Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»




Скачать 62.39 Kb.
НазваниеУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Дата публикации15.11.2014
Размер62.39 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Сценарий урока литературы в 5в классе

Урок-путешествие

Тема «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Цель урока:

1. Рассмотреть историческую основу стихотворения.

2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ.

Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев-военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки.

Использование ИКТ: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», видеоматериалы, подготовленные старшеклассниками, мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска.

План урока:

I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты)

II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты)

III. Инсценировка из произведения «Бородино» (2 минуты)

IV. Работа в группах (7 +8= 15 минут)

V. Метапредметное задание(2 минуты)

VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты)

VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты)

VIII. Домашнее задание (1-2 минуты)

^ Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем работать по творчеству М.Ю.Лермонтова, по стихотворению «Бородино». Тема урока звучит так: «Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения».

Как вы понимаете тему урока? Значения всех ли слов вам понятны?

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству и своему народу.

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

Пафос – воодушевленный, подъем, энтузиазм (опережающее индивидуальное задание: работа по толковым словарям).

Целеполагание.

- Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке?

- Что вы ожидаете получить для себя от этого урока?

II. Погружение в историю. Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в 19 век.

Как вы себе представляете это время? (^ Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы).

Совершенно верно. Какое трагическое для нашей страны событие произошло в 19 веке? (Отечественная война 1812 года).

Наши временные рамки сузим до этого периода. Теперь отправимся в путешествие, это позволят нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент бородинского сражения из фильма «Война и мир».

Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. (^ Учащиеся должны уметь использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет).

Вопросы после просмотра фрагмента.

- Какие новые ощущения вы испытали?

- Какие чувства вас переполняют?

- Возможно, кто-то желает поделиться своими мыслями?

(Обсуждение)

III. Инсценировка. Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка фрагмента этого произведения. (^ Опережающее задание для работы во временных творческих группах: инсценировка фрагмента произведения. Старый солдат – Калдыбаев Илияз, молодой солдат – Алиев Али).

(Просмотр сценки, оценка учащихся)

IV. Работа в группах. (^ Работа выполняется под музыку «Реквием» (Моцарт)

I группа (Творческая. На учащихся галстуки зеленого цвета. Командир группы – Наточий Валерия).

Цель группы: опираясь на текст стихотворения «Бородино», на ключевые слова, на схему в тетрадях, создать образ старого воина. Связать образ с темой урока.

Речь героя –

Внешний вид солдата –

Настроение –

Отношение к происходящему –

(^ Характеристика солдата: скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость)

Вывод: Старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего отечества. Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос произведения.

Вопросы к группе.

II группа (Теоретики. На учащихся галстуки синего цвета. Командир группы – Муйдинова Шахноза)

Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать, через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока.

речь Молодой солдат

поступки

воспоминания Главный герой с сослуживцами

отношение к другим участникам

Один участник группы представляет схему на интерактивной доске.

Вывод: Схема помогает представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, глубже охарактеризовать персонаж, увидеть в характере старого солдата патриотические чувства.

Физминутка.

III группа (Историки. На учащихся галстуки жёлтого цвета. Командир группы – Алиев Али).

Цель группы: опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подобрать цитаты для подтверждения своих мыслей. (Можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока. (Учащиеся должны уметь создавать и использовать сообщения;  избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации).

Ответ ученика: ^ Географические названия («Умремте же под Москвой», «И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой»).

Присутствие воюющих сторон: ( «Французы двинулись как тучи», «Чужие изорвать мундиры О русские штыки»

^ Устаревшие слова («Пора добрать до картечи», «Но тих был наш бивак открытый», «Кто кивер чистил весь избитый»)

Москва

Бородино

Историческое событие французское войско

русское войско

Вывод: Реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова (Драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражали баталию 1812 года.

Вопрос Калдыбаева Илияза к одному из членов группы.

- Является ли старый воин историческим лицом?

(Обсуждение)

IV группа (Учащиеся в красных галстуках. Командир группы – Калдыбаев Илияз).

Цель группы: Выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально-выразительные средства, заполнить таблицу. Ответить на вопрос:

- Какую роль эти слова играют в тексте? Связать с темой урока.

Эмоционально – выразительные средства

Примеры

Сравнения (стр. 153)

Французы двинулись как тучи; носились знамена как тени; земля тряслась - как наша грудь (показывают грандиозность событий, тяжесть его).

Метафора (стр.153)

Звучал булат; картечь визжала; и залпы оружий слились в протяжный вой; гора кровавых тел (делает текс ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение, ужасающее количество жертв).

Глаголы движения.

Двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали (помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность, напряженность боевых действий)

Вывод: ^ Все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет.

Самоанализ. Оценка работы в группах. Каждый командир оценивает работу группы.

V. Метапредметное задание.

- Обращение к ученикам. Ребята, мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? (Война приносит страдания, война это плохо, войн не должно быть)

VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Реализованы ли цели, поставленные вами в начале урока?

- Что вам дал этот урок?

- С каким чувством уйдете с урока?

(Обсуждение)

VII. Чтение авторского стихотворения «Бородино» ученицы гуманитарного класса Тригубенко Дарьи. (читает ученик 11б класса Кеня Евгений на фоне подготовленной им аудиозаписи). (Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, представленную с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов)

(Обсуждение)

VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-4 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из теста. (Учащиеся должны уметь находить информацию в различных источниках, в том числе сети Интернет).

IX. Самооценка деятельности на уроке. (При помощи цветных квадратиков каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
России годом истории. 200 лет назад произошло одно из самых тяжелых сражений – Бородинская битва

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconФорма плана-конспекта урока
Тема и номер урока в теме: «М. Ю. Лермонтов: жизнь и литературная деятельность». «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство...

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...

Урока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница