Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели




Скачать 39.14 Kb.
НазваниеТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели
Дата публикации24.10.2013
Размер39.14 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Цели: познакомить учащихся с основными этапами биографии писателя, продолжить работу по совершенствованию навыка анализа художественного произведения, развивать устную речь, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока.

1. Вводное слово.

Пушкин – первый русский поэт, который отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Своим творчеством он стремился ответить на вопрос «что есть поэзия?». Юный Пушкин под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении делу освобождения России от самовластия.

^ 2. Доклады учеников по этапам биографии писателя:

- Первая ссылка. Сложный период в жизни Пушкина, когда ему надо самоопределиться, найти свой путь в поэзии, в жизни.

Формально Пушкин не был сослан – отъезду был придан характер служебного перевода. Однако начальник Пушкина граф Каподистриа по требованию императора изложил Инзову в письме все «вины» молодого Пушкина. Эта мера возымела обратное действие – Инзов соединял истинную храбрость с редким человеколюбием. Письмо оказалось лучшей рекомендацией, и он сразу же взял Пушкина под свою опеку.

На помощь Пушкину приходит поэзия Байрона. Пушкин изучает английский язык, чтобы читать произведения Байрона в подлиннике. Он относился к Байрону не как ученик, а как равноправный участник европейского литературного процесса: от не столько осваивает опыт Байрона, сколько спорит с ним. К увлечению Байроном подталкивали и обстоятельства жизни. Он чувствовал себя изгнанником, странником, не знающим пристанища. В лице Ивана Никитича Инзова Пушкин встретил умного и доброго человека, ни в чем не стеснявшего пушкинскую свободу, относившегося к поэту с отеческой нежностью.

Вскоре по приезде на юг Пушкин искупался в Днепре и схватил горячку. Через Екатеринослав в это время проезжало знакомое семейство генерала Раевского. Они добились разрешения Инзова отпустить с ними Пушкина лечиться на Кавказские Минеральные воды.

- Кишинев 1820 – 1823 гг.

Пушкин поселился на отшибе дома Инзова, в комнате на первом этаже, и остался в ней даже когда в результате землетрясения дом был полуразрушен и Инзов его покинул. Пушкину нравилось жить в развалинах. Вместе с пустырем и виноградниками, окружавшими дом, это гармонировало с представлением о себе как о беглеце, живущем в «пустыне», как он называл шумный Кишинев.

Здесь он пережил надежды, связанные с греческим восстанием, и разгром его; вдохнул воздух находящегося «перед битвой» кружка Орлова и был свидетелем уничтожения этого кружка.

- Одесса, М.С.Воронцов 1823 – 1824 гг.

Жажда подлинной, свободной, истинной жизни выливается в потребность любить. Из-за любви к Е. Воронцовой отношения между Пушкиным и его начальником стянулись в тугой, неразрешимый узел. Воронцов не думал обижать Пушкина: он принял в своих отношениях с ним доброжелательный свысока тон, подчеркивавший любезность начальника и непроходимость дистанции между ним и подчиненным.

Поэзия была для Воронцова вздор. Он отказывался видеть в Пушкине кого бы то ни было, кроме как мелкого чиновника своей канцелярии. Он окружил Пушкина шпионской сетью, распечатывал его письма и восстанавливал против ссыльного поэта петербургское начальство. Конфликт в связи со служебной командировкой «на саранчу» был спровоцирован Воронцовым.

- В Михайловском. 1824 – 1826 гг.

Приезд Пушкина домой был печален. Он устал от скитаний и бедности. Родной отец поэта принял на себя обязанности надзора над ссыльным сыном. Это привело к острым столкновениям между отцом и сыном и к отъезду из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в Михайловском один, в обществе няни Арины Родионовны.

С Михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл стихотворений, утверждающих еще не виданный в России высокий общественный статус поэта и поэзии.

Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы.

Поэзия, как ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой, -

писал Пушкин позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил».

^ 3. Анализ стихотворения «Пророк».

Стихотворение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву.

Словарная работа: пророк – истолкователь воли бога, серафим – название одного из высших ангельских чинов, ангел – доброе сверхъестественное существо, действующее по воле бога.

Содержание стихотворения навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Здесь изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка.

Всё житейское, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной.

Особую значимость приобретает заключительное четверостишие, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. «Вещие зеницы» ему даны, чтобы видеть весь красочный, многообразный мир; чуткий слух – чтобы слышать пульс жизни и воспевать как возвышенные, так и низкие предметы.

Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но у поэта есть собственная воля, он не является исполнителем воли Бога. Бог, наделяя поэта частицей своей творящей силы, избирает его для другого подвига – для творчества.

7. Самостоятельный анализ стихов «Поэт» 1828, «Памятник» 1836.

8. Заключение.

Поэзия – трудное и ответственное дело, считает Пушкин. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей». Но талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной, пробуждать добрые гуманные чувства.

Домашнее задание. Письменный анализ стихотворения темы назначение поэта и поэзии.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ...
Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconВнеклассного урока: Поговорим о Пушкине
Цели урока: формирование выразительного чтения стихотворений А. С. Пушкина; развивать и совершенствовать выразительное чтение наизусть...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconТема: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Цель урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
А. С. Пушкиным на заре его творчества. А. С. Пушкин пытается отговорить своего друга писать стихи, представляя те трудности, которые...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconУрок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике
Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово и стремление к индивидуальной...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Цели iconКонспект вопрос №1: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
Как характеризует Митрофана и г – жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница