Автореферат диссертации на соискание ученой степени




Скачать 273.74 Kb.
НазваниеАвтореферат диссертации на соискание ученой степени
страница1/2
Дата публикации08.08.2013
Размер273.74 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
www.lit-yaz.ru > Культура > Автореферат диссертации
  1   2
Шеповалов В. М.

Сценография в художественной целостности спектакля

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения


Ленинград – 1986

Данная диссертационная работа примыкает к ряду исследований театрального искусства, анализирующих закономерности пространственного решения спектакля, и посвящена кругу проблем, решение которых должно обозначить границы теории сценографии. Потребность в создании научной теории, которая комплексно охватывала бы все закономерности и структурные особенности пространственного решения сценического произведения, назрела давно, но непосредственное становление такой науки происходит в наши дни. На современной стадий развития театрального искусства и науки о нем стало необходимым исследованное по частям, осознать в единстве, как определенную художественную целостность, и воссоздать ее в научном эквиваленте.

Отдельные аспекты настоящей темы рассматривались многими авторами. Архитектурные особенности театрального искусства интересовали уже М. Витрувия, этим же вопросом активно занимались Г.К. Лукомский, Н.Г. Уманский, В. Всеволодский /Гернгросс/, А. Бринкман, Г.В. Бархин, В.Е. Быков идр. Проблемы технических возможностей сцены в их влияния на спектакль изучались такими авторами как: С. Серлио, Н. Субботини, И. Фуртенбах, П. Сонрель, Ф. Краних, И.В. Эскузович, А.А. Петров, Н.П. Извеков и др. Отдельными сценографическими аспектами спектакля, исследованием определенных направление в развитии художественного оформления спектакля, творчества отдельных театральных художников занимались Дж. Гасснер, А.Р. Кугель, А.А. Гвоздев, П.А. Марков, И.Я. Гремиславский, Е.С. Громов, М.Г. Эткинд, С.С. Макульский, М.И. Пожарская, Ю.М. Лотман, Ф.Я. Сыркина, М.Е. Костина и др. Особое место в становлении науки о пространственной образности спектакля занимают воспоминания, литературные труды практиков театра, художников и главным образом режиссеров, особенно К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, А.Я.Таирова, В,3,Мейерхольда, Е.В.Вахтангова, Г. Крега, А.Д. Попова, П. Брука.

В результате складываются основные понятия сценографии, а у современных исследователей театрального искусства можно уже встретить теоретические положения[1]. Теория пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа, на сегодня существует как сумма разработанных частных положений, отдельных проблем, а также как интуитивное «художническое» предугадывание законов композиции театра. Но отсутствие единой теории сценографии является серьезным тормозом не только для теоретической науки, но и для театра.

Данная диссертация является работой, ставящей себе целью выявить круг главных понятий, во взаимоопределении и становлении которых должна сложиться научная система композиционного строения сценографии. Цель исследования обусловила и выбор основных задач: 1/ выявление специфических особенностей театра и его места в общей системе искусств; 2/ выяснение внутренней организации сценического произведений и особенностей его формы и содержания; 3/ определение пограничных зон, отделяющих спектакль от произведений других видов искусства; 4/ изучение особенностей преломления театральной специфики в каждой художественной целостности сценического произведения.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются труды классиков, где дан последовательно научный метод познания действительности с позиции мировоззрения диалектического материализма; исследования русских и советских ученых /философов, эстетиков, этиков, социологов, искусствоведов/ по проблемам искусства в целом и театра в частности; сочинения авторов античности, Возрождения, немецкой классической философии, зарубежных исследователей искусства. Данная работа строится на изучении литературного наследия режиссеров, художников, актеров и других практиков театра, на исследовании различных театральных направлений, отдельных театральных коллективов и спектаклей, на основе многочисленных критических заметок, работ. В основе диссертационного исследования лежит также собственный опыт автора в качестве заведующего художественно-постановочной частью театра оперы и балета имени С.М. Кирова, где при его участии были поставлены спектакли классического и современного репертуара.

Анализ театрального творчества в работе строится через общее, присущее всему искусству, так как специфика не может быть выявлена из предмета как такового, необходим выход в более широкую систему. Таким общим, способным индивидуализироваться в каждом конкретном произведении, является материал творчества в самом широком понимании. Поэтому определяющим и методологически важным понятием является понятие "материал искусства", которое отражает конкретное строение художественного произведения, на основе которого и из которого оно создается, как к вся художественная культура в целом[2].
[1] См. работы следующих авторов: Базанова В.В., Бачелис Т.И., Березкина В.И., Громова Н.Н., Кунина М.М., Листовского В.В., Михайловой А.А. и др.
[2] 0 понятии "материал искусства" см.; Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах, М., 1968-1873; Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966; Лосев А.Э. История античной эстетики. Т.1-5, М., 1963-1979; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; его же; Эстетика словесного творчества. М., 1979; Фаворский В.А. О композиции, - «Творчество», 1967, № 1-2.

В диссертации сделана попытка дать целостный, анализ всей совокупности пространственной определенности спектакля: от архитектурно-технической заданности до пластических возможностей актерского состава – всего того, что создает визуальную значимость театрального образа. Значительное внимание уделяется исследованию понятия "материал искусства", позволяющего, с одной стороны, рассматривать театр в целостности всей художественной культуры, а с другой - видеть особенности каждого отдельного произведения.

Также определяются существенные, моменты театрального искусства, которые помогает выявить структурные особенности спектакля как конкретной художественной целостности. В работе сделана попытка выявить круг понятий, необходимый для становления теории сценографии, а также дан анализ узлового термина "сценография", сти­хийно выдвинутого практикой театра в качестве центрального понятия теории пространственного решения спектакля.

Основным элементом, формирования понятийный аппарат диссертации, является исследование актерских возможностей, определяющих визуальную значимость театрального произведения.

Результаты исследования могут способствовать созданию единой теории пространственного решения спектакля, которая может обогатить все сложившиеся научные дисциплины о театральном искусстве.

Теория сценографии, основные моменты которой сформулированы в диссертации, позволят выяснить эволюцию театрального искусства под углом визуальной значимости сценического образа в его взаимном влиянии с пространственными видами искусства. Такая теория необходима как знание "языка" данного вида творчества, его законов, для практики современного театра, а также и для возможности предвидения перспективы развития театрального искусства.

Понятийный аппарат, выработанный в диссертации, результат исследования, должны способствовать более углубленному научному осознанию театрального искусства в целом и изучению сценографии спектакля - в частности. Они должны сыграть известную положительную роль в курсе обучения специалистов театра, явившись в качестве потенциальной основы для создания учебного пособия по курсу теории пространственного решения спектакля для студентов по специальности: режиссура, актерское мастерство и главным образом - художник-постановщик и художник-технолог.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 180 страниц машинописного текста, список литературы включает 318 названий.

Во введении раскрывается актуальность избранной темы, состояние ее разработанности, формулируется основной замысел работы, выявляется методология исследования и структура диссертации. Определяется значение теоретического обоснования сценографии спектакля и роль ее теории в дальнейшем научном освоении и практике театра.

В теоретическом наследии и практике современного театра имеются достаточно углубленные предпосылки, позволяющие видеть сценографию как всю совокупность пространственного решения спектакля. В истории театра можно проследить смену сценографических форм в контексте различных культур, эпох; при этом отчетливо просмат­риваются взаимосвязи сценографии с другими организующими частями спектакля в процессе становления театрального искусства. В теории актерской игры исследуются пластические возможности актерского ансамбля, характер динамики мизансценического рисунка спектакля в зависимости от системы актерской игры, исторической формы теат­рального искусства, это жанровой определенности. Принципы оформления спектаклей и влияние на сценографию пространственных видов искусства отражаются в истории декорационного искусства. Здесь же исследуется и творчество отдельных, театральных художников. В истории и теории театральной архитектуры и техники прослеживается развитие художественно-технических средств спектакля и выявляются особенности сценического пространства в зависимости от смены исторических форм театра.

При таком обилии исторических и теоретических предпосылок в театроведении тем не менее нет работ, очерчивающих круг проблем, с решением которых сценография могла бы получить свое теоретическое определение. Как пишет М.Г. Эткинд: "Этот вид творчества не может похвастать - по сравнению со своими родственниками в семье искусств - сколько-нибудь разработанной теорией. Он редко привлекает внимание ученых, теорий здесь ровно столько, сколько художников"[1].

[1] Эткинд М.Г., О диапорзоне пространственно-временных решений в искусстве оформления сцены /опыт аназиза творческого наследия советской театральной декорации/. – В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с. 211.

Сам термин "сценография" является ключевым для данного диссертационного исследования. Он получил широкое распространение, как среди театроведов, так и среди практиков театра. Отдельные грани его содержания, сложившиеся в контексте развития современного театра и науки о нем, могут быть сформулированы следующим образом:

- сценография как синоним декорационного искусства. У Г.К. Лукомского мы читаем: «Сценография - живописное украшение сцены...»[1]. Уместно здесь предположить, что настоящий термин есть трансформированное "скенография", встречающийся еще у М. Витрувия и обозначающий "роспись сцены", то есть применение живописных перспектив в оформлении спектакля.

- сценография как определенный этап в развитии художественного оформления спектакля. Так в ряде исследовательских работ термином "сценография" обозначают исторически сложившиеся этапы художественного оформления спектакля, отказавшись от иллюстративного начала, когда декорации полностью подчинены игровой стихии актерской игры. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И.Березкиным в монографии "Театр Йозефа Свободы". В ней автор выделяет в историческом генезисе театра ряд этапов эволюции художественного оформления, последний - с начала XX века до наших дней относится к развитию собственно самой сценографии[2].

- сценография как профессия в театре. Не менее популярен и термин "сценограф", посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства /художник, театральный технолог, инженер-конструктор/ подчеркивают специфику своей профессии в театре. Театральный художник стал именоваться сценографом, заявив тем самым принадлежность к особому виду искусства, а также к особому художественному методу.

- сценография как наука о художественно-технических средствах в создании пространственной образности спектакля. Потребность в создании науки, которая комплексно изучала бы закономерности механизма совокупности всех технических и художественных средств оформления спектакля, назрела давно, хотя непосредственное ста­новление этой науки началось в наши дни. За такой отраслью театроведения и закрепилось название "сценография". Разделяя мнение В.Е. Быкова, что под "сценографией" надо понимать "совокупность всех технических кхудожественных средств постановки спектакля"[3], определение такой науки дает В.В. Базанов[4].

На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений. Сценография есть вся совокупность пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа. Она включает в себя как отдельные грани декорационное искусство, архитектурно-технические возможности сцены и, главное - пластические возможности актерского состава, проявляющиеся в развитии мизансценического рисунка. Во многом правы и те исследователи, которые считают, что собственно сценография характерна для театра XX века, т.е. режиссерского театра, так как только такой театр осознал значимость сценографической образности спектакля. Поэтому и сценография формировалась в большей степени режиссерами, а в свою очередь художники стали и во многом режиссерами, т.е. художниками-сценографами.

Практические интересы развивающегося театрального искусства выдвинули термин "сценография" в качестве центрального понятия. В настоящее время теория сценографии должна осознать на научном уровне сценическую графику как необходимый момент художественной целостности театрального произведения. Она должна сформулировать методологические принципы для театроведческой науки, изучающей сценографию спектакля.

Глава 1-я – «Синкретически-синтетическая суть театрального произведения» - посвящена исследованию основных особенностей театра как отдельного вида искусства. Здесь определяется место театра в системе искусств, рассматриваются методологические про­блемы, связанные с понятиями "вид искусства", "синтетизм", "синкретизм" сценического искусства и использование их в выявлении ключевых моментов в понимании спектакля как художественной целостности. Анализируется роль актерской игры, влияние отдельных ви­дов искусства в создании спектакля, формы их проявления, а также выясняется роль технических средств в динамике спектакля. Здесь же определяются основы театрального искусства, позволяющие использовать в создании единого произведения многие виды художественного творчества. И, наконец, исследуется материал сценического произведения, закономерность его формирования. В результате выявляются сущностные моменты художественной целостности спектакля и место в этом ряду сценографии.


[1] Лукомский Г.К. Старинные театры. Т. 1-й, С.-Пб., 1913 г. с. 129.

[2] Березкин В.И. Театр Йозефа Свободы, Л., 1973, с.II-28.

[3] Быков В. В. Проблемы театральной архитектуры и сценография. Автореферат дис. на соиск. уч. ст, д-ра архитектуры, М. , 1973
[4] Базанов В.В. Эстетические функции театральной техники. Автореферат дно. на соиск. уч, ст. канд, искусствоведения. Л., 1971, с. 5.

Синтетизм театральной формы является отправным моментом в изучении искусства театра, но в то же время понятие "синтетический вид"[1] при определении театра в системе искусств, как правило, поглощает все внимание исследователя. В результате такого подхода, с одной стороны, театральное искусство обособляется от других, так называемых "простых", несинтетических видов /скульптура, живопись, музыка и т.д./, а с другой - теряет свою специфику, так как театр распространяется на всю область искусства, отождествляясь с суммой "простых" видов. Сводя исследование только к этой грани сущности театра, мы можем определять его только как особый вид искусства и не более, не видя театр вобщей системе искусств как отдельный вид этой системы, и это приведет нас к позиции Гегеля, который, как известно, сводил театр к исполнительскому искусству[2].

Синтетизм театра есть результат взаимодействия различных форм творчества в процессе создания сценического произведения. Причина этого явления кроется в синкретизме сценического искусства. Момент синкретизма является неотъемлемой частью любого творческого процесса, а также характерен для всей художественной культуры в целом[3], но особую форму и значимость синкретизм принимает в театральном искусстве, где он является существенной особенностью, определяющей его видовую особенность. Театр, возникнув на основе массовых празднеств, охватывая все богатство проявления человеческих чувств, впитав всю глубину содержания отдельных видов искусств в генезисе их развития, не утратил своей синкретической природы. Выделившиеся из первичных форм художественного творчества первобытного искусства архитектура, скульптура, живопись, музыка и литература остались моментами во всеохватывающем искусстве театра. Носителем синкретического начала театра является действующий на сцене актер, все же остальное здесь определено им и является его органическим дополнением: интонация его речи перерастает в музыкальность спектакля, пластика тела переходит в пространственную, декорационно оформленную среду, жест актера на сцене превращается в динамику сценического действия.

Синкретизм театра, являясь частью более широкой проблемы синтеза искусств, отражает способность каждого произведения к единению с другим, иной формы творчеством. Когда говорят о музыкальности живописных полотен М. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, литературности картин "передвижников" или П.Федотова, музыкальности архитектуры, пластичности литературных героев, это не просто метафора. Художественное произведение является не только предметом бытия, но живет по законам искусства, оно со-бытийно. Здесь музыка не только "сотрясает воздух", но и звучит в каждом из нас, так же, как в каждом из нас представляются пространственные образы по мере прочтения пьесы. Звук сжат в мгновение в пространственных видах искусства и проявляется через пластику, а пространство сжато в точку в литературном произведении и проявляется через конкретно-чувственные представления. В этих особенностях заключено главное отличие синкретизма театра от синкретизма "простых" видов искусства, в которых он не является сущностным моментом.

Второй особенностью синкретизма театра является то, что в "простых" искусствах общее индивидуализируется, произведение адресуется только "ко мне", в результате этого оно проявляет себя и раскрывается. В синтетических - наоборот, произведение проявляется посредством направленности на коллектив и только после этого индивидуализируется в каждом из нас. Факт-со-бытие театрального представления происходит, когда, с одной стороны, вступает в творческий процесс коллектив авторов /актёр, драматург, режиссер, художник и т.д./, с другой - коллектив зрителей со-авторов. В результате все то, что в живописи, музыке, литературе было "сжато" в точку, в мгновение, в спектакле получает свое развитие, необходимое в общении коллектива авторов и зрителей. Появляется «звуковая раскрытость», а динамика линий, массы т цветового пятна пространственных искусств в сценическом произведении переходя в динамику реального движения.

Именно вследствие синкретической сути театрального искусства и элементов его в «простых» видах искусства становится возможной синтетическая форма театра. Литература, живопись, архитектура, музыка входят в спектакль в виде драматургии, декорационного искусства, музыкального оформления и т.д. и организуются в три синтетические части сценического произведения: актерское искусство, выразательно-изобразительные искусства и технические средства. В синтетизме формы театрального искусства заключено и профессиональное многообразие авторского коллектива. Единение синтетических частей, и единство творческих устремлений, в процессе постановка спектакля, создается режиссурой. Эта задача выполняется через прочтение драматургического текста, знание возможностей и особенностей труппы в распределении ролей, выявление общей идеи /сверхзадачи/ сцени­ческого произведения, а также определение характера и рисунка мизансцен, пластики персонажей и окружающей среды, динамической напряженности и т.д. - всего того, что задает художественную целостность спектакля.


[1] 0 синтетизме театра: см.: Зись А.Я. Вады искусства, М., 1979; его же: 0 современном синтезе искусства, - Театр, 1978, № 2; Коган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике,Л., 1971; его же: Морфология искусства, Л., 1972; Сб. Взаимодествие и синтез искусства, Л., 1978; и др.

[2] Гегель Г.В.Ф. Эстетика, Т.З, М., 1971.
[3] О синкретизме культуры см.; Куклин А.Я. Введение в социологию искусства, Л,, 1978; Праздников Г.А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности. Автореферат дис. на соиск. уч. от, канд. философских наук. Л., 1974.

В генезисе театрального искусства роль отдельных синтетических элементов менялась в зависимости от особенностей жанра, направленности театра, исторического момента в культуре, национальных и других особенностей. Они изменялись по форме проявления: одни в определенные периоды истории почти исчезли, роль других становилась доминирующей. Вместе с тем, в природе театрального искусства всегда присутствовало нечто постоянное, что соединяло эти части, как бы далеко они не уходили в сторону: ядро сценической сущности удерживало их на своей орбите как моменты целого, где потеря одного из них - есть потеря прежнего качества. Таким ядром театрального искусства является синкретизм. Если становление архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы происходило в отрицании, хотя и не в полном, синкретизм, в их обособлении, то театр оставался постоянно в творческой всеобъятности. Формы творческого выражения, когда "...жест, мимика, мелодические интонации, графемы использовались первобытными людьми в качестве элементов некоего синкретического языка"[1] стали сутью театра, его отличительной и уникальной чертой в системе искусств.

Преодоление синкретизма как эмбрионального состояния искусства, вычленение и формирование отдельных его видов во многом связано с освоением материала художественного творчества. «Можно сказать, - пишет Н. Гартман, - что все разделение прекрасных искусств заимствовано, прежде всего, из различия по материи»[2]. Склад определенной исторической модели в художественной культуре создается в освоении материала, на основе которого сознание реализует свои возможности в эстетическом познании действительности. Этот материал есть, во-первых, интерпретация общечеловеческих ценностей в рамках контекста актуализации идей, на основе которых создается искусство определенной, последующей культуры; во-вторых, материал есть преломление в художественном творчестве закономерностей объективной действительности, то есть проявление вида материала, формируемого в отдельных искусствах /это масса или тяжесть предметов в их визуально-значимых отношениях, это светоцветовое распределение, перспективное преломление пространства, это пластическая углубленность и т.д./. И, в-третьих, это конкретно-чувственный материал – то, что непосредственно формируется в конкретном художественном произведении: в живописи – это холст, краски, в скульптуре - камень, дерево ит.д. - то есть то, из чего образуется произведение и "... что поэт взял как готовое - житейские отношения, истории, случаи, бытовую обстановку, характеры – все то, что существовало до рассказа, если это толково в связно пересказать своими словами"[3], - на основе чего создается произведение.

Все пространственные виды искусства основываются на зрительном восприятии и утверждают визуальную значимость человека в окружающей его среде. Материалом этих искусств является масса, свет, пластика - закономерности которых диктуют композиционный строй архитектуры, живописи, скульптуры. Несмотря на то, что все виды закономерностей художественного формирования пространства тесно взаимоувязаны, определенный вид материала доминирующе влияет на определенный вид искусства.

Особая же роль вгенезисе искусства принадлежит театру, формирование которого не сопровождалось ограничением материала творчества, как в других видах искусства.

Конкретизация содержания театра не привела к локализации формы и ограничению материала творчества. Сценическое искусство на протяжении всей своей истории сохранило унаследованный от его эмбрионального состояния искусства синкретизм творческого многообразия - в этом его особенность и отличие. Если отдельные "простые" искусства совершенствовали в генезисе развития одну из граней системы искусств, то театр шел по пути совершенствования нерасчлененности всех сторон творческих художественных возможностей человека, шлифовки всех граней синкретически целого. Спектакль строится на всей совокупности материала, т.е. композиция сценического произведения синтезирует в себе все виды закономерностей материала. Такой синтез становится возможен на основе синкретически целого, каким является действующий на сцене актер. Специфика материала театра заключается в том, что человек, его природные данные здесь есть материал и художественная идея, инструмент и исполнитель, что не встречается ни в одном другом виде искусства.


[1] Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства. М., 1971, с.38.
[2] Гартман Н, Эстетика, А., 1958, с.31.
[3] Выготский Л. С. Психология искусства, :Л. , 1968, с. 187.

Взаимодействие в театре различных форм творчества преломляет отдельные искусства в художественную целостность спектакля. Они кристаллизуются на основе синкретической сущности сценического искусства, в котором уже представлены как моменты целого.

Спектакль как произведение искусства вне зависимости от исторических, национальных, жанровых и других особенностей композиционно организуется из определяющих моментов художественной целостности. Такими моментами, отражающими синкретически - синтетическую суть театрального искусства, являются:

- сюжетно-драматический строй, как развитие драматического действия в определенном сюжетно-фабульном направлении. Этот определяющий момент художественной целостности, с одной стороны, не может быть сведен к литературному произведению, так как пьеса шире /на основе одного драматического произведения ставятся отличные друг от друга спектакли/; с другой - спектакль может быть создан и без пьесы, на основе заданных характеров и тем, например театр «дель-арте».

- звуко-музыкальный строй, то есть музыкальность в полноте своего проявления: произнесение определенна образом текста, его интонационность, звукошумовые эффекты, музыкальное оформление, "зоны молчания" и в целом общий музыкальный настрой, создаваемый развития действия спектакля.

- сценография – как пространственная определенности сценического произведения, визуальная значимость спектакля. А это не только то, что компонует на сцене художник /декорации, костюмы, свет/, но и все, что образует пространственное тело спектакля. Сюда входят и пластические возможности актерского состава: более того, актер есть модуль сценического пространства. Это и технические возможности сцены ее архитектурно-планировочная заданность, так как в сценическом искусстве, как ни в каком другом, важен технический момент.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени
Специализация – Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconАвтореферат диссертации на соискание научной степени
...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconСписок членов совета д 212. 232. 62 по защите диссертаций на соискание...
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconЖурнала, издания
Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени icon21 декабря 2013 года после тяжёлой и продолжительной болезни ушёлиз...
В. И. Ленина. В 1984 г защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; в 1994 году окончил очную докторантуру...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconДиссертация соответствует требованиям вак, а ее соискатель Шильская...
Ннгасу федорцова Е. В. на диссертацию Шильской Н. С. «Феномен в диалектике естественного и искусственного», представленной на соискание...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconАктуальность работы
Графический материал к диссертациИ на соискание академической степени магистра техники и технологии по направлению подготовки «Информатика...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconАктуальность работы
Графический материал к диссертациИ на соискание академической степени магистра техники и технологии по направлению подготовки «Информатика...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconДиссертация Владимирцевой Надежды Владимировны на соискание учёной...
...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени iconЗаключение
Фещенко Ольги Александровны на тему «Концепт дом в художественной картине мира М. И. Цветаевой (на материале прозаических произведений)»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница