Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет




НазваниеДополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет
страница1/5
Дата публикации19.06.2013
Размер0.65 Mb.
ТипОбразовательная программа
www.lit-yaz.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Уметская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова


Дополнительная образовательная программа

«Волшебство искусства лепки»
Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет

Срок реализации – 3 года

Составитель:

Ефремова Нина Ревовна

учитель начальных классов

МОУ Уметской средней

общеобразовательной школы

Умет
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы ДО детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Наиболее полно эти задачи реализуются в декоративно-прикладном творчестве.

Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.

В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся знакомят с азами декоративно-прикладного искусства, но этого не достаточно, чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и детей. Для более заинтересованных создана программа, где дети более углубленно смогут изучить: технику лепки, роспись по глине, простейшие способы и приемы работы с природным материалом - глиной. Она направлена на приобщение детей к различным видам народных промыслов, на сближение с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и развитие творческих способностей.

Ознакомление детей с красотами Тамбовского края, с миром человеческих отношений выступает одной из главных линией программы. Народное и декоративно-прикладное искусство являются кристальными источниками развития высокого художественного вкуса и творчества у детей.

В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе ДО детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Изготовление поделок из глины требует ловких действий, такой труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно ученик овладевает системой специальных навыков и умений. Большое влияние работа с глиной оказывает на умственное развитие, на развитие мышления, самостоятельности.

Занимательность работы с глиной способствует развитию внимания. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. При правильной организации дополнительного образования работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания.

Программа адаптирована к условиям нашего региона, имеет ярко выраженный региональный характер, так как позволяет педагогу и обучающимся прикоснуться к истокам народного декоративно-прикладного искусства, по крупицам возрождать старинные традиции родного края.

Новизна программы сосредоточена на усовершенствовании уже существующих образовательных программ:

-Казин В., Сиротин В.Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999.

-Неменский Б., Фомина Н. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

-Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Издательство «Учитель», 2007г.

Основная линия образовательной программы, декоративно-прикладное искусство, выступает важнейшим средством развития личности ребенка. Теоретические и технологические разработки этой проблемы представлены в работах: Н.М.Таланчука, И.С. Якиманской, С.В. Кульневича, Е.Н. Степанова и др.

Отличительными особенностями программы являются:

-инновационные формы организации занятий в системе ДО;

-оригинальная игровая технология, представляющая собой своеобразный системообразующий стержень в развитии креативности обучающихся;

-интеграция отдельных видов декоративно-прикладного искусства;

-разработка обучающимися технологических проектов.

Занятия по данной программе включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно-ролевые. Они направлены на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, художественно-эстетического вкуса, экологической культуры, творчества. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей (концептуальные положения Л.С. Выгодского, Н.М. Таланчука).

Программа разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», в соответствии с Концепцией художественного образования в Российской Федерации, на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД (М.: МО РФ,1993.)

Содержание программы предусматривает ознакомление с историей развития промысла и широким применением глины в быту и промышленности; с основами ручной лепки сосудов, изготовления игрушек, настенных панно, изразцов, технологией изготовления отделки керамики (тиснение, гравировка, налепные узоры).

Реализация творческого потенциала детей осуществляется на инновационных занятиях по лепке и росписи художественных изделий, позволяющих интенсивно развивать у них интеллектуальные способности, зрительную память, восприятие, воображение и т.д.

Программа ориентированна на младший возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми младшего возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степени трудностей. Программа рассчитана на три года обучения и предусматривает следующий режим занятий:

  • 1 год обучения рассчитан на детей от 6 до 7 лет

144 часа в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа);

  • 2 год обучения рассчитан на детей от 8 до 9 лет

216 часов в год (6 часов в неделю, т.е. 3 раза по 2 часа);

  • 3 год обучения рассчитан на детей от 10 до 11 лет

216 часов в год (6 часов в неделю, т.е. 3 раза по 2 часа).

Цель программы: духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности как носителя и хранителя национальной русской культуры; выработка у обучающихся художественных умений и навыков народном и декоративно-прикладном искусстве (лепка и роспись по глине).

Задачи программы:

  • создание условий для: самовыражения и самоадаптации, реализации творческого потенциала растущей личности в народном и декоративно-прикладном искусстве; совместной творческой деятельности;

  • развитие художественно-эстетического вкуса на примерах народного творчества современных мастеров;

  • формирование духовной культуры и воспитания нравственных устоев через приобщение и знакомство с национальной культурой и бытом народов Тамбовской области;

  • развитие гражданской, социальной активности обучающихся.

Программа построена на принципах: принцип от простого к сложному; принцип гуманизации; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип личностно-ориентированной направленности; принцип увлекательности творчества; принцип системности; принцип доступности; принцип последовательности; принцип коллективности;

^ Методы, применяемые в ходе реализации программы.

  • Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).

  • ^ Исследовательско-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала). Этот метод направлен на развитие творческого мышления.

  • ^ Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

На начальном этапе обучения программой предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстративном методе, что позволяет добиться технологической точности в изготовлении лепного изделия. Ребенка должен увлечь процесс изготовления, поэтому, следуя принципу обучения от простого к сложному, педагогу необходимо научить ребенка фиксировать достигнутый результат, а затем осваивать новую технологию. Позднее, на занятиях происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль в изготовлении лепных изделий.

Основными формами организации учебного процесса являются: ситуационно-ролевые игры, игры-путешествия, проведение основных крестьянских праздников, конкурсы, викторины, учебные занятия, экскурсии в музеи в парки г. Тамбова и г. Кирсанов, беседы обучающихся с народными умельцами, подготовка и проведение детских праздников «Глиняная игрушка», «На родной сторонушке» (сценарии к праздникам дети предлагают сами).

На занятиях у детей вырабатываются не только технические знания и навыки, но и воспитывается художественно-эстетический вкус, развивается наблюдательность, прививается любовь к труду. На экскурсиях, в беседах с народными умельцами, в непринужденной обстановке формируется также нравственное отношение к этнокультуре и традиционным ремеслам Тамбовского края.
^ Критерии эффективности программы

Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:

  • деятельностное направление – позволяет оценить сформулированность познавательных и практических умений обучающихся по конечным результатам выполненных работ, по статистическим данным участия детей в различных выставках и конкурсах, их достижениям;

  • личностное направление позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить динамику изменения мышления и суждений обучающегося о природе, характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение участников образовательного процесса, способность к самообразованию, самовоспитанию.

В результате предполагается, что каждый ребенок, прошедший курс по данной программе, найдет свое место в обществе, обретет гармонию с окружающим миром (природа, человек, искусство) и привнесет приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь.

^ Способы и формы подведения результатов деятельности.

В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе используется простое наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ (коллективная и индивидуальная работа, владение основами, навыками изготовления глиняных изделий, освоение различной техники исполнения, росписи, тесты, мини-выставки и др.).

Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей, изыскиваются такие формы занятий, которые бы способствовали пробуждению наибольшего интереса.

Большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. С этой целью используется чередование видов деятельности, чтобы не было утомляемости обучающихся, для занятий выбирается светлое, проветриваемое помещение, регулярно проводятся беседы по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения, техники безопасности.

Тесная связь с родителями способствует более плодотворной работе детей, именно семья считается одним из основных факторов социализации личности ребенка.
^ Общая результативность обучения по программе к концу обучения:

- появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;

- развитие воображения и фантазии;

- приобретаются навыки здорового образа жизни;

- вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус.

Обучающиеся приобретают знания:

- о культуре и быте народа родного края;

- о современной малой Родине, о ее фауне и флоре;

- об истории возникновения гончарного дела на Руси;

- об основных жанрах изобразительного искусства;

- о возможностях лепных материалов (пластилина, глины, твердого соленого теста и др.);

- об основных способах сушки глиняных изделий.

Умения:

- отличать объемные и плоские формы;

- передавать форму предмета, сравнивать предметы по величине, точно передавать это отношение;

- получать составные цвета и оттенки цветов;

- различать теплую и холодную гамму красок;

- передавать свое отношение к изделию, используя возможности композиции, рисунка, цвета;

- производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.

Приобретают навыки:

- в конструировании предметов сложных форм, используя бросовый материал;

- в технологии разработки эскизов;

- в технологии изготовления глиняной игрушки;

- в технологии росписи изделия из глины.

Поэтапная результативность усвоения программы отслеживается на итоговых занятиях, завершающих цикл обучения. По тому, каким образом обучающиеся самостоятельно без помощи педагога добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых приемов и методов обучения на данном этапе, доступности материала, возросшему уровню творческого развития обучающихся.

Промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика - в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, состязаниях, концертах, фестивалях. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.

Для определения возможностей и умений ребенка при наборе проводится первичное анкетирование и тестирования, используется методика выявления исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится по контрольным занятиям в течение года и итоговому тестированию в конце учебного года.

Одно из важнейших требований программы – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности.

Педагог постоянно знакомит детей с правилами по техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, с электронагревательными приборами, красками, глиной и другими материалами для работы. Регулярно во время занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию.

Сохранение здоровья детей– это педагогическая проблема организации творческой деятельности педагога ДО.

Содержание деятельности ребенка на занятиях должно соответствовать доминирующей возрастной мотивации. Для этого необходимо использовать все возможности удовлетворения потребности в движении, в игровой деятельности, в общении; удовлетворить потребность мечтать, фантазировать; преобразовать желание разрушать в потребность творить, создавать; желание подавлять и властвовать в умение лидировать и самореализоваться.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconДополнительная образовательная программа «Основы музыкального исполнительства»...
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются мелодический слух, чувство ритма, динамики, музыкальная память. Занятия музыкой...

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconДополнительная образовательная программа Рок-лаборатория Возраст...
Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на...

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconТип программы, название программы Возраст детей, срок реализации дпи
Иванова Лариса Витальевна – авторская дополнительная образовательная программа «Василиса»

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconПояснительная записка дополнительная образовательная программа «Музейная азбука»
...

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconДополнительная образовательная программа «компьютер для дошкольников» (для учащихся 5 6 лет)
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconМуниципальное учреждение средней общеобразовательной школы с. Долина...
Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconКонкурс педагогического творчества (2012/13 учебный год)
Охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет,...

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconРабочая программа «мир театра» Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок...
Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г. Гачева

Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки» Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет iconРабочая программа по изобразительной деятельности кружка «Цветик...
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития детей №16»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница