Цель деятельности




Скачать 161.18 Kb.
НазваниеЦель деятельности
Дата публикации11.12.2013
Размер161.18 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
«ШКОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Цель деятельности «Школы русского языка» - способствовать интеграции детей мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям московского мегаполиса.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- обучение детей мигрантов государственному русскому языку, т.е. формирование у них навыков владения всеми видами речевой деятельности, необходимыми для включения в образовательный процесс и межкультурное общение;

- повышение уровня социокультурной адаптированности детей мигрантов к российскому и московскому обществу;

- формирование у детей мигрантов социальных компетенций, необходимых для интеграции в московскую образовательную среду.

^ Основными принципами организации процесса обучения и воспитания детей мигрантов в «Школе русского языка» являются:

- реализация принципа диалога культур через формирование межкультурной и социальной коммуникации;

- построение образовательного процесса в соответствии с культурно-языковыми и соцально-психологическими особенностями учащихся;

- принцип толерантности, позитивной этничности и межнационального согласия;

- ориентация программ обучения в «Школе русского языка» на обеспечение преемственности и языкового «патронажа» на всех дальнейших ступенях общего образования.

«Школа русского языка» (далее по тексту «Школа») – структурное подразделение государственного общеобразовательного учреждения.

В составе «ШРЯ» предусматриваются:

а) Классы культурно-языковой адаптации. Каждый класс формируется, как класс специального обучения в соответствии с уровнем владения учащимися русским языком.

б) Психологическое сопровождение. Обеспечивает психологическое сопровождение учащихся в течение всего процесса их культурно-языковой и социально-психологической адаптации.

в) Блок дополнительного образования. Занятия в кружках (ИЗО, ритмика, музыка, спортивные секции).

Цель и задачи: Формирование умения навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволяет понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними; реализовывать совокупность знаний материальной и духовной культуры России – игры, стихи, песни, сказки, танцы, что позволит учащимся – мигрантам ориентироваться в новой среде.

На уроках учителя ставят следующие цели:

- систематизировать знания по пройденному курсу;

- развивать память, монологическую речь;

- развивать интерес к русскому языку;

- формировать умение строить связанные предложения;
Организация образовательного процесса в «Школе русского языка»
«Школа» работает по 5-ти дневной рабочей неделе. Учебная нагрузка и режим занятий определяются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом «Школы», расписанием занятий, утвержденным директором ГОУ.

Учебный год в «Школе» начинается с 1 сентября. Приём осуществляется до 1-ого ноября. Позже этой даты зачисление учащихся производится в исключительных случаях.

Продолжительность обучения составляет один учебный год (33 / 34 недели).

Группы культурно-языковой адаптации «Школы» формируются в соответствии с возрастом. Внутри одной группы в возрасте обучаемых допускается разница до трех лет.

1-я возрастная группа детей- 6,5 лет- 8 лет,

2-я возрастная группа 9 -11 лет,

3-я возрастная группа детей – 12 -14 лет.

Максимальная наполняемость группы 8- 12 человек.

В ШРЯ принимаются дети, не владеющие русским языком.

В «Школу» могут быть зачислены учащиеся до 14-ти лет, в вечерние «Школы» могут быть зачислены учащиеся не младше 14-ти и не старше 18-ти лет. Лица старше 18 лет и имеющие полное среднее образование могут изучать русский язык только на внебюджетной основе.

Зачисление в «Школу» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), а также по направлению окружного управления образования.

Условием приема в «Школу» является наличие медицинской карты учащегося, свидетельства о рождении на русском языке, и документа об образовании (если данный документ имеется).

Бальная система оценок отсутствует в связи с разным стартовым уровнем владения русским языком. Учителя ведут регулярный учет и контроль успешности каждого ученика с поэлементным анализом знаний; предпочтительна словесная форма поощрения.

Учащиеся «Школы» в соответствии со своим возрастом могут посещать группы продленного дня.

«Школа» реализует обучение учащихся в соответствии с образовательными программами, утвержденными в установленном порядке МИОО.

Учащиеся, пропустившие 50% занятий независимо от причины пропусков, к итоговому тестированию не допускаются.

Учащимся «Школы», пропустившим более 50 % занятий, требуется пройти курс обучения в полном объеме.

Учащиеся «Школы», выполнившие задания промежуточного тестирования с показателем 95-100%, могут быть переведены в соответствующие классы общеобразовательной школы.

После годичного обучения в «Школе» русскому языку и выполнения итогового («выходного») тестирования для каждого учащегося разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для продолжения обучения в общеобразовательных школах по месту жительства, либо по месту пребывания в городе Москве.

Учащиеся «Школы» посещают занятия в кружках и секциях блока дополнительного образования совместно с учащимися основной школы.

«Школа» осуществляет интеграцию основного и дополнительного образования с учетом целостного подхода к развитию личности учащихся и поставленных образовательных задач.

Индивидуальное психологическое и логопедическое сопровождение учащихся «Школы» осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом согласно штатному расписанию.
Программы:

Дети в течение года обучаются по программе О.Н. Каленковой « Программа по русскому языку как иностранному с учащимися младшего и среднего школьного возраста». Учитывая возрастную и национальную специфику нашей учебной аудитории, а также её дальнейшие перспективы, программа предусматривает не только языковую, но и культурологическую адаптацию ребёнка.

ШРЯ была обеспечена учебно-методической литературой: О.Н.Каленкова « Уроки русской речи»; О.Н.Каленкова, Т.Л.Феоктистова, Е.В. Менчик : Учебно-методический комплект «Учимся в русской школе» (книга для учителя и книга для ученика).; Е.В.Кокарина, Л.В. Костылева, Т.В. Савченко « Русский язык от ступени к ступени» (часть 1; часть 2-3).

С 2007 года «Школа русского языка» функционирует на базе школы ГБОУ СОШ №157 им. К. Керимова.

В этом учебном году в «Школе русского языка» обучаются 54 учащихся. Созданы 4 класса. Это дети от 6 до 14 лет, разного возраста, различных национальностей, разного уровня подготовки. Это выходцы из Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Турции, Вьетнама.

Многие дети не знают русского языка, а некоторые слабоговорящие, поскольку во многих странах статус русского языка был утрачен.

В начале учебного года по результатам входного тестирования были определены уровни владения русским языком учащимися, принятыми в ШРЯ. У большей части детей 1-ый уровень – нулевой (не владеющие языком) или 2-ой уровень – средний (слабо владеющие языком).

Мы обучаем детей по программе «Программа по русскому языку как иностранному с учащимися младшего и среднего школьного возраста», автор-составитель Каленкова Ольга Николаевна, кандидат филологических наук ,зав. лабораторией методики преподавания русского как иностранного в школе кафедры ЮНЕСКО. Учитывая возрастную и национальную специфику нашей учебной аудитории, а также её дальнейшие перспективы, программа предусматривает не только языковую, но и культурологическую адаптацию ребёнка.

Программа ШРЯ помогает профессионально решить языковые проблемы не только современной московской национальной школы, но и московского школьного образования в целом. Программа ШРЯ дает возможность детям мигрантов освоить школьную программу.

Особое внимание в плане культурно-языковой адаптации заслуживают маленькие дети. Много внимания уделяем игровым и иллюстративным материалам. Всё о чем мы говорим на уроках, сопровождается рассматриванием картинок и иллюстраций в учебнике.

На сегодняшний день дети младшей группы могут вступать в коммуникацию, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, благодарить, отвечать на благодарность, выражать желание, просьбу. Этот список можно продолжать. Если в самом начале обучения учащиеся произносили отдельные слова, то сейчас они строят вполне грамотные предложения.

Учащиеся 2-ой и 3-й группы, дети постарше, поступая в ШРЯ, также не владеют или слабо владеют русским языком. Здесь свои определённые трудности. Эти школьники невольно используют закономерности родного языка и переносят их в русскую речь.

Учителя стараются разумно использовать действие переноса, активизируют их мыслительную деятельность, развивают наблюдательность. Также много внимания уделяется иллюстративным материалам. При чтении русских сказок или изучении каких-либо лексических тем, мы стараемся не только обсудить все нюансы сказки и лексической темы, ответить на вопросы, но и проиллюстрировать услышанное, сказанное.

В качестве фонетического материала широко используются произведения малых жанров русского фольклора – загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, сказки, а также проводятся фонетические игры, опираясь на слухозрительную имитацию и практическое усвоение звукового строя русского языка.

Особое место в освоении русского языка занимают уроки речевой практики. Всеми силами учитель развивает у учащегося навыки ассоциативного языкового мышления, необходимого для полноценного владения языком.

Работа по развитию речи проводится на базе текстов, наиболее актуальных для носителей русского языка – это русская классика, детская литература, пословицы, поговорки и стихи.

Уроки грамматики проводятся по дополнительным методическим пособиям, ориентированным на различные виды работы: обучение лексике и грамматике, обучение устному и письменному изложению текста. Во время занятий вводятся нехарактерные задания по орфографии, пунктуации, и словообразованию.

В течение учебного года в Школе русского языка проводится промежуточное и итоговое тестирование по русскому языку как иностранному по всем видом речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо, грамматика).

В первой половине дня ученики, согласно учебному плану, изучают речевую практику, говорение, чтение, письмо, грамматику.

Во второй половине дня идёт процесс воспитательной работы, то есть урок группы продленного дня (ГПД). Во время ГПД все четыре класса объединяются в единую группу и дети произвольно общаются на русском языке. ГПД начинается с физкультминутки, что дети с радостью демонстрируют.

По графику ГПД учащиеся обедают, выходят на прогулку, занимаются самоподготовкой и занятиями по интересам. Также ученики посещают развивающие занятия психолога, что позволяет снимать психологические стрессы первого этапа обучения. Педагог – психолог Плотникова С.С.. проводит занятия с учащимся, направленные на развития мышления коммуникативных навыков, мелкой ручной моторики.

По штатному расписанию ученики посещают уроки социально культурной интеграции, т.е. пропедевтики предметов начального образования (математики и естествознания) учителей Махтингер Е.Г., и Джафаровой Л. М. Для проведения уроков математики и естествознания составлен список навыков, в соответствии с которыми у выпускника ШРЯ должны быть сформированы:

- способность учиться и общаться на русском языке

- способность к анализу

- способность правильно формулировать предложенную задачу, обосновывать полученный результат.

- умение применить полученные знания для выявления результатов обучения, предлагались работы в разной форме, которые были направлены на проверку табличных вычислений и выявления степени сформированности навыков устных вычислений и знаний математических терминологий.
Школьная и внеклассная работа «Школы русского языка»
В школе №157 учатся дети 33 национальностей. Основной язык общения между ними – русский. Ребята дружелюбны друг к другу, принимают участие в школьных мероприятиях. Это помогает им лучше узнать друг друга и учит уважительному отношению к культуре других народов.

2 сентября в День знаний с учениками ШРЯ проводились тематические

классные часы, они участвовали в праздничных мероприятиях Дня Москвы

в усадьбе «Михалково», в школьном конкурсе рисунков на асфальте.

В День памяти Беслана вместе с учениками начальной школы принимали участие в Торжественном митинге-концерте «Мы помним тебя, Беслан». Ученики собрались в школьном музее почитать память жертв трагедии, где выставлены были плакаты их старших одноклассников, победителей городского конкурса, посвященная бесланской трагедии «Мы помним тебя Беслан», «Дети против терроризма», «Мы с тобой, Беслан».

В День учителя ученики старших групп ШРЯ принимали участие в праздничном концерте-подарке.

По сложившейся традиции с ноября по декабрь в нашей школе проходят мероприятия, посвященные Битве за Москву. Ученики ШРЯ принимают участие наравне со всеми. Все ученики принимают участие в тематических классных часах, смотрят фильмы о войне, беседуют с ветеранами, участниками ВОВ, участвуют в конкурсе школьных стенгазет.

Все учителя русского языка обучались на курсах РКИ в МИОО. Ежегодно они участвуют в школьных, окружных, городских методических мероприятиях.

Во время недели открытых уроков в школе наши учителя Г.Х. Зейналова, И.Г. Морозова, С.А. Расулова, Е.А. Сальникова дали открытые уроки.

Все уроки проходят на высшем уровне.

Наша школа ежегодно проводит семинары и конференции по проблемам преподавания русского языка как иностранного: «Социокультурная адаптация личности в многонациональной школе». Участники семинара осмотривают выставки детского творчества, ученических проектов и инновационно-педагогических наработок. Они посешают открытые уроки РКИ.

Учитель «Школы русского языка» 4 группы Сальникова Е.А. – победитель конкурса «Грант Москвы 2012». Сальникова Е.А. провела мастер – класс по теме «Структурирование урока речевой практики (по рассказу В.А. Осеевой «Волшебное слово»). Материалы мастер класса записаны на электронные носители.

Под руководством О.Н. Каленковой мы планируем продолжить работу по записи уроков в качестве методического пособия.

dsc04013f:\шря мастер класс\p1050131.jpg

p1200115

Важным моментом в работе ШРЯ стала организация дополнительного образования. Учащиеся школы имеют возможность заниматься общей физической подготовкой, ритмикой, изобразительным искусством, музыкой.
описание: imgp6826.jpg
dsc04008

Также учащиеся ШРЯ участвуют в спортивных соревнованиях и показывают хорошие спортивные достижения и получают грамоты «За активное участие в спортивной жизни школы». Спортивные мероприятия для них всегда радость. Дети с радостью занимаются и в других кружках: национальная кухня, танцевальный, хоровой, учатся играть на различных музыкальных инструментах.

С первых дней мы прививаем ученикам любовь к книгам. В октябре они принимали участие в «Международном дне школьных библиотек». Мы учим их извлекать информацию из книг. Сначала в виде иллюстраций, в виде аудио текстов, кинофильмов и наконец самого текста.

В течение года мы организовываем книжные выставки, ученики посещают школьные музеи: музей имени космонавта В.Н. Волкова, музей «Содружество».

p1000616p1000640


Дети участвовали в интерактивных и познавательных беседах в районной библиотеке №211, с которой мы сотрудничаем многие годы.

p1190293p1190298

p1190274

Дети вместе с классными руководителями и учителями посещают музеи Москвы: музеи Кремля, «Мемориальный музей космонавтики», «Дарвиновский музей», «Планетарий», «Музей охоты и рыболовства». Ученики принимали участие в мероприятиях музеев.

p1200015p1000635




Всё это помогает профессионально решать языковые проблемы и давать возможность детям, не владеющим русским языком, влиться в ряды московских школьников и освоить школьную программу в полном её объёме.


p1190920
p1190938

img_1227
img_1235img_1325

Каждый год в декабре мы отмечаем новогодний праздник. На новогоднем празднике все стихи, песни и сказки ученики рассказывают на русском языке. Учителя, гости, родители вместе с детьми встречают Деда Мороза и Снегурочку, и они с удовольствием принимают участие в конкурсах, играх и веселятся от души. Каждый участник всех новогодних ёлок получает подарок.
dsc03869 dsc03876

dsc00513

dsc00533

p1170364 p1170360

dsc03683 dsc03692
Мы вовлекаем учеников ШРЯ во все виды общественной деятельности школы.

Общение со сверстниками помогает им быстрее овладевать русским языком, готовит их к диалогу культур в нашем поликультурном мире, воспитывает в духе толерантности.

Участники хорового ансамбля часто выступают в городских и школьных конкурсах. Юные чтецы принимают участие в школьных конкурсах «Живая классика», участники школьного кружка «Юный художник», кукольного театра, спортсмены участвуют в многочисленных конкурсах и получают заслуженные награды.f:\dcim\106msdcf\dsc00894.jpg

описание: f:\dcim\106msdcf\dsc00865.jpg dsc03882

На базе школы проходят научно-практические семинары «Реализация модели интеграция учащихся из числа зарубежных мигрантов в Московскую образовательную среду и их социально-культурная адаптация к условиям московского мегаполиса средствами образования». Учителя «Школы русского языка» тоже участвуют на этих семинарах, дают открытые уроки. Вот, например, открытый урок учителя первой группы Зейналовой Г.Х. на тему «Времена года. Сезонная одежда». На уроке были разные виды деятельности: конкурсы, загадки. Очень понравилось одевание кукол по временам года. Быстрее всех, конечно же исправились ребята, которых была летняя одежда. Урок был проведён на высшем уровне. Присутствующие на уроке гости отметили профессионализм учителя.

dsc03973 dsc03977

dsc03987 dsc03991

Следующий урок показали учителя дополнительного образования. Это сценарное мероприятие на тему «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» было показано в школьном музее «Содружество». Выступление учащихся ШРЯ.

dsc04001 dsc04009

В марте школа отмечает Праздник «Новруз байрам». Все учащиеся ШРЯ принимают участие в композиции «К нам идет Новруз байрам».

dsc04110 dsc02499

12 апреля в стенах школы для всех учеников организовывают просмотр фильма «Покоренный космос», проводят тематические классные часы.

p1000675

В рамках месяца космонавтики наши ученики смотрят фильмы о космосе, ездят на экскурсию в «Мемориальный музей космонавтики» на ВДНХ. На классных часах обмениваются впечатлениями. Космическое образование в современном мире важно, оно помогает школьникам ознакомиться с современными достижениями науки. В нашей школе тема космонавтики занимает важное место.

В 2009 году нашей школе было присвоено имя К.А. Керимова, азербайджанца по национальности, но который всю свою жизнь посвятил развитию советской космонавтики.

img_4585

В апреле в школе проводятся субботник. Учащиеся с классными руководителями выходят на школьный двор для уборки и благоустройству территории. dsc04200 3группа

Масленица проходит очень разнообразно. В школьном зале учащимся рассказывают об истории праздника, знакомят с русскими традициями. Ребята старшей группы участвуют в интерактивных играх, конкурсах, поют русские народные песни.

История возникновения масленицы на Руси и многие ее атрибуты вызвают большой интерес не только у детей, но и у их родителей.
p1190278 p1190291

p1020987

История возникновения масленицы на Руси и многие ее атрибуты вызывают большой интерес не только у детей, но и у их родителей. По традиции всех угощают блинами.


В мае учащиеся ШРЯ принимают участие в Праздничном концерте для ветеранов.

p1040748g:\dcim\104_pana\p1040738.jpg

Патриотическое воспитание – это основа развития личности. Оно помогает сплотить учеников и принимать практическое участие в становлении и развитии истории страны. Такая сплочённость существует между выпускниками разных лет ШРЯ. Старшие помогают младшим. Они вместе участвуют в школьных, районных, окружных конкурсах: по изобразительному искусству, чтению, как участники школьных кружков («Театр и Поэзия», хорового ансамбля «Содружество»).

9 Мая – День Победы! Мы помним этот день. И мы приглашаем ветеранов вместе с нами посмотреть спектакль. Традиция проводить подобные мероприятия накануне Дня Великой Победы в школе существует уже много лет. Спектакль проходит с большим успехом, а после спектакля ребята вручают цветы ветеранам.

Воспитание учеников в духе толерантности и дружбы - одна из самых главных задач. В результате диалога культур они знакомятся с традициями других стран. Это расширяет их кругозор и помогает в учебе.

Всё это помогает профессионально решать языковые проблемы и давать возможность детям, не владеющим русским языком, влиться в ряды московских школьников и освоить школьную программу в полном её объёме.

В конце учебного года проводится выпускной вечер, где выпускники ШРЯ свободно на русском языке выразительно читают стихи, поют народные песни, участвуют в математических и познавательных конкурсах. Участники награждаются грамотами в различных номинациях и получают разные подарки. Радость и счастье в глазах детей заставляют прослезиться учителей и родителей.

dsc04353

dsc04354


Участие в школьной жизни помогает детям ШРЯ общаться. Они учатся дружить и уважать друг друга. Позитивное отношение друг к другу помогает им социально адаптироваться в новой обстановке. Быстрая социальная адаптация учеников помогает и их родителям адаптироваться в новых условиях. Они с удовольствием участвуют вместе с детьми в школьных мероприятиях.

Мы надеемся, что число учеников ШРЯ будет возрастать ежегодно. Мы планируем вовлекать учащихся «Школы русского языка» во все виды общественной деятельности нашей школы. Общение со сверстниками поможет нашим ребятам быстрее осваивать русский язык и подготовит их к диалогу языков и культур, что активизирует их творческую активность и будет являться залогом дружбы и толерантности.

Сеидова С. Ф.- руководитель структурного подразделения «Школы русского языка»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель деятельности iconИспользование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка...
Цель моей педагогической деятельности вдохнуть искру любви в сердца учеников, чтобы они ощутили единение со своими истоками, где...

Цель деятельности iconКонспект непосредственно образовательной деятельности тема
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе познавательной деятельности

Цель деятельности iconКонспект непосредственно образовательной деятельности тема
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе познавательной деятельности

Цель деятельности icon«Новогодняя сказка»
Цель: Эстетическое воспитание учащихся посредством коллективной творческой деятельности; активизация познавательной, эмоциональной...

Цель деятельности iconКонспект образовательной деятельности Направление деятельности: «познавательно-речевое»
Цель: Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине, понимать ее содержание

Цель деятельности iconКонспект Непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе лепки коллективной работы «Аэропорт»

Цель деятельности iconКонспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная...
Цель: Развитие интегрированных качеств воспитанников в процессе продуктивной деятельности с использованием техники квиллинг

Цель деятельности iconПрограмма для студентов Программу разработала к э. н, доцент Г. С....
Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» призвана дать студентам

Цель деятельности iconКонспект совместной деятельности в старшей компенсирующей группе...
Цель: систематизировать формирование познавательной активности посредством речевой деятельности и художественным творчеством

Цель деятельности iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по основам...
Цель: Обобщить и закрепить ранее изученный материал в процессе познавательной деятельности



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница