План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем»




Скачать 103.07 Kb.
НазваниеПлан-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем»
Дата публикации31.08.2013
Размер103.07 Kb.
ТипПлан-конспект
www.lit-yaz.ru > Культура > План-конспект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Смоленска

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера»

«Как стать писателем»

Руководитель кружка «Проба пера»

Козлова Елена Валентиновна

Эпиграф (на доске): Пишите о главном,

пишите

о главном!

О главном!

На мелочь ни часа не тратьте…

Пусть кровь

запульсирует в слове багряном

и очень горячими

станут тетради.

Пишите о главном!

Решитесь.

Посмейте.

Прислушайтесь

к сердцу

и с трусостью

сладьте.

Р. Рождественский

Цели:

-познакомить учащихся с психологическими основами творчества;

-познакомить с творчеством писателя А. Костюнина;

-на основе работы с текстом, проникая в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл

-развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста и создания художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения.

- воспитывать неравнодушное отношение к миру, воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.

Оборудование:

- рисунки учащихся по произведениям А. Костюнина, конкурсные работы прошлых лет.

- книга рассказов «В купели белой ночи», эссе «Сострадание»

-презентация (о биографии Костюнина),

-презентация урока

-интерактивная доска или проектор

^ Виды деятельности: дискуссия, чтение произведения,  выдвижение гипотезы, выборочное чтение, обсуждение и анализ  ситуаций.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Целеполагание.

  2. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что заставляет человека взяться за перо, начать творить. Поговорим о том, что такое творчество. Ведь не секрет, что иногда, когда в школе задают сочинение, вы иногда не знаете, с чего начать.

Известно, что творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую.

Мы поразмышляем, что иногда толкает человека к творчеству, заставляет писать, выражать свои мысли на бумаге. Для этого мы познакомимся с творчеством интересного человека и писателя – А. Костюнина.

^ Просмотр презентации о биографии Костюнина

Обратите внимание, ребята, что А. Костюнин – не профессиональный писатель, он в силу своей профессии связан с военным заводом. Какие же человеческие качества заставили его взяться за перо? Сделайте выводы на основе просмотренной презентации.

- неравнодушие к окружающему миру;

- способность сострадать;

- внимательное отношение к слову.

Да, конечно, все эти качества нужны писателю, и если они есть, то мир может вас услышать. Вот как рассказывает в послесловии к книге «В купели белой ночи» о процессе становления своего творчества А. Костюнин.


  1. ^ Чтение учителем «Вместо послесловия» из книги «В купели белой ночи»

Работа на восприятие.

Когда писатель осознал, что может взяться за перо?

- Когда понял, что не может больше сдерживать свою фантазию и дал ей выход.

Какую роль в судьбе писателя сыграли походы с отцом?

- Они побуждали к творчеству.

Какие еще ситуации, по мнению А. Костюнина, способствуют творчеству?

- Потребность откровенно высказываться.

- Чем труднее, опаснее, напряженнее будни, тем легче, охотнее и образнее писалось.

- Патриотизм и любовь к родителям.

Сделаем первые выводы:

Итак, творческий потенциал личности – это единство ума, воли и эмоциональной сферы.

Слайд презентации

Творчество же – это деятельность, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.

Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту.

слайды

Отметим еще некоторые личностные черты, присущие творческим людям (А.Олах, 1968):

  • Независимость – личные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.

  • «Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.

  • Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

  • Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Все эти качества есть у А. Костюнина и, если вы хотите стать писателем, тоже должны их развивать.

Сострадание, неравнодушие к миру толкнули А. Костюнина на создание своего первого произведения – сборник эссе «Земное притяжение»



  1. Давайте познакомимся с одной из частей этого сборника, «Сострадание»

^ Чтение учителем эссе. Работа с первоначальным восприятием текста.


Сострадание
Напомню тебе один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве.

Ты зашёл к своему сверстнику в гости. На кухне сидела его старенькая бабушка. Она психически больна. Несмотря на свой недуг, это была сама доброта и труженица, каких поискать. Чтобы чем-то помочь взрослой дочери по хозяйству, она бралась за любую работу. И хотя посуду после неё принято было перемывать, она старалась как могла. Зато связать носки, соткать половик – мастерица. Вот и на этот раз, сидя на кухне, она вязала носки любимому внуку. Самому дорогому ей человеку!

^ Его приход из школы – для неё тихая светлая радость…

Родным ей был карельский язык – язык малочисленного исчезающего народа. Нас очень смешило, когда на непонятном наречии она тихонько молилась, а на русском пела непристойные частушки.

^ Твой друг стыдился своей бабушки.

Досада накапливалась.
Когда вы разделись и прошли на кухню, она прервала своё рукоделие. Открытая улыбка осветила её лицо. Поверх очков на внука смотрели излучающие доброту глаза. Натруженные руки с вязальными спицами расслабленно опустились на заштопанный передник. И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.

Опираясь на кухонный буфет, она тяжело поднялась с устойчивой деревянной табуретки. А дальше… (надо же было такому случиться!), нагнувшись за клубком, она нечаянно задела внука, который наливал себе в кружку молоко. Рука качнулась, и молоко расплескалось…

^ Дура! – в бешенстве прокричал внук.

Всё произошло так быстро: он зло схватил тяжёлый сковородник и, выбегая из кухни, с порога, изо всех сил, бросил им в бабушку. Сковородник попал по опухшей бабушкиной ноге. Её полные губы задрожали, и она, что-то причитая на родном языке, придерживая рукой больное место, с плачем опустилась на табуретку.

^ Слёзы текли по её раскрасневшемуся лицу.

Не помня себя, ты схватил шапку, пальто и выбежал из дома.

На Душе было гадко. Но Тело успокаивало:

Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются…

***

Спустя много лет ты воспринял её боль как свою собственную. С тех пор эти воспоминания для твоей Души – открытая рана.

Я, как твой Разум, пытался понять, почему мир несправедливо жесток? Может, он просто неразумен? Существует интересный афоризм: «Мы думаем слишком мелко. Как лягушка на дне колодца. Она думает, что небо – размером с отверстие колодца. Но если бы она вылезла на поверхность, то приобрела бы совсем другой взгляд на мир».

Человек тоже способен видеть только то, что Вершитель судеб готов приоткрыть ему в конкретный момент. Всему своё время. И его не ускоришь, механически передвинув вперёд стрелки часов. Быстро развиваются только простейшие организмы.

Меня осенило: и «слёзки невинного ребёночка» в произведении Достоевского, и «подвиг» твоего одноклассника в отношении родной бабушки, – всё специально подстроено только для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе.

Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но есть ещё настоящее и будущее. Как поступать в подобных ситуациях впредь?

Кто-то снова и снова проигрывает в сознании яркий ролик из неприятных воспоминаний. Это – своеобразный тест, предложенный свыше. Во время поисков правильных ответов формируются мысли и чувства.

И вот детство подходит к концу.

Детство – сон Разума и Души.

Вопросы по прочитанному:

  1. Понравилось ли вам эссе?

  2. Как вы расцениваете поступок внука? А его одноклассника – будущего писателя?

  3. Почему спустя много лет он не может забыть этого происшествия и берется за перо?

  4. Что такое эссе? Почему именно эту форму повествования выбирает А. Костюнин?

Поступок внука – это нравственное преступление. Бегство его одноклассника из дома – это и протест и в то же время малодушный поступок. Совесть не дает писателю забыть это происшествие и заставляет спустя много лет написать это эссе. А еще – сострадание. Именно оно заставило убежать из дома обидчика и прервать с ним общение.

  1. Что же такое эссе?

Слайды презентации

^ Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

^ Слайд презентации

Некоторые признаки эссе

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Почему А. Костюнин выбирает для своего первого произведения именно этот жанр?

- Потому что эссе – это субъективное мнение, личностное восприятие какой-то конкретной темы, это очень индивидуальная работа.

- Трудно ли писать эссе?

- Трудно, если нечего сказать по заданному вопросу, но если тема близка, понятна, то всегда находится что сказать.

Учитель обращает внимание на конкурсные работы учащихся прошлых лет.

- Ребята, ваши однокашники, прочитавшие произведения А. Костюнина, написали свои сочинения в жанре эссе и послали их на конкурс. И пусть они не заняли призовых мест, ведь все-таки писательский труд – дело нелегкое и ему нужно долго учиться, мы с вами можем отметить главный плюс этих работ: это труд неравнодушных читателей. А ведь именно это качество – одно из составляющих творческих личностей. Попробуйте и вы сами стать писателями, попробуйте высказать свое мнение на основе прочитанного, попробуйте принять участие в конкурсе «Купель».

Чтение и обсуждение работ учащихся.

  1. Рефлексия:

-Так что же нужно, чтобы стать писателем?

-Какие качества особенно важны?

  1. Домашнее задание: слайд презентации

Участие в конкурсе «Купель»:

  • Проза (любые жанры) – количество работ одного участника не ограничено, объём авторских произведений не ограничен, работы высылаются в формате word/doc;

  • Поэзия (любые жанры) – количество работ одного участника не ограничено, объём авторских произведений не ограничен, работы высылаются в формате word/doc;

  • Драматургия – количество работ одного участника не ограничено, объём авторских произведений не ограничен, работы высылаются в формате word/doc;

  • ^ Фотография (иллюстрация к произведению) – 1 фотография от одного участника, работы высылаются в формате JPEG (размером 15Х20 см, с разрешением 300 точек на дюйм) с краткой аннотацией и соответствующей цитатой из произведения писателя А. Костюнина.

  • Рисунок (иллюстрация к произведению) – 1 отсканированная копия рисунка от одного участника, работы высылаются в формате JPEG (размером 15Х20 см, с разрешением 300 точек на дюйм) с краткой аннотацией и соответствующей цитатой из произведения писателя А. Костюнина

  • SMS-ка (количество работ одного участника не ограничено);

  • Оригинальная расшифровка аббревиатуры (количество работ одного участника не ограничено);




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconПоложение о проведении городского творческого конкурса «Проба пера»
Творческий конкурс «Проба пера» направлен на повышение роли здорового образа жизни среди школьников города Ижевска как гарантии жизни,...

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconКонкурс юных поэтов «Проба пера»
Городской конкурс юных поэтов «Проба пера», посвященный году благополучного детства и укреплению семейных ценностей

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconЛеонид Жуховицкий Как стать писателем за десять часов Как стать писателем за десять часов
Не важно, начинаете вы роман, заканчиваете рассказ, задумываете пьесу, творите в муках любовное письмо — вы все равно в какой–то...

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconПлан проведения недели русского языка и литературы
Поэтический практикум «Проба пера» или «Создаем свой поэтический журнал» (для 10-11 классов)

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconСтихи о весне. Проба пера

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconЛитературная студия «Проба пера». учитель русского языка высшей квалификационной...
Литературная студия «Проба пера». учитель русского языка высшей квалификационной категории Евдокимычева Ольга Павловна

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconНоминация «Проба пера» (Поэзия, проза)
Всем давно известно, что у человека есть две родины. Одна из них огромная, могучая держава-Россия, она, как бабушка человеку, а другая...

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconКонкурс творческих работ «Проба пера»
Мероприятия расположены в хронологическом порядке в учебном году: сентябрь – май

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconПоложение о городском конкурсе литературного творчества молодых «проба пера»
Конкурс проводится в рамках Года молодежи, объявленного Указом Президента Российской Федерации

План-конспект открытого заседания кружка «Проба пера» «Как стать писателем» iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница