Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России»




Скачать 405.02 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России»
страница1/4
Дата публикации16.06.2013
Размер405.02 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3   4
РСО-Алания г.Владикавказ

Центр развития творчества детей и юношества «Заря»


На конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» номинация «Наставник».


Автор -

методист ЦРТДЮ «Заря» Л.В.Камышникова.


Владикавказ 2010г.

Республика Северная Осетия - Алания

Министерство образования и науки

Центр развития творчества детей и юношества «Заря»

Конкурс

исследовательских работ

«Галерея Славы Юга России»

Рецензия

на конкурсную исследовательскую работу

о почетных гражданах, знаменитых земляках, наставниках и лучших представителях молодого поколения «Галерея Славы Юга России».
Конкурс «Галерея Славы Юга России» имел своей целью напомнить современникам имена знаменитых земляков, наставников, почетных граждан республики.

Для исследования в номинации «Наставник» Л.В.Камышникова остановила свой выбор на народном художнике России Ч.У.Дзанагове.

Весь собранный материал свидетельствует о том, что выбор этот не случаен. Ни одна грань многообразного творчества Дзанагова не оставалась неисследованной. Всем, кто будет знакомиться с данными материалами, будет небезынтересно узнать насыщенную интересными событиями жизнь скульптора, своеобразную биографию шедевров осетинского скульптурного искусства.

Составители данного исследования знакомят нас не только с историческими и искусствоведческими рассказами, но и затрагивают отдельные социальные проблемы, что свидетельствует о глубокой степени изученности сведений о наставнике.

Автор исследования полностью реализовал свой замысел. Во-первых, представил Дзанагова настоящим наставником молодежи, примером служения искусству и своему народу. Во-вторых, представляется, что автор обозначил мысль о том, что памятники должны жить в нашем сознании, ибо воздвигаются, чтобы сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги деяний.

Несомненно, работа позволит повысить уровень патриотического воспитания молодежи.

Заслуженный учитель

РСО-Алания А.З.Габисова.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\изображение 005.jpg
ДЗАНАГОВ

ЧЕРМЕН

УРУЗБЕКОВИЧ



^ РЦИ – АЛАНИ АХУЫРАДЫ ÆМÆ НАУКÆЙЫ МИНИСТРАД

СЫВÆЛЛÆТТЫ ÆМÆ ФÆСИВÆДЫ СФÆЛДЫСТАД РÆЗЫНЫ ЦЕНТР «ЗАРЯ».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

^ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

И ЮНОШЕСТВА «ЗАРЯ»




РФ, РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, г.ВЛАДИКАВКАЗ ул. К.МАРКСА, 75

Тел. (8672) 25-10-68

Факс (8672) 25-10-68

e-mail: ZARIA82@mail.ru


№48 18.10.2010г

Председателю

Союза художников

РСО-Алания

Маргиеву Т.Г.

Уважаемый Таймураз Георгиевич!

На территории Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов проводится конкурс исследовательских работ о почетных гражданах, знаменитых земляках, наставниках и лучших представителях молодого поколения «Галерея Славы Юга России».

Организаторами конкурса выступают Межрегиональная Общественная молодежная организация «Ассоциация почетных граждан, наставников и талантливой молодежи», Совет молодых законодателей при Южно – Российской парламентской ассоциации, Молодежный Парламент при Законодательном Собрании Ростовской области. Основными целями и задачами конкурса является восстановление забытых имен, формирование летописи малой Родины, объединение людей разных возрастов общей идеей сохранения исторического наследия.

Центр развития творчества детей и юношества «Заря» просит Вас оказать содействие в исследовательской работе нашему сотруднику Камышниковой Л.В., которая выбрала в конкурсе номинацию «Наставник». Она готовит материал о нашем знаменитом земляке, наставнике, Народном художнике РСФСР Чермене Урусбековиче Дзанагове.

Реализация данного проекта позволит повысить уровень патриотического воспитания молодежи и укрепить межпоколенческие связи.

Собранный материал о Дзанагове Ч.У. будет размещен на сайте Ассоциации www.glory-gallery.ru.

Директор ЦРТДЮ «Заря» Мзокова А.С.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

НАГРАДЫ

И ЗВАНИЯ
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\1.jpg
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\2.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\3.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\4.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\5.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\6.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\7.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\9.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\10.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\12.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\награды\11.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\грамоты\3.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\грамоты\2.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\грамоты\1.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\грамоты\6.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\грамоты\5.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\грамоты\4.jpg

Ходатайство о награждении Дзанагова Г.У.

медалью «Во Славу Осетии».
Творчество Чермена Урузбековича Дзанагова, представителя пластического жанра осетинского профессионального изобразительного искусства с полным основанием следует отнести к числу его первопроходцев - Сосланбека Тавасиева, братьев Давида, Инала и Александра Дзантиевых.

Способности молодого скульптора были замечены тогда уже известным осетинским скульптором Тававсиевым, работавшим в г.Москве, который пригласил Чермена Уруузбековича принять участие в работе над увековечением в размер сооружения памятника народному герою Башкирии Салавату Юлаеву по утвержденной модели С.Тавасиева.

Четыре года работы (1948-1952 г.г.) у известного мастера над крупными памятниками Салавату Юлаеву (Уфа) и Коста Хетагурову (Орджоникидзе) сыграли заметную роль в дальнейшей творческой деятельности Ч.Дзанагова.

Совместная работа с С.Тавасиевым дали ему возможность более глубоко познать профессиональные особенности пластического жанра, а также овладеть основами монументальной скульптуры, что серьезно расширили диапазон его творческих возможностей.

По возвращении из Москвы (1952 г.) Ч.Дзанагов вскоре становится одним из самых активных представителей скульптурного жанра национального изобразительного искусства.

Он был и остается в Осетии одним из главных мастеров портретной и монументальной скульптуры, виртуозным исполнителем произведений малых форм.

Дзанаговым Ч.У. создано большое количество произведений станковой и монументальной скульптуры: «А.Гассиев – изобретатель», «Г.Созанов – передовик колхоза», «И.Дзилихов – хирург», «В.Тхапсаев – артист», «Д.Мамсуров – писатель», «Н.Саламов – артист». Созданы портреты видных деятелей культуры и искусства, а также передовиков производства: - «Портрет старейшего колхозника Созанова Гадако», «Пастух», «Портрет строителя Транскама», «Портрет В.И.Ленина», «Партизан». Он автор многих памятков погибшим воинам, установленных в городах (Моздок, Алагир) и селах (Коста, Хумалаг) Северной Осетии: конная композиция «Дзарахохов», «Коста среди шахтеров», «Ленин с соратниками», «Киров с красногвардейцами», «Связист» и др., а также один из авторов Монументов, посвященного 200-летию добровольного присоединения Северной Осетии к России (Владикавказ).

Помимо индивидуальной творческой деятельности Ч.Дзанагов активно участвует в работе местной организации художников для укрепления его статуса, а также улучшения условий труда членов коллектива, активизации выставочной работы с целью пропаганды достижений национального изобразительного искусства.

Созданные им произведения экспонировались на зональных, всероссийских и всесоюзных выставках и за рубежом, а также его работы как «Портрет В.И.Ленина», «Портрет старейшего колхозника Созанова Гадако», « Пастух», «Портрет строителя Транскама», «Партизан» и др. вошли в золотой фонд осетинского национального изобразительного искусства.

Высокий профессиональный уровень Дзанагова Ч.У., его человеческие качества снискали ему уважение художников на только Осетии, но и России - он неоднократно избирался членом Правления Союза Художников России и СССР.

Коллектив Союза художников Республики Северная Осетия-Алания ходатайствует о награждении медалью «Во Славу Осетии», ветерана ВОВ, «Народного художника Российской Федерации» - Дзанагова Чермена Урузбековича.

Председатель Союза художников РСО-Алания

Маргиев Таймураз Георгиевич

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\наградной лист\1.jpg
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\наградной лист\2.jpg
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\наградной лист\награда.jpg


^ ПУБЛИКАЦИИ О ГЕРОЕ


Конкурс «Галерея Славы Юга России»
«Наставник».
Чермен Дзанагов ответил на вопросы анкеты Конкурса «Галерея Славы Юга России».
На территории Южного и Северо-Кавказского Федерального округов проводится конкурс исследовательских работ о почетных гражданах, знаменитых земляках, наставниках и лучших представителях молодого поколения.

Организаторами конкурса выступают Межрегиональная Общественная молодежная организация «Ассоциация почетных граждан, наставников и талантливой молодежи», Совет молодых законодателей при Южно-Российской парламентской ассоциации, Молодежный Парламент при Законодательном Собрании Ростовской области.

Реализация данного проекта позволит повысить уровень патриотического воспитания молодежи и укрепить межпоколенческие связи.

Нами выбрана в конкурсе номинация «Наставник». Название номинации созвучно Году учителя, в котором был дан старт конкурсу.

По вопросам анкеты с «Заслуженным художником Российской Федерации», «Народным художником Российской Федерации» Черменом Урусбековичем Дзанаговым беседовала методист Центра развития творчества детей и юношества «Заря» Людмила Камышникова.

- Чермен Урусбекович, кто или что повлияло на выбор Вашей профессии?

- Дед, мой дед. Он вырезал из дерева ложки, черпаки – къоппа. Сядет на стог сена и вырезает. Я маленький был, тянулся к деду. Он показывал мне, как это делается. Со временем я ему стал помогать.

- Учась в школе, Вы уже поняли, что любите рисовать и даже лепить из глины. И, как ни страшно было, но Вы рискнули поехать в далекий г.Одесса поступать в художественное училище.

А Вы помните своих преподавателей и кого их них Вы считаете своим наставником?

- Конечно помню. Я вообще занимался рисованием и поступил на факультет живописи. А скульптуру нам преподавал профессор Отто Тернер. Он заметил меня и сказал: «Иди ко мне на скульптуру». Тернер взял меня к себе, и я стал с ним работать.

- Вы оказали влияние на выбор Ваших сыновей стать скульпторами?

- Я не хотел, чтобы сыновья пошли на скульптуру, но они все равно это сделали. Не я повлиял, а просто у них, видимо, дар есть божий. Младший закончил Суриковский институт , а старший - наше училище.

- Сегодня кто-нибудь из младших в Вашей семье хочет повторить Вашу профессию или, может быть уже учится?

- Младший внук Давид начинает заниматься: рисует, лепит. Но не знаю, что получится. Лишь бы в мою специальность не пошел. Я не хочу. Сейчас очень трудно в плане материальном. Выставки делают, но никто ничего не покупает. А жить на что? Молодым, талантливым, кто еще не получает пенсию, очень трудно.

- Чермен Урусбекович, а себя Вы считаете наставником? Если да, то что побудило Вас стать им?

- Трудно ответить на этот вопрос. Я долгое время был Председателем союза художников, стоял во главе коллектива. Я обязан был им помогать. Надо было думать, как обеспечить своих сотрудников работой, мастерскими, квартирами. Надо пользоваться авторитетом, чтобы решать какие-то вопросы.

- Я разговаривала с Вашими бывшими сослуживцами. Они говорят, что Вы очень внимательный и добрый человек, стольким людям помогли и в работе, и в получении жилья.

Видимо для этого надо быть еще и настойчивым?

- Да, это так. Обращался к Председателю совета министров республики, к первому секретарю Обкома партии. Тогда был Кабалоев. С ним было проще, чем с теперешними чиновниками. Звонил ему, просился на прием, он отвечал: «Приходи». И я шел и решал вопросы.

- Какое событие в жизни считаете самым ярким?

- Самые лучшие моменты в жизни были, когда выставки свои открывал.

Но помню и войну. Это было на Висле. Нам прислали набор, совсем молодых парней, которые еще «пороха не нюхали». А кругом стреляли, грохотали орудия. Многие из них испугались и стали убегать. Приходилось ловить их, возвращать, успокаивать и объяснять им, что надо залезть в окоп и не высовываться по пустякам, если на тебя идут, то стрелять.

Ну, а если убьют, то вина твоя, что ты высунулся из окна.

Вот такие ребята-призывники и сейчас есть, к сожалению.

- Кто из Ваших земляков – живущий ныне или ушедший из жизни – заслуживает наибольшего уважения?

- Коста Хетагуров. Вот чье творчество поистине многогранно, вот у кого надо учиться. А сейчас возьмите Осетинский драмтеатр. Для него никто не пишет таких талантливых пьес.

- Что не приемлете в людях?

- Человек должен быть спокойным. Уважать старших. Вообще в осетинской культуре есть такой всеобъемлющий термин «ирон агъдау» - это уважение к старшим и младшим. Надо делать все, чтобы младшие вырастали с этим чувством. На осетинских похоронах или свадьбах, кувдах сидят старики, а приходят молодые, и их тоже сажают вместе со стариками. Этого не надо делать, необходимо объяснять молодым как себя вести.

А то еще бывает, молодые выпьют и начинают песни петь, забыв вообще на каком мероприятии они находятся. Надо приобщать молодых к осетинской культуре, она ведь очень богатая и мудрая.

- Чермен Урусбекович, в Осетии Вы являетесь одним из главных мастеров портретной и монументальной скульптуры, виртуозным исполнителем произведений малых форм. Ваши работы экспонируются в музеях, украшают улицы и площади городов и населенных пунктов: в Башкирии 10-метровый памятник Салавату Юлаеву (совместно с С.Тавасиевым); во Владикавказе памятник К.Л. Хетагурову (совместно с С.Тавасиевым); монумент, посвященный 200-летию добровольного присоединения Осетии к России (совместно с С.Санакоевым и М.Царикаевым) и много других. Есть и за рубежом, в Болгарии. Расскажите об этом, пожалуйста.

- В г.Кырджали есть моя работа. Это довольно большой памятник К.Хетагурову. Он стоит на одной из улиц этого города–побратима. В 90-е годы, когда начались все эти государственные «перевороты», думал, что памятник там не нужен, тревожился за его судьбу и хотел вывезти его оттуда. Но сейчас я узнал, что беспокоиться нет причин.

Не так давно по просьбе представителей Чеченской республики был сделан памятник погибшему президенту Кадырову высотой 3,5м. Он установлен на родине Кадырова.

- Над чем сейчас работаете?

- Сейчас работаю над конными статуями. Мне хотелось бы, чтобы ими был украшен мост, как в Петербурге. У нас на Кировском мосту поставили барсов, а я предлагал лошадей. А ведь это очень красиво – проезжать по мосту мимо лошадей.

- Тем более, что за Вами, Чермен Урусбекович, давно укрепилась фраза «кони – это Ваш конек». Я представляю какая, это красивая композиция. Может быть, сегодняшней мэрии города стоит задуматься над этим проектом?

И в конце нашей встречи хотелось бы услышать из Ваших уст наставления молодым педагогам.

- Прежде всего надо очень любить свое дело. А детей надо строго разделять: что хочет каждый из них. Если кто-то любит рисовать, а у кого-то лучше получается лепка, это и надо развивать. Никогда не надо одергивать ребенка: «Делай только так или вот так!» А надо спокойно объяснять.

Необходимо детям показывать свои работы, то, что сам умеешь делать. Вот в таком духе. Дети порой на лету все схватывают. Но надо и уважать ребенка, не забывать похвалить, сказать: «Какой же ты молодец!»

Я и во дворе у нас собирал детей и проводил с ними занятия. К сожалению, по состоянию здоровья я несколько ограничен в передвижениях. Если бы не ноги, я бы не сидел дома. Работал бы все время. У меня есть еще много проектов.

- Спасибо, Чермен Урусбекович, за беседу. Желаем Вам здоровья, сил, энергии и еще многих творческих свершений.

P.S. В силу своей природной скромности этот умудренный жизненным опытом, необычайно обаятельный человек за все время беседы так и не признал себя ни учителем, ни наставником. А жизнь поставила все на свои места. Будучи молодым старшиной, он учил только что прибывших на фронт юных солдат не подставлять жизнь под пули. А став профессиональным скульптором, щедро делился и делится своим опытом, знаниями и помогает другим стать настоящим человеком и профессионалом.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\dsc06794.jpg

^ У.Ч.Дзанагов с младшим сыном Заурбеком


Пример служения искусству
Творчество Чермена Урузбековича Дзанагова, представителя пластического жанра осетинского профессионального изобразительного искусства с полным основанием следует отнести к числу его первопроходцев – С.Тавасиева, братьев Давида, Инала и Александра Дзантиевых.

На раннем этапе развития этого жанра творчество Ч.Дзанагова сыграло заметную роль в дальнейшем его совершенствовании и вывода на уровень современных профессиональных требований.

Чермен Урузбекович родился в 1920 году в горном селении Джимара Северной Осетии, получил образование в Одесском художественном училище (1935-1940 гг) после окончания которого его призвали в армию и ему суждено было пройти через горнило Великой Отечественной войны с начала и до ее окончания.

Достойно выполнив свой ратный долг, чему свидетельство многочисленные боевые награды, Ч.Дзанагов в 1946 году возвратился в Осетию и с этого времени начинается этап его практической биографии. Обладая незаурядными способностями, он активно работает в малой пластике, а также в портретной скульптуре.

Способности молодого скульптора были замечены тогда уже известным осетинским скульптором Сосланбеком Тавасиевым, работавшим в г.Москве, который пригласил Чермена Урузбековича принять участие в работе над увековечением в размере сооружения памятника народному герою Башкирии Салавату Юлаеву по утвержденной модели С.Тавасиева.

Четыре года работы (1948-1952 гг) у известного мастера над крупными памятниками Салавату Юлаеву для г.Уфы и Коста Хетагурову для г.Орджоникидзе (установлен у Осетинского театра) сыграл заметную роль в дальнейшей творческой деятельности Ч.Дзанагова.

Совместная работа с С.Тавасиевым дали ему возможность более глубоко познать профессиональные особенности пластического жанра, а также овладеть основами монументальной скульптуры, что серьезно расширили диапазон его творческих возможностей.

По возвращении из Москвы (1952 г) Ч.Дзанагов вскоре становится одним из самых активных представителей скульптурного жанра национального изобразительного искусства.

Он был и остается в Осетии одним из главных мастеров портретной и монументальной скульптуры, виртуозным исполнителем произведений малых форм. Он является автором многочисленных памятников, установленных в городах и населенных пунктах республики и за его пределами. Помимо индивидуальной творческой деятельности Ч.Дзанагов активно участвует в работе местной организации художников для укрепления его статуса, а также улучшения условий труда членов коллектива, активизации выставочной работы с целью пропаганды достижений национального изобразительного искусства. В короткой статье нет возможности подробно остановиться на творчестве этого большого мастера, каким бесспорно является Ч.Дзанагов.

Частичное изложение перечня созданных им произведений даст возможность оценить уровень профессиональных возможностей, а также значение его творчества в осетинском изобразительном искусстве.
Композиционная скульптура
Конная композиция «Дзарахохов» (1954 г)

«Коста среди шахтеров» (1955 г)

«Ленин с соратниками» (1955 г)

«Киров с красногвардейцами» (1956 г)

«Связист» (1957 г) и др.

Портретная скульптура
«А.Гассиев – изобретатель» (1956г)

«Г.Созанов – передовик колхоза» (1957 г)

«И.Дзилихов – хирург» (1959 г)

«В.Тхапсаев – артист» (1960 г)

«Д.Мамсуров – писатель» (1966 г)

«Н.Саламов – артист» (1966 г)
Монументальная скульптура
«Киров и Орджоникидзе», г.Орджоникидзе (1956 г)

Памятник погибшим воинам, г.Ардон (1970 г)

Памятник погибшим воинам, совместно с М.Царикаевым, с Коста (1979 г)

Памятник погибшим воинам (совместно с С.Санакоевым и М.Царикаевым) г.Моздок (1979 г)

Конкурсный проект памятника защитникам Эльхотовских ворот, получивший первую премию (1970 г)

Монумент, посвященный 200-летию добровольного присоединения Осетии к России (совместно с С.Санакоевым и М.Царикаевым) – г.Владикавказ (1982 г)

Это лишь краткий перечень основных произведений, созданных Ч.Дзанаговым.

Большинство этих произведений экспонировались на выставках зонального, всероссийского и всесоюзного значения, а также некоторых зарубежных выставках.

Творчество Ч.Дзанагова основано на традициях реалистического искусства, требующего дозированной нормы достоверности и разумного обобщения, что является наиболее сложным в изобразительном искусстве любого жанра и доступно это только большим мастерам. Ч.Дзанагов здесь владеет особым чувством меры.

Профессиональные заслуги Чермена Урузбековича отмечены правительственными наградами и почетными званиями «Заслуженный деятель искусств СОАССР» и «Народный художник России».

Авторитет Ч.Дзанагова в изобразительном искусстве подтверждает неоднократное избрание его Председателем Союза художников Осетии, членом Правления Союзов художников России СССР. Он также избирался депутатом Орджоникидзевского городского и районного Советов, Секретарем Союза художников Росси.

Отмечаю профессиональные заслуги Ч.Дзанагова в искусстве, нельзя не сказать о его человеческих качествах, которые слагаются главными его проявлениями - исключительная скромность, добродушие и порядочность. Профессиональные и человеческие достоинства снискали ему непререкаемый авторитет не только в среде осетинских коллег, но и в союзе художников России.

Являясь самым старшим по возрасту художником республики, Чермен Урузбекович до сих пор полон сил, энергии, способный проявиться еще во многих творческих свершениях.


Маирбек Царикаев – Народный

художник РСО-Алания
05.12.2006г.
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\владикавказ газета\газета 1.jpg


c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\владикавказ газета\2.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\владикавказ газета\3.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\растзинад\родзинаг2.jpgc:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\растзинад\газета.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\газета владикавказ\изображение 003.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\газета владикавказ\изображение 002.jpg

ФОТОГРАФИИ

^ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Выставочная деятельность является неотъемлемой частью жизни художников. В послевоенные годы выставки не были частым явлением. Но в середине 50-х годов с «потеплением» идеологического климата выставочная деятельность активизируется.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение 006.jpg

Со второй половины 50-х годов наряду с коллективными стали организовываться и персональные выставки. В 1958 году в столице республики организовались выставки Ч.Дзанаговаа, П.Зарона, А.Пономоря, М.Туганова и др.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение 003.jpg

^ Выставки художников и скульпторов вызывали живой интерес у представителей разных слоев населения. Их не обделяли вниманием и политические деятели республики.
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение 002.jpg

Съезд художников РСФСР. г.Москва, Кремль.

Министр культуры СССР Е.П.Фурцева (в центре) с членами Союза художников Северо-Осетинской АССР и Краснодарского края. (Крайний слева Ч.Дзанагов).
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение 003.jpg

^ В кругу друзей.

В 50-е годы официальное направление в искусстве было представлено трудовой и революционной тематикой. Особую популярность приобретают образы сельской и колхозной жизни.
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\журнал 1.jpg
^ Эта тема находит отражение в скульптурах Ч.Дзанагова.

«Колхозник Гадако Созанов».
Знание национального характера и традиций, высокая профессиональная подготовка позволили ему добиваться значительных результатов при анализе жизненных ситуаций, проникновении в духовный мир создаваемых образов.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\копия журнал 3.jpg

Портрет писателя Дабе Мамсурова.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\журнал 3.jpg

^ Портрет Нар. Арт. СССР Бало Тхапсаева.
Интересен скульптурный портрет «Сказителя».

Чермен Дзанагов делал его с натуры. Старцу было уже за 100 лет. Притягивает взгляд сказителя. В нем таятся неподдельная, народная, исходящая как будто из глубин земли, мудрость и спокойствие.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\журнал2.jpg

«Сказитель»
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\журнал2.jpg

Портрет Нар. арт. СССР Кола Саламова.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\копия (2) журнал 3.jpg

^ Портрет изобретателя фотонаборной машины Гассиева В.А.

В 60-х годах художники республики постоянно участвовали в общесоюзных, общероссийских зональных, республиканских выставках.

^ С конца 60-х годов систематически проводятся зональные выставки «Советский Юг», на которых экспонируются работы Ч.Дзанагова, П.Зарона, А.Пономоря, М.Туганова и др.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\изображение 005.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\изображение 001.jpgЗональная выставка изобразительного искусства Юга России в г.Ростове (80-е годы).

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\изображение 002.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение 005.jpg

Будучи председателем Союза художников Осетии, Ч.Дзанагов руководил большим коллективом. Многим помогал профессионально. Это В.Соскиев, В.Хаев, С.Санакоев, Н. Баллаева и др.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение.jpg

^ Члены Союза художников Северной Осетии просматривают эскизы по живописи художника Леонида Хомякова. (90-е годы. В центре – Ч.Дзанагов).

В такие минуты можно было посоветоваться или получить критические замечания, а если повезет, то и похвалу.

В понятии Чермена Урусбековича наставник должен быть, прежде всего, профессионалом, чтобы передать свой опыт молодежи. Помимо этого необходимо быть внимательным к человеку вообще и к его нуждам в частности, вплоть до того, чтобы предоставить ученику мастерскую.

^ Все это в полной мере почувствовал на себе Заурбек Цораев. Чермен Урусбекович тепло называет его «воспитанником».

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\изображение 007.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\работы дзанагова\dsc06978.jpg

г.Ардон. Памятник погибшим воинам. Автор Ч.Дзанагов.
Старшина Чермен Дзанагов прошел всю войну. Те грозные четыре года принесли тяжелейшие испытания и горечь поражений; потери боевых друзей, товарищей и радость первых побед; освобождение Родины и спасение Европы; и, наконец, долгожданную Победу. Он не был бы Черменом Дзанаговым, если бы не пришел в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны. Десять лет скульптор трудился над тремя работами в память о воинах, отдавших жизнь за Родину – обелиском в г.Ардоне, памятником в с.Коста (соавтор М.О.Царикаев) и обелиском в г.Моздоке (соавторы С.П.Санакоев, и М.О.Царикаев), которые были сооружены в 70-79 годах.


c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\работы дзанагова\dsc06968.jpg

с.Хумалаг. Памятник погибшим в 1941-1945гг.односельчанам. Автор Заурбек Дзанагов (совместно с отцом и братом).
Художественный дар Чермена Урусбековича унаследовали и его сыновья – Виталий и Заурбек. Они оба стали скульпторами. Заурбек в 1979г. окончил Государственный художественный институт им.Сурикова, а уже в 1981г. стал участником всесоюзной молодежной выставки. Его, сына фронтовика, представителя первого послевоенного поколения, тоже не могли обойти стороной военная тематика. Он обратился к ней уже не в первый раз, когда в с.Хумалаг было решено увековечить имена погибших в 1941-1945гг. односельчан. Создавать монумент ему помогали отец-наставник и брат.


c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\работы дзанагова\dsc06987.jpg

с.Коста. Памятник погибшим воинам. Автор Ч.Дзанагов (совместно М.Царикаевым).

Фронтовик Чермен Дзанагов вернул долг памяти своим погибшим боевым друзьям и товарищам, всем тем, кто не дожил до светлого дня Победы.

Далеко не каждому художнику выпадает такая честь – быть создателем монумента, который будет напоминать потомкам победителей о ратной славе их отцов и дедов. Такая честь выпала сыновьям Ч.У.Дзанагова.

Так, Заурбек Дзанагов и пятеро его молодых соавторов напряженно трудились около полугода над бронзовыми барельефами, отображающими все главные битвы Великой Отечественной войны. Они являются частью республиканского Мемориала воинской славы. В честь признания его таланта и уважительного отношения к ратной славе отца – солдата Заурбеку Дзанагову присуждено звание Заслуженный художник Северной Осетии.

^ Уже многие годы Осетия славится своим изобразительным искусством. Среди славных имен его представителей достойное место занимают скульпторы Дзанаговы.

Хочется пожелать Чермену Урусбековичу, его сыновьям, всем его ученикам и воспитанникам новых идей, новых творческих успехов.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\работы дзанагова\dsc07024.jpg


Пять лет продлилось творческое сотрудничество выдающегося мастера С.Тавасиева и талантливого молодого художника Ч.Дзанагова в создании памятника основоположнику осетинской литературы, поэту, драматургу, публицисту, художнику К.Л.Хетагурову.

В данной работе в полной мере воплотились принцип монументальности и композиционная завершенность, присущие этим мастерам.
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\изображение 004.jpg
Торжественное открытие памятника К.Л.Хетагурову. г.Владикавказ, 16 января 1955 года.


c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\работы дзанагова\dsc07016.jpg

Монументальная пластика всегда давала простор для героизации прошлого и настоящего народа. Ярким примером тому является монумент Дружбы, посвященный 200-летию присоединения Северной Осетии к России. Двухфигурный конный памятник созданный Ч.У.Дзанаговым совместно с С.Санакоевым и М.Царикаевым признан одним из значительных достижений осетинской монументальной пластики.
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\изображение.jpg
Открытие монумента. В центре Ч.У.Дзанагов; справа его ученики: скульптор Владимир Соскиев, живописец Эльбрус Саккаев; слева члены Союза художников СССР Владимир Хаев, Маирбек Царикаев, Сергей Санакоев, Агубе Икаев, Михаил Дзбоев. г.Владикавказ, апрель 1982 года.

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\изображение 007.jpg

Президент Республики Северной Осетии-Алании Дзасохов А.С. вручает Ч.У.Дзанагову юбилейную медаль «55 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»


c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\фото\изображение 008.jpg

^ Ч.У.Дзанагов на встрече ветеранов Великой Отечественной войны М.К.Лековым, героем Советского Союза В.И.Коняхиным, писателем С.Морзоевым.

(в центре – Ч.У.Дзанагов.)


^ МАТЕРИАЛЫ С ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО САЙТА ОСЕТИЯ-КВАЙСА

www.osetia.kvaisa.ru

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\колорит\обл..jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\колорит\журнал.jpg

c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\колорит\журнал 1.jpg


c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\колорит\журнал2.jpg
c:\documents and settings\заря\рабочий стол\документы цртдю заря\людмила васильевна\дзанагов\колорит\журнал 3.jpg


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconКонкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России»
Толстопятенко Ирина Николаевна, обучающаяся 10 класса моу конзаводская сош №9

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconПоложение о конкурсе исследовательских работ о почетных гражданах,...
«Галерея Славы Юга России и Украины», о порядке формирования Галереи Славы – Народной Доски Почета

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconКонкурс «Галерея Славы Юга России» Исследовательская работа в проекте «Галерея Славы Юга России»
Вот кустарники яркого шиповника, а там изумрудные озимые всходы, а еще дальше в дымке Фоминское лесничество…Запах грибов, прелых...

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconКонкурс исследовательских работ о почетных гражданах, знаменитых...
Небольшой провинциальный городок наполняет обыденная суета. На улице много торопливых прохожих: кто-то спешит на работу, кто-то на...

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconКонкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» «Наставник»...
Казаченко Татьяна Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconКонкурс «Галерея Славы Юга России» Исследовательская работа «Генералы нашего села»
Сформулировать цель исследования, которая состоит в изучении чего-то определенного

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconКонкурс «галерея славы юга россии» о почётных гражданах, знаменитых...
Наименование оу: Государственное Образовательное Учреждение Начального Профессионального Образования Профессиональное училище №6

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconИсследовательская работа «Галерея Славы Юга России» Почетный гражданин...
«Почетный гражданин Старополтавского района». Судьба этой женщины, одновременно типичная и неординарная, как и судьба любого человека,...

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconДонецкий округ казачье общество «миллеровский юрт» Муниципальное...
Казачий Центр военно-патриотического воспитания молодежи «Донские зори» с интересом изучил, предоставленные Вами материалы конкурсной...

Конкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» iconПоложение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских...
«Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел государственных деятелей, внесших...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница