Тема: Как правильно написать письмо. Цели




Скачать 65.91 Kb.
НазваниеТема: Как правильно написать письмо. Цели
Дата публикации16.11.2014
Размер65.91 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Тема: Как правильно написать письмо.
Цели: научить умению вести переписку, составлять письма;

развивать творческую самодеятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, писать грамотно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста;

сконцентрировать внимание учащихся на целостях родного языка; воспитывать внимательное, чуткое отношение к другим людям.
Оборудование:

  1. Иллюстрационный материал: репродукции картин И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», А.Лактионова «Письмо с фронта», Н.Богданова-Бельского «Письмо».

  2. Плакат «Основные правила переписки».

  3. Таблица-схема «Построение письма».

  4. Раздаточный материал с текстом, требующим корректировки.


Ход урока.


  1. Организационный момент

Чтец (девушка)

Если будешь ранен, милый, на войне,

Напиши об этом непременно мне.

Я тебе отвечу

В тот же самый вечер.

Это будет теплый, ласковый ответ:

Мол, проходят раны

Поздно или рано,

А любовь, мой милый, не проходит, нет!

Может быть, изменишь, встретишься с другой

И об этом пишут в письмах, дорогой.

Напишу…Отвечу…

(И.Уткин «Если будешь ранен»)

Чтец (юноша)

Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это – другая.

Это значит…сырая земля.

(И.Уткин «Если я не вернусь, дорогая»)

- Письма с фронта. Они отражают время, историю, личность писавшего, его мысли, чувства, переживания. Так было всегда.

Многие писатели и поэты в своих произведениях изображают переписку своих героев.

Давайте вспомним литературу, в которой затронута эта тема. ( Задание было получено на дом)

Например: Симонов К. «Живые и мертвые» книга I глава IV (подвиг Мишки), Каверин В.

«Два капитана», Чехов А.П. «Ванька» и т.д.


  1. ^ Вступительное слово учителя:

- Письмо – это серьезный документ. Порой оно перестает быть личным делом, когда его публикуют в средствах массовой информации.

Вовремя полученное письмо способно иногда возвратить другому человеку веру в добро, жизнь. Писать письма – большое искусство, которому нужно учиться

Слово «письмо» образовано от греческого эпистола – послание. Это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-либо.


  1. Работа с учащимися.

  1. Переписать определение с доски в свои тетради.

  2. Беседа

- Как вы думаете, всегда ли были письма? ( Писем не было лишь в давние времена, когда люди не умели писать)

- До возникновения письменности существовали наскальные рисунки – своеобразные послания. У людей всегда была потребность общаться друг с другом, делиться своими мыслями, чувствами. Хорошо, когда друг рядом, а если далеко? ( Тогда мы пишем письма)

- Подберите однокоренные слова к этому слову и запишите их в тетрадь. ( Письмо, писать, письменность, письмена, писатель, писание, переписчик, письмовыводитель, писец, писарь, писанина, писака, писаный…)

- Есть еще одно, неизвестное вам, слово – письмовник. Так в старину называли сборник образцов для составления писем: Подбери нужный по содержанию текст и можешь отсылать.

- Как вы думаете, есть ли у нас необходимость в письмовнике? ( Каждое письмо должно быть неповторимым, отражающим чувства и мысли его автора)

- Значит, умение писать письма – это творчество, без которого трудно обойтись.


  1. ^ Путешествие в картинную галерею.

- А теперь мы отправимся в картинную галерею и познакомимся с репродукциями известных художников, которые в своем творчестве передали те чувства, которые испытывают люди при получении писем. Обратите внимание, кто пишет письма на этих картинах, и предположите, кому они адресованы?

Глядя на иллюстрации, можно заметить, что письма есть личные, индивидуальные и коллективные.

- Какое настроение у героев репродукции при получении писем? Значит, письма бывают дружеские, деловые, поздравительные и даже призывные, потому что могут призывать к совершению какого-либо действия. Например, к борьбе за мир.


  1. ^ Знакомство с основными правилами переписки.

- У каждого автора письма свой почерк, свой стиль, манера. Но все они должны быть грамотными и аккуратно написанными на чистом листе бумаги. Следует помнить об основных правилах переписки и схеме построения письма.
Основные правила переписки.

  • Мысли выражай сжато, точно и ясно.

  • Добивайся вежливости и выразительности речи.

  • Тон письма должен быть вежливым.

  • Будь внимателен к адресату и его вопросам.

  • Стремись писать об интересных фактах и событиях.

  • Обязательно отвечай на полученное письмо своевременно.



Схема построения письма.

  • Обращение к адресату. (Варианты: Добрый день; Здравствуйте; Уважаемый; Дорогой; Любимый. Обращаем внимание на знаки препинания при обращении)

  • Начальные фразы. ( Варианты: Письмо Ваше получил; Бесконечно благодарны; С волнение прочитал Ваше письмо)

  • Содержание письма – изложение событий, логическое развитие мыслей.

  • Концовка. ( Пожелание, просьба, приглашение, поздравление: До свидания; До скорой встречи; Непременно напишу; Очень скучаю по тебе; Крепко обнимаю)

  • Имя автора письма.

  • Возможна приписка P.S. – постскриптум – после написанного.

  • Дата.


- Письмо закончено, поставлена подпись. Его запечатывают и отправляют адресату. Обязательно правильно оформить конверт. Чтобы не получилась такая же история как с героем рассказа А.П. Чехова Ванькой Жуковым, который обошелся фразой «На деревню дедушке».

Итак, письмо запечатано и опущено в почтовый ящик. Адресату его доставит почтальон.

- А как еще можно переслать письмо? ( Дети вспоминают о бутылочной почте, голубях, собаках, стрелах) И, конечно, в век новых технологий электронной почтой.


  1. ^ О речевом этикете.

- Некоторые слова, используемые при написании писем, называют формулами вежливости. В основе вежливости, этикета лежат уважение к старшим, признание человеческого достоинства, наконец, доброжелательное отношение к окружающим. Формулы вежливости помогают людям жить вместе, поэтому важно использовать их при написании писем.

Задание:

Продолжите ряд этикетных форм:

Здравствуйте, Прощай, Счастливо, Всего доброго…

- А знаете ли вы, что широко распространенное сейчас «Пока!» совсем недавно шокировало, например К.И.Чуковского. В конце концов, Чуковский решил принять это слово: «Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует».


  1. ^ Работа с текстом по раздаточному материалу.

Вы познакомились с основными правилами написания писем. Давайте попробуем себя в роли редакторов и поработаем с текстом.

1) Перед вами отрывок из письма девочки из Ялты писателю А. Маркуше. Удачен ли данный текст? Соответствует ли отбор материала поставленной задаче? С учетом правил переписки проанализируйте данное письмо.
^ Солнечные мальчики

Прыгали, как зайчики —

Все кругом да около,

Пока гроза не слопала.

Правда, я, наверное, полная дура, что хвастаюсь такими стихами. Надо мной и так уже все смеются: тоже поэт! А я все равно пишу. Мне нравится. Разве люди не пишут для своего удовольствия? Мне было весело, и я сочинила про мальчиков и зайчиков. А в другой раз я была на вокзале и увидела там девочку. Она приехала от куда-то, а ее никто не встретил, и тогда у меня получились такие стихи:

^ Маленькая девочка в вагоне

Плачет, нос расплющив о стекло,

Нету мамы, нету на перроне,

На перроне нету никого...

Собиралась я вам написать совсем про другое. Мы живем в Ялте. Знаете Ялту? Красиво тут, особенно весной. Мы живем хо­рошо и все дружим между собой — папа, мама, сестра и я.

Мама у нас хорошая. Только у нее очень странная привычка. Она всех на свете людей делит на порядочных и непорядочных. Я сто раз маму спрашивала, как она отличает «порядочных» от «не­порядочных», и она сама мне сто раз объясняла, только я все равно не очень ее понимаю. Если Вам не трудно и если Вы знаете, как правильно понимать, какой человек порядочный, а какой нет, пожа­луйста, напишите мне.

  1. Перед вами письма девочки Тамары к подруге Алене.

Письмо первое

«Здравствуй, Лена. С приветом к тебе Тамара. Алена, какая у вас погода? У нас погода хорошая, но льют дожди. Алена, я по­сылаю тебе фантики и золото. Ну, больше писать нечего. До свидания. Жду ответа».

Письмо второе

«Здравствуй, Алена. Письмо твое я получила. У нас погода хорошая. У меня день рождения 20 января. Исполнится 11 лет. Ну, я закончила первую четверть плохо: имею одну тройку. А ты? Ну, больше писать нечего. До свидания».

Письмо третье

«Здравствуй, дорогая подруга Алена. Пишет тебе Тамара. Как ты там живешь? Я живу хорошо. Как ты учишься? Я — так, посред­ственно. Какой ты иностранный язык изучаешь? Я — немецкий. Извини, что плохо пишу — тороплюсь. До свидания!»

Задание:

Распространите записи девочки с учетом всех замечаний.


  1. ^ Из истории переписки.

А знаете ли вы, что самая лаконичная в истории переписки состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как отпечатаны «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?», и получил ответ: «!» Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.


  1. ^ Заключительное слово учителя.

Летом 1957 года на Конгрессе Всемирного Почтового Союза был учрежден праздник – Неделя письма – международный праздник почтальонов и других работников связи. А международную организацию работники связи создали еще в 1874 году. Уже тогда понимали, что обмен письмами способствует углублению культурного общения, помогает укреплению межгосударственных отношений. Но самое главное, письмо – это внимание и уважение к человеку.


  1. Домашнее задание.

Написать письмо другу о ярком событии в вашей жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconКак написать рассказ
На выигранные сто рублей накупить еды на неделю и за это время написать обо всем рассказ. II родиться в СССР. Родить четверых детей....

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconМих. Лифшиц о пушкине Письмо Г. М. Фридлендеру от 8 апреля 1938 г
В ответ на Ваш теоретический запрос нужно было бы написать целую диссертацию. Не знаю, получится ли у меня краткое изложение моих,...

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconТема: can, can`t
Основные цели: 1 содействовать формированию умения правильно строить предложения с модальным глаголом can и can`t, использовать их...

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconТема : «Лесные обитатели»
Цели: систематизировать знания детей о диких животных, правильно строить предложения, развивать мышление

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconТема: состав слова. Закрепление
Цели: Закрепление умения находить в слове все части, уметь правильно подбирать однокоренные слова, уметь правильно подбирать однокоренные...

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconПредметы Домашнее задание
Объясните, какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово?

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconУрок математики в 1 классе. Тема «Числа 6 и Письмо цифры 6»
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием чисел 6 и 7; научить писать цифру 6

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconКнига будет идти по системе «от простого к сложному»
Для начала, хочу сказать, что я не буду учить вас правильно думать. Я буду учить вас правильно делать. Эту статейку я специально...

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconТема: «Письмо строчной буквы п.»
Цели урока: научить писать строчную букву п; дать первоначальное представление о некоторых профессиях; развить речь, мышление, память;...

Тема: Как правильно написать письмо. Цели iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница