Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе»




Скачать 259.85 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе»
страница1/2
Дата публикации17.06.2013
Размер259.85 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2
Рекомендовано кафедрой иностранных языков ГОУ "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии в качестве методического пособия учителям английского языка средних общеобразовательных школ


Чебоксары 2010г.


Министерство Образования и Молодежной Политики Чувашской Республики

ГОУ «Чувашский Республиканский институт образования»

Кафедра иностранных языков
Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему:
«Учимся писать письма,

доклады, сочинения, статьи, эссе»

Выполнила: Журина

Светлана Владимировна

учительница английского языка

МОУ «СОШ № 59 с углубленным

изучением отдельных предметов

г. Чебоксары» Чувашской Республики

^ Научный руководитель:

доцент кафедры иностранных языков

ЧРИО Чувашской Республики

Чебоксары-2010г.

Аннотация.

Настоящая методическая разработка представляет собой материалы элективного курса по английскому языку для 10-11 классов по теме «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе». Данный материал составлен в соответствии с требованиями и социальными запросами к письменной речи. Как известно, в настоящее время все больше и больше возможностей общаться письменно, однако из практики известно, что учащиеся часто обеспокоены таким аспектом обучения на английском языке, как письмо. Их волнует то, смогут ли они выразить свои мысли ясно, без ограничений в правильности использования грамматики, пунктуации, орфографии. Именно поэтому у ребят развивается страх перед письменными заданиями.

В данную разработку также включено раскрытие таких вопросов, как развитие коммуникативной культуры и социо-культурной образованности, обучение этике дискуссионного общения и успешной сдачи ЕГЭ.

Представленная разработка ориентирована в первую очередь на тех, кто работает в старших классах и готовит учащихся к успешной сдачи письменной части ЕГЭ

Ведение.

Согласно концепции образования по иностранным языкам в полной средней школе, в 10-11 классах обучение ИЯ должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование ИЯ в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания – развитие культуры письменной речи на ИЯ.

Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими в образовании, в частности, в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы. Модернизация современного российского педагогического образования предполагает формирование у школьника филологической культуры и языковой компетентности, чтобы он умел не только добывать важную для него информацию на иностранном языке, но и был бы готов вести общение на иностранном языке. Учебные дисциплины, в том числе и «иностранный язык» (в нашем случае это английский), могут и должны внести свой вклад в решение задачи разностороннего, поликультурного развития личности.

^ Цель данного курса - развить у обучающихся навыки письма. Данная разработка представляет перечень основных требований к нему и критерии оценки, ознакомление со схемой написания делового письма, открытки, личного письма, сочинения с аргументами «за» и «против». Главной задачей курса является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Предлагаемая работа обусловлена следующим мотивом: в настоящее время все больше и больше возможностей общаться письменно, через электронную почту, которая является самой быстрой на сегодняшний день. Оценка навыков и умений овладения иностранным языком в образовательной системе тесно связана с прогрессом в письменных видах работы. Из практики известно, что обучающиеся часто обеспокоены таким аспектом обучения на английском языке, как письмо. Их волнует то, смогут ли они выразить свои мысли ясно, без ограничений в правильности использования грамматики, пунктуации, орфографии. Часто на первых порах обучения языку мало внимания уделяется творческому аспекту письма, т.к. все внимание сосредоточено на грамматике, пунктуации, орфографии. Именно поэтому у обучающихся развивается страх перед письменными заданиями, а все то, что они напишут, кажется им, состоит сплошь из ошибок. Эти страхи мешают им и часто делают процесс письма как медленным, так и безрезультативным. На более высоком уровне обучения языку больше внимания уделяется развитию продвинутых элементов письма, таких как абзац, маленькая заметка, эссе или небольшой исследовательский доклад. Обучающиеся, однако, встречаясь со своими опасениями при письме, не чувствуют себя комфортно при свободном течении мысли. А это ведет к закостенелому, скучному, плохо развитому, не творческому навыку письма. Для того, чтобы помочь обучающимся сфокусироваться на идее, а не форме, помочь преодолеть страхи перед орфографией, пунктуацией и грамматическими ошибками, предлагается эта разработка.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста. Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С.Выготский, И.А. Зимняя, Tricia Hedge). Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к элективному курсу по английскому языку для учащихся 10-11 классов по теме «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе».
Государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранному языку включает формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом обучения, познания и творчества. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11х классов в рамках профильного образования. Знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные у школьников при изучении данного курса, будут востребованы не только в школе, но и в выбранной ими профессии.

Данный курс является развивающе-компенсирующим. С помощью данного курса учащиеся научатся совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем, рассказов, сочинений, статей и докладов.

А также находясь на современном этапе обучения и имея доступ к Интернет-сети, предлагаемый элективный курс даёт возможность учащимся расширить и углубить свои знания, установить переписку с зарубежными сверстниками по электронной почте, грамотно заполнить декларацию и анкету в случае выезда за границу. Данный курс позволяет расширить кругозор школьников, даёт возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно.

Курс предполагает большое количество тренировочных упражнений, направленных на отработку формата экзаменационных заданий. Кроме того, упражнения направлены на анализ типов письменных работ, а также на включение материала личного характера.

Цели курса:

  1. углубить знания в письменной речи английского языка;

  2. оказать значимость их практического использования в жизни;

  3. способствовать повышению интеллектуального уровня уч-ся.

  4. Подготовить ребят к сдачи письменной части ЕГЭ

Задачи курса:

изучение рекомендаций к оформлению личного и официального писем, открыток, к заполнению анкеты и написанию сочинения;

выполнение в письменной форме вышеперечисленных видов задания;

использование Интернета в своей работе.

^ Содержание курса:

Данный курс предполагает изучение рекомендаций по блокам:

1) заполнение анкет, деклараций и открыток;

2) написание личных писем;

3) написание официальных писем;

4) написание сочинения;

5) оформление и подготовка работ к презентации.

Предлагаемые задания различны по уровню сложности: от простых, до достаточно трудных. Постоянно увеличивается объём слов. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из 2-частей: теоретической и практической.

Первый вид заданий предполагает развитие умений заполнение анкет и деклараций. На этом этапе от учащихся требуется знание ключевых слов и грамотность при заполнении.

Программа данного курса научит учащихся правильно писать личные и официальные письма, выразить благодарность, симпатии и антипатии, написать жалобу, запросить информацию. При выполнении этих заданий учащиеся должны соблюдать правила оформления писем, владеть необходимыми фразами обращения, приветствия, прощания и правильно записывать адрес. На данном этапе обучения предполагается использование сети - Интернет для установления контакта с подростками из Англии.

Самый сложный вид задания - это сочинение, объём которого составляет 200-250 слов. Школьники будут учиться описывать причинно - следственные связи между событиями и явлениями, сравнивать, сопоставлять, давать сравнительную характеристику. Планируется написать сочинение по темам:

«Компьютер в нашей жизни», «Служить Родине», «Выбор профессии - мой выбор или выбор родителей»

Все занятия направлены на развитие интереса к английскому языку, иллюстрируют применение английского языка в повседневной жизни.

Блочное построение курса даёт возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам занятия, подключиться к работе над другим разделом. Программа может быть использована в 10-11 классах любой степени подготовленности, предоставляет возможность подготовиться к выбору профиля.

^ Основные принципы, по которым строится процесс обучения.


  1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также виды деятельности, которые помогают ему, учится радостно, творчески, видеть результаты своего труда.

  2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся друг с другом, характеризующегося гуманистическими взаимоотношениями, стремлением к соучастию и взаимопомощи.

  3. Дифференцированный подход, предполагающий учет уровня обученности школьников, реализуется через использование материалов разного уровня трудности.

  4. В основе технологии обучения курса лежит вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.



В результате изучения курса учащиеся должны:

  • заполнять анкеты на английском языке;

  • написать приглашение, поздравление;

  • писать личные письма и отправлять их по электронной почте;

  • писать официальные письма;

  • аргументировать свои доводы в сочинениях.

Этот элективный курс является как средством обучения, так и средством повышения интеллектуального уровня учащихся.

^ Методические рекомендации.

Представленные в данном курсе задания нужны для общего развития школьников. Эти знания пригодятся не только тем школьникам, которые будут сдавать ЕГЭ, но и тем, кто планирует получить профессию и готовится стать специалистом современного общества. Важно, чтобы каждый ученик усвоил все требования, предъявляемые к данному заданию, изучил все необходимые фразы и научился мыслить и писать по-английски. Этот курс поможет развить навыки письменной речи, улучшить грамотность. Успех курса будет обеспечен, если учащиеся усвоят преподаваемый материал и смогут самостоятельно писать письма, открытки и т.д. Этот успех удвоится, если удастся выйти в Интернет и установить связь с английскими школьниками.

На занятиях можно использовать фронтальный и индивидуальный опросы. Домашнее задание обязательно для всех. Проверка задания осуществляется путём опроса слов, фраз, теоретического материала

^ Основными технологиями при работе с учащимися являются технологии модульного, диалогового обучения, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность и др.

^ Основные типы занятий: обобщение и усвоение нового материала, закрепление и повторение изученного, урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков учащихся, комбинированный урок, которые проводятся в виде лекций, беседы, работы с текстами, практической работы, презентаций проектной деятельности.

^ Формы деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая, коллективная.

Возможны критерии оценок.

Оценка “отлично” - учащийся освоил весь теоретический материал и успешно применяет его на практике, не допуская лексико-грамматических ошибок.

Оценка “хорошо” - учащийся освоил идеи и методы курса в такой степени, что может справиться со всеми видами заданий, но допускает ошибки при написании.

Оценка “удовлетворительно” - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса. Результатом работы данного курса может стать создание методического пособия для подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому языку для учащихся средних школ.

Содержание курса
^ ПЕРВЫЙ БЛОК (9 часов)

Занятие № 1. Введение. – 1 час.

О значении иностранного языка в жизни человека. На материалах науки языкознания. Презентация работы элективного курса. Виды письма
Занятие №2. Личное письмо (теория) – 3 часа

Изучить рекомендации и ознакомить со схемой построения письма.

Введение лексического минимума, форм обращения.
Занятие № 3 Личное письмо (практика) - 5 часа.

Написание личного письма, согласно схеме.
^ ВТОРОЙ БЛОК (8 часов)

Занятие №4 Сочинение (теория) - 2 часа.

Изучение рекомендаций. Повторение лексико-грамматических правил, устойчивых фраз и выражений. Аргументация фактов.
Занятие № 5 Сочинение (практика) –6часов

Сочинение « Компьютер в нашей жизни», «Служить Родине», «Выбор профессии- мой выбор или выбор моих родителей».
^ ТРЕТИЙ БЛОК (5 часов)

Занятие №6 Официальное письмо (теория) - 1 часа

Изучение рекомендаций по оформлению письма.

Введение необходимой лексики и фраз.
Занятие № 7 Официальное письмо (практическая часть) –4часа.

Выражение благодарности. Написание письма – просьбы. Письмо жалоба. Письмо благодарность.
^ ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК (6часов)

Занятие № 8 Анкеты, декларации. Открытка. Рецензия. (теория) - 2 часа

Изучаются рекомендации по заполнению открыток, 2 видов анкет и декларации при пересечении границы. Вводятся необходимые Л.Е.
Занятие № 9 Анкеты, декларации. Открытка. Рецензия. (практика) - 4часа

Заполнение бланков и ответы на вопросы анкеты. Оформление поздравительной открытки.
^ ПЯТЫЙ БЛОК (3 часа)

Занятие № 10 Сочинение описание.(теория) – 1 часа

Изучение рекомендаций по оформлению сочинения.

Введение необходимой лексики и фраз.

Занятие № 11 Сочинение описание.(практическая часть) –2часа.

Написание письма с элементами описания..
^ ШЕСТОЙ БЛОК (3часа)

Занятие № 12 Заключительное занятие - 2 часа.

Творческий этап: отбор лучших работ, их оформление и подготовка к презентации.
Занятие №13 Зачет-1час

^ Формы и методы работы.

Настоящий элективный курс посвящен проблеме обучения творческой письменной речи. Целью обучения письменной речи является формирование творческой письменноречевой компетентности, представляющей собой владение дискурсивной (филологические знания), письменноречевой (навыки и умения в письменной речи), личностной (творческие способности) и профессиональной (методические умения) компетенциями, необходимыми для создания творческого письменного высказывания.

Государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранному языку включает формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом обучения, познания и творчества. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11х классов в рамках профильного образования. Данный курс является развивающе - компенсирующим. С помощью данного курса учащиеся научатся совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем, сочинений, (эссе). Курс предполагает большое количество тренировочных упражнений, направленных на отработку формата экзаменационных заданий. Кроме того, упражнения направлены на анализ типов письменных работ, а также на включение материала личного характера, то есть создание условно-самостоятельных произведений.

Содержание курса реализуется на основе следующих методов:

• наглядно-иллюстративный;

• проблемно-поисковый;

• коллективное осмысление;

• коммуникативно - ориентированный
Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса:

1. Принцип культуросообразности.

Культурное ядро содержания составляет универсальные общечеловеческие ценности, а отношение к ребенку определяется исходя из его понимания как свободной, целостной личности.

2. Принцип индивидуально – личностного подхода.

Ребенок - активный субъект УВП, личность, находящаяся в диалоге с культурой, интегрированная в неё.

3. Принцип ценностно – смысловой направленности образования.

Создание условий для обретения каждым учащимся смысла своей жизни.

4. Принцип природосообразности.

Учет индивидуальных особенностей, учить и воспитывать ребенка таким, какой он есть, создавая доступные ему зоны развития. Воспитание в соответствии с возрастными особенностями, учетом потребностей в познании, общении, творчестве.

Для реализации программы рекомендуется использовать личностно – ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе, что означает следующий алгоритм действий:

• чтение писем с анализом отдельных аутентичных отрывков;

• письменное оформление заметок интерактивных лекций;

• поисковая работа с критической литературой;

• интерпретация текстов, высказывание своего мнения, подготовка презентаций, докладов, участие в дискуссии;

^ Формы работы:

индивидуальная, парная, групповая.

Принципы отбора материала.

• Доступность.

• Научность.

• Аутентичность.

• Гражданская значимость, духовно- нравственное содержание.
Критериями успешного освоения курса, сформированности социокультурных умений является приобретение следующих компетенций:
КОММУНИКАТИВНОЙ:

- обмен мнениями, впечатлениями, высказывание собственного отношения к событиям, поступкам, людям.
^ КУЛЬТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ:

- использование литературоведческих словарей, энциклопедий, справочников, интернет;

- участие в проектах
СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЙ:

- формирование критического мышления;

^ Календарно-перспективный план



Тема

Количество часов

Методы обучения

Формы работы

Ожидаемый результат

1

Виды письма

1

Рассказ, демонстрация

Коллективный

Настроить на работу

2

Структура личного письма

1

Исследовательский метод

Групповая

Знать правила написания

3

Связующие слова

1

Работа с книгой

Творческая

Уметь употреблять связующие слова

4

Критерии оценки

1

Исследовательский

Коллективная

Знать критерии и принципы оценивания

5

Письмо о ЗОЖ

1

Письменный самоконтроль

Групповая

Уметь писать письмо на заданную тему

6

Письмо «Мое хобби»

1

Фронтальный контроль

Индивидуальная

Уметь писать письмо на заданную тему

7

Письмо «Мои каникулы»

1

Письменный контроль

Индивидуальная

Уметь писать письмо на заданную тему

8

Письмо «Мое свободное время»

1

Письменный контроль

индивидуальная

Уметь писать письмо на заданную тему

9

Email

1

Создание ситуации успеха

Индивидуальная

Уметь писать электронное письмо

10

Структура эссе с аргументами «за» и «против»

1

Исследовательский метод

Коллективная

Знать правила написания и его структуру

11

Критерии оценки

1

Исследовательская

Коллективная

Знать критерии и принципы оценивания

12

Эссе «Влияние компьютера на человека»

2

Письменный самоконтроль

Групповая

Уметь писать эссе на заданную тему

13

Эссе «Служить Родине»

2

Фронтальный контроль

Индивидуальная

Уметь писать эссе на заданную тему

14

Эссе «Выбор профессии - мой выбор или выбор родителей»

2

Письменный контроль

Индивидуальная

Уметь писать эссе на заданную тему

15

Виды официальных писем

1

Рассказ демонстрация

Коллективная

Знать и различать виды официальные письма

16

Письмо просьба

2

Устный и письменный самоконтроль

Групповая


Уметь писать письмо просьбу

17

Письмо жалоба

2

Приучение, требование

Групповая


Уметь писать письмо жалобу

18

Письмо благодарность

2

Приучение, требование

Индивидуальная

Уметь писать письмо благодарность

19

Анкеты

2

Создание ситуации

Индивидуальная

Уметь заполнять анкеты

20

Декларации

1

Создание ситуации успеха

Индивидуальная

Уметь заполнять декларации

21

Открытка

1

Составление открытки

Творческая

Уметь писать открытки

22

Рецензия

2

Письменная работа по составлению рецензии

Индивидуальная

Уметь писать рецензию

23

Сочинение-описание

2

Приучение, требование

Групповая

Уметь писать описательное сочинение

24

Творческий отчет

2

Поощрение

Творческая

Уметь писать все виды пис.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconТема: Развитие речи. Учимся писать письма!
Основные методические приемы: «Шесть шляп мышления», «Мудрые совы», «Синквейн», рефлексия

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка классного часа
Классный час предназначен для учащихся 5-6 классов средней образовательной школы

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка урока-письма «Этот интересный эпистолярный жанр письма»
Аудиозапись любой из песен: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Темная ночь» В. Агатова

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconПлан-конспект конкурсного урока письма для 2-го класса в номинации...
Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесем нашу...

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка Урока письма «Пусть говорят письма»
Цель урока: познакомить с письмом как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка для организации и проведения внеаудиторного...
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия со студентами I, II курса специальности...

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка сценария внеклассного мероприятия ко Дню...
Цели: Расширение знаний учащихся об истории города Краснодара, Краснодарском крае

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка занятия для учащихся 9-11 классов “Психология современной семьи” Цели
Воспитательная: способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникационных способностей учащихся успешно...

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка "Вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной...

Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся писать письма, доклады, сочинения, статьи, эссе» iconМетодическая разработка на тему: «Если хочешь быть здоров»
Методическая разработка на тему: «Если хочешь быть здоров». Урок окружающего мира во 2 классе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница