Классный час путешествие «Этот удивительный этикет»




Скачать 111.82 Kb.
НазваниеКлассный час путешествие «Этот удивительный этикет»
Дата публикации24.07.2013
Размер111.82 Kb.
ТипКлассный час
www.lit-yaz.ru > Культура > Классный час
МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа»


Классный час – путешествие

«Этот удивительный этикет»

Классный руководитель:

Рамазанова Акмарал Сабыровна

2008 г.

Цель: Воспитывать у детей интерес к истории культуры народов мира.
Развивать навыки культурного поведения.
Оборудование: Карта «Государства Древнего мира»,
Фонограммы (мелодии народов мира)
Кораблик (прикрепляется к карте во время путешествия)

Учитель:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие. Вообще-то путешествие обычным быть не может, потому что в пути всегда встречаются сюрпризы. Но наше необычно ещё и потому, что будет проходить во времени. На уроках истории Древнего мира вы познакомились со многими странами и народами.

-Какие из них вам запомнились и чем?

-Что же общего между историей и этикетом древних народов? Посмотрим словарь.

Этикет – это правила поведения в обществе.

Но это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице, в широком смысле слова.

Этикет - это обычаи, традиции, верования народов, а также мода и культурные пристрастия.

Этикет пришёл к нам из глубокой древности. А первые пособия были написаны в Египте.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле. У нас 3 команды, задача каждой – показать хорошую подготовку и набрать большее количество баллов. А для начала познакомиться, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль. У нас в гостях учителя – они оценят вас.
Представление команд: название,

эмблема,

девиз.

Учитель: Итак, мы отправляемся в путь. В этой стране простираются огромные пустыни. Красно-жёлтые пески сменяются лишь суровыми скалами, по этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире?

-Что это за страна?

Египет (дети показывают на карте, прикрепляют кораблик.)
(Выступление команды)
Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на площадках, а мужчины хозяйничали дома.

Египтяне месили тесто ногами, а глину – руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Любили носить парики и даже надевали их на мумии.

В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и

надевали украшения.

Учитель: В этой стране мы с вами не впервые. Проверим, как вы знакомы с её обычаями.

^ Вопросы и задания:

1.Помните миф о египетском боге Осирисе? Во время пира бог Сет задумал подстроить ловушку для Осириса. Слуги Сета принесли великолепный золотой гроб и сказали, что достанется он тому, кому придётся впору. Гости очень обрадовались подарку и стали по очереди ложиться в гроб. Но впору он пришёлся только Осирису. Почему египтян не удивил такой подарок?

(Египтяне ещё при жизни готовились к смерти, считали это событие важным и значительным, верили в существование загробного мира.)

2.Для египтян очень важен был религиозный культ. Поклонялись они даже животным. Например, богине Бастет в образе кошки. Почему так любили египтяне богиню Бастет?

(Выращивая зерновые культуры, египтяне заботились о сохранении урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.)

3.Представьте, что вы – вельможа при дворе фараона. Как бы вы себя вели?

Покажите.

(К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.)
4. Представьте, что вы – жрецы, служители бога. Ваши обязанности?

(Жрецы натирали статую бога душистыми маслами, одевали ее, подносили вкусное угощение, а затем удалялись, пятясь, чтобы не повернуться к статуе спиной.)

(звучит «Сиртаки»)

Учитель: Наши корабли подплывают к крутым и обрывистым берегам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы можем видеть, как блестит на солнце позолоченный шлем и наконечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе, – говорили его жители, – то ты – чурбан; если не восторгался им – осёл, а если добровольно покинул, то ты – верблюд». Еще называли его «городом, увенчанным фиалками»...

- Так куда же мы попали?

Афины (дети показывают на карте, прикрепляется кораблик.)

Это Афины. И здесь мы бывали не раз. Что нам расскажут о жителях города путешественники из второй команды?

(Выступление команды)

1. Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом. А суп вообще не подавали к столу.

2. И мужчины, и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.

3. Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за независимость своего государства. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказывались хоронить.

4. Древнегреческий закон был суров к тем, кто ему не подчинялся. Если лекарь запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.

Учитель: А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете обычаи древних греков.

^ Вопросы и задания:

1.Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гостеприимства нарушил циклоп Полифем?

иклоп встретил гостей неласково, напал на них и даже съел двоих. Таким образом встречать гостей не принято не только в Греции.)

2. Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, греки, если им не нравилась пьеса в театре?

(^ В нашем понимании – нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.)

3. Какие правила нарушила одна смелая гречанка, отправившись на Олимпийские игры?

(Женщинам запрещалось присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что перед ними женщина. Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.)

4. Расскажите, как вели себя греки на рынке.

(Толкотня и давка на рынке были столь велики, что афиняне приходили туда в сопровождении своих рабов, которые должны были расчищать дорогу господам. Надо ли говорить, что женщины предпочитали на рынок не ходить и покупки чаще всего совершались мужчинами.)

Учитель: А теперь мы отправимся на юг Балканского полуострова. Как видно, здесь нам не очень рады. Жители суровы и неулыбчивы. Да и поселения напоминают скорее военный лагерь.

- Куда же мы с вами попали?

Спарта (дети прикрепляют кораблик к карте.)

Да, мы находимся в Спарте. Что мы знаем об обычаях и порядках спартанцев? Об этом нам расскажут ребята из команды № 3

1. В семь лет спартанский мальчик уходил из дома и селился со сверстниками в казармах. Питался впроголодь, спал на жесткой подстилке. Подростка даже учили воровать!

2. Спартанцы почитали стариков. Как-то на Олимпийских играх старик искал себе место среди зрителей. Когда он дошел до скамьи, где сидели спартанцы, все как один вскочили, уступая ему место.

3. Спартанцы терпеть не могли заниматься пустяками. И когда один человек сказал спартанцу, что простоит на одной ноге дольше, чем он, спартанец ответил: «А мой гусь – дольше тебя».

4. Спартанцы не любили длинных речей, а говорили коротко и ясно. Однажды македонский царь отправил такое послание: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили одним словом: «Если!»

^ Вопросы и задания:

1. Как спартанские старейшины реагировали, если видели, что мальчишки затеяли драку. Почему?

(За драку мальчиков в Спарте не наказывали, а поощряли, считая, что будущий воин не должен бояться боли. Старейшины не только не прекращали столкновения, но и подзадоривали драчунов.)

2. Спартанский мальчик залез в соседский погреб, украл сметану и сыр. Когда его поймали, то наказали, но не за воровство. За что же?

(Воровство поощрялось, как и драка, поэтому мальчика наказали не за то, что он украл, а за то, что попался.)

3. Разрешалось ли спартанцам обедать дома? Вспомните историю об известном полководце.

(Обедать дома мужчинам в Спарте запрещалось. Объединившись в группы по полтора десятка, они ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей пищи, желая в этот раз поесть с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.)

4. Как относились спартанцы к любителям пить вино?

(Любителей вина спартанцы презирали. Чтобы показать детям и юношам, насколько безобразен пьяный человек, поили допьяна рабов и водили их по улицам.)
Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной, что большинство правил поведения спартанцев для нас являются неприемлемыми. Но одно мы можем взять на вооружение безоговорочно. Вспомните, как спартанцы относились к старшим. Будем брать с них пример.

Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Посмотрите, что у меня в руках (чайная чашка). Как вы думаете, в какую страну я предлагаю вам отправиться?

Китай (дети перемещают кораблик на карте)

Конечно, в Китай. Ведь это, как известно, родина чая. Существует предание: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листиков с чайного куста, и вода окрасилась в золотисто-коричневый цвет, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Император попробовал новый напиток, и он ему очень понравился.

В Европе чая не знали и первые попытки заварить этот напиток оказались не лишены курьезов. Например, одна англичанка сварила фунт чая, и вареные листья приправила сметаной.

В России чай был недоступен для крестьян – уж очень дорого стоил. Существует шуточное стихотворение о том, как крестьянин варил для барина чай с использованием всевозможных приправ (лука, перца, петрушки). Когда же разгневанный барин приказал наказать недотёпу, тот долго не мог понять, в чем его ошибка и решил, что просто забыл посолить варево.

Я думаю, что с вами такого не случится, потому что чай вы заваривать умеете. А вот умеете ли вы правильно пить чай?

(Жюри оценивает сервировку стола к чаю каждой командой.)

Учитель: А теперь пришло время посоревноваться. Чья команда ответит правильно на вопросы по этикету чаепития.

Вопросы:

1. - Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев?

(Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см. ниже края чашки.)

2. - Можно ли есть варенье из общей вазочки?

(Нет, варенье кладут к себе в специальную розетку, а затем едят из нее или намазывают на хлеб ножом.)

3.- Когда к чаю подают кусковой сахар, а когда – сахар-песок?

(Сахар-песок обычно подают к чаю с лимоном.)

4.- Как принято есть лимон?

(Ломтик лимона кладут в чашку с чаем ложкой, выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)

5.- Как следует есть пирожные?

(Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно есть рукой.)

6.- Нужно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой?

(Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

Учитель: Долгим был наш путь, но тем приятнее вернуться домой. Я надеюсь, что вам было интересно путешествовать и вы провели время с пользой. Мы узнали, что у всех народов во все времена существовали правила этикета. А нужны ли правила этикета нам, живущим в 21 веке? Знаем ли мы эти правила?

^ Современный этикет.

- Кто здоровается первым: мужчина или женщина?

(Мужчина).

- Вам представили нового знакомого. Ваш ответ?

(Рад знакомству, очень приятно...)

- Можно ли так обращаться: "бабуля", "дедуля", "мужчина", "женщина"?

(Нет, лучше безличная форма.)

- Как должен себя вести мужчина, выходя из автобуса, автомобиля?

- Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Обратитесь к стоящему рядом...

- Кто первым входит в лифт?

( Мужчина)

- Вам нужно узнать дрогу. Как обратитесь к прохожему?

(Без "не")

- С какой стороны должен идти мужчина?

(Слева, военные - справа.)

- Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит?

(Мужчина или старший)

- Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ.

- Вы пришли на концерт, а он задерживается, надо ли аплодировать?

(Нет)

- Занавес открыли, надо ли аплодировать?

(Да)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы оказались смелыми и любознательными путешественниками. Думаю, что жюри по достоинству оценит ваши знания и стремление к победе.

Знание правил поведения пригодится в жизни всегда. Команды, поблагодарите соперников за игру, жюри и гостей за внимание!

(команды произносят слова благодарности)

Благодарим всех участников сегодняшней встречи.

Приглашаю к чаепитию.

Список литературы:

  1. С.И. Ожегов "Словарь русского языка" М., Русский язык, 1986 г., стр. 791.

2. "Сто рассказов по истории".

3.ж. "Классный руководитель" № 3, 2004, стр. 90-97

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час на тему "Современный школьный этикет"
Цели: познакомить детей с понятием «этикет», воспитывать эстетическую культуру, умение подбирать одежду соответственно случаю

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час в 5-м классе "Вежливость. Культура. Этикет" мбоу «Волго-Каспийская...
Оборудование: таблички со словами "этикет", "здравствуй", "спасибо", "пожалуйста", "извините" и др.; ситуативные картинки и рисунки...

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconТелефонный этикет. Классный час
Цель: Познакомить ребят с историей возникновения телефона, культурой общения по телефону

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час по теме: "Энергосбережение"
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась!...

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час в 4 классе Тема: «Этикет»
Ознакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном цивилизованном обществе

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час. Этот классный час можно провести и как открытое внеклассное мероприятие, праздник
Иллюстрации хлебных полей, труда хлеборобов, техники, плакаты с цитатами о хлебе, настоящий испечённый хлеб, самовар, хлебобулочные...

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час в 9 «А» классе на тему "Современный этикет"
...

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» icon8 марта. 5 класс. Классный
Классный дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час – у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять...

Классный час путешествие «Этот удивительный этикет» iconКлассный час «Праздник 8 марта»
Сколько признаний в любви получают женщины всех возрастов в этот день, а почему имен­но этот день называют Днем женщин?



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница