Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009)




Скачать 164.07 Kb.
НазваниеДиссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009)
Дата публикации10.07.2013
Размер164.07 Kb.
ТипДиссертация
www.lit-yaz.ru > Журналистика > Диссертация
Диссертация Одеговой А.В.
«Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009)
Обзор подготовила Ю. Попова
Библиографическое описание:

Одегова А.В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века»// Дисс. Канд. Фил. Наук – М., 2009.


  • Работа выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

  • Защита состоялась 10.06.2009 года на заседании диссертационного совета при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

  • Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Засурский Ясен Николаевич.

Введение:

Франция - одна из наиболее влиятельных стран современного мира, и нет ничего удивительного в том, что в связи с ускоренным и развитием в последнее время невиданных прежде средств коммуникации новейшие франкофонные медиа имеют немыслимый характер по масштабам потенциала в будущем. Сегодня, медийные системы, а в первую очередь французская, всё более преображаются, о чем и пойдет речь в данной диссертационной работе.

Французская модель масс-медиа в начале XXI века обосновывается тем, что медиамодели развитых стран в начале XX века стремительно развиваются, а исследований их ключевых элементов недостаточно, происходит конкурентная борьба развитых стран за лидирующие позиции в процессе формирования медиамодели будущего, новейшие франкофонные медиа имеют немыслимый по масштабам потенциал в будущем, неизбежным и закономерным отражением происходящих изменений явилось возникновение в начале XXI века новых способов медиапотребления, существенно трансформировавших французскую модель масс-медиа в начале XXI века.

Объектом данного исследования является французская модель масс-медиа в начале XXI века. Под предметом понимается особенность развития аудиовизуальных,сетевых и мобильных СМИ Франции в начале XXI века. Цель данной диссертации заключается в формировании научного представления о французской модели масс-медиа в начале XXI века. Научно-практическая значимость работы состоит в получении нового теоретического знания о ключевых особенностях французской модели масс-медиа в начале XXI века, в выявлении ориентиров для формирования и развития многих моделей масс-медиа в будущем.




^ Первая глава посвящена дуальной модели французского радиовещания в начале XXI века. В данной главе автор рассматривает мультимедиатизацию радиовещательных масс-медиа Франции в начале XXI века. Она стала ключевым событием. Расширение франкофонного пространства радиовещания за счет присутствия в Интернете сегодня существенно помогает увеличить молодежную аудиторию французского радио, так как сейчас стало возможным использовать для прослушивания не только персональный компьютер, как это было несколько лет назад, но и нотбуки, некоторые модели КПК.

Важной отличительной чертой французской модели в начале XXI века, которую выделяет автор в данной главе, является децентрализация вещания через увеличение числа местных станций, а также с помощью вещания через Интернет. Так, например, многие региональные газеты имеют свои радиостанции (La Dépêche du Midi в Монпелье, le progrès в Лионе и др.), более того, имея в распоряжении подключенную к Интернету современную модель компьютера, ноутбука, мобильного телефона или смартфона, практически любую французскую радиостанцию можно слушать за пределами Франции, качество изображения и звука остается неизменным.

Так же, автор отмечает, что начало XXI века обусловлено необходимостью перехода вещания от аналогового режима к цифровому. Эта необходимость обусловлена нынешним прогрессом в области цифровой техники и нарастающим процессом слияния компьютерных технологий, средств связи, вещания и информационных служб в единую интерактивную цифровую систему.

В результате внедрения цифровых технологий на современном этапе, французское радиовещание обладает появляющимися новыми уникальными возможностями непосредственного интерактивного обмена информацией с аудиторией.

Основными преимуществами цифрового радиовещания во Франции является:

  • Цифровой звук с качеством компакт-диска;

  • Более надежный прием радиосигналов;

  • Потенциал интеграции ЦРВ с компьютерами и сотовой телефонией и т.д.

Данные исследования автором говорят о том, что успехи французской модели радиовещания в начале XXI века основываются на идее “радио мультимедиа”, предусматривающей трансляцию в эфир комбинированных звуковых программ с неподвижными изображениями, видеопрограмм и программ с интерактивными возможностями

Автором так же было осуществлено исследование, что к началу XXI века радио Франции сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов распространения и программ, и выявлено, что французская модель радиовещания в начале XXI века характеризуется сохранением национальной идентичности. Французы, как правило, в своих предпочтениях очень патриотичны и стараются слушать только своих исполнителей.

Кроме того, французские радиостанции начинают искать более узкие ниши-новости, спорт, музыка, как например Franсe Inter-общая информация; France Culture- радио культуры; France Musiques-классическая музыка различных композиторов.

И еще одна особенность французской модели радиовещания в начале XXI века, проанализированная в данной работе, заключается в том, что Интернет и мобильная телефония стимулирует бурное развитие французского радио. 2008 год- каждую неделю 3 миллиона французов слушали streaming радио в Интернете и практически каждый десятый человек (11,1%) слушал радио с помощью своего мобильного телефона. Сегодня радиовещание- средство массовой информации, обеспечивающее не только распространение текстовых и музыкальных передач, но и зрительных образов –подвижных и неподвижных изображений, сопровождающих радиоэфир, а также подкастов -аудио и видеофайлов, предоставленных радиостанцией в Интернете для скачивания по заказу.
^ Вторая глава посвящена современной французской модели телевидения. В данной главе, автор выделяет ключевые тенденции в области современного французского телебизнеса в контексте коммерцианализации телевидения Франции в начале XXI века: господство глобального подхода к ведению телебизнеса, ставка на событийные программы, соблюдение особого бизнес-этикета в телевизионных кругах Франции.
Автор пишет о том, что в последнее время в начале XXI века французская модель телевизионных масс-медиа характеризуется все большей ориентацией на экономические ценности, что, как правило, выдвигает на первый план воплощение тех или иных концептуальных идей медиамаркетинга. Французские эксперты все чаще склонны воспринимать телевидения как доходный бизнес, приносящий неплохую прибыль. И, принимая во внимание многочисленные события, происходящие в последнее время в этой сфере, с этой точкой зрения весьма сложно не согласиться.

Исследователь Пьер Бурдье, который оценивает значимость коммерческой выгоды в мире телевидения, задается главным вопросомв какой степени экономические ценности обуславливают особенности информационной деятельности телевизионных бизнес-структур Франции.

В сегодняшних условиях медиарынка, каждая компания нуждается в четком бизнес-планировании, если она хочет выжить, сохранить жизнеспособность и успешно функционировать. В этой связи, Бурдье рассуждает о праве на жизнь в ближайшем будущем утопической модели телевизионных масс-медиа, одним из ключевых приоритетов которой может быть борьба “против рейтинга во имя демократии”, однако на мой взгляд, при условии определенной консолидации инициатив интеллектуальной элиты во французском случае подобное возможно.

Согласно выводам некоторых экспертов, автор пишет, что нельзя утверждать, что выбор стратегий имеет под собой только материальную подоплеску, однако связь между финансовыми операциями телевизионной группы и основными трендами дальнейшего развития ее программной политики порой оказывается просто поразительной по своей определенности.

Исходя из вышесказанного, автор выделяет яркую акцию в этом отношении, которая во многом стала моделью и для других французских групп.

Характеризуя современные финансовые стратегии медиагруппы Лагардера, которая в начале XXI века беспрецедентно расширила свое глобальное влияние. В результате сложных переговоров после нескольких лет пунктирных дискуссий группы Lagardère и Vivandi Universal1 наконец согласились скрепить свой союз внутри Canal +2. Обе группы опубликовали 17 февраля 2006 года совместное коммюнике, в котором было объявлено о заключении проекта соглашения, суть которого заключается в том, что Lagardère стала вторым акционером Canal+ France.

Идея действовать в два этапа завладела сознанием большинства топ-менеджеров, работающих на Арно Лагардера. Вначале предпринять 20 % -ное участие –взнос от 34%- ной доли в CanalSat3, затем купить акции Canal+ France на сумму 525 миллионов евро.

К тому же, компания Lagardère подписала документ об опционе, предоставляющий преимущественное право покупки дополнительных 14% активов компании и являющийся действительным в течение 3 лет. Исследователи единодушны в том, что к концу 2009 года стоимость финансового года могла бы достигнуть как минимум суммы в 1, 05 миллиарда евро, соответствующей валоризации стопроцентного капитала Canal+France до цифровой отметки в 7, 5 миллиарда евро. Помимо этого опциона, Lagardère располагает также условием выхода капитала в три года по примеру TF14 и M65, акционеров соответственно 9,9% и 5,1 % Canal+ France.

По моему мнению, идея эффективного управления денежными потоками в телевизионном бизнесе понимается Лагардером в данном случае как эффективное разрешение блокирования ситуации внутри CanalSat, при котором открывается возможность стать активной глобальной еденицей на мировом медиарынке.

Связь между финансовыми операциями телевизионной группы и основынми трендами дальнейшего развития ее программной политики в случае Lagardère проявляется в том, что эта медиагруппа в составе Canal+France отстаивает свои интересы в отношении продвижения тематических каналов на медирынке, составляя конкуренцию аналогичным телевизионным бизнес-проектам TF1 и M6.

Автор и говорит, что в этом смысле показательно, что симбиоз патронов четырех ключевых частных групп французского телебизнеса – Патрика Ле Лэ (TF1), Николя де Таверноста ( М6), Арно Лагардера и Жан-Бернара Леви, председателя совета директоров Vivandi Universal- во многом сегодня определяет не только ключевые тенденции в области современного французского телебизнеса, но и глобальной инвестиционный климат в сфере масс-медиа.

Таким образом, автор уверен, что в основу национальных интересов Франции сегодня ложатся новые принципы, и далеко не последнюю роль в этом играет растущее доминирование экономических ценностей в медиасфере, финансовые стратегии таких телевизионных бизнес-структур, как Lagardère, вне всякого сомнения, являются отчетливым тому доказательством.
Помимо этого, автором отмечает создание France 24 , что означает возможность развития глобального франкофонного телевидения. Из этого следует, что в XXI веке происходит важнейшее изменение в структуре масс-медиа – демонополизация глобальных телевизионных сетей. Многие влиятельные представители французской телевизионной элиты, такие как месье Аллагон пришли к убеждению, что в качестве универсального канала TV5 не намеревается заполнять все функции France 24, но он, бесспорно, является международным каналом, информация которого пользуется авторитетом.
Кроме того, важнейшей тенденцией развития телеиндустрии во Франции автор считает внедрение новых телеканалов американского происхождения на французский медиарынок.

Присутствие американской телепродукции на экранах телевизора - одна их из ключевых особенностей французского телевидения в начале XXI века. Более того, активная компания по выходу на французский медиарынок была предпринята рядом американских телеканалов, чему уделяет немало внимания и Le Monde6.

Sci-Fiscience-fiction7. Это название нового телеканала, который начал показывать свои передачи во Франции 2 декабря 2005 года на CanalSat. Канал американской группы NBC Universal Global Networks, который принимался во Франции из Лондона, зародившись в 1992 году в США. Президент американской группы Патрик Виен отмечает, что с тех пор, как NBC и Vivandi Universal объединись, они ведут агрессивную политику международной экспансии. Научная фантастика-все более и более важный жанр на универсальных каналах, таким образом, конец 2005 года – удачный момент для запуска Sci-Fi Channel. C ним открывается второй этап расширения медиакорпорации во Франции, которое началось с запуском 13 Rue8. Из 15 миллиардов долларов торгового оборота, зарегистрированных NBC Universal в 2004 году , 20% происходят из международной деятельности группы. Sci-Fi-шестой канал американского происхождения, внедряемый во Франции CanalSat в течение трех последних месяцев в 2005 году. Случайность? Нет. Независимые французские эксперты отмечают весьма интересную закономерность развития современной телеиндустрии во Франции - увеличение финансовых сделок в сфере телеиндустрии с американскими медиапредприятиями.

Таким образом, мы видим, внедрение новых телеканалов американского происхождения на французский медиарынок, присутствие американской телепродукции на экранах французских телевизоров в начале XXI века явились результатом влияния современных ценностных мэйнстритов США и важнейшей тенденцией развития телеиндустрии во Франции.




^ Третья глава посвящается особенностям французских мобильных масс-медиа и перспективам их развития в начале XXI века.

Автор выдвигает на первое место мобильное телевидение, которое получает максимальный шанс занять ключевое место в иерархии медиаразвлечений. На сегоднящний день медийная природа мобильного телевидения во Франции наделяет его такими свойствами, как особая мультимедийность и интерактивность.

В связи с рассмотрением мобильного телевидения, автор описывает первые во Франции официальные экспериментальные опыты мобильного телевещания в Париже. Они проводились с использованием вещательного стандарта. Октябрь 2005 года, в двух шагах от Эйфелевой башни Orange,Bouygues, Tèlècom и TPS (французские операторы мобильной связи) провели свой первый показательный эксперимент в области мобильного телевидения с помощью DVB-H. Терминал, использованный для исследования - мобильный телефон Sagem MyX-8. Данный телефон поддерживает все существующие функции телефонии и включает в себя, кроме того, приемное устройство сигналов DVB-H и антенну для оптимизации приема. Было предоставлено 9 универсальных и специализированных телеканалов для этого опыта.

Данный опыт удался, телесигнал с Эйфелевой башни передавался четко, без искажений. Первый экспериментальный тест в области мобильного телевидения на территории Франции показал, что специфика мобильного телевещания и новые технологические возможности мобильных телефонов предопределяют такие ключевые особенности передачи мобильного телесигнала, как:

  • Сложная схема модулирования;

  • Высокая четкость изображения;

  • Отличное качество звука;

  • Отсутствие расхождение изображения и звука;

  • Запаздывание изображения при переключении телеканалов на мобильном телефоне;

  • Неизменность качества принятия мобильного телесигнала при перемещениях в автомобиле.

В данной работе, автором были выявлены главные особенности программной политики мобильного телевидения во Франции в начале XXI века такие, как: 1) Трансляции программ традиционного телевидения; 2) пилотные проекты и специфика форм оплаты данного сервиса (варианты абонентской платы и способы оплаты мобильного телевидения отличаются крайней сложностью).

Автором были впервые исследованы мобизоды, как одна из наиболее оригинальных инноваций французского медиаланшафта. Мобизод - это мобильный эпизод, концепция которого предполагает создание аудиовизуальной связи между поставщиком услуг мобильного телевидения и их потребителем в любой момент и в любом месте.

Были выявлены технические новшества, предопределившие появление мобизодов во французском социуме и определившие их ключевые способности:

  • Особый характер мультимедийного интерактивного сервиса;

  • Эксклюзивность контента;

  • Небольшая продолжительность мобизодов;

  • Следование основным контент-стратегиям-концепция мобильного мини-телесериала и концепция документального короткометражного фильма.

Таким образом, автор отмечает 2005 год, который стал судьбоносным в современной истории французских масс-медиа. Именно этот год во Франции активно начинает развиваться мобильное телевидение. В ноябре 2005 года по инициативе сотового оператора SFR медийная система Франции дополнилась новым компонентом –мобизодами. Этот факт свидетельствует о благоприятных перспективах развития мобильного телевидения во французском социуме, так как Франция довольно быстро усвоила опыт передовых стран в этом отношении. Автор полагает ,что мобизоды и мобильное телевидение являются одной из наиболее оригинальных инноваций французского медиаланшафта в контексте глобальной информационно-коммуникационной революции, тогда как прослушивание радио с помощью мобильного телефона по WI-FI, а также мобильные газеты так и не прижились во Франции.




Что касается ^ 4 главы, то она посвящена французской модели Интернет-сми, где автор выделяет насыщенность порталами и богатую блогосферу.

Несмотря на то, что Франция является в целом богатой в информационном отношении страной, в настоящее время там происходит очевидное разделение между теми, у кого есть доступ в Интернет, кто владеет цифровыми технологиями,и теми, кто отрезан от сетевого общества.

На сегодняшний день, во Франции информационное неравенство в сетевой сфере носит острый характер. ^ Высокая стоимость услуг французского Интернета является одной из сложнейших проблем французских онлайновых масс-медиа, которые хотели бы быть не только глобальными, но и доступными для обычного жители французской провинции. Таким образом, автор рассматривает вопрос о конвергенции Интернета и сотовой телефонии в условиях информационного неравенства в онлайновой сфере французского медиапотребления.

Также, в данном разделе ключевое место занимают блоги, которые являются важнейшей особенностью французской модели Интернет-СМИ в начале XXI века. Блог - это веб-сайт, состоящий из небольших заметок, ссылок, изображений, характерными особенностями которого являются легкость его редактирования.

В контексте эпохи мультимедийных инноваций, в которую сегодня вступило медийное сообщество Франции, особое значение приобретает французская концепция бога в Интернет-СМИ, предусматривающая привлечение внимания читателей к тому или иному масс-медиа, предусматривающая привлечение внимания читателей к тому или иному масс-медиа. Читатель любит чувствовать себя близким к тем, кто пишет то,что он читает. Поэтому в целях популяризации своих идей, блоги имеют следующие ключевые особенности:

  • ясность сообщений,

  • лаконичность сообщений,

  • оригинальный редакционный стиль,

  • ориентацию на исключительность контента,

  • мультимедийная поддержка текста,

  • стремление к отсутствию опечаток и ошибок,

  • идентификация автора,

  • наличие небольшой биографии автора,

  • строгое упоминание источников информации.


Таким образом, на сегодня французской концепцией блога в Интернет-СМИ является привлечение внимания читателей к тому или иному масс-медиа и поддержка их сотворчества, проявляющегося в написании комментариев и создании собственных блогов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, автор пришел к выводу, что концептуальная идея блога как медиа будущего вызывает сегодня все больший интерес во французском медийном сообществе: блогосфера может сыграть важную роль в дальнейшем развитии французской медиамодели и обусловить эффективность воздействия на общественное мнение.
В заключении данной диссертационной работы, я хотела бы сделать вывод каждой главы, сформулирую окончательный вывод данной исследовательской работы, что приведет к взаимосвязанной совокупности компонентов-выводов глав настоящего исследования.

Благодаря обучению во Франции, где я проходила курс под названием “Les Radios”, позволю себе дополнить данное заключение своими собственными мыслями.
Французская модель масс-медиа в начале XXI века ( 2001-2008) стремится к глобальной модели будущего (конец XXI века), многие компоненты которой могут сформироваться из ее особенностей и особенностей других медиамоделей развитый стран в начале XXI века (2001- 2008).
В начале XXI века французская модель масс-медиа претерпела множество изменений, и это во многом связано с тем, что сегодня глобальная медиамодель все больше и больше накладывается на национальные модели СМИ, и этот процесс будет продолжаться в будущем, кроме того, очевидно, что глобальная модель масс-медиа, модель мировых стандартов, достаточно сильно трансформируется в первой половине XXI века, однако, данный процесс не будет скачкообразным.
Уже имеющиеся исследования по данной проблеме дают возможность предвосхитить особенности влияния французской модели на процесс трансформации глобальной модели масс-медиа.
Анализ особенностей французской модели масс-медиа в начале XXI века, на мой взгляд, позволяет лучше понять перспективы развития медийной системы Франции.
Нельзя не согласиться с тезисом о значительной эволюции французской модели масс-медиа в контексте глобального торжества новых технологий третьего тысячелетия.
Невозможно оставить без внимания и тот факт, что уже сегодня применение информационно-коммуникационных новшеств журналистами информационно богатых стран, как правило, носит планерный характер и не имеет ни географических, ни национальных границ.
Полная же стандартизация медиамоделей всего мира произойдет лишь к концу XXI века.
Наиболее полное исследование было проведено по следующим элементам системы французских СМИ: сетевые СМИ, мобильные СМИ, аудиовизуальные СМИ, которые в начале XXI века развиваются особенно стремительно, и этим усложнен специфический процесс их изучения.
Сегодня медийные системы, в том числе и французская, все более преображаются.
Скорость модификаций нарастает, неся с собой немыслимые ранее возможности. Хотим мы этого или нет, но в скором времени новые сверхмощные информационные технологии кардинально изменят как медиасферу, так и всю нашу жизнь, даже самого человека.

Весьма влиятельные лица - такие, как Советник Президента Radio France Бертран Ванье, пришли к убеждению, что в будущем построение оптимальных решений в медийной отрасли будет невозможно без учета фактора интерактивности.
Бурные дискуссии рождает сегодня концептуальная идея глобального франкофонного телевидения, что является отличной затеей во вкусе парижан. В данном аспекте нам представляется исключительно важным отметить проект France 24, вокруг которого не утихают дебаты во французской прессе.
Таким образом, научно- техническая революция в XXI веке приведет к значительной эволюции принципов медийной коммуникации.
Прогнозируя ключевые тенденции изменения экономических показателей по выборкам прецедентов в сфере инвестировании, ведущие французские специалисты в данном вопросе высказывают точку зрения, согласно которой онлайновый сектор масс-медиа имеет все шансы на финансовый успех.
Трудно не согласиться и с тем, что на протяжении XXI века будут происходить различные модификации в сфере виртуальных коммуникций, в ходе которых, возможно, электронная поята вытеснится новшествами в стиле RSS, а колоссальные информационные потоки Интернета приобретут несколько другую структуру.
Допускается мысль, что портальная структура станет более организованной и категоризированной.
Сегодня можно смело прогнозировать постепенное доминирование блогов как демократичных интерактивных масс-медиа, вмешаться в процесс создания которых сможет каждый, кто понимает французский язык. Актуальность блоггинга очевидна.
Концептуальная идея блога как медиа будущего вызывает сегодня все больший интерес во французском медийном сообществе: блогосфера может сыграть важную роль в дальнейшем развитии французской медиамодели и обусловить эффективность воздействия на общественное мнение.
Оценивая дальнейшие перспективы развития французских масс-медиа в глобальном еконтексте, ряд национальных медиаэкспертов отмечает, что будущее все-таки за электронными масс-медиа.

1 Vivandi Universal-одна из самых известных транснациональных мегамедиакорпораций, трансформировавших французский медиарынок.

2 CANAL+- французский телеканал, первый пример платного ТВ в Европе, ключевой элемент в сетке программ-кинофильмы

3 CanalSat- название пакета спутниковых телеканалов во Франции

4 TF1- французский коммерческий телеканал , занимает первое место по рейтингу медиапотребления, основное внимание французов здесь привлечено к информации и сериалам.

5 M6- французский телеканал, особый интерес здесь представляет сектор информации- краткие тематические тележурналы, около трети эфирно времени отводится музыкальным программам, играм , детским передачам и кино.

6 Французская газета. Martine Delahaye

7 Научна фантастика (франц)

8 Тринадцатая улица




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconДанилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века. Учебник
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги...

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconДоклад о результатах деятельности за 2009-2010 учебный год Муниципального...
Проблема качества образования в начале XXI века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и реформирования...

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconУчебное пособие: Загладин Н. В., Симония Н. А. История России и мира...
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся представления о тенденциях политического и экономического развития СССР в...

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconПоложени е о международной олимпиаде «Интеллект XXI века»
Олимпиада «Интеллект XXI века» представляет собой интеллектуально-творческое соревнование школьников

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconБеккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconФилософский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич
Стратегические направления взаимодействия Российской Федерации и кнр в начале XXI века. Политологический анализ 3

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconРабочая программа по литературному чтению
«Начальная школа XXI века». Автор Л. А. Ефросинина сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд.,...

Диссертация Одеговой А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века» (2009) iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Л. А. Ефросининой и М. И. Омороковой,,входящей в сборник программ к компоненту учебников «Начальная школа XXI века». созданного на...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница