Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных




Скачать 188.21 Kb.
НазваниеКазахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных
Дата публикации28.11.2013
Размер188.21 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы

ВВЕДЕНИЕ



Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных просторах Центральной Азии, создали богатый инстру­ментарий, инструментальную музыку, самобытные музы­кально-поэтические традиции, которые и были унаследо­ваны современным казахским народом.

Очаги высокоразвитой культуры, существовавшие на территории Казахстана еще во времена палеолита, в частности наскальные рисунки эпохи палеолита и дру­гих более поздних эпох, изображают животных, сцены охоты и обрядов, солнцеголовые божества, космические символы. (См. список использованной литературы к пер­вой части, 1.) Есть здесь и люди с музыкальными инст­рументами. Хорошо известна по наскальным изображе­ниям и захоронениям так называемая андроновская культура.

В последние годы ученые обнаружили богатейшие памятники кочевой культуры 8–4 вв. до н. э. (курганы Иссык, Бесшатыр и др.), по которым можно косвенно судить о музыкальной культуре того времени.

В казахской музыкальной культуре сохранились древнейшие музыкальные инструменты, созданные еще до н. э. Это кобыз, шанкобыз, сыбызгы, домбра. В то же время на основе богатого общетюркского наследия казахский народ создал и развивает собственные нацио­нальные музыкальные и поэтические традиции.

До 1917 г. казахи вели кочевой образ жизни: кочевая форма хозяйствования была распространена в казахских степях со второй половины первого тысячелетия до н. э. Она сочеталась с оседло-земледельческим укладом там, где это было возможно — в поймах рек, у озер, в оазисах. Именно здесь уже с VI–VII вв. н. э. появились города, а в средневе­ковье была развита городская культура. Кочевое скотовод­ство было единственной формой хозяйствования, с по­мощью которой было возможно освоение человеком степей, пустынь и полупустынь Центральной Азии.

Традиционный уклад жизни кочевников-скотоводов во многом воздействовал на их культуру, что сказалось прежде всего в сохранении многих патриархально-родо­вых пережитков, старинных общественных установле­ний.

Кочевой образ жизни, безусловно, отразился и на со­держании, образах народного музыкального и поэтиче­ского искусства. Особенно это касается инструменталь­ной музыки. Образ скакуна, любимого друга кочевника, — один из самых распространенных в эпосе, в творчестве акына, в песнях. В текстах песен разных жанров — детских, лирических — нередки мотивы ско­товодческого труда.

В народе сохранились легенды о происхождении му­зыки, поэзии. Одну из них в пересказе писателя Мухтара Магауина мы здесь приводим.

"В те давние времена, когда, как говорят казахи, "коза еще была бесхвостой", ни один из народов, насе­лявших землю, не знал, что такое стих, что такое песня. Без стихов жизнь — вдова, без песни она бесплодна. Люди, не слыша речитатива и мерного ритма стихов, жили без радости и смеха. В те времена не было празд­ников и тоев, веселых и шумных сборищ. Люди ходили мрачные, их давила ледяная тоска, ибо в момент скорби не могли они позвать на помощь волшебную песню, рас­сеивающую печаль и одобряющую душу. Человек, хоть один раз испытавший беду, всю жизнь ходил печальным и умирал в скорби, потому что в те времена песня жила вдали от земли. В те времена даже ручьи, бегущие из родников, ручьи с земляными берегами, с чистым каме­нистым дном, — не звенели, не шумел лес от порывов мягкого ветра, когда торжественно всходило солнце и наступал прекрасный степной рассвет, не пели птицы; мертвую тишину, тяжко давившую степь, нарушал лишь дикий вой бури, ибо в те времена могуществом песни владело лишь небо и песня еще не сроднилась с земной природой.

Наконец, прекрасная, таинственная, могуществен­ная, волшебная песня решила оставить свое старое жи­лище и вышла в путь, чтобы осмотреть все четыре угла вселенной. Может быть, ей надоело бесполезно пребы­вать на высоте седьмого неба, или захотелось ей проне­стись над широкой степью под необъятным синим купо­лом, или пожалела она лишенных радости и восторга искусства, печальных и горестных людей и решила сде­лать она им добро — неизвестно, но песня отправилась в полет. В зависимости от настроения песня то летела низко над землей, то взмывала выше, а то уходила вверх в недосягаемое небо. Когда песня пролетала низко, то весь народ, обитающий в этом краю, ясно слышал все ее мелодии, напевы, кюи и жыры и навеки запоминал и заучивал их. Там, где песня летела выше, люди слы­шали лишь часть ее сокровищ. А народы, над которыми песня пролетала слишком высоко, остались чуть не со­всем лишенными песен и музыки, стихов и жыров.

Говорят, что песня прошла низко над казахской степью — и в этом секрет щедрости и богатства казах­ской поэзии. " (2).

Казахская музыка тесно связана с поэзией, словом. Музыка и слово неотделимы не только в песенном жан­ре, речитативном искусстве акынов или жырау, но даже в инструментальном музицировании — ведь кюи всегда сопровождаются легендами, предваряются рассказами об их создании и авторе.

Высокая поэтическая культура, широкое развитие импровизации отмечалось всеми, кто бывал когда-либо в степи. Даже обычная казахская разговорная речь от­личается ритмичностью, определенной мелодичностью, красотой звуковых сочетаний, образностью. Удачное, остроумное слово народ всегда высоко ценил. Не зря каза­хи говорят: «Өнер алды — қызыл тіл» — «Первейшее из искусств — красноречие». По-видимому, особое значение красноречия, острого слова, внимание к благозвучности речи связано с глубокими поэтическими и музыкально-поэтическими традициями.

Эти традиции невозможно представить себе вне имп­ровизации — мгновенного сочинения стихов или музы­ки по тому или иному поводу. Импровизация была вы­соко развита в устной казахской культуре. Многие могли экспромтом сложить четверостишие или сочинить несложный кюй или песню. В памяти народа сохрани­лись яркие музыкальные и поэтические импровизации, появившиеся как отклик на то или иное событие.

^ Народно-профессиональное песенное искусство

Народно-профессиональная песня — высочайшее завоевание казахской песенной культуры, выражение ее самобытности и национального своеобразия.

Народно-профессиональная песня не существует вне высокой профессиональной традиции ее исполнитель­ского воплощения. Казахские народные композиторы XIX–начала XX века были одновременно выдающимися певцами.

Итак, народно-профессиональный певец. Он должен обладать красивым, сильным голосом (как правило, вы­соким тенором), большим дыханием, применять специ­альные исполнительские приемы — филирование звука, его различную тембровую окраску. Народно-профес­сиональный певец мастерски владеет дикцией, отчетли­во фразирует, применяет тонкую нюансировку. Особый вокал казахских певцов шлифовался в процессе профес­сионального обучения. Это обучение происходило не в музыкальных школах, а в процессе творческого обще­ния учителя с учениками. Каждый крупный певец имел последователей, учеников. На протяжении нескольких лет ученики жили рядом со своим учителем, перенима­ли у него репертуар, мастерство, сопровождали учителя в поездках по степи. Певцы совершенствовали свое во­кальное мастерство во время выступлений на айтысах, ярмарках, перед большой аудиторией во время крупных общественных событий. В народе говорят о знаменитых певцах — "певец, голос которого слышен на расстоянии одного перегона овец" (Козы кош — около 8 км).

От народно-профессионального певца требуется так­же владение музыкальным инструментом (домбра или гармонь): народно-профессиональная песня всегда зву­чала с сопровождением. Это, наряду с другими особенно­стями, отличает ее, более развитую и сложную, от народ­ной бытовой и обрядовой песни.

В народно-профессиональной песне получает развитие собственно музыкальное начало, сказывающееся в форме и мелодике. Развернутая, интонационно насы­щенная, она включает в себя и речитативно-декламационные элементы, и распев, и виртуозные звуковые "узо­ры". Мелодика народно-профессиональной песни сочетает в себе два истока — народные песенные инто­нации и акынскую речитацию. Именно поэтому народ­но-профессиональная песня имеет яркую, "концертную" природу. Она, как импровизации акынов, предназначе­на для большого круга слушателей. У каждого народно-профессионального певца-композитора есть песня, кото­рой он себя представляет слушателям. Эта традиция идет от акынского представления в айтысах. В такой песне певец характеризует себя, свое искусство, говорит о своих учителях. Смотрите, например, песню Шашубая "Ак кайын" — Белая береза:

Сын Кошкарбая Шашубай — мое имя,

Беден скотом, но одарен я словом,

Зарабатываю хоть тысячу в день — не разбогатею,—

Дыра у меня вместо кармана.

О проходящая молодость!

Миновала ты, покинула!

Остался ни с чем...



Мелодии таких песен всегда звучат в предельно вы­соком регистре. Они требуют мощной динамики, особой экспрессии от исполнителя, чем и привлекают слушате­лей.

В народно-профессиональном творчестве есть жанры, не существующие в народной песне: песни об искусстве, об исполнении песен и песни-завещания.

Особое место в народно-профессиональном творчестве занимают юмористические и сатирические песни, вы­смеивающие недостатки людей. Широко известна песня "Агашаяк" (Деревянная нога). Она исполняется от име­ни старика, который подобно акыну представляет себя публике, но поет при этом дребезжащим голосом, стонет и причитает. В припеве он жалуется, что ни одна девуш­ка не хочет смотреть в его сторону. Комический эффект здесь основан на противопоставлении того, что должно быть, и того, на что претендует герой песни.

Но ярче и полнее всего проявляет себя лирическая народно-профессиональная песня — воспевающая кра­соту природы, человека, выражающая чувства. Вся гам­ма тончайших человеческих переживаний, сильные и страстные движения души, глубокая печаль и светлая радость отражены в классической народно-профессио­нальной песне. В горделивой и грациозной песне Ибрая Сандыбаева "Гакку" поется не только о любимой девуш­ке, но и об искусстве песни:



В разных местах с почетом принимали и угощали меня.

У озера с ястребом на руке не раз бил в дауылпаз.

В неповторимой песне «Гакку»

Воспеваю свою любимую.

Припев: Гакку, Гакку...

На девяносто вариантов пою эту песню,

Плавно вполголоса начинаю и довожу до предела.

Стоит только вспомнить тебя, баловницу Гакку,

Я весь перерождаюсь и, волнуясь, повторяю песню снова.

В народно-профессиональном творчестве во множе­стве вариантов бытует знаменитая песня "Жиырма бес" ("Двадцать пять"). Это песня — воспоминание о беззаботных днях юности, прощание с молодостью. "Жиырма бес" — народно-профессиональный вариант народных песен под названием "арман". Такие песни обычно сочинялись в конце жизни. В них человек за­вещал родным свои неосуществленные мечты, подво­дил итоги своей жизни. Песня "Жиырма бес" требует большого исполнительского мастерства. Она включает в себя и речитативное начало, и мелодический распев широкого дыхания.

Слова песни — о неизбежности неотвратимой старо­сти, а музыка звучит страстным утверждением силы че­ловеческого духа. Каждое слово песни выразительно рас­пето. Возвращение одних и тех же интонаций, прочной опоры мелодики на устойчивые ступени лада как бы снова и снова подтверждают мысль:



Прощайте, мои двадцать пять лет, больше не верне­тесь,

Сколько ни думай о молодости, она в руки не дается.

Моя жена и дети сидят у очага,

С наступившей старостью и болезнями ничего не по­делаешь.

Уахаха ой, как печалюсь,

Что двадцать пять лет

Обратно не вернутся.

Двадцать пять, так же, как тридцать семь и сорок девять лет, на­зываются у казахов мүшел жас. Мүшел — двенадцатилетний цикл, где каждому году соответствует название какого-нибудь животного. Наступление каждого следующего мүшеля открывает, по народным представлениям, новый период в жизни человека, а переход из одного мүшеля в другой связан с опасностью для здоровья и жизни.

^ Народно-профессиональная песня — это всегда про­изведение какого-либо автора, даже если мы не знаем его имени.

Творцы народно-профессиональной песни, жившие в XIX–начале XX века, образовали композиторскую шко­лу. Каждый из них внес в казахскую песню нечто свое, присущее только ему. В народе хорошо известны и лю­бимы имена Биржан-сала, Ахана-серэ, Мухита, Ибрая, Асета и многих других творцов, которые вошли в казах­скую музыкальную классику.

^ БИРЖАН-САЛ КОЖАГУЛОВ

(1831–1894 гг.)



Биржан-Сал Кожагулов — выдающийся казахский народный композитор XIX века, основоположник народ­но-профессиональной песенной школы. Творчество Биржана оказало огромное влияние на развитие казахской музыки. В его песнях воплотились высокие достижения казахского народно-профессионального музыкального искусства — глубокое содержание, яркие, выпуклые об­разы, виртуозное вокальное мастерство, сложные формы и богатейшая мелодика. Биржан-сал — одаренный акын, участник айтысов. Широко известна его встреча и поэтическое состязание с Сарой Тастанбековой. Айтыс Биржана и Сары вошел в золотой фонд казахской устной литературы. И все же самый значительный вклад внес Биржан в песенное искусство, подняв его на высокий профессиональный уровень.

От имени Биржана неотделима приставка сал, что обозначает его принадлежность к собой категории людей искусства в казахском обществе.

Биржан-сал — творец яркого, "концертного", ора­торского искусства, обращенного к широкому кругу слушателей. И связано это, конечно, с его сильной, бунтар­ской натурой. В схватках с властью имущими Биржан всегда отстаивал свое человеческое достоинство, высоко нес честь певца, поэта, артиста.

Биржан сочинил множество песен. Среди них песни обличительного содержания "Жанбота" (имя), "Адаскак" ("Заблудший"), песни, посвященные искусству — "Жонып алды" ("Отшлифованная"), любимым скакунам, песни о долге и месте певца ("Биржан-сал"),— "Жамбас сипар" (непереводимое слово).

Творчество Биржана оказывает значительное влияние и на композиторов Советского Казахстана. Творче­ская натура, драматическая жизнь и яркое искусство вдохновили композитора Мукана Тулебаева и либретти­ста К. Жумалиева на создание оперы "Биржан и Сара", ставшей классическим произведением казахской совет­ской музыки.

^ АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845–1904 гг.)

Абай Кунанбаев — великий казахский поэт, просве­титель, основоположник письменной критической лите­ратуры. Абай стал выразителем прогрессивных идей сво­его времени. Он немало способствовал приобщению казахского народа к передовой русской революционно-демократической культуре. В творчестве Абая, рожден­ном народной поэзией, устремления людей, их протест против угнетате­лей, косных и жестоких обычаев старины.

Велик вклад Абая в казахскую поэзию. Глубоко впи­тав в себя древние традиции народного, акынского и эпического творчества, русской классической поэзии, Абай развивает, обогащает и обновляет казахский поэтический язык.

Абай не только великий поэт. Он вошел в историю казахской культуры как крупный народный композитор, автор многих любимых народом песен. И здесь Абай выступает как новатор. Песни Абая — новое слово в ка­захской музыке. Они так же, как и его стихи, выразили новый строй мыслей и чувств. Песни Абая испытали на себе влияние русской народной песни и городского быто­вого романса. В то же время они тонко выразили поэти­ческие завоевания Абая. Для песен великого поэта ха­рактерно неразрывное единство слова и напева, музыка в них чутко следует за текстом.

^ Музыкальное творчество Абая оказало мощное воз­действие на советскую казахскую музыку (профессио­нальных композиторов, народное творчество). Песни Абая легли в основу многих произведений для симфони­ческого оркестра, оркестра народных инструментов, ин­струментальных ансамблей и др. Величественный облик Абая — в центре классической казахской советской опе­ры А. Жубанова, Л. Хамиди "Абай".

Последние двадцать лет жизни великого Абая прохо­дят в напряженном творческом труде. Им написаны пол­учившие популярность еще при жизни поэта различные поэмы, философско-моралистическое произведение "Слова назидания", множество стихов, около 50 песен.

Центральное место в песенном творчестве Абая зани­мает лирический жанр. Задушевность, искренность ин­тонаций, мягкий лиризм, тонкое отражение в музыке различных поэтических нюансов характерны для боль­шинства абаевских творений. Лирика абаевских песен отличается от традиционной народно-профессиональной лирики.

Песней, в которой ярко воплотилось новаторство Абая и его близость к русской демократической песне и романсу, является "Айттым салем, Каламкас" "Привет тебе, тонкобровая".

Особое место в творчестве Абая занимают его перево­ды из романа в стихах "Евгений Онегин". Абай перевел 8 отрывков из романа, некоторые из них положил на музыку. ("Письмо Татьяны", "Ответ Онегина").

Песня Татьяны, которую полюбили в степи благода­ря переводу и которую ласково называли "Татиш", стала знаменита. Популярна эта песня и сейчас. Песня звучит как страстный, взволнованный моно­лог.

^ Инструментальное искусство

Каждая инструментальная традиция включает в себя народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы — это ранний фольклорный пласт музыкальной культуры, так как происхождение кюев было связано с архаичными ритуалами, во многих из них сохранились реликты древней мифологии и верований.

^ Творчество кюйши относится к более высокой исторической стадии развития музыкальной культур — к устно-профессиональному традиционализму. Признание авторского традиционного искусства происходит в XV–XVII веках, о чем свидетельствует ворчество многих жырау — Шалкииза, Актамберды, а также кюи легендарных кюйши Кет-Буги, Асана-Кайгы, Байжигита.

Историческая судьба кобызовой традиции оказалась сложной и в какой-то мере трагической: она была обречена на постепенное угасание. Жырау с исторической арены сошли еще в XVIII веке, и традиция исполнения эпоса перешла к акынам-жыршы, которые стали петь эпические произведения в сопровождении домбры. Устойчивыми носителями кобызовой традиции оставались только баксы.

Сыбызгы — самый распространенный инструмент на территории всего Казахстана в XVIII веках. Многие путешественники и этнографы, посетившие степной край в то время, отмечали, как просто был устроен инструмент, сделанный из тростника с тремя отверстиями на конце трубки, как искусно играли на нем музыканты, какой популярностью и любовью пользовалась сыбызгы у народа. Сыбызгы была инструментом пастухов. Но мягкий и нежный голос казахской свирели можно было услышать не только на далеких пастбищах. Сыбызговые кюи прочно вошли в широкую сферу развлекательного употребления: кюйши-сыбызгисты были желанными гостями в каждом ауле, им отводили почетное место на всех празднествах и тоях. Ценителей сыбызговой музыки можно было встретить и в среде султанов. Так, русский этнограф А. Левшин отмечал, что хан младшего жуза Ширгазы Айчуваков пригласил в свою ставку музыканта, игравшего на сыбызгы. С уважением относились к искусству выдающихся музыкантов прошлого столетия Курумбая, Кангожи, Тулака султаны Чингис Валиев и его сын Чокан Валиханов. Понять, как высоко ценилось инструментальное искусство в казахском обществе, можно из следующего примера: когда умер Чокан, горькую весть о смерти сына поведали отцу кюи, которые исполняли на кобызе и сыбызге знаменитые кюйши Кангожа и Тулак.

Исторические корни традиции уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствует семантический анализ легенд, сопровождающих сыбызговые кюи. Сюжеты легенд в большинстве случаев связаны с картинами природы, с образами животных, птиц. Выделим наиболее устойчивые, повторяющиеся в различных региональных школах легенды.

^ САЙГАЧЬЯ ОДЕЖДА

Давным-давно жили двое братьев-сирот. Носили они одежду из звериных шкур. Кормились братья только охотой.

Как-то раз они вышли на охоту, но не встретили ни одного зверя и только
когда возвращались увидели вдруг стадо сайгаков. Но вышли они на стадо со стороны ветра. Тогда старший брат сказал младшему: «Обойди стадо, вспугни сайгаков и гони их ко мне. Я буду их подстреливать». Младший брат обошел стадо, вспугнул животных, но сайгаки помчались в обратном направлении. В это время началась сильная пыльная буря, братья, потеряв друг друга из вида, заблудились. Старший брат, разыскивая младшего, увидел сайгака, он спокойно спал. Стараясь не разбудить сайгака, охотник взял свой лук и пустил стрелу. Подбежав к подстреленному животному, чтобы снять с него шкуру, старший брат узнал своего младшего брата. Он умирал. Безутешно заплакал старший брат.

^ Сообщил К. Кумакайулы.

Более тяжелые испытания выпали на долю казахского народа в борьбе против джунгаров, военные нашествия которых продолжались с начала XVII века и до середины XVIII столетия. В 1723 году джунгары, неожиданно напав, нанесли казахам тяжелое поражение: казахский народ потерял тогда свои лучшие очаги культуры — южные города — и был вынужден покинуть родные края и скитаться вдали от родных кочевий. Трагические события этих лет нашли свое художественное отражение во многих песнях и кюях, среди которых песня «Елим-ай» («Край мой родной») и народный кюй «Ел айрылган» («Разлука с родной землей»), ставшие символами, выражающими народное страдание.

Кюи, посвященные историческим событиям XVII–XVIII веков, представляют древнейший жанр казахской традиционной музыки.

^ РАЗЛУКА С РОДНОЙ ЗЕМЛЕЙ

В 1723 году во время опустошительного джунгарского набега, в годы «великого бедствия», родилась неутешная, скорбная песня «Елим-ай» — «Край мой родной»:

По горам Каратау бредут караваны,

Верблюжат нагруженных ведут караваны,

По щекам моим смуглым слез текут караваны.

О народной трагедии печально и скорбно пела и вечная спутница кочевья — домбра. Так в те далекие годы появился кюй «Ел айрылган» — «Разлука с родной землей».



Жизнь исторического Байжигита переплелась с судьбой легендарного кюйши, в творчестве которого нашли отражение многие трагические страницы казахской истории, а также яркиe картины народной жизни и быта.

До середины 30-х годов нашего столетия предания о Байжигите, его кюи были распространены по всему восточному региону Казахстана, наибольшую же популярность они получили в Семипалатинской области. Сейчас известно около 30 кюев, которые исполнители относят к творчеству Байжигита. Наследие кюйши представляет собой сплав всех традиционных ветвей музыкального искусства восточных казахов. Кюи «Аншынын зары» («Печаль охотника») и «Жумагул» по стилю очень близки древним образцам: это кюи-легенды, в которых музыкальные эпизоды иллюстрируют фрагменты рассказа. К ранним пластам домбровой культуры относятся и кюи с квинтовой настройкой на выдержанном бурдонирующем басу с четвертьтоновыми ладами кашаган-перне: «Кербалак», «Кокбалак», «Кок серке» и др.

Последнюю группу составляют шертпе-кюи. Они преимущественно одноголосны, различаются по музыкальному тематизму, протяженности и принципам строения. Некоторые кюи по стилю близки лучшим шертпе-кюям Тока, Дайрабая, Абди, Таттимбета. Фактически в творчестве Байжигита вырисовывается эволюция кюя восточноказахстанской традиции. По-видимому, наблюдался следующий процесс: кюи Байжигита, широко популярные в прошлом, попадали в различные локальные школы и в руках ярких домбристов отшлифовывались, вбирая тo лучшее, с чем связывалось развитие традиции.

Байжигит — это знаменитый кюйши, который лучше всех воспел красоту родного края, который вместе с народом остро переживал тяготы межродовых раздоров и со всей глубиной передал горе людей, покидающих свою землю. В основе этих легенд лежат главные черты и особенности характера исторического Байжигита, певца народа, творчество которого было любимо, понятно и созвучно многим поколениям. КОКБАЛАК

«Кокбалак» символизирует силу, мощь, красоту. Однако в кюе сквозь стремительный бег коня слышатся интонации скорби и печали. Невольно встают перед глазами подвиги батыров, поднявшихся на защиту своего народа. Тяжелый, горький период в жизни борющегося народа называют «время Кокбалака». Этому героическому, но полному скорби времени посвятил свой кюй Байжигит.

^ РАХМАДИЕВ ЕРКЕГАЛИ - композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии КазССР, профессор. Родился в 1932 г. в Семипалатинской области. Окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы по классу композиции проф. Е.Г.Брусиловского. Он стал родоначальником жанра симфонического кюя, который является одной из специфических национальных разновидностей казахской музыки. Его художественный метод основан на творческом воплощении народного песенно-кюевого материала в контексте современных средств музыкальной выразительности. Сочинения Рахмадиева: оперы “Камар сулу”, “Степное зарево”, “Алпамыс”, симфонические кюи “Дайрабай”, “Кудаша-думан”, симфонические поэмы “Амангельды”, “Толгау”, кантата “Аястан”, хоровая поэма “Вечер на Балхаше” получили признание в Казахстане и зарубежом.

  ^ ЖУБАНОВ АХМЕТ (1906-1968) – композитор, дирижер, музыковед, этнограф, народный артист КазССР, д-р искусствоведения, академик АН КазССР, лауреат Государств енной премии КазССР. В 1932 г. окончил историко-теоретический факультет Ленинградской консерватории. В 1932-1933 гг. – аспирант Академии искусствоведения. В 1934 г. организовал оркестр казахских народных инструментов (ныне Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы). Жубанов возглавлял Алма-Атинскую государственную консерваторию, ему выпала миссия открытия Казахской государственной филармонии им. Джамбула. Он был одним из основатлей Академии наук республики, организовал сектор искусствознания, вошедший позже в Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова. Организаторская, творческая, научная, педагогическая, общественная деятельность Жубанова в истории становления музыкальной культуры Казахстана составила целую эпоху. Он находился у истоков профессионального музыкального образования, музыкального творчества и музыкальной науки. Имя академика-композитора Жубанова стоит рядом с именами выдающихся деятелей, которые заложили фундамент здания казахской культуры. Оперы “Абай” и “Тулеген Тохтаров” совместно с Л. Хамиди, симфонические произведения: “Марш памяти Курмангазы”, “Жез киик”, казахская танцевальная сюита, фортепьянные произведения “Саранжап”, “Короглы”, хоры, песни, романсы, музыка для театра и кино, исследовательские труды: “Жизнь и творчество казахских народных композиторов XIX и начала XX вв.”, “Струны ст олетий”, “Соловьи столетий”, “Мукан Тулебаев”, “Курмангазы”, этнографические исследования казахских народных песен и кюев, записи кюев Курмангазы и Даулеткерея и многие другие сочинения А. Жубанова внесли неоценимый вклад в развитие казахской музыкальной культуры.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Заслуженный коллектив РК. Организован в 1958 г. в составе Казахской филармонии им. Джамбула. С 1983 г. – самостоятельный художественный коллектив. Первый исполнитель симфонических произведений казахстанских композиторов: “Жигер” А. Жубанова, 7, 8 симфонии Е. Г. Брусиловского, “Праздничный кюй”, “Кудаша”, “Дайрабай” Е. Рахмадиева и многих других. Оркестр исполняет также симфонические произведения классиков зарубежной музыкальной культуры, например, 15 симфоний Д. Д. Шостаковича, старинную музыку 17-18 вв. (произведения Вивальди, Коррели, Баха, Генделя) и многие другие. С 1987 года художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Казахстана – народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии Т.Абдрашев.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconНа рубеже веков: поэты и судьбы
Он хронологи­чески совпадает с рубежом XIX и XX веков, временем крутого перелома, нарастанием со­циальных противоречий и классовых...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconМордовская литература своими корнями уходит в дореволюционное прошлое....
Атериалы экспедиций мордовского просветителя Макара Евсевьева заложили надежную основу мордовской литературы. Так называемая мордовская...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconИ третье Бессмертью подобное
Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов — Гее. Римляне...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconОсновой данной программы служит примерная программа вступительных...
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории нашей страны. Города-государства Северного...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconСценарий спортивного праздника, посвященного Дню матери
А вы знаете дети, что празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. Древние греки отдавали дань уважения матери...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных icon1. Япония в ранее средневековье (Раннефеодальное государство)
В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconРеферат по ксе на тему: «Законы классической механики Ньютона»
Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой...

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconКак назывались в белорусских сказках богатыри, побеждающие чудовищ?
Этот вопрос даёт казахская народная сказка с таким же названием?

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconКак назывались в белорусских сказках богатыри, побеждающие чудовищ?
Этот вопрос даёт казахская народная сказка с таким же названием?

Казахская народная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Далекие предки казахов, многочисленные скотоводческие кочевые племена, обитавшие в степных iconСвоими корнями День Святого Валентина уходит в глубокое прошлое....
Валентина, который, во время военных действий не обращая внимания на запрет, венчал влюбленных. За непослушание священник поплатился...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница