Планы практических занятий (бакалавриат)




Скачать 81.73 Kb.
НазваниеПланы практических занятий (бакалавриат)
Дата публикации25.07.2013
Размер81.73 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Планы практических занятий (бакалавриат)
Занятие № 1-2.

Особенности жанра романа на рубеже XIX-XX вв.
1. Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» как декадентский.

а) Понятие «декаданс», история его появления, значение термина.

б) Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного начала в романе.

в) Стилистические особенности романа.
2. Соединение натуралистических и импрессионистических тенденций в романе Эмиля Золя «Творчество».

а) История становления импрессионизма. «Салон Отверженных». Прототипы главных героев романа.

б) Натуралистическое, импрессионистическое, символистское и реалистическое восприятие мира в концепциях творчества героев (Пьер Сандоз, Клод Лантье, Фажероль, и др.).
3. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя.

а) Концепция человека и ее решение в романе (генетическая и социальная обусловленность личности).

б) Образ Этьена Лантье как центральной фигуры романа.

в) Проблема взаимодействия личности и массы в романе. Шахтеры в изображении писателя.

г) Природа конфликта и особенности его раскрытия в романе.
4. Теория эстетизма и её воплощение в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

а) Эстетические взгляды О.Уайльда. Своеобразие стиля О.Уайльда. Афоризмы и парадоксы, их функции (привести примеры парадоксов из романа «Портрет Дориана Грея»).

б) Система образов романа: а) принципы «нового гедонизма» лорда Генри; б) образ художника и тема искусства в романе (Бэзил Холлуорд, Сибилла Вэйн, отношение к искусству персонажей романа, определение его роли в жизни человека); в) образ Дориана Грея (проблема нравственности и безнравственности).
5. Реализм и натурализм в романе Джека Лондона «Мартин Иден».

а) Биография писателя и ее отражение в романе.

б) Конфликт жизни и искусства, концепции творчества в романе (Мартин Иден и Бриссенден).

в) Особенности раскрытия темы любви, функции женских образов.

г) Философские концепции и их отражение в романе Джека Лондона (Е.Блаватская, Г.Спенсер, Ф.Ницше).
^ Тексты для анализа:

Ж.-К.Гюисманс. «Наоборот».

Э.Золя. «Творчество», «Жерминаль».

О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

Д.Лондон. «Мартин Иден».
Дополнительная литература:

  1. Аникст А.А. Золя и искусство// Импрессионисты, их современники, их соратники. – М., 1976.

  2. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

  3. Гиленсон Б. Лондон, Джек // Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1997. – Ч.1. – С. 447-455.

  4. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

  5. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

  6. Луков Вл.А. Французский неоромантизм. – М., 2009.

  7. Руднев В.П. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

  8. Пузиков А.И. Жизнь Золя // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – М., 1981.

  9. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.


Занятие № 3.

Художественные особенности жанра новеллы на рубеже XIX – ХХ веков
1. Этическая и эстетическая проблематика новеллы Т. Манна «Тонио Крегер».

а) Традиции новеллистики немецкого романтизма в раскрытии темы искусства и художника (В.Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берлингера», Гофман «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», и др.).

б) Соотношение понятий «жизнь» и «искусство» в жизненной позиции Тонио Крегера и Адальберта. Природа конфликта в сознании главного героя.

в) Функции русской культуры в новелле.
2. Художественные особенности новеллы Мопассана «Пышка».

а) Время и история создания новеллы.

б) Система образов новеллы.

в) Композиция новеллы, роль детали и пейзажа.
Тексты для анализа:

Т.Манн. «Тонио Крегер».

Ги де Мопассан. «Пышка».
Дополнительная литература:

1. Апт С. Над страницами Т.Манна. – М., 1980.

2. Гуляев Н.А. И др. История немецкой литературы. – М., 1975.

3. Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

4. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

5. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.

Занятие № 4.

Многообразие лирических жанров на рубеже XIX – XX веков
1. Понятия «символизм», «символ». Время возникновения символизма. Особенности художественного направления.

2. Символизм во Франции. Традиции Ш.Бодлера и парнасской школы.

3. «Искусство поэзии» Поля Верлена: полемика с «Поэтическим искусством» Николя Буало, опровержение поэтики классицизма.

4. «Пейзаж души» в творчестве Верлена (принцип музыкальности, особенности стихосложения).

5. «Теория ясновидения» Артюра Рембо, ее воплощение в стихотворении «Пьяный корабль».

6. Трансформация античных мотивов в стихотворениях «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

7. Теория стихосложения Стефана Малларме. Тема искусства в стихотворениях «Лазурь», «Окна».

8. Эклога «Полдень фавна»: идея взаимодействия искусств. Традиции античной литературы.

9. Специфика интерпретации библейского сюжета в поэме «Иродиада». Роль символики.
^ Тексты для анализа:

П.Верлен. «Ночное впечатление», «Лунный свет», «Поэтическое искусство», «Осенняя песня», «Томление».

А.Рембо «Пьяный корабль», «Гласные», «Париж заселяется вновь», «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

С.Малларме. «Лазурь», «Окна», «Полдень фавна», «Иродиада».
Дополнительная литература:

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – Л., 1980.

2. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С.5-62.

3. Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.
Занятие № 5.

Символистский театр: художественные особенности драматургии и специфика сценической интерпретации
1. Особенности драматургии рубежа XIX-XX веков. Театр символизма: роль автора и режиссера, сценическая условность, своеобразие персонажей.
2. Драматургия Мориса Метерлинка. Художественные особенности пьесы-сказки «Слепые»:

а) роль символики (числа, природные и религиозные символы);

б) особенности организации художественного пространства;

в) система образов драмы;

г) своеобразие сюжета и атмосферы пьесы; различные трактовки финала;

д) «Слепые» как статическая драма и драма молчания;

е) история постановки драмы на русской сцене.
3. Символистская драма Оскара Уайльда «Саломея»:

а) Особенности интерпретации библейского сюжета;

б) Роль символов (ночь, луна, цветовая символика);

в) Различные воплощения образа Саломеи в мировом искусстве XIX-XX веков (литература, живопись, музыка, театр).
Тексты для анализа:

М.Метерлинк. «Слепые».

О.Уайльд. «Саломея».
Дополнительная литература:

1. Аникст А.А Теория драмы на западе. – М., 1988.

2. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк // Бельгийская драма от
Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

3. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

4. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

5. Руднев В.П. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

6. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.
Занятие № 6.

Формирование «новой драмы». Роль Г.Ибсена в истории мировой культуры
1. Основные принципы «новой драматургии» Генрика Ибсена.
2. Проблематика драмы «Кукольный дом»:

а) социально-психологическая направленность драмы;

б) проблема семейно-этического характера;

в) образы Норы, Хельмера, Крогстада, Кристины.
3. Развитие ибсеновских традиций в драматургии Шоу. Новаторство Шоу. Статья «Квинтэссенция ибсенизма» как изложение теории «новой драмы», «драмы-дискуссии».
4. Проблематика и поэтика пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

а) Развитие традиций А.П.Чехова в пьесе Б.Шоу.

б) Основная тема драмы «Дом, где разбиваются сердца».

в) Образы героев пьесы. Смысл жизни для капитана Шотовера, Элли, Ариадны, Гесионы и др. персонажей пьесы.
5. Переосмысление античной мифологии в пьесе «Пигмалион». Образы Элизы Дулиттл и профессора Хиггинса.
Тексты для анализа:
Дополнительная литература:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

3. Образцова А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и ХХ веков. – М., 1992.

4. Хейберг X.Г. Генрик Ибсен. – М., 1975.

5. Шамина В.Б. Два столетия американской драмы: Основные тенденции развития. – Казань, 2000.

6. Шоу Б. Предисловие. Главным образом о самом себе // Шоу Б. Избранное. – М., 1999.
Занятие № 7.

Соединение различных эстетических тенденций

в литературе конца XIX – начала ХХ веков

1. Философский характер драматической поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

а) История создания и роль поэмы в творчестве Ибсена и истории Норвегии;

б) фольклорные мотивы и образы и их воплощение в поэме;

в) полемика с романтическим искусством (образ героя; оппозиция мечты и действительности, принципы двоемирия и местного колорита и т.п.);

г) Роль женских образов в поэме (Осе, Сольвейг, Женщина в зеленом и др.);

д) Принципы жизненной философии Пер Гюнта: «быть собой» и «быть собой довольным». Значение образа Пуговичника.
2. Соединение различных эстетических тенденций в новелле Р.Л.Стивенсона «Олалла».

а) готические мотивы в новелле (портреты героев, пейзаж, замок, принцип местного колорита, традиции Э.По).

б) эстетические феномены рубежа XIX-ХХ вв. и их отражение в новелле (ницшеанство, фрейдизм, теория наследственности).
Тексты для анализа:

Г.Ибсен. «Пер Гюнт».

Р.Л.Стивенсон. «Олалла».
Дополнительная литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи о литературе. – СПб., 2002.

3. Любимов Н. Генрик Ибсен и его драма «Пер Гюнт» // Ибсен Г. Пер Гюнт. – М., 1980.

4. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы практических занятий (бакалавриат) iconМетодические указания к проведению практических занятий для студентов...
Методическая разработка содержит планы практических занятий, перечень вопросов для устного опроса студентов, а также практические...

Планы практических занятий (бакалавриат) iconТематика и планы практических занятий практическое занятие №1
Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов

Планы практических занятий (бакалавриат) iconПланы практических занятий 4 курс о/о 2 семестр
Тема потерянного поколения в литературе США I пол. ХХ века. Роман Э. Хэмингуэя «Фиеста»

Планы практических занятий (бакалавриат) iconПланы семинарских занятий для студентов оюф специальность 030501. 65 Юриспруденция
Этика: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 8 с

Планы практических занятий (бакалавриат) iconПланы практических занятий
«Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение...

Планы практических занятий (бакалавриат) iconПланы практических занятий по нормальной физиологии для студентов...
Система крови. Кровь, как внутренняя среда организма. Физиологические функции крови

Планы практических занятий (бакалавриат) iconПланы практических занятий по нормальной физиологии для студентов...
Система крови. Кровь как внутренняя среда организма. Физиологические функции крови

Планы практических занятий (бакалавриат) iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (основной). Турецкий язык...
Турецкий язык изучается в мгимо (Университете) мид россии в качестве основного иностранного языка. На его изучение по направлению...

Планы практических занятий (бакалавриат) iconОбъедков И. В. О29 История отечественной журналистики: Планы семинарских занятий
О29 История отечественной журналистики: Планы семинарских занятий. – М.: Мгту га, 2004. – 28 с

Планы практических занятий (бакалавриат) iconТематический план лекционных занятий и cрс тематика практических занятий
Таблица контрольных заданий по квантовой оптике, строению атома и ядра



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница