8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт




Скачать 61.15 Kb.
Название8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт
Дата публикации12.07.2013
Размер61.15 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
www.lit-yaz.ru > Культура > Образовательный стандарт

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт.

Документы, регламентирующие содержание общего среднего

образования


Базовая культура личности школьника включает философско-мировоззренческую подготовленность, нравственную, эстетическую и физическую культуру личности, гражданственность и патриотизм, трудовые умения и навыки. Каждый из перечисленных компонентов базовой культуры личности в свою очередь представляет собой сложную систему знаний и опыта. Так, в структуре нравственной культуры личности можно выделить экологическую культуру, культуру межличностных отношений, правовую культуру и др.

^ Содержание образования – это то, чему учат в образовательных учреждениях. Содержание образования менялось и продолжает меняться в зависимости от, социокультурных условий, уровня развития системы образования, степени его контроля государством и т. д. На содержание образования влияют две основные группы факторов:

  1. цель образования, выражающая интересы общества (формирование нужной и полезной обществу личности);

  2. особенности развития личности: возрастные, индивидуальные, обусловленные средой.

В современной педагогической науке и практике содержание образования определяется как педагогически адаптированная (т. е. приспособленная для передачи учащимся, учитывающая особенности их возрастного развития) система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Источником содержания образования является опыт человечества, закреплённый с материальной и духовной культуре. Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. Это диктует необходимость рационального отбора содержания образования.

^ Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднёв).

Основные причины стандартизации содержания образования в стране заключаются в том, что:

  • необходимо обеспечить единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России (имеется в виду минимально допустимый уровень);

  • необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно, пользуясь новейшими научными данными).

В государственном стандарте общего среднего образования выделяется три компонента содержания образования:

  1. федеральный – единый для всех школ России;

  2. национально-региональный – единый для всех школ отдельного региона (области, края, республики, национального округа и т. д.) и отражающий его специфику;

  3. школьный – отражающий специфику конкретной школы.

В образовательном стандарте определяется:

  • содержание образования для каждой ступени (начального, основного, среднего);

  • требования к минимально необходимой подготовленности учащихся в рамках указанного содержания образования;

  • максимально допустимый объём учебной нагрузки на школьников.

Государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:

  • функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (например, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии);

  • функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся;

  • функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т. д..;

  • функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.

^ Нормативные документы, регламентирующие содержание образования – это 1) учебные планы; 2) учебные программы; 3) учебная литература.

Учебный план обычно имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных планов:

  • базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ, утверждённый Государственной Думой (для основных школ) и Министерством образования (для средних школ);

  • типовые учебные планы – варианты БУПа, утверждённые Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;

  • учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.

Учебный план школы включает все три компонента содержания образования и подразделяется на две части: инвариантную («ядро» учебного плана, обязательное для всех учеников и обеспечивающее формирование у учащихся базовой культуры личности) и вариативную (учитывающую личностные особенности, интересы и склонности учащихся). В результате такого разделения содержания образования в школах выделяется три типа учебных занятий: обязательные (для всех учащихся), обязательные по выбору (выбрав предмет, ученик обязан посещать занятия) и факультативные (те, которые посещаются учащимися по желанию).

Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.

Особую группу учебных программ составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.

Учебные программы состоят из трёх основных элементов: 1) пояснительной записки, в которой определяются основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, а также главные идеи, лежащие в основе его построения; 2) содержание образования (тематический план, содержание тем, основные понятия и т. д.; 3) некоторые методические указания. Учебные программы содержат требования к обученности, к необходимому уровню усвоения учебного материала. Основными критериями обученности являются знания, умения и навыки (ЗУНы).

Содержание учебных программ конкретизируется в учебной литературе.

^ Учебная литература – это учебники, учебные и учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования или Главным управлением образования региона (для регионального компонента).

Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.

^ Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т. п.

Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Ный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт нового поколения
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconПрограмма по английскому языку для 5 класса разработана в соответствии:...
Основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0518 Социально-культурная деятельность и народное...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconГаличева Н. М. с. Еткуль Подготовка детей старшего дошкольного возраста...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт), утвержденный приказом Министерства...

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт iconС 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят...
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница