по карате-до Александра Савинкова неоднократно становились призёрами международных соревнований. Сегодня в городской структуре физкультуры и спорта 26 спортивных сооружений, 7 спортзалов, 4 бассейна.

В городе имеется современный больничный комплекс, принятый в эксплуатацию в 2004 г. Поликлиника комплекса способна принять за смену 800 человек, а стационар рассчитан на 133 места. В городе издаётся еженедельная газета «Бородинский вестник». Шесть дней в неделю выходит в эфир телекомпания СУЭК «Бородино».

Решая многочисленные воспитательные и образовательные задачи детский сад сотрудничает с Городским музеем, Дворцом культуры «Угольщик», с Городской библиотекой, с Детской школой искусств, со Станцией юных техников, с ДЮСШ, с СОШ, с Поликлиникой.

Программа включает в себя систему экскурсионной работы, которая с использованием возможностей г. Бородино значительно расширяет содержание и средства деятельности воспитателей. Данная работа создает благоприятные условия для формирования нравственно-духовной культуры детей.

^ 5.2. Климатические и экологические особенности города

Климат в городе резко континентальный, характеризуется холодной зимой и жарким летом, относится к таежной климатической зоне, почвы в основном подзолистые. В ближайших лесах преобладают хвойные породы деревьев, растут грибы, ягоды. На территории города расположены два водоема, природные условия способствуют развитию подсобных хозяйств, отдыху, оздоровлению.

Город обладает уникальными природными особенностями – месторождением бурого угля, одним из крупнейших в Канско-Ачинском бассейне.

В связи с этим режим пребывания детей в учреждении гибкий. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход. Климатические условия характеризуются большой изменчивостью погоды, в основном в теплое время года. Наиболее неустойчивая погода весной. Наблюдаются резкие колебания температуры воздуха, не только в течение года, но и в течение суток. Минимальная зимняя температура достигает минус 35-40 0С. Лето имеет максимальную температуру плюс 35-40 0С. Поэтому иногда возникает необходимость изменения времени и продолжительности проведения прогулок с детьми.

Так как в Бородино добывают уголь открытым способом (угольная пыль, радиация), у населения существует угроза заболеваний дыхательных путей и онкозаболеваний. Поэтому в программу детского сада включены оздоровительные мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей.

^ 5.3. Социальные особенности города

На территории города Бородино осуществляют производственную деятельность три промышленных предприятия, которые можно отнести к градообразующему производственно-технологическому комплексу: ОАО «СУЭК-Красноярск» Филиал «Разрез Бородинский», ООО «Бородинский ремонтно-механический завод», филиал ОАО «СУЭК-Красноярск» «Бородинское ПТУ»). Данные предприятия осуществляют деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса. Предприятие также является крупнейшим налогоплательщиком, доля уплачиваемых налогов в бюджете города составляет более 50 %. Суммарно (вместе с сервисными предприятиями) на предприятиях работает 2928 человек (34 % от занятых в экономике города), филиал ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез

Бородинский» представляет собой градообразующее предприятие, наиболее крупного налогоплательщика и работодателя города. Всего доля всех организаций ГРОП (добыча угля, его транспортировка, ремонт горнотранспортного оборудования градообразующего предприятия) в экономике города в среднем составляет более 90 % (2009 г-96,8 %).

Поэтому в ДОУ преобладает социальный статус родителей воспитанников – рабочие, занятые на «Разрезе Бородинском», «Бородинском ПТУ», «Бородинском РМЗ». Также есть семьи служащих, предпринимателей. При планировании педагогического процесса учитывается образование и место работы родителей, статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. В условиях современного «кризиса семьи» в образовательную программу включены совместные проекты для всей семьи.

Низкий уровень доходов некоторых семей воспитанников способствует тому, что они не могут выделить средства своим детям на посещение театра, цирка или музея. Образовательная программа учитывает это и предусматривает мероприятия социальных партнеров на территории ДОУ.

В связи с вышеизложенным, образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Педагогический коллектив в первую очередь направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий для их всестороннего развития.

^ 1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид учреждения, а также приоритетные направления деятельности. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Данная программа характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Общеобразовательная программа служит внутренним образовательным стандартом, определяющим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания, форм и средств организации работы с детьми. Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Программа дошкольного учреждения включает в себя все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетных видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. При написании данной программы учитывались государственные и региональные требования, особенности социума, запросы родителей и особенности контингента воспитанников, создавалась собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников.

При отборе содержания образования мы ориентировались на две основные тенденции в современном российском образовании — вариативность и стандартизацию образования.

Образовательная программа ДОУ:

– соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

– сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

– соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

– строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

– основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

– предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

– предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Программа разработана на переходный период (до утверждения примерной общеобразовательной программы), при необходимости будет ежегодно корректироваться педагогами в соответствии с реальными условиями.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной активности, чтения в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей, включая взаимодействие с семьей и социумом по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Отбор содержания, организационных форм, методов и технологий осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, его нормативно-правовым статусом.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса. ^ Обязательная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает принцип влияния индивидуального и дифференцированного подхода на развитие интересов и способностей ребенка, являющимися основой для раскрытия его творческого потенциала через организацию дополнительных бесплатных образовательных услуг в ДОУ. Дополнительная часть программы отражает систему работы педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и укрепления здоровья детей.

^ Результатом реализации образовательной программы детского сада должна стать готовность ребенка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, будет заложена основа патриотического и гражданского воспитания, сформировано умение заботиться о своем здоровье и понимать важность здорового образа жизни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconКраткая аннотация проекта
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида»

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconПояснительная записка Общие сведения об учреждении Наименование дошкольного...
«Детский сад комбинированного вида №18 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики...

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconСтруктура образовательной программы I. Титульный лист. II. Общие...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида»

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconПояснительная записка Общие сведения Тематическое планирование составлено...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Улыбка»

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconПояснительная записка Глава
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 города Ставрополя

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconПояснительная записка Программа «Мой мир»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Липецка

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconОсновная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №73 функционирует с 1967 года марта 20 года дошкольное...

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconСказка» комбинированного вида». Тема : «Я и природа»
Место работы – Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №97 «Сказка» комбинированного...

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» iconПояснительная записка Общие сведения об учреждении Наименование учреждения:...
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №81 «Веселые...

Пояснительная записка Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» icon«Елочка красавица, детям очень нравиться…»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница