9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв




Скачать 333.43 Kb.
Название9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв
страница1/4
Дата публикации19.09.2013
Размер333.43 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4

Тема 9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв.



Основным содержанием истории европейской культуры XVII-XVIII вв. становится дальнейшее развитие капитализма и прямо связанное с ним развитие человеческой личности.

Капиталистическая перестройка европейской цивилизации заняла около 500 лет и проходила в несколько этапов. Сначала в XIV в. по всему континенту расширяется торговля, усиливаются товарно-денежные отношения, а во Флоренции возникают первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Затем в XIV-XVI вв. формируется раннебуржуазная идеология (гуманизм), социалистическая идеология (утопический социализм) и создается новое искусство. В XVI в. разворачивается движение Реформации, приводящее христианскую религию в соответствие с реальностями капиталистического общества. После Реформации на некоторое время вновь усиливается церковная реакция (так называемая Контрреформация). В XV-XVI вв. начинает формироваться новая наука, соответствующая потребностям раннебуржуазного общества. В XVII в. завершается научная революция и формирование новой, нерелигиозной естественнонаучной картины мира. Наконец, в XVII-XVIII вв. буржуазия захватывает политическую власть в основных странах Западной Европы. Буржуазная перестройка всех сфер общественной жизни завершается созданием к концу XVIII в. общества классического капитализма.


Тема 9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв. 1

XVII век - эпоха становления капитализма. Капиталистический уклад жизни 1

Научные знания 4

Век Просвещения и его особенности 9

Искусство XVII - XVIII вв. 14

Вопросы 21

Литература 21



^

XVII век - эпоха становления капитализма. Капиталистический уклад жизни


XVII век – начальный период становления буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. С одной стороны это буржуазная революция в Нидерландах (1566-1609). С другой - расцвет абсолютистских монархий и ярчайшим доказательством служила Франция Людовика XIV.

Это время научной революции и одновременно время завершения контрреформации. В промышленном отношении основным энергоносителем были водяное колесо и ветер, дающие основу для мануфактурного производства. Использовался ручной труд, но уже именно в рамках мануфактуры, не ремесленных мастерских. Вода и ветер постепенно уступают место каменному углю, и как следствие развивается горнорудное дело. Возрастает роль механизмов, хотя основным механизмом все-таки остается часовой.

В европейской жизни постоянными становятся такие явления, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки, рынки. Интенсивно развиваются торгово-денежные отношения, вовлекая в свой оборот землю. Она становится предметом купли-продажи. И более всего ценится колониальная земля. Именно поэтому система захватов колоний и их грабежа приобретает огромные масштабы, что и приводит к торговым войнам между государствами в XVII-XVIII вв.

Деньги – их обращение и рост рождают новый класс – буржуазию. Причем дворянство частично (в каждом государстве по разному) обуржуазивается. Формируется новый капиталистический уклад жизни. И в этом смысле законодательницей мод становится Англия, как в экономике, так и в политике. Провозглашенные англо-революционные принципы политического устройства и экономического порядка оказали воздействие на все европейские страны.

С другой стороны в Европе было еще одно государство, с которым, как и с Англией, вынуждены были считаться все. Абсолютистская Франция, где своего короля Людовика XIV называли не иначе как «Людовик Великий» или «Король-Солнце».

Версальский двор был эталоном роскоши и вкуса по всей Европе. Здесь давались неслыханного великолепия балы. Франция сменяет Испанию в моде, этикете и т.д. Французский язык, моды, манеры становятся предметом подражания во всех европейских столицах. Как и сама форма французского абсолютизма с его основополагающим принципом: «Один монарх, один закон, одна религия». Чуть-чуть стесняли власть короля, судебные органы – парламенты в провинциях. Именно к ним были обращены знаменитые слова Людовика XIV: « Вы думаете, господа, что государство это вы? Государство – это я!». Жизнь во всех сферах государства находилась под контролем монарха, и такое положение устраивало все сословия.

Дворянство в закатный час феодализма уже не могло обойтись без монарха-благодетеля. Труд был не для них. Королевский двор – вот кормушка для них (карьера, парады…). Ярчайшим литературным образом для XVII в. был Д. Артаньян А. Дюма. Он приезжает из провинции и хочет поступить на службу королю и в связи с этим является «героем своего времени».

Во Франции монархия контролировала и промышленность, проводя протекционистскую политику, поэтому буржуазия во Франции во многом была карманной, но все-таки развивалась.

Абсолютизм старался опереться на церковь. Получался некий симбиоз, поскольку церковь тоже нуждалась в защите, так как роль ее мировоззренческая роль неуклонно падала. И религиозные войны, и раскол западного христианства в результате реформации и преследования инакомыслящих – свидетельствовало о неспособности церкви обеспечить общественный мир. Церковь уже не могла быть главной силой в Европе. Да и честно признать, наука все более убеждала в истинности научной картины мироздания.

Научные знания – следствие в потребности в них производства. Роль науки со времен возрождения неуклонно возрастала. В XVII в. наука – уже не кабинетное занятие одиночек. Создаются научные общества, академии наук. В 1635 г.– Французская академия, а в 1660 г. – Лондонское королевское общество. Р. Декарт, Ф. Бэкон провозглашали, что не Бог и его провидение, а человеческий разум является главным орудием познания мира. А эксперимент был признан главным методом познания.

Однако надо заметить, что наука все же была не в чистом виде. Кстати сказать, Галилей и Кеплер увлекались астрологией. Ньютона вполне можно было отнести к алхимикам, а Декарта – к мистикам. Дело в том, что ученые того времени были глубоко религиозными людьми и Вера была наиболее глубоким источником их творческого вдохновения. Галилей писал, что свои открытия он совершил благодаря просветившей его ум божественной Благодати. Ньютон писал, обращаясь к Всевышнему: «О Боже, я мыслю твоими мыслями и вслед за тобой».

Именно божественное провидение легло в основу устройства общественной жизни. Но божественное естественное право силы сменяется гармонией естественных и гражданских законов. Таким образом, государство – это дело рук человека (разумеется через Бога) и важнейшее из создаваемых им искусственных тел. Напрашивается вывод: все в руках человека, где же Бог?

Весь XVII в. – это некоторые парадоксы, метания и кажущиеся несоответствия. Судите сами: век научно-технической революции, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны смелой торговли, расцвета естествоиспытания и ...С другой стороны: век парика который носили все: от короля, адмирала, до купца. Век крайне противоестественной и непрактичной мужской моды: узкие короткие камзолы, короткие, крайне широкие панталоны, костюм, перегруженный украшениями (банты, ленты, кружева…). Эта мода представляла собой разительный контраст сухому рационалистическому XVII веку.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение...
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке,...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconЛитература и культура средних веков, Возрождения и XVII xviii веков
Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII – XVIII веков: Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050300. 62 – Филологическое...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconКурса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconЛитература XVII века
Средних веков. Возрождения и Нового времени в исторической науке и в культурологии. Проблема хронологических границ XVII в в литературе....

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв icon1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие»
Нового времени; 5 фольклор и сми; 6 проблемы взаимодействия литературы и фольклора на протяжении xi–xxi вв. 7 древнерусская книжность...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв icon1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие»
Нового времени; 5 фольклор и сми; 6 проблемы взаимодействия литературы и фольклора на протяжении xi–xxi вв. 7 древнерусская книжность...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconПредлагаемое пособие отражает наиболее важные периоды литературного...
По каждой теме семинарского занятия сформулированы цели работы, вопросы для обсуждения на занятии и творческие задания для выборочного...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconУрокам по истории России XVII-XVIII века 7 класс. Тема «Смутное время»
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных...

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв icon«маёвка» 18-19 мая Акция Европейская ночь музеев
Присоединяйтесь к акции "европейская ночь музеев 2013" в Симбирском Квартале. В ночь с 18 на 19 мая Музей-заповедник "Родина В. И....

9. Европейская культура Нового времени XVII-XVIII вв iconЕвропейская философия XVIII начала XIX века в россии
Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница