Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни»




Скачать 417.1 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни»
страница1/2
Дата публикации20.09.2013
Размер417.1 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ»

Основная образовательная программа подготовки студентов 1 и 3 курсов специалиста
по специальности


040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: Васильева В.Н., доктор социологических наук, доцент, проф. кафедры «Социальных наук».

Цели освоения дисциплины «Социология духовной жизни» - развитие у студентов общей социологический культуры личности, совершенствование профессиональной культуры будущих социологов через ознакомление с основами организации и функционирования духовной жизни.

^ Основные задачи курса «Социология духовной жизни»:

  • ознакомить студентов с основными сферами духовной жизнедеятельности общества;

  • обеспечить непрерывность и преемственность социологического образования;

  • повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления межпредметных связей содержания курса с содержанием других профилирующих социологических дисциплин;

Социология духовной жизни является интегративным разделом социологической науки. Она состоит из таких относительно самостоятельных социологических теорий, как социология образования, науки, культуры, средств массовой информации, литературы, искусства. Основанием для выделения этих направлений являются структурные элементы или подсистемы духовной сферы, каждая из которых имеет достаточно четкие критерии своего обособления: цель, средства ее достижения, объект и субъект воздействия, ресурсное обеспечение, а также определенные конечные результаты, что не позволяет их идентифицировать.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

  1. иметь представление о многообразии форм проявления духовной жизнедеятельности;

  2. иметь представление обо всех относительно самостоятельных подсистемах духовной сферы и институтах духовной жизни;

  3. усвоить необходимый объем знаний об основных теоретических подходах к исследованию проблем духовной жизни;

  4. иметь представление о взаимосвязи проблем духовной жизни с другим сферами общественного бытия.


^ Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Тема

Всего (ауд.Час.)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Предмет социологии духовной жизни

4

2

2

3

2

Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни

2

2

-

3

3

Теоретические парадигмы духовной жизни

2

2

-

3

4

Феномен духовной жизни


4

2

2

3

5

Духовная жизнь доиндустриального общества

2

2

-

2

6

Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества

2

2

-

2

7

Концепции личности

4

2

2

2

8

Формы общественного сознания

2

-

2

4

9

Типы и уровни общественного сознания

2

2

-

3

10

Ментальные структуры общественного сознания

2

2

-

3

11

Проблемы образования в социологии духовной жизни


4

2

2

2

12

Проблемы развития науки и научного творчества в социологии духовной жизни

2

-

2

4

13

Проблемы культуры в социологии духовной жизни


4

2

2

2

14

Религиозная проблематика в структуре социологии духовной жизни

2

-

2

4

15

Роль СМИ в духовной жизни информационного общества

4

2

2

2

16

Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни


4

2

2

2

17

Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни

2

2

-

3

18

Современные тенденции в духовной жизни личности


2

2

-

3




Итого

50

30

20

50


^ Содержание практических занятий
Тема 1. Предмет социологии духовной жизни


  1. Анализ смыслового содержания понятий «духовная жизнь», «духовная сфера общества», «духовная культура», «духовная деятельность», «общественное сознание»

  2. Духовная деятельность как способ существования форм духовной жизни

  3. Формы проявления духовной жизни

  4. Структура социологии духовной жизни


Вопросы для обсуждения:

  1. Духовная жизнь как тип производства, распределения и потребления культурных ценностей

  2. Социология духовной жизни как социологическая теория, объясняющая духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества.

  3. Что такое «духовность»?

  4. Какие функции выполняет духовность человека в процессе его жизнедеятельности?


Задания для самостоятельной работы

Найти публикации в прессе о деятельности учреждений культуры
Литература:

Основная:

  1. Социологические проблемы духовной жизни/ под ред. Л.Н. Когана – Челябинск, 1992

  2. Социология духовной жизни/ Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. – М., 1998

  3. Социология культурно-духовной сферы / Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171

  4. Социология духовной жизни / Тощенко Ж.Т. Общая социология: учебник. – М., 2003


Дополнительная:

  1. Общественное мнение как явление духовной жизни/ Лавриненко В.Н. Социология: учебник для вузов – М., 2005

  2. Духовная жизнь общества/ Вальяно М.Ф. Философия: учебник. –М.: Дело и сервис, 2003

  3. Духовная жизнь общества/ Спиркин А.Г. Философия: учебник – М.: гардарики, 2005

  4. Козлова О.Н. Духовная жизнь общества как система: ее сущность и структура// Социально-гуманитарные знания, 2001. № 2. С.106-118

  5. Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности// Философия и общество. 2005. № 2


Тема 2. Феномен духовной жизни


  1. Понятие «освоение мира», его многозначность и многоаспектность: освоение как познание, освоение как понимание, освоение как деятельность, освоение как преобразование

  2. Виды освоения мира: практическое, духовное, духовно-практическое

  3. Средства и способы духовного освоения мира: нормы, цели, идеалы, смыслы, значения

  4. Место человека и система его отношений к миру. Созерцательный и деятельностный характер отношения человека к миру.



Вопросы для обсуждения:

  1. Гносеологический подход к духовной жизни в отечественной литературе и его эвристические пределы.

  2. Анализ проблем духовной жизни в отечественной социологии

  3. Идентичны ли понятия «духовная жизнь» и «интеллектуальная жизнь»?

  4. Что такое менталитет?

  5. Можно ли дать научное объяснение понятию «душа человека»?


Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить сообщения об особенностях духовной жизни доиндустриального (индустриального, постиндустриального) общества

  2. Попробуйте раскрыть структуру духовной жизни человека

  3. Охарактеризуйте показатели духовной жизни россиян до и после перестройки

  4. Объясните различие между «социальностью» и «духовностью» современного общества.

  5. Приведите в единую систему понятия: архетип культуры, подсознание, массовое сознание, ментальность, формы общественного сознания.

  6. Духовность Запада и Востока – в чем единство и различие?


Литература:

Основная:

  1. Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171

  2. Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267


Дополнительная:

  1. Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. С.300-314


Тема 3. Формы общественного сознания


  1. Многообразие форм общественного сознания

  2. Правосознание и правовая культура. Правосознание как общественная психология и как идеология

  3. Правовая информированность. Правовая убежденность. Правовая активность

  4. Политическое сознание и политическая культура

  5. Нравственное сознание и его роль в общественной жизни



Вопросы для обсуждения:

  1. Общечеловеческие ценности в нравственном сознании

  2. Основополагающие принципы правосознания: справедливость, свобода личности, долг, ценность личности.


Задания для самостоятельной работы

  1. Собрать для обсуждения публикации в прессе по проблеме консенсуса в политике и политической идеологии

  2. Назовите основные исторические формы сознания


Литература:

Основная:

  1. Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171

  2. Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267


Дополнительная:

  1. Религия / Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С.460-492

  2. Искусство/ Зеленов Л.А. Социология города: учебное пособие. – М.: Владос, 2000. С.73-75

  3. Культура/ Основы социологии: курс лекций. М., 1993. С.149-210


Тема 4. Концепции личности.


  1. Социализация личности

  2. Социальный статус личности

  3. Ролевая теория личности

  4. Социальные ценности и ценностные ориентации личности

  5. Социологические исследования состояния общественного сознания


Вопросы для обсуждения:

  1. Теория зеркального «Я» Ч.Х. Кули и Дж. Мида

  2. Значение и роль духовной сферы в социализации личности


Задания для самостоятельной работы

  1. Используйте для анализа ценностных ориентаций личности результаты региональных исследований (В.Р. Цилева)

  2. Сформулируйте основные идеи Аристотеля, высказанные им в трактате «О душе»

  3. Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека?

  4. Как понимал духовность Дильтей в своей «философии жизни»?


Литература:

Основная:

  1. Социализация/ Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С.94-129

  2. Человеческая личность/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С.40-59

  3. Культура и личность/ Фролов С.С. Социология – М.: Логос, 1996. С.43-126


Дополнительная:

  1. Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С. 11-131

  2. Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С.3-46

  3. Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М., 1993 с.211-256

  4. Социология личности/Социология: учебник для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.254-266


Тема 5. Проблемы образования в социологии духовной жизни


  1. Проблемы образования в социологии духовной жизни. Развитие исследований в сфере образования

  2. Эффективность и качество образования

  3. Актуальность исследования проблем образования


Вопросы для обсуждения:

  1. Переход на двухуровневую подготовку и его возможные последствия для студентов и общества

  2. Проблемы и перспективы развития системы образования

  3. Что такое субкультура? Можно ли утверждать, что субкультура включает в себя антиценности общей культуры?

  4. Зависит ли установка на жизненный успех от состояния духовности индивида?


Задания для самостоятельной работы

  1. Собрать публикации о проблемах общеобразовательной школы

  2. Охарактеризуйте состояние духовности молодежной субкультуры россиян.


Литература:

Основная:

  1. Образование/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С. 427-459

  2. Социология образования/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С. 118-132


Дополнительная:

  1. Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Издат. корпорация «Логос», 1999 . С.11-131

  2. Социология молодежи/ Маршак А.Л.Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. С.178-195

  3. Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.300-314


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»...
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов –...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория организации для студентов
Лазутина А. Л. Теория организации: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов – вгипу, 2011

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теплотехника» подготовлены...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной форме обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100....

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов Н. Новгород
Описание последовательностей действий студентов в изучении дисциплины



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница