Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,




Скачать 233.88 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,
Дата публикации11.01.2015
Размер233.88 Kb.
ТипКонтрольная работа
www.lit-yaz.ru > Культура > Контрольная работа
Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Златоустовский торгово-экономический техникум»

Варианты КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи» для студентов III курса заочного отделения

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ

Составитель: Н.В. Кустова

Златоуст, 2012

Пояснительная записка

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и составлена по пяти вариантам.

В ходе ее выполнения студенты должны демонстрировать следующие умения:

  • Пользоваться разными типами словарей (орфоэпическим, орфографическим, словарем иностранных слов, Толковым и т.п.);

  • Пользоваться источниками лингвистической информации, включая Интернет-ресурсы;

  • Склонять количественные и порядковые числительные;

  • Исправлять речевые ошибки в предложениях;

  • Определять род несклоняемых имен существительных;

  • Склонять нестандарные фамилии.

  • Различать паронимы

  • Пунктуационно правильно оформлять предложения, не допуская орфографических ошибок.


Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях и умениях, полученных в средней школе. Контрольная работа по русскому языку и культуре речи предполагает углубление и совершенствование знаний, умений и навыков как специальных, так и общеучебных.

Изучение курса русского языка и культуры речи имеет цель:

Научить:

  • различать элементы нормированной и ненормированной речи.

  • пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

  • создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые единицы.

  • совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

  • грамотно строить предложения разных структур и пунктуационно правильно оформлять предложения, не допуская орфографических ошибок.

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • -Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

  • создавать тексты в устной и письменной форме.

Обеспечить усвоение понятий о

  • Связи языка и истории, культуры русского и других народов;

  • Смысле понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • Основных единицах и уровнях языка, их признаках и взаимосвязи;

  • Орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных нормах русского литературного языка;



Описание структуры контрольной работы
Контрольная работа составлена по 5 вариантам, каждый из которых включает 8 заданий

Задание 1. Запишите указанные числительные в соответствующей падежной форме.

Задание 2. Раскройте лексическое значение выделенных слов.

Составьте предложения, употребив правильно указанные слова:

Задание 3. С опорой на орфоэпический словарь расставьте ударение в указанных словах.

Задание 4. Определите род указанных существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания в указанный текст

Задание 6. Исправьте речевые ошибки в указанных предложениях.

Задание 7. Оформите вступительную часть заявления (от кого и кому адресовано), просклоняв указанные нестандартные фамилии

Задание 8. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, употребив один из паронимов
^ Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа выполняется на компьютере (формат листа А4, текст выполняется шрифтом Times New Roman, размер шрифта составляет 14 пт. Междустрочный интервал – полуторный. Размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
На титульном листе должна содержаться следующая информация: учебная дисциплина, номер варианта, номер зачетной книжки; фамилия, имя, отчество слушателя; курс, группа.

В конце работы приводится список использованной литературы, ставится дата выполнения работы и подпись студента. Необходимо также оставлять не менее одной свободной страницы для рецензирования работы преподавателем.

Если студент затрудняется ответить на контрольный вопрос, он должен обратиться к преподавателю.

Контрольная работа, содержащая существенные ошибки в изложении контрольного вопроса, а также выполненная несамостоятельно или не по своему варианту, зачету не подлежит. Если контрольная работа не зачтена, студент – заочник выполняет ее повторно по тому же варианту с учетов замечаний преподавателя и направляет в учебное заведение с рецензией на ранее не зачтенную работу.
^ Порядок представления контрольных работ
Сроки представления контрольных работ устанавливаются факультетом заочного обучения. Только при условии выполнения контрольной работы в установленные сроки и получения по ней зачета является допуска к экзамену (зачету) по учебной дисциплине. Номер варианта подбирается по таблице (таблица прилагается)

^

Таблица вариантов контрольных работ

по русскому языку и культуре речи.


ВАРИАНТА

Первая буква фамилии студента

1

А

Д

К

О

Ц

Э

2

Б

Е

Л

Р

Ч

Ф

3

В

Ж

М

С

Ш




4

Г

З

Н

Т

Щ




5

И

П

У

Х

Я

Ю


Варианты контрольных заданий

Вариант 1.

Задание 1. Запишите числительные в соответствующей падежной форме

О 225 городах, в 349 поселках, в 1818 году, в 2011 году, на 1242 километре

о 458 учащихся, на 80 году жизни, в 92 квартирах, нет 333человек, 558 студентам.
^ Задание 2. Раскройте лексическое значение выделенных слов

Составьте предложения, употребив правильно слова:
Альтернатива, беспрецедентный, глобальный, девальвация, инвестиция, имидж, квалификация, адюльтер, адекватный, кредо.
Задание 3. С опорой на орфоэпический словарь расставьте ударение в словах

Бензопровод, верование, вечеря, генезис, диспансер, договор, досуг, духовник, жалюзи, завсегдатай, заговор, средства, знамение, каталог, квартал, кулинария, ломоть, немота, обеспечение, столяр.
^ Задание 4. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Клише, манго, Лимпопо, лото, мулине, толь, канифоль, рандеву, ГИБДД, СНГ, Конго, равиоли, галифе, кенгуру, колибри, фрау, крупье, каберне, инкогнито, хиппи.

^ Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он казался мне подавле(н, нн)ым этой любовью. Он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его и..стекает кровью от любви. Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весен..м кусте соловей который поёт мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно к..саться (К. Бальмонт)
^ Задание 6. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

Из-за несчастий народа страдает духовенство – они не могут брать последнюю копейку у бедняков.

Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.

Правду говорят, что у русского крестьянина широкая безграничная душа, - они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.

Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

Виктор попросил друга спеть свои песни

Партизаны отнимали у немцев хлеб, скотину и другие ценные вещи.
^ Задание 7. Оформите вступительную часть заявления (от кого и кому адресовано)

1. От кого подано заявление (Эмиль Золя, Петр Вайда, Олег Шило, Анна Гузь, Ольга Танич, Кирилл Зальц, Федор Тубару, Алексей Кобуа, Сальвадор Дали)

2. Кому адресовано (Фридрих Шиллер, Ада Штольц, Ирина Пужай, Семен Алексахо, Ксения Ступа, Ольга Зозуля, Егор Поздняк, Эдгар Дега, Игорь Столб)
^ Задание 8. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, употребив один из паронимов

Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия).

Оказаться человеком невоспитанным, т.е. … Мало читать, быть … (невежа, невежда).

Произнести в честь кого-либо … . Уехать отдыхать в … (здравица, здравница).

В больнице работает опытный … В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

Ребенка нужно быстро … . На улице похолодало, и нужно … куртку (одеть, надеть).

Выступающие специалисты предлагали … методы борьбы с преступностью. … Внешность - это длительная работа над собой (эффективный, эффектный).


. Вариант 2.

Задание 1. Запишите числительные в соответствующей падежной форме

750 студентам, у 839 учащихся с 385 рублями, на 1234 километре, в 1861 году, оклад в размере 5635 рублей, на 136 солдате, 27 конвертам, в 200 шагах, в 457 номере.

^ Задание 2. Раскройте лексическое значение выделенных слов

Составьте предложения, употребив правильно слова:

Дайджест, спикер, инвестор, менталитет, маркетинг, импичмент, китч, плюрализм,

банальный, амбиция.

^ Задание 3. С опорой на орфоэпический словарь расставьте ударение в словах

Мусоропровод, верование, генезис, гербовый, диспансер, добыча, забронировать (покрыть броней), заговор, исповедание, исчерпать, каучук, километр, мускулистый, сливовый, откупорить, плесневеть, побасенка, звонят, камбала, декольтированный.

^ Задание 4. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное

Боржоми, гороно, депо, Дели, денди, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, жалюзи.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Тишина – даже ветка не хрустн..т (Бунин). 2. Иной кача..т головой те шепч..т..ся а те сме..т..ся меж собой (Крылов). 3. Волны приход..т и волны уход..т стел..т..ся пеной на берег отлогий (Брюсов). 4. Между тучами и морем гордо ре..т Буревестник (М. Горький). 5. Ед..ш.. тундрой, дыш..ш.. морозным воздухом и чувству..ш.. себя хозяином всех дорог и путей вер..ш.. что всё в твоей жизни сбуд..т..ся (Горбатов) 6. Статные осины высоко лепеч..т над вами длинные, висячие ветки берёз едва шевел..т..ся (Тургенев). 7. Посмотр..ш.. на дельца иного хлопоч..т меч..т..ся ему дивят..ся все (Крылов).
Задание 6. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.

Моей подруге вырезали аппендицит.

На стенах школы висела живопись.

Я имею страсть к трем вещам: журналистике, фотографиям и кулинарному искусству.

Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику.

Кто вошли, оплачивайте за проезд

^ Задание 7. Оформите вступительную часть заявления (от кого и кому адресовано)

От кого подано заявление? (Юрий Живаго, Вилли Хаапасала, Булат Окуджава, Татьяна Навка, Ирина Хакамада, Исаак Левитан, Ольга Суок, Олег Суок, Адольф Гитлер, Ева Браун) 2. Кому адресовано заявление? (Степан Перепечко, Тина Канделаки, Иван Ургант, Ксения Собчак, Александр Цекало, Павел Воля, Михаил Ширвинт, Дима Билан, Иосиф Кобзон.)
^ Задание 8. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, употребив один из паронимов

Почти все рассказы этого писателя являются (автобиографическими — автобиографичными), содержат некоторые элементы биографии автора.

Машина выполняет серию (автоматических — автоматичных) операций.

В состав многих лекарств входят (ароматические — ароматичные) масла.

В математике используется термин «(гармонические — гармоничные) пропорции».

Его взгляд на жизнь можно назвать (идеалистическим — идеалистичным), так как он полностью оторван от действительности.

В этом сложном и запутанном деле требуется (политический — политичный) подход, предполагающий такт и определенную ловкость в обращении.

Я не являюсь (практическим — практичным) человеком, так как нет у меня жизненной хватки и расчетливости.
. Вариант 3.



Задание 1. Запишите числительные в соответствующей падежной форме

615 студентам, у 927учащихся с 429 рублями, на 5678километре, в 1914 году, оклад в размере 9675 рублей, на 157 солдате, 44 конвертам, в300 шагах, в 653 номере.
^ Задание 2. Раскройте лексическое значение выделенных слов

Составьте предложения, употребив правильно слова:

Ажиотаж, альма-матер, ностальгия, беллетристика, приоритет, графомания, дилетант, утилитарный, пролонгировать, нюанс.
^ Задание 3. С опорой на орфоэпический словарь расставьте ударение в словах

Торты, столяр, квартал, красивее, договор, кулинария, феномен, творог, налил, кулинария, феномен, бармен, налил, продал, средства, каталог, по средам, маркетинг, включим, начался.
^ Задание 4. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное

Медресе, манго, Лимпопо, лото, мулине, толь, канифоль, рандеву, ГИБДД, СНГ, Конго, равиоли, галифе, кенгуру, колибри, фрау, крупье, каберне, инкогнито, пони.
^ Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Посмотр..ш.. на дельца иного хлопоч..т меч..т..ся ему дивят..ся все (Крылов). 8. Шумят и пен..т..ся валы (Пушкин). 9. Окрылённый хвалою автор ничему не уч..т..ся жажд..т дальнейших опьянений похвалами (М. Горький). 10. На небе бре..ж..т утрен..я з..ря (Чехов). 11. Бабушка се..ла муку в амбаре (Гладков). 12. Уж та..т снег бегут руч..и в окно пове..ло весной (Плещеев). 13. Только сер..це почему-то сладко та..ло в груди (Исаковский). 14. Он с детства ненавид..л и пр..зирал лавоч..ников (Каверин)

Задание 6. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

Уважаемые студенты, оплачивайте за учебу.

Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

Им двигает желание приобрести хорошее образование.

Ляжьте на пол и вытяните руки вдоль туловища.

Езжайте прямо до самой развилки.

Базаров и Аркадий Кирсанов были сообщниками, оба были нигилистами.

Мать просила дочь надеть свое платье

^ Задание 7. Оформите вступительную часть заявления (от кого и кому адресовано)

От кого подано заявление? (Юрий Круча, Вилли Хаапасала, Булат Тодуа, Татьяна Нательных, ИринаХарди, Исаак Левик, Ольга Суржик, Олег Сурень, Адольф Мюллер, Ева Браун)

Кому адресовано заявление? (Степан Перегуда, ТинаТернер, Иван Пыж, Ксения Сабля, Александр Швондер, Павел Цуцу, Михаил Шари, Дима Нейбай, Иосиф Зильбершухер.)
^ Задание 8. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, употребив один из паронимов

Меня можно назвать (практическим — практичным) человеком, потому что я рассудителен и являюсь реалистом в полном смысле этого слова.

Его рассуждения были слишком (теоретическими — теоретичными), отвлеченными, оторванными от практики и поэтому трудными для понимания.

(Типическими —типичными) признаками паронимов являются созвучие слов и близость их значения.

Наиболее (токсическими — токсичными) минералами являются соединения мышьяка, сурьмы, меди, ртути, свинца.

Группа школьников … (пришла - зашла) в музей. На голове отца (одета - надета) меховая шапка.

Вариант 4

Задание 1. Запишите числительные в соответствующей падежной форме

О765 городах, в 493 поселках, в 1773 году, в 2016году, на 1389 километре

о 269 учащихся, на 74 году жизни, в 37 квартирах, нет 777человек, 958 студентами

^ Задание 2. Раскройте лексическое значение выделенных слов

Составьте предложения, употребив правильно слова:

Меркантильный, оппонент, оппозиция, скрупулезный, субординация, универсальный, фамильярный, эксклюзивный, раритет, блокбастер.

Задание 3. С опорой на орфоэпический словарь расставьте ударение в словах

Вероисповедание, бунгало, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, каталог, квартал, некролог, средства, сливовый, включим, налил, на верх, морщит, пломбировать, экзальтированный, вечеря, духовник, жалюзи, диоптрия.

^ Задание 4. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Бра, боа, иваси, сальто, пюре, жюри, фейхоа, динго, какаду, марабу, МФТИ, ЧелГУ, каберне, инкогнито, хиппи, миледи, конферансье, денди, брокколи, гуппи.

^ Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Землю подсушил мороз и зап…р…шило первым нежным снегом. Над озером св…ркнула тусклая з…рница и лишь минуту спустя прок…тился далекий гром. Я спешу туда ... а там уже весь город. Луна стала еще крупнее и ярче ... звезды же чуть посинели. К счастью погода была тихая ... и пруд словно застыл. Все живое тян…тся к воде и всем вода дарит жизнь. Мной опять овл…д…вает дремота и опять я в тихом мутно(зеленом) лесу и опять где(то) далеко старается над деревом неугомон(н)ый дятел. Туман заметно густел но крыши домов были еще видны и горы (не)ясно проступали ( в)дали. Он свернул с протоптан (н)ой дороги и опустился на снег.

^ Задание 6. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. На собрании выступил заведующий аптеки. В наших сердцах поселилась уверенность в победу. Когда началась война, мужчины демобилизовались на фронт. На плацу офицеры выстроились в строй. Не ложьте ваши вещи на окно, покладите их лучше на стул. Согласно приказа директора все рабочие цеха должны пройти медосмотр. Благодаря пожару я лишился и дома, и всего имущества. Ты ведешь себя все страньше и страньше. Ольга попросила Таню подать ей свою сумку.

^ Задание 7. Оформите вступительную часть заявления (от кого и кому адресовано)

  1. от кого подано заявление (Фридрих Шиллер, Эвклид Кюрдзидис, Анна Трой

Мария Хомчик, Петр Нетреба, ОлегЛедовских, Александр Дюма).

  1. кому адресовано (Георгий Тодуа, Андрей Шахтер, Владимир Мигуля, Олеся Цапник, Том Круз, Альбер Камю, Эмиль Лотяну, Ева Гронда).



^ Задание 8. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова.

Проявить…сметку . … заботы и дела (хозяйских, хозяйственных)

Пересечь …границу. Приготовить… национальное блюдо (латышское, латвийское)

Получить… удостоверения. …поселились на одном этаже (командированные, командировочные)

Купить …кеды. Оформить … маршруты (туристские, туристические)

Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия).

Оказаться человеком невоспитанным, т.е. …Мало читать, быть … (невежа, невежда).

Произнести в честь кого-либо … . Уехать отдыхать в … (здравица, здравница).

В больнице работает опытный … .В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

Ребенка нужно быстро … . На улице похолодало, и нужно … куртку (одеть, надеть).
Вариант 5
Задание 1. Запишите числительные в соответствующей падежной форме

О 487 городах, в 234 поселках, в 1812 году, в 2020 году, на 1678 километре

о 298 учащихся, на 66 году жизни, в 45 квартирах, нет 888 человек, 379 студентами
^ Задание 2. Раскройте лексическое значение выделенных слов

Составьте предложения, употребив правильно слова:

Амикошонство, плюрализм, гурман, байкер, гламурный, беллетристика, рафинированный, адюльтер, визави, блокбастер.
^ Задание 3. С опорой на орфоэпический словарь расставьте ударение в словах

Закупорить, эксперт, кедровый, свекла, бижутерия, кулинария, бармен, нет простынь, торты, красивее, средства, звонит, столяр, вероисповедание, бунгало, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, каталог, квартал,
^ Задание 4. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Боржоми, Дели, гороно, колибри, визави, Сочи, каре, кольраби, ГИБДД, МХАТ, конфетти,

динго, какаду, марабу, каберне, инкогнито, хиппи, миледи, конферансье, кабальеро.

^ Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
К..мпании захотел – ступай в лавоч..ку. Невежл..вого слова никогда не услыш..ш.. всякий говорит тебе «вы». Наскуч..ло и..ти берёшь изво..ика (Гоголь). 2. Да здра..ствует со..нце, да скро..т..ся мгла! (Пушкин). 3. Я не буду особенно гнат..ся за об..ёмом книги (Чехов). 4. С нею совет..вались о разных делах (М. Горький). 5. Пришлось ему в поле ноч..вать (Гаршин). 6. Не рас..каж..ш..не опиш..ш.. что за жиз..нь когда в бою за чужим огнём услыш..ш.. арт...л..ерию свою (Твардовский). 7. Всегда непр..ятно вид..ть что человек которого ты счита..ш.. хуже и ниже себя люб..т или ненавид..т то(же) что и ты (М. Горький). 8. Да что же вы все от меня х…рон..тесь? (Тургенев) 9. Куча мальчишек полощ ..т..ся в реке (Гоголь). 10. Кто говорит тот се..т кто слуша..т тот пож..на..т (пословица).
Задание 6. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно. Езжай прямо по проспекту.

А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного вальса. Ляжь лицом к стене и постарайся заснуть.

Благодаря пожару я лишился дома. Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю. Отец пристально слушал мой рассказ. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине. Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян. Не могла и не схотела Катерина жить в “темном царстве”. Оплачивайте поскорее за учебу.
^ Задание 7. Оформите вступительную часть заявления (от кого и кому адресовано)

  1. от кого подано заявление (ФридрихЭнгельс, Эвклид Кюрдзидис, Анна Тройко

Мария Хомчик, Петр Нетреба, ОлегЛедовских, Александр Дюма).

  1. кому адресовано (Георгий Гулиа, Андрей Шихтер, Владимир Притула, Олеся Капнист, Том Круз, Альбер Камю, Эмиль Кустурица, Ева Гронда).


^ Задание 8. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова (паронимы) из скобок.

Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия).

Оказаться человеком невоспитанным, т.е. …Мало читать, быть … (невежа, невежда).

Произнести в честь кого-либо … . Уехать отдыхать в … (здравица, здравница).

В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

Ребенка нужно быстро … . На улице похолодало, и нужно … куртку (одеть, надеть).

Выступающие специалисты предлагали … методы борьбы с преступностью ... внешность - это длительная работа над собой (эффективный, эффектный)

^ Методические указания

Выполняя задание №1, надо повторить правила склонения количественных и порядковых числительных (они склоняются по-разному). Для этого подойдет любой справочник по орфографии или учебник по русскому языку для 6 класса

^ Образец склонения порядкового числительного:

И. п. две тысячи второй год

Р. п. две тысячи второго года

Д. п. две тысячи второму год

В.п. две тысячи второй год

Т.п. две тысячи вторым годом

П.п. о две тысячи втором годе

Обратите внимание, что склоняется только последнее слово!
Образец склонения количественного числительного:

И. п. двести двадцать два парня Р. п. двухсот двадцати двух парней

Д. п. двумстам двадцати двум парням

В.п. двести двадцать два парня

Т.п. двумястами двадцатью двумя парнями

П.п. о двухстах двадцати двух парнях
Обратите внимание, что склоняются все слова, составляющие числительное!
Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две формы:

И. п. и В.п.- сорок, девяносто, сто

Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА, девяностА, стА
Задание № 2 предполагает работу со Словарем иностранных слов. Прежде чем записать придуманное предложение, необходимо выяснить в словаре его лексическое значение, если слово вам неизвестно. Три выделенных жирным шрифтом слова требуют еще и растолковать их лексические значения.
Задание № 3 требует опоры на Орфоэпический словарь. Убедительная просьба не ставить ударения по принципу: я уверен, что произносить это слово надо так. Ежегодно находятся десятки студентов, действующих по такому принципу и не заглядывающих в словарь в полной уверенности, что они и так знают, как нужно произносить слова. В результате им приходится переделывать часть контрольной работы.
^ Задание № 4. Чтобы его выполнить верно, нужно уяснить следующую информацию:

К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам.

В группе несклоняемых существительных выделяются имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударяемое а: бюро, жалюзи, галифе, монпансье, пальто, леди, рагу, антраша, буржуа и др.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло, Бордо; имена и фамилии лиц: Хозе, Мери, Гёте и др.

К несклоняемым существительным относятся и заимствованные существительные женского рода, оканчивающиеся на твердый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн, Поляк, Гольденберг, Зегерс и др.

Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на -ово, -аго, -ых, -их: ^ Дурново, Дубяго, Черных, Сухих, Чутких и др.

Фамилии на -ко (вне зависимости от ударения) также относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко (например, произведения Ивана Франко) и др.

Число несклоняемых существительных в современном русском языке пополняется за счет отдельных сложносокращенных слов: НПО, НЛО, ФСБ и гл.

При сочетании несклоняемых существительных с другими словами форма падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояло новое трюмо (им. п.), или окончаниями имен прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне (тв. п.)
^ Как определить род несклоняемых имен существительных?

  1. Большинство несклоняемых имен существительных среднего рода

  2. Существительные, обозначающие лица женского пола (пани, мадам, фрау, леди, мисс и т.п.),-женского рода

  3. Существительные, обозначающие лиц мужского пола (мачо, рефери, кабальеро, денди, буржуа, комильфо, крупье, атташе, рантье и т.п.),– мужского рода

  4. Собственные имена существительные типа Сочи, Кракатау, Гоби, Риони могут быть любого рода. Сочи- город, следовательно, род мужской, Гоби- пустыня, значит, род женский, Онтарио –озеро, род средний, Онтарио- штат, род мужской.

  5. Чтобы определить род сложносокращенного слова, надо определить в нём главное слово. ЗТЭТ- это техникум, род мужской, ГИБДД – инспекция, род женский.

  6. Названия птиц, зверей, животных (пони, киви, колли, шимпанзе, динго и т.п.) мужского рода, если неизвестен пол животного. В клетке сидел смешной шимпанзе. Но: В клетке сидела крупная шимпанзе, кормящая грудью детёныша.

  7. Часть слов нужно запомнить. Так, к мужскому роду относятся слова: кофе, пенальти, МИД, ЗАГС, ТАСС, названия языков (хинди, суахили, пушту, фарси)

Слова салями, цеце, иваси, кольраби, брокколи, колибри женского рода

  1. Слова индиго (ребёнок), хиппи, визави, инкогнито общего рода.

  2. Тефтели, жалюзи, бикини, равиоли, спагетти (слова, не имеющие формы единственного числа)- вне рода


Задания № 5 и № 6 требует продемонстрировать знания орфографии и пунктуации и умения строить предложения с соблюдением всех норм литературного языка. Выполнить их безошибочно поможет любой справочник по орфографии и пунктуации и любой учебник русского языка.

Задание № 7

Рекомендации по склонению нестандартных фамилий
Несклоняемые фамилии

Не склоняются все фамилии (и мужская, и женская), кончающиеся на - а, которому предшествуют гласные (чаще всего у или и) (Галуа, Гулиа, Моравиа, Эриа, Эредиа, Тодуа).

Фамилии, пишущиеся на е, э, и, ы, у, ю, о на конце (Нобиле, Караджале, Артмане, Грамши, Орджоникидзе, Чабукиани, Гёте, Неедлы, Амаду, Камю, Бураго, и т.п.).

Фамилии французского происхождения, оканчивающиеся на ударное – а-я (Тома, Дега, Люка, Ферма, Гамарра, Петипа, Гавальда, Золя, Труайя, Дюма).

Фамилии украинского происхождения с конечным - ко (среди которых много на - енко): Короленко, Квитко, Бондарсо, Горбатко.)

Фамилии, оканчивающиеся на - ых, - их, типа Белых, Кудреватых, Долгих, Рыжих (лекции Черных, роман Седых, творчество Крученых и т.п.).

Финские фамилии, оканчивающиеся на – а (Куусела, Суукала, Хаапасала)

^ Склоняемые фамилии

Склоняются и мужская и женская фамилии, кончающиеся на неударное – а-я после согласных.

Например, фамилия Рибера склоняется как Риберы, Рибере, Риберу, Риберой. К этой группе относятся фамилии типа Пьеха, Куросава, Воля, Ревва, Навка, Головня, Зозуля, Сырокомля, Гамалея, Шенгелая. и др.

Исключения:

1. Неблагозвучность фамилии (если она обозначает предмет, насекомое, животное и т.п.)

Например: Дубина, Могила, Крыса, Попа, Цапля

2. Финские фамилии ( их признак- две одинаковые гласные рядом- Куусела)

3. Неславянские фамилии с ударным –а-я. Например: ДегА, ДюмА, ЗолЯ

4. Если фамилия оканчивается на -уа- иа Например: Эмтредиа, Валуа, Гулиа
^ Склоняются все мужские фамилии, оканчивающиеся на любой согласный звук. Например, Бабель, Рихтер, Совчик, Шиллер, Комель, Рапп, Билий и т.п.

Исключения:

Неблагозвучность фамилии (если она обозначает предмет, насекомое, животное и т.п.)

Например, Лайнер, Псих, Кукиш, Лапоть, Пирожок и т.п.

Женские фамилии, оканчивающиеся на любой согласный звук, не склоняются
Склонение фамилий, оканчивающихся в исходной форме на гласные, не зависит от того, мужские они или женские.

Если разрешение затруднений со склонением фамилий не может быть обеспечено правилами, то для поиска правильного варианта склонения необходимо воспользоваться словарем фамилий, дающим нормативные рекомендации для каждого слова (например, в случае с фамилией Кравец: как правильно склонить - Кравеца или Кравца, фамилию Мазурок склонять или нет, и если склонять, то как - Мазурока или Мазурка и т.п.).
Задание № 8 необходимо выполнять с опорой на Словарь трудностей русского языка или Словарь паронимов (и тот и другой имеются в библиотеке техникума)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconКонтрольная работа является важным этапом самостоятельной работы...
В соответствии с учебными планами студенты заочного отделения всех специальностей и направлений ргтэу, выполняют письменную контрольную...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconРабочая программа Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной...
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности (углубленный уровень среднего профессионального образования)...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconПрограмма предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Программа предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconПримерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)»
Контрольная работа №1 по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» для студентов заочного отделения (5,5 лет)

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconПрограмма итоговой государственной аттестации является частью основной...
Ение соответствия уровню и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconРабочая программа дисциплины «Литература»
Рабочая программа предназначена для преподавания общеобразовательной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 030912...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconМетодическая разработка представляет собой подробное описание учебного...
Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в...

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconКонтрольная работа №2 по дисциплине «Библиографоведение»
«Библиографоведение» для студентов 4 курса заочного отделения специальность «Библиотековедение»

Контрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 030912 «Право и организация социального обеспечения» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», iconУчебник построен в соответствии с новыми функциональными ориентациями...
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница