Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина




Скачать 65.61 Kb.
НазваниеКонспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
Дата публикации15.12.2013
Размер65.61 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Культура > Конспект
Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 8

  1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина.

  2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

  3. Как характеризует Митрофана и г – жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Вопрос № 1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина.

Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но со­держание легенды Пушкин переосмысляет по-своему.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого устало­го путника:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассмат­ривать как спасение путника от незнания, куда идти.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он...

…………………………….

Моих ушей коснулся он...

Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувстви­тельным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Человек превращается в поэта-пророка. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

С какой же целью производит все эти болезненные превраще­ния серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего по­эта? За дар «Глаго­лом жечь сердца людей...». поэту придется навсегда отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Поэт становится пророком. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.

Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.

В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мне­ние о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел....

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стрем­лении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые пере­полняют поэта.

В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.

Поэзия является нерукотворным творением в отличие от созданных человеческими руками памятников великим. Поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, выше власти, она обладает независимостью, свободолюбием:

 

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Насто­ящая поэзия приносит бессмертие, она преодолевает смерть:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...
Пушкин называет свою поэзию «заветная лира», прида­вая ей тем самым любовь и задушевность. А причина бессмертия поэтического наследия в долгой жизни в памяти народа.

Таким образом, в конце своего творчес­кого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, испол­нение воли Бога.

Вопрос № 2: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала».
Для построения рассказа Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Чем ярче, праздничнее и роскошнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания вызывает вторая часть рассказа.

Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен он был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», - так описывает полковника Иван Васильевич.

Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения.
Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», - здесь Л.Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Все заботы Петра Владиславовича были о Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - думал Иван Васильевич, видимо, не без основания.
Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», - так отзывался о полковнике Иван Васильевич на балу.

А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата?
На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.
Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: « И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Иван Васильевич испытал в то время глубокое чувство стыда за действия полковника. Может быть, это чувство не было столь велико, если бы рассказчик не видел несколько часов назад милого, доброго человека. Ведь разве мог тот Петр Владиславович так поступить?
Герой потрясен жестокостью общества, которому становится чуждым слова «милосердие», «доброта», «справедливость». Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: что осуждает общество, утратившее свое нравственное лицо.

Вопрос № 3: Как характеризует Митрофана и г – жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Заключительная сцена комедии показывает полное поражение Простаковой и бессердечие Митрофанушки. За сочувствием Простакова обращается к сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», но Митрофан грубо оттал­кивает мать: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась». Потерянная Простакова теряет сознание.

По справедливому замечанию Правдина, безумная материнская любовь довела Простакову до несчастья, и именно к ней обращены слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».

Очнувшись от обморока, Простакова восклицает: «Погибла я совсем. Отнята у меня власть! Нет у меня сына!»

Наказание Простаковой в ней самой. По законам жанра порок наказан.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconУрок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова
Через анализ поэтических произведений В. Брюсова создать образ поэта, выявить причины, повлиявшие на формирование творческой программы...

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconУрок по литературе в 8 классе «Тема узничества в лирике М. Ю. Лермонтова»
Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, но не тождественен ему. Лирический герой...

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconУрок-проект Тема : Тема любви и творчества в лирике Ф. И. Тютчева
Цель: определить личностное отношение к проблеме творчества, к любовной лирике Ф. Тютчева

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
А. С. Пушкиным на заре его творчества. А. С. Пушкин пытается отговорить своего друга писать стихи, представляя те трудности, которые...

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconПлан-конспект урока тема урока: «Твой образ незабвенный» (любовная лирика А. С. Пушкина)
Пушкине Ф. И. Тютчев. Может быть, этот образ возник, в частности, и потому, что Пушкин был первым у нас поэтом любви

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconОбраз Незнакомки и его развитие в лирике Блока
Поэты не исключение. Например, для Блока образ Незнакомки был одним из ключевых. Но этот образ не стоял на месте – он развивался....

Конспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина iconОсновное содержание
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти «Вновь я посетил…» Домашнее сочинение по лирике А. С. Пушкина



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница