Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»




Скачать 81.19 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Дата публикации13.10.2013
Размер81.19 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Урок литературы в 11 классе

Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»

(Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой)
Цели урока:

  1. Показать многообразие проявления любви в творчестве М. Цветаевой.

  2. Совершенствовать умения уч-ся анализировать поэтическое произведение.

  3. Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту.

Оборудование:

Презентация (прилагается)

Технология: мастерская.
Ход урока

1.Индукция. Мастер.

Антология русской любовной поэзии начинается с творчества поэта В.К.Тредиаковского, который перевел на русский язык французский роман о любви «Езда в остров любви», украсив его собственными стихами. Те 200 лет, что прожила тема любви в стихах наших поэтов – со времен Тредиаковского до начала ХХ в., когда начала свой творческий путь М. Цветаева, - были наполнены многочисленными открытиями. И, тем не менее, каждый великий поэт вступает на этот путь первооткрывателем.

М. Цветаева была великим поэтом. Она была рождена любить. И вся её жизнь была освещена любовью к мужу – Сергею Яковлевичу Эфрону. Но, оставаясь преданной ему, М. Цветаева всегда была еще в кого-нибудь влюблена. Недолгое, но сильное увлечение вызывало к жизни бессмертные строки, и в поэзии Цветаевой перед нами раскрывается своеобразная энциклопедия человеческих чувств, даруемых любовью.

Перечитаем строки эпиграфа к нашему уроку.

Каждый стих – дитя любви,

Нищий незаконнорожденный,

Первенец – у колеи

На поклон ветрам – положенный

М. Цветаева (1918)
Как вы понимаете метафору

«Каждый стих – дитя любви,…

незаконнорожденный,»? (уч-ся отвечают)

Учитель:

На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся попасть на путь любви, открытый М. Цветаевой. А что же мы должны будем сделать, чтобы «пройти» по этому пути? Каковы же будут цели нашего урока? (уч-ся формулируют цели урока)

  1. Самоконструкция

Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Учитель:

Запишите, какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку или песню в исполнении А. Пугачёвой. Вспоминаете ли вы какие -либо моменты из своей жизни?
М. Цветаева, познакомившись с сочинениями А. С. Пушкина, сказала: «Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь...»

Любовь, по мнению Цветаевой, - понятие бездонное. Любовь, говоря словами Маяковского, - «громада».

Учитель (читаю формулу Цветаевой):

«Пол и возраст ни при чем. Можно влюбиться в ребенка, в старуху, в дерево, в дом, в собаку, в героя романа, в собственную мечту — любовь тысячелика, а поэт утысячерённый человек».

Всё, что не вражда, ненависть, безразличие, по мнению Цветаевой, составляло любовь, которая вбирала в себя бесчисленные оттенки переживаний.

Любовь … Самое сильное человеческое чувство, самое загадочное, способное возвысить человека или довести до самого страшного преступления … Это самая непознаваемая и притягательная область человеческого бытия. Давайте вспомним, что говорили поэты о любви? (уч-ся приводят примеры)

- А по-вашему, что такое любовь? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите свои ассоциации в столбик слева. (уч-ся записывают слова, затем читают их в слух, дополняя свои списки теми словами, которые предложили одноклассники).

Учитель:

А сейчас сделайте свой первый выбор. Подчеркните наиболее значимое слово, на ваш взгляд.

  1. Социоконструкция

Ученица: (читает отрывок из письма М. Цветаевой)

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер, - нет весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя».

Учитель:

Эти красивейшие строки – не из романа, не из поэмы, они – из письма к любимому человеку. И письмо это для М. Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает в слове ЛЮБОВЬ.

Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Но мы не будем останавливаться на фактах, событиях, и посмотрим сверху на все, что зовется ЛЮБОВЬЮ М. ЦВЕТАЕВОЙ.
Задания по группам: (карточки)

  1. ГРУППА

  1. Прочтите словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

  2. Познакомьтесь со стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, о чем вы узнали из словарной статьи.

  3. Найдите в стихотворении два противоположных мира. Слова, означающие один мир, выделите красным цветом, другой – синим. Составьте творческий отчет.

  4. Сделайте выводы.




  1. ГРУППА

  1. Прочитайте отрывок из «Поэмы Конца».

  2. Выпишите все определения – формулы любви, которые дает лирическая героиня.

  3. Попытайтесь раскрыть смысл каждой формулы.

  4. Подумайте, как могут быть связаны эти определения друг с другом.




  1. ГРУППА

  1. Прочтите стихотворение «Кто создан из камня…»

  2. Кто герои этого стихотворения?

  3. Составьте таблицу (противопоставление Марины обыкновенным людям)

  4. Проанализируйте каждую строфу стихотворения.

  5. Сделайте выводы.


^ 4.Социализация. Афиширование

(Уч-ся представляют результаты своей работы, дополняют свои ассоциативные ряды слов новыми понятиями)

Учитель:

Ребята, в процессе представления результатов работы в группах, вы дополняете свои ассоциативные ряды слов новыми понятиями, а затем делаете второй выбор.

  1. ^ Разрыв

Учитель:

Над Мариной всегда висел рок разлуки. Действительно, часто она была далеко от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для неё не только боль, разлука, страдания. Это еще и радость, и полет, и источник творчества. Обратимся к ее письмам. (уч-ся цитируют строки из писем)

Учитель:

Многообразие – девиз поэта. И образ любви в поэзии Цветаевой чрезвычайно разнообразен. Попробуйте уловить оттенки этого чувства в других её стихах, которые сейчас прочтут ваши одноклассники. В процессе вы можете внести коррективы в свои ассоциативные ряды слов. И сделайте, пожалуйста, третий выбор. (уч-ся читают заранее подготовленные стихи , посвященные друзьям поэтессы)

Учитель

Весной 1922 года Борис Пастернак купил в Москве маленькую книжечку «Версты». Его сразу покорило поэтическое могущество цветаевской формы. И он написал письмо Цветаевой в Прагу…

Она ему ответила. Между ними завязалась переписка. Они подружились.

( отрывки из писем Цветаевой и Пастернака зачитывают учащиеся).

Учитель

Но годы шли… «Устали» Пастернаковы письма. Почувствовав это по неуловимому сперва изменению их тональности, Марина перестала вызывать их на себя.

3 августа 1941 года Марина Цветаева уезжала из Москвы в Елабугу, и провожал её Борис Леонидович Пастернак. Там 31 августа её не стало.

^ Напишите маленькую работу (всего несколько предложений «Пастернак в жизни Цветаевой)
Сплетение судеб двух великих поэтов... Всеоживляющая связь творчества соединила их, безжалостно разделенных временем в пространстве.

(Мастер к работам учащихся добавляет письмо Ариадны Эфрон к Пастернаку и её воспоминания).

Но, любя родину, стремилась ли Цветаева вернуться домой? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Что до возвращения на Родину, Цветаева знала одно: если муж туда поедет, она поедет за ним, как в 1922г. поехала к нему за границу.
Любя родину, стремилась ли Цветаева вернуться домой? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Что до возвращения на Родину, Цветаева знала одно: если муж туда поедет, она поедет за ним, как в 1922г. поехала к нему за границу.
6)Чтение стихотворения «Тоска по родине», 1934г.

Социоконструкция

1 группа.: Выпишите ключевые слова из этого стихотворения и объясните свой выбор.

Тоска по Родине

Одинокий

Дом

Мне всё равно

Мне безразлично

Родимое пятно (родимого пятна)

Куст

Рябина


2 группа: последнее слово в этом стихотворении «рябина». Запишите ассоциативные слова, возникающие в вашем воображении, к этому слову. Объясните свои ассоциации.
3 группа: сопоставьте все три стихотворения и определите, что обозначает поэтический образ рябины в каждом стихотворении.

1.«Тоска по родине»

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все едино,

Но если по дороге — куст

Встает, особенно рябина.

1934г.

(образ рябины)

2. Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

1916г

(Рождение новой жизни талантливого, гениального поэта. Вспышка в природе -

Жизнь — вспышка. Случайно ли? Праздничный день, и родился гениальный человек. Жить (принимать жизнь такой, какая она есть).

3. Рябину рубили зорькою.

Рябина – судьбина горькая.

Рябина седыми спусками…

Рябина! Судьбина русская.
1934г

(Рябина, олицетворяющая горькую судьбу Цветаевой, с одной стороны. А с другой- рябина олицетворение горькой судьбы России.)

^ Выразительное чтение стихотворений.

Социализация (представление работы групп)

Итак, что составляет понятие любовь для Марины Цветаевой?

(Любовь к мужу.

Любовь к сыну.

Любовь к дочерям.

Дружеская любовь к друзьям-поэтам, к их поэтическому творчеству.

Любовь к Родине, России).
6. Творчество

Учитель:

Для Марины Цветаевой тема любви и мы сегодня в этом убедились, является главной. Причем не только в творчестве, но и в жизни.

Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой»,всегда спор, конфликт. Любовь в лирике М. Цветаевой многолика.

Поэтесса обращается к миру и человеку с признаниями в любви по самым различным поводам, но всегда страстно, дерзко, гордо, требовательно. Правда, чувства и честность слова для неё выступают священным заветом искусства.

Один из этапов урока – мастерской это создание сочинения-миниатюры, которое является результатом работы на уроке. Поэтому в качестве дом. задания я вам предлагаю написать сочинение-миниатюру, выбрав одну из предложенных тем (которые представляют собой цитаты из стихотворений Цветаевой)

(уч-ся пишут сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:)

  1. «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»

  2. «Откуда такая нежность?»

  3. «Любовь – это плоть и кровь».

  4. «Я ласточка твоя, Психея…»

  5. «Счастие или грусть…»

  6. «Возношу тебя, бремя лучшее…»

  7. «Воспоминанье слишком давит плечи…»

«С большою нежностью – потому…»

Эти темы напечатаны и лежат у вас на партах. Вы их можете взять себе. Откройте дневники и запишите домашнее задание: написать сочинение-миниатюру; выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой (по выбору)
7.Рефлексия

Учитель:

Наш урок подходит к концу. Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, литературные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась по вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинении только правде сердца. А сейчас я предлагаю вам прислушаться к своему сердцу и написать свои впечатления незаконченного предложения.

  • Я узнал(а) …

  • научился …

  • понял, что…

  • задумался над…

  • вспомнил…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconУрок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!»
Марины Ивановны Цветаевой, проанализировать отдельные стихотворения ее любовной лирики; повторить биографию Цветаевой

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconУрок внеклассного чтения в 9-м классе Тема урока: «Езда в остров любви»
М. Цветаевой, установили органическую связь ее с философией любви начала XX века. Вам было дано задание: выбрать стихи о любви и...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Красною кистью рябина зажглась…»
Оборудование: репродукции портретов М. И. Цветаевой, М. Волошина, выставка книг с произведениями М. И. Цветаевой, музыкальное сопровождение...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconПоэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconТема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество
Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; музыкальное сопровождение; компьютерная...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» icon«Острова любви Марины Цветаевой»
Показать исключительность дарования, трагическое величие М. Цветаевой, для которой вся жизнь это хождение по душам и творение судеб,...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconТема: Лирика Марины Цветаевой «Красно кистью рябина зажглась »
...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconГермания марины цветаевой
Вся лирика М. Цветаевой ‒ это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность...

Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница