Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс




Скачать 142.93 Kb.
НазваниеАвтор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс
Дата публикации12.11.2014
Размер142.93 Kb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > История > Разработка урока
Разработка урока истории

по курсу «Мое Отечество».

Программа «Школа 2100»

Автор программы: Д.Д. Данилов.

3 класс.

Тема: «Гроза 1812 года"
Разработку выполнила учительница начальных классов

МОУ СОШ №4 города Малая Вишера

Новгородской области

Бойко Наталья Валерьевна.
Представленный урок может быть проведен с использованием ИКТ в виде презентации Power Point.
Пояснительная записка.
В последние годы существенно меняются подходы к преподаванию обществоведческих дисциплин в школе. По сути, выстраивается совершено новая концепция содержания обществознания. В то же время информатизация общества приводит к тому, что маленький человек б - 10 лет через телевидение, видео- и кинофильмы, компьютеры знакомится с массой новых явлений и фактов, не встречающихся в его непосредственном кругу общения. Окружающий мир во всем его многообразии приближается теперь к ребенку. В его обыденный лексикон входит все больше слов из «взрослого» языка. В связи с этим необходимо уже на начальной ступени образования введение пропедевтических курсов.

В настоящее время уже существует новый подход к преподаванию естествознания и истории в начальных классах. Авторский коллектив под руководством А.А.Вахрушева подготовил курс “Моё Отечество” (3 класс),

задача которого определяется авторами как формирование доступной,

но при этом целостной научной картины мира и умения познавать

этот мир.

Данный курс богат и интересен по содержанию и способам преподнесения его учащимся. Курса истории и обществознания — дает учащимся

начальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучает навыкам их использования в жизненных ситуациях. Курс доступен для понимания, но при этом создает целостную картину мира.

Актуальность данного урока и данной темы состоит в необходимости изучения истории своего государства, своего Отечества, формированию личности достойного гражданина своей страны, воспитание чувства гордости за свое Отечество, патриотизма подрастающего поколения.

Работа по курсу «Моё Отечество» является составной частью реализации разработанной мною программы гражданского воспитания учащихся начальных классов «Мы – россияне», целью которой является воспитание человека – достойного гражданина своей Родины. Одним из направлений работы гражданского воспитания является направление «Славные сыны Отечества», в рамках которого учащиеся знакомятся со знаменательными датами в истории России и людьми, прославившими свою Родину.

Представленный урок проведен с использованием ИКТ в виде презентации Power Point. Использование данной программы позволяет представить информацию, карты, портреты, иллюстрации событий на экране в более выгодном, нужном виде, позволяет использовать звукозаписи. Данная программа позволяет делать нужные пометы и выделения на картах. Кроме того, использование программы Power Point повышает мотивацию учебной деятельности, позволяет рационально использовать время урока, способствует индивидуализации учебной деятельности, гарантирует непрерывную связь в отношениях, развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

В основе построения урока лежит принцип проблемно – творческого обучения: в формулировке темы урока, при оценке политической обстановки того времени. При построении урока перед детьми вставало множество проблемных ситуации и вопросов, была организована поисковая работа.

На уроке использовались различные приемы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Учитывались индивидуальные особенности учащихся, проводилась коррекция их знаний, умений.

Велась работа по формированию специальных умений по предмету: работа с картой, умение делать предположения, формулировать гипотезы, делать основные выводы, оперировать основными терминами.

Материал дан на научном, но доступном для учащихся уровне. Итогами урока стали основные выводы по теме, а результатом – решение кроссворда, способность ответить не только на репродуктивные вопросы, но и умение ученика применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих вопросов и заданий.

При подготовке к уроку мною был изучен большой количество дополнительного материала, далеко выходящий за рамки содержания материала учебника, сделана подборка карт, портретов, иллюстраций.
Урок посвящен Отечественной войне 1812 года. Значение этого события в нашей истории трудно переоценить. Россия не только сумела отстоять свою государственную целостность и независимость. Главное то, что война сплотила весь народ, который едино выступил на защиту Отечества. Осознание, что только народные силы способны решать судьбу страны, пришло как в образованные круги дворянства, так во многом и в народную среду. Победы над европейскими армиями Наполеона и освобождение народов Европы русской армией привели к взлету национального самосознания, гордости, вызвали расцвет национальной культуры. Главная цель урока - из всего этого многообразия выбрать главное значение и представить его ученикам, создав образ Отечественной войны, как войны, потребовавшей напряжения всех народных сил для спасения Родины.
^ Основная мысль:

“В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России - будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков”.
Основные термины: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.
На начальном этапе урока учащимся предлагается сделать предположения о содержании урока, тема которого звучит следующим образом: «Гроза 1812 года». Ответы детей могут быть очень разнообразны: и природное явление, которое сыграло в истории какую – то роли, и приход политической фигуры, похожей на Ивана Грозного, и просто приближение какой – то опасности для России.
^ При постановке проблемной ситуации можно использовать карту «Европа 1799— 1815 годы», которая представляет образ империи Наполеона, стремящейся к всемирному (внеевропейскому) господству.

При ответе учеников на вопросы важно, чтобы было отмечено, какие европейские страны не покорились Наполеону и почему? (Англия и Россия.) Необходимо и обсуждение вопроса «На какую страну двинется Наполеон?» Несомненно, это будет Россия, так как у Англии выгодное островное расположение.

После данных рассуждений учащиеся делают вывод о содержании урока: над Россией нависла угроза захвата Наполеоном.

На данном уроке необходимо познакомить учащихся с историческими личностями Наполеона и М. И. Кутузова

Образы исторических личностей: Наполеон - создатель огромной империи, объединившей европейские страны и народы, и М.И.Кутузов - полководец и народный герой, вокруг которого во многом и происходило объединение сил народа и с именем которого связывали свои надежды, как в дворянской среде, так и в среде простого народа.

Дальнейшая работа на уроке – ознакомление с тактикой ведения боя двух армий, двух военачальников: М.И. Кутузова и Наполеона.

Одной из основных задач урока является показать ужас и трагизм Бородинского сражения. С этой целью используются множество иллюстраций и отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Важен вывод о том, что Бородинское сражение стало самым кровопролитным за всю историю войн той эпохи.

При дальнейшей работе учащиеся должны ответить на вопросы: «Почему Кутузов принял решение об отступлении русских войск и что это означало?», «Почему Кутузов отдал Наполеону Москву?», «Почему Наполеон и его армия добровольно оставила Москву?». На данном этапе урока учащиеся знакомятся с воспоминаниями Наполеона Бонапарта о пожаре в Москве и отвечают на вопросы: Что, с точки зрения Наполеона, явилось причиной пожара?, Почему, по мнению Наполеона, пожар быстро распространялся?, Все ли воспоминания Наполеона могут быть полной правдой?».

Следующий вопрос, на который дети должны ответить звучит следующим образом: Почему могучая армия Наполеона стала отступать?»

С этой целью на уроке организовывается поисковая работа учащихся – поиск ответа на вопрос в энциклопедической литературе. Выводы учащихся должны содержать следующее: Москва сожжена, пинания нет, жилья нет, партизанское движение, наступающие холода, договор о мире с Россией не подписан.

Дальнейшая работа на уроке – это анализ карт наступления и отступления французских войск, из которой учащиеся делают вывод о гениальной тактике М.И. Кутузова – принудить французов отступать по уже разоренной Смоленской дороге.
В конце урока учащиеся должны сделать основные выводы по теме урока:

  1. Война 1812года является Отечественной войной.

  2. Русский народ проявил мужество и отвагу, защищая свою Родину.

  3. Россия сумела отстоять свою государственную независимость.

  4. Началось освобождение народов Европы от наполеоновских захватчиков.

В качестве закрепления и оценке усвоения изученного материала учащимся предлагается решить кроссворд «Война 1812 года».

В завершении изучения данной темы, необходимо обратить внимание учащихся на то, что люди в наши дни не забывают о Бородинском сражении, что каждый год 7 сентября недалеко от деревни Бородино под Москвой происходит грандиозное представление, на Бородинском поле установлены памятники событиям 1812 года.
^ После урока

Ученик знает содержание основной мысли урока (В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России — будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков) и терминов (Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны). При этом он не просто воспроизводит их по форме, а понимает смысл, то есть правильно (в соответствии с первичным представлением, зафиксированным в рамке урока и словарике) выполняет репродуктивные задания:

1. Почему война 1812 года называется Отечественной?

2. Чем прославился полководец М.И. Кутузов?

3. Расскажи о Бородинской битве.

Ученик умеет применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих вопросов и заданий:

4. Докажи, что в 1812 году на защиту Отечества встал весь народ.

5. Почему в наши дни люди не забывают о “грозе двенадцатого года”?

^ Цель урока:

Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.
Задачи урока:

- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы

- познакомить с выдающимися людьми эпохи Отечественной войны 1812 года

- формирование умения работать с картой и контурными картами

- Формирование умения делать предположения, формулировать обоснования своих гипотез и выводы

- развитие познавательной активности учащихся

- развития необходимость изучения истории своей Родины

- воспитания чувства гордости за своё Отечество

- воспитание патриотизма

- развитие умения работать с учебной и энциклопедической литературой.
Оборудование:

- Учебник «Мое Отечество». Авторы: Д.Д. Данилов, С.В.Тырин. 3 класс, часть 2.

- Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». Авторы: Д.Д. Данилов, С.В.Тырин. 3 класс.

- Подборка энциклопедической литературы по истории времен Российской империи (18 – 19 века)

- Карта «Европа 1799 – 1815 годы», котрурные карты.

^ Ход занятия.


  1. Вступительное слово.


На прошлом занятии мы говорили о больших изменениях, которые произошли в России, благодаря преобразованиям Петра Первого и продолжательницы его дела Екатерины Великой. В 1755 году был основан первый в России университет, который готовил знатоков разных наук. Из стен Московского университета вышли многие талантливые ученые, писатели государственные деятели.

В 1801 году на русский престол вступил новый царь Александр Первый, который заявил, что будет править по законам Екатерины Великой.

В разных городах России были открыты новые университеты и гимназии. Был учрежден Царскосельский лицей, в котором получили образование многие известные люди России. Эпоха была богата великими талантливыми людьми.

Вы приготовили много творческих работ, с которыми остальные ребята могут ознакомиться на нашей выставке. «Страницы истории»
2. Постановка проблемной ситуации.


-Тема нашего занятия звучит так «Гроза 1812года». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Чтобы уточнить, какая опасность угрожала нашей стране в начале 19 века, давайте посмотрим на карту «Европа 1799 – 1815 годы»

-Что вы видите на карте? (Наполеон завоевал многие страны Европы)

Практически вся Европа лежала у ног Наполеона: Италия и Пруссия, Польша и Австрия, Испания и Швеция. Европейские страны пытались объединить свои войска, Чтобы противостоять натиску Наполеона, но это не принесло успеха.

- Почему Наполеон смог захватить такое количество стран? (армия, хороший военный)

- Какие страны еще не были захвачены Наполеоном? (Англия, и Россия)

- Следовательно, кто мешал мировому господству Наполеона?

- Как вы думаете, на какую страну двинется Наполеон? ( Россия)

- А почему не на Англию? ( Выгодное островное расположение Англии)

- Что означает название темы занятия «Гроза 1812года»?

^ Над Россией нависла угроза захвата Наполеоном.
3. Открытие нового знания.
В начале войны Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если

Петербург – за голову, если же я возьму Москву – поражу Россию в самое сердце»

- А кто же такой был Наполеон?

В 1804 году императором Франции стал Наполеон Бонапарт. Еще в детстве он мечтал о военных победах. В 24 года Наполеон Бонапарт произведен в чин генерала. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Этот человек прошел путь от простого офицера до императора Франции и властителя почти всей Европы.
В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император Франции мечтал о подчинении России. «Еще три года – и я господин мира», - говорил Наполеон. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. Перед походом в Россию войско Бонапарта Наполеона насчитывало более 600 тысяч человек из разных стран Европы.

По планам Наполеона, после некоторых сражений Россия должна была просить мира, т. е. сдаться.

Однако вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала вглубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками, забирая с собой скот, сжигая посевы и свои дома. Армия Наполеона двигалась по разоренной территории.
Русскую армию возглавлял старый опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Его любили солдаты, на него надеялась Россия. Генеральный полководец Кутузов был учеником и соратником Александра Васильевича Суворова, одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил Россию и верил в силы своего народа.

Кутузов решил дать Наполеону сражение под Москвой, у деревни Бородино. Здесь 26 августа по старому стилю или 7 сентября по новому стилю произошло знаменитое Бородинское сражение.

- Как вы думаете, почему под Москвой?

Тактика Наполеона: «Удар кулаком» - сильные стремительные удары по противнику. Тактика Кутузова – тактика защиты – несколько рядов, выстроенных друг за другом для защиты

Сражение длилось весь день, от восхода до заката. Наполеон стремился разбить русскую армию на части и уничтожить. Он отправлял в бой все новые и новые полки, но русские стойко держались, отбивая атаки врага.

Великий поэт М.Ю. Лермонтов сложил об этом дне стихотворение «Бородино».
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, кК тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…


Бородинское сражение стало самым кровопролитным за всю историю войн той эпохи. Каждый третий солдат русской армии и каждый второй солдат армии Наполеона остались лежать на Бородинском поле.

Темнело. Армии были готовы продолжить сражение с началом нового дня, но Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, русские войска отступают.

- Что это означало? (Москва отдана французам)

Через несколько дней после Бородинского сражения, в селе Фили, под Москвой, был созван военный совет. Кутузов закончил этот совет такими словами: «Потеря Москвы не есть потеря России: здесь приготовим мы гибель неприятелю». После этого совета Москва была оставлена Русской армией.

Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через два дня в Москве начались пожары.

Вот строки из воспоминания Наполеона Бонапарта о пожаре в Москве:

«Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, но на следующий день огонь увеличился. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, рассеялись по всему городу и поджигали дома, стоящие на ветру…Это обстоятельство да еще ветер делали напрасными все старания потушить огонь… Я подвергался опасности, волосы и брови мои были обожжены, одежда горела на мне. Все наши усилия были напрасны…. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого…Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу?»

Ответьте на вопросы:

-Что, с точки зрения Наполеона, явилось причиной пожара?

- Почему, по мнению Наполеона, пожар быстро распространялся?

- Все ли воспоминания Наполеона могут быть полной правдой?».

Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву.

Под ударами войск Кутузова армия Наполеона стала отступать.
Поисковая работа

Попробуйте в учебниках, энциклопедиях…. найти ответ на вопрос «Почему могучая армия Наполеона стала отступать»?
Во времена Отечественной войны 1812 года против Наполеона прославились партизанские отряды гусара Дениса Давыдова. О нем слагались народные песни и поговорки. Даже в Крестинских избах можно было увидеть примитивные картинки с его изображением. Его отряды наносили большой урон противнику, французы объявили награду за его поимку, но ничего сделать не могли. Как вихрь налетели отряды Дениса Давыдова на противника, перехватывали военные припасы, брали пленных. Но никогда не допускали бессмысленной резни, жестокости по отношению к врагу.

- Москва сожжена, питаться не чем, партизанское движение, нет жилья, наступающие холода, договор о мире с Россией не подписан.
Наполеон пришел в Москву по смоленской дороге, разорив по пути все села и деревни. Наполеон решил отступать на запад по Калужской дороге. Но Кутузов после нескольких боев заставил французов именно на Смоленскую дорогу. Французы пустились в бегство.

Русской армии громить врага помогали партизанские отряды. Захватчики гибли, тысячи французов сдавались в плен. В конце 1812 года Наполеон оставил свои войска и бежал во Францию. Он отрекся от престола и был сослан на остров Эльба в Средиземном море.

Лишь немногочисленные остатки его армии ( 30 тысяч из 600 тысяч на начало войны) сумели уйти за русскую границу.


4. Вывод по теме, закрепление материала.
В конце урока учащиеся должны сделать основные выводы по теме урока:

  1. Война 1812года является Отечественной войной.

  2. Русский народ проявил мужество и отвагу, защищая свою Родину.

  3. Россия сумела отстоять свою государственную независимость.

  4. Началось освобождение народов Европы от наполеоновских захватчиков.


Реши кроссворд «Война 1812 года».
1. Война, в которой решается судьба всего отечества.

2. Простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиком.

3. Главнокомандующий русский армией.

4. Император Франции, чьи войска вторглись в Россию.

5. Поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войн.




В наши дни люди не забывают о Бородинском сражении.

Каждый год 7 сентября под Москвой недалеко от деревни Бородино происходит грандиозное представление. Люди, одетые в военную форму 19 века изображают сражение русской и французской армии.

На Бородинском поле установлены памятники знаменитым событиям 1812 года.



  1. Итоги урока.


- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Домашнее задание.

Репродуктивные задания:

1. Почему война 1812 года называется Отечественной?

2. Чем прославился полководец М.И. Кутузов?

3. Расскажи о Бородинской битве.

Ученик умеет применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих вопросов и заданий:

4. Докажи, что в 1812 году на защиту Отечества встал весь народ.

5. Почему в наши дни люди не забывают о “грозе двенадцатого года”?

- Поиск материалов по данной теме в энциклопедической литературе, подготовка сообщений (по желанию).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011 и учебника: Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс:...

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 8 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Москва. «Мнемозина». Автор С. И. Львова, 2009 год

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconВ. М. Букатый, Ю. А. Данилов
Автор: Букатый В. М., к т н., профессор кафедры судовождения бгарф данилов Ю. А., к т н., доцент кафедры судовождения бгарф, шдп

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 6 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Москва. «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженкская Т....

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 7 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Москва. «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженкская Т....

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 5 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Москва. «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженкская Т....

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 9 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Москва. «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженкская Т....

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 10 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Литература. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. Издательство «Просвещение»....

Автор программы: Д. Д. Данилов. 3 класс iconУмк 11 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Литература. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. Издательство «Просвещение»....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница