Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме




Скачать 96.31 Kb.
НазваниеВнеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме
Дата публикации18.12.2013
Размер96.31 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
«Россия в злате куполов»

 

Эпиграф: «…Россия в злате куполов,

                 молитвой и веками освящённых»

Великий князь Константин Романов.

 

Цель: - формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры.

Задачи:  

-   ознакомление учащихся с основами древнерусской архитектуры;  развивать навыки самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; развитие коммуникативно-речевых умений.

        - развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыкам общения, развития интереса и уважения  к истории и культуре своей страны, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.

 

Тип –  внеклассное занятие

 

Оборудование: стенгазеты,  презентации, магнитофон, компьютер, проектор,  экран.   

 

Основные понятия: культура, архитектура, зодчество, храм, собор, церковь.

 

 

                                                 Ход занятия

 

Учитель начинает занятие на фоне компьютерной презентации, где отражены: тема и эпиграф к уроку, вопросы к рассмотрению.

 

^ I.                   Вступительное слово учителя: тема, эпиграф, цель.

 

Учитель: Тема внеклассного занятия по истории - «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме, мы к ним ещё вернёмся. Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаикой, фресками, иконами, было возведено зодчими Древне Руси. О своей любви к соборам, красиво написал Александр Блок.

 

 Видеофоном  идёт демонстрация слайда -  Дмитриевский собор во Владимире

 

Ученик №1- читает стихотворение А.Блока «Люблю высокие соборы…»

 Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мертвенном свечей

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать.

 

Учитель:  Фоном к этому красивому стихотворению был Дмитриевский собор во Владимире, а что вы о нём знаете? Обратимся к помощи учебника – с.183.

 

-  Расскажите, что вы узнали?

 

Учитель: - Кто знает, в чём разница между понятиями «собор – храм – церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие?  Сообщение ученика.

            Все архитектурные постройки возводятся по формуле Витрувия « прочность, польза, красота». Пояснение учителя.

 

^ II.                Храм Святой Софии в Новгороде

 видеофоном служит слайд с изображением храма 

Учитель: На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Киевской Руси после Киева. В 1045-1050 годах повелением князя Владимира Ярославича был возведён один из самых известных соборов Древней Руси – собор Софии Новгородской. Храм стал символом города, даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «за святую Софию!».

 Ученик №1:

Собор построен из плоского кирпича и камня. Новгородский храм выглядит сурово, монументально и компактно. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения.

Ученик №2:

Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его с любовью и старанием отреставрировали. Но многие фрески погибли безвозвратно.

 

Учитель:  Заглянем вновь в учебник, что он нам расскажет… (с.180) ЧИТАЕМ ВСЛУХ

 

Ученик №3:

Он, словно шлем, надвинул главы

И стены выставил, как щит.

Он весь – тугая соразмерность,

Соотношение высот,

Асимметрия, тяжесть, верность

И сводов медленный полёт.                                       В.А.Рождественский.

 

^ III.             Храм Покрова-на-Нерли              Видеофоном служат слайды храма.

Учитель:

Во всей русской архитектуре, наверное, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова-на-Нерли. Это удивительно гармоничный белокаменный храм называют поэмой, запечатлённой в камне.

 

Ученик №1:

Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова-на-Нерли после смерти своего любимого сына Изяслава – в память о нём. Поэтому светлой грустью веет от этой стоящей на берегу Нерли церкви. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной храм, словно свеча, вырастающая над просторами заливных лугов.

 

Ученик №2:

Трудно поверить, что храм Покрова-на-Нерли только чудом спасён от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

 

 Ученик №3

Церковь Покрова-на-Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают её постройку с победоносным походом полков на Волжскую Булгарию в 1164 году – в этом месте и погиб молодой князь Изяслав.

 

Ученик №4:

Храм был посвящён новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородице Владимирской земле.

 

Ученик №5:

Место для постройки церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам Андрей Боголюбский. Из-за широкого весеннего половодья специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня.

 

Ученик №6:

Конструктивно храм Покрова-на-Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм.Светлый и лёгкий храм Покрова-на-Нерли – это воплощение победы духа над материей. Сказочная лёгкость форм храма создаёт впечатление невесомости, устремлённости  ввысь.

 

Ученик №7:

Неизвестные архитекторы постарались придать этому сооружению ощущение движения. Совершенно невозможно заметить, что стены храма наклонены слегка внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Венчает церковь полукружие главы, которая раньше была шлемовидной. А сейчас напоминает луковицу.

Ученик №8:

Красив резной  убор церкви. В центре каждого фасада наверху находится рельефная фигура библейского царя Давида-псалмопевца. Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птицы – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.

 

Ученик№9:

Храм Покрова-на-Нерли, как выдающееся произведение русских мастеров. Получил всемирную известность и признание, стал своеобразной визитной карточкой России.

 

Ученик №10

 

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит в дали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех навек зароняешь

Ощущение высоты –

Так в округе твой очерк точен,

Ты так здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землёй рождена.                  Н.Коржавин.

 

^ IV.              Слово гостям

 

1) На нашем занятии присутствуют гости, это ученики 11бкласса, ребята представят вашему вниманию презентацию "Деревянная сказка Руси", посвященную архитектурному комплексу в Кижах, которую они выполнили в качестве зачётной работы на уроках по мировой художественной культуре. Им слово.

 

      ^ V.       Беседа с классом:

  • назовите особенности древнерусской культуры;

  • вспомните истоки, корни древнерусской культуры;

  • каков был характер древнерусской культуры?

  • какие храмы сегодня были иллюстрацией к нашей теме?

  • как наш край связан с древнерусской культурой?

  • какой вклад в историю русской культуры можем внести мы лично, каждый из нас?

  

VI.              Рефлексия.

 

Учитель: Пришло время подвести итог. Прошу обратить внимание на вопросы, которые были поставлены в начале урока, давайте на них ответим.

 

Сделаем вместе вывод с помощью хорошо освоенного вами приёма «синквейн». Выберем тему «Храм».

  Пример для учителя:

  1. храм

  2. прекрасный, одухотворённый

  3. облагораживает, сохраняет, прославляет

  4. музыка, застывшая в камне

  5. душа

 

Завершение занятия.

 

 Ученица читает стихотворение В.А.Рождественнского «Зодчество».

 

Видеофоном  идёт демонстрация слайдов храмов Древней Руси (Святой Софии в Киеве, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля,  Архангельский собор Кремля, Благовещенский собор Кремля, Колокольня Ивана Великого в Кремле, Храм Василия Блаженного). Звучит музыка.

 

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознёсшегося, время попирая.

 

Великий Новгород и древний Псков –

Нас от врага спасавшие твердыни –

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка, 

Был красоты полёт в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!

 

 

Сегодня звучала инструментальная музыка, которая помогла нам прочувствовать всю красоту древнерусской архитектуры,  автор – Пол Морет, композиция «Последний день лета»;

и стихи поэтов: Рождественского, Коржавина, Блока.

Провести это внеклассное мероприятие мне помогли девятиклассники, которые посещали элективный курс «В профессию – через творчество!».

 

Спасибо всем за работу и  внимание!

Список литературы

 1. Березовой Л.Г., Берменова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. – М.:ВЛАДОС, 2002.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времён до 16века. Очерки, - М.:Искусство,1985.

3.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: Союз, 1998.

4. Партина Н.С. Архитектурные термины: Иллюстр. Словарь. – М.: Стройиздат, 1994

 5. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий/ Авт.-сост.Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.:1995


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconСтихи Великого князя Константина Константиновича Романова
Императорской Академии наук (которую сам возглавлял на посту президента в течение 20 лет). Скромные инициалы вместо царской фамилии...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconТема: Молитва Господня. «Отче Наш»
...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconРусский князь (штрихи к портрету князя Олега Константиновича)
Олега Константиновича, сына великого князя Константина Константиновича Романова (поэта К. Р.). Олег Константинович прожил очень короткую...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconВнеклассное мероприятие по истории. Игра по теме Русь-Россия-Российская...
Подготовительный этап: домашнее задание: подготовить вопросы соперникам, выступающему в роли «Темной лошадки» подготовить вопросы...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconПовторение правописания личных окончаний глаголов
Эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку я взяла стихотворные строки великой русской поэтессы А. Ахматовой. Да, мы должны оберегать...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconС замоскворецких куполов!
Вопросы, поставленные в докладе Л. Ф. Ильичева, в выступлениях по этому докладу, в речи Н. С. Хрущева и записанные в постановлении...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconВикторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Россия под скипетром Романовых»
В каком русском литературном памятнике рассказывается об избрании на царство Михаила Романова?

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconЭдуарда Брунберга ) россия-ссср ( 17. 02. 1862-1923 ) Брешко-Брешковский...

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconВ. Запорина мук «Осташевский центр творчества и досуга «Солнышко»
Из эпистолярного наследия великой княгини Ольги Константиновны, великого князя Константина Константиновича и его семьи

Внеклассного занятия по истории «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме iconОбширна наша Россия. Жителей ее, нас с вами, называют россиянами....
Обширна наша Россия. Жителей ее, нас с вами, называют россиянами. Россия, россияне… Родственны им слова: роса, русло. Значит, Россия...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница