Реферат (по Мероприятию 18)




НазваниеРеферат (по Мероприятию 18)
страница1/10
Дата публикации20.10.2014
Размер1.29 Mb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ТОМ 18
Раздел 2.18. Содержание деятельности и результаты мероприятий
2.18. Содержание деятельности и результаты мероприятия «Организация и проведение интерактивной учебной общеобразовательной программы «История Москвы: через историю города к истории страны», ориентированной на внеклассную работу в образовательных учреждениях среднего и среднего профессионального образования»

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель Мероприятия 18

д-р истор. наук, профессор,

академик РАН ____________ В.И. Жуков (введение, заключение)
Зам. руководителя Мероприятия 18

д-р. ист. наук, профессор ____________ Н.В. Старостенков (заключение, список использованных источников)
Исполнители

д-р полит. наук, доцент ____________ О.А. Нестерчук (2.18.1, 2.18.2)
д-р филос. наук, доцент ____________ И.В. Орлова (2.18.2)
канд. полит. наук ____________А.П. Копичникова (2.18.3)
канд. ист. наук, доцент ____________И.В. Родионова (2.18.4)
канд. ист. наук ____________М.В. Раттур (2.18.5, 2.18.6)
канд. ист. наук, доцент ____________Н.Х. Хачатурян (2.18.6)
канд. тех. наук, доцент ____________Т.А. Ярыгина (2.18.7)
канд. тех. наук, доцент ____________А.Л. Владимиров (2.18.8)
канд. филос. наук, доцент ____________Л.И. Быстрова (2.18.9)
д-р ист. наук, профессор ____________Г.Ф. Шилова (2.18.10)
канд. ист. наук, доцент ____________И.И. Черных (2.18.10, 2.18.11)
д-р ист. наук, профессор ____________Н.А. Печень (2.1.12)
канд. филос. наук, доцент ____________Т.Н. Варламова (2.18.12, 2.18.13)
д-р пед. наук, профессор ____________Р.М. Рупова (2.18.14)
канд. филос. наук ____________Н.И. Никитина (2.18.15)
Директор информационно-

аналитического центра ____________И.В. Милехина (2.18.16)
канд. экон. наук, доцент ____________В.Я. Вершинин (2.18.17)
канд. пед. наук, доцент ____________Е.В. Потехина (приложения)

РЕФЕРАТ

(по Мероприятию 18)
Объем отчета – 96 стр., приложений - 2, количество частей отчета - 3, количество использованных источников- 56

Перечень ключевых слов: методология исторических исследований; историческое познание; историческое время; образовательный процесс; модернизация; методическое сопровождение; историческая наука; научно-образовательный процесс; теория и методология истории; методологические течения; методологические подходы; историческое пространство; исторические эпохи; исторический процесс; исторические циклы; исторический факт; историческая гипотеза; историческая память; историческое сознание; историческое мышление; исторический анализ; стили исторического исследования; методы исторического исследования; историческое знание; историческая закономерность и альтернативность; историческая компаративистика; историческая система; историческая структура; исторические связи; исторические отношения; историческое сообщество; историографическая концепция; историографическая традиция; фальсификация истории; история Москвы, москвоведение.

^ Объект исследования – система апробации элементов исторического познания г. Москвы через историю города к истории страны.

Цель выполнения работы:

Организация и проведение интерактивной учебной общеобразовательной программы «История Москвы: через историю города к истории страны», ориентированной на внеклассную работу в образовательных учреждениях среднего и среднего профессионального образования.

Обучение учителей и школьников обеспечит соблюдение Федерального закона «Об образовании», позволит существенно расширить спектр образовательных услуг в области интерактивного обучения по курсу истории Москвы, создать Интернет-портал и выработать рекомендации по дальнейшему развитию исторического образования в системе среднего и среднего профессионального образования.

^ Основное содержание работы:

1) Разработка интерактивной учебной программы "История Москвы: через историю города к истории страны"; 2) Создание интернет-страницы программы "История Москвы: через историю города к истории страны"; 3) Работа программы "История Москвы: через историю города к истории страны" (информация о всех мероприятиях программы); 4) Проведение экскурсий и открытых лекций по программе; 5) Проведение конкурса "Я люблю Москву"; 6) Разработка методических рекомендаций по созданию интегративной образовательной среды, ориентированных на аудиторию учителей истории, школьников и их родителей в образовательных учреждениях среднего и профессионального образования; 7) Разработка учебной программы "Методика преподавания истории Москвы в системе среднего и среднего профессионального образования" для преподавателей средних школ; 8) Подготовка итогового отчета по проекту

^ Результаты выполнения работы.

Разработаны и подготовлены:

1) Интерактивная учебная программа "История Москвы: через историю города к истории страны" с мультимедиа сопровождением.

2) Интернет-страница программы в рамках детальности и популяризации комплексного исторического образования "История Москвы: через историю города к истории страны" (совместно с ООО "Научно-педагогический союз историков России").

3) Экскурсионная программа в Центральном Музее Вооруженных Сил (17 ноября 2012 г.) и Музей РГСУ (23 ноября 2012 г.).

4) Положение о конкурсе "Я люблю Москву" с результатами проведения конкурса и объявлением победителей.

5) Методические рекомендации по созданию интегративной образовательной среды, ориентированной на аудиторию учителей истории, школьников и их родителей в образовательных учреждениях среднего и среднего профессионального образования

6) Учебная программа "Методика преподавания истории Москвы в системе среднего и среднего профессионального образования" для преподавателей школ

Рекомендации по использованию и внедрению результатов работы:

Областью применения результатов выполненных работ по направлению организации и проведения интерактивной учебной общеобразовательной программы «История Москвы: через историю города к истории страны», ориентированной на внеклассную работу в образовательных учреждениях среднего и среднего профессионального образования может стать разработка программы внеклассного компонента школьной программы, подготовка материалов интерактивной учебной программы "История Москвы: через историю города к истории страны" и сопроводительной документации к оформлению РИД (электронное учебное пособие, ориентированное на учителей и учащихся средних школ).

ВВЕДЕНИЕ

(по Мероприятию 18)
Место и роль исторического знания в образовании детей и молодёжи обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные, мировоззренческие, духовно-нравственные функции исторического образования осознавались и использовались в разных обществах с давних времён до наших дней.

В современной России образование в целом и историческое, в частности, служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. В настоящее время Россия и весь мир вступили в этап постиндустриального развития, который характеризуется динамизмом социальных процессов, формированием новой информационной среды, глобализацией в различных сферах жизни, феноменом поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального общества, которое формируется путём взаимодействия представителей различных культур, этносов и конфессий. Все эти факторы и условия формируют новые требования к общему историческому образованию молодого поколения. Речь идёт о способности выпускников школы ориентироваться в плотном потоке социальной информации; способности выделять, формулировать и творчески решать возникающие проблемы социально-гуманитарного характера, используя полученные в школе знания и приобретённые умения.

Роль учебного предмета «История Москвы» и курса отечественной истории в целом в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы мировоззрения и миропонимания: кто я? Кто мы? Кто они? Что представляют собой российская государственность, российская цивилизация? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны между собой прошлое и современность, могут ли они оказать влияние на будущее?

Ответы на эти глубокие мировоззренческие вопросы предполагают осознание школьниками своей этнической, культурной, религиозной общности, восприятие ими основополагающих ценностей российской цивилизации, которые сформировались в процессе исторического развития России с древности до наших дней. Для решения названных мировоззренческих вопросов значимым познавательным инструментом является освоение школьниками базовых знаний по истории Москвы, российской государственности, российской цивилизации и формирование ключевых познавательных умений. Как писал В.В.Назаревский: «Громадная, по своему населенно, сильная своими промышленностью и торговлей, Москва все же сильнее всего этого своими историческими преданиями, которые делают ее принципом нашей жизни. Вот отчего соприкосновение с нею в каждом русском, велик ли, или мал он, поднимает и крепит русские чувство, мысль и волю. Здесь, а не в другом месте, бьется сердце России...» (Из истории Москвы: 1147-1913. Иллюстрированные очерки/ Назаревский В.В.– М.:1914).

Москвоведческая составляющая, с одной стороны, позволит конкретизировать и углубить знания учащихся по истории России, с другой стороны, усилить практическую значимость изучения исторических курсов и их воспитательную направленность, которая ориентирована на формирование качеств личности, живущей в многонациональной пространстве поликультурной среде, требующей развития толерантности и уважения к ближним. Само введение московедческого компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система призвана помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях.

Изучение курса «История Москвы» предоставляет учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурно-исторической среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Формирование современного информационного и коммуникативного пространства усиливает значимость этой функции исторического образования.

Цель программы – повышение качества профессиональной подготовки учителей средних школ и преподавателей средних специальных заведений посредством изучения истории Москвы: через историю города к истории страны, ориентированной на аудиторную и внеклассную работу и внедрение ее содержания в базовый педагогический арсенал.

Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:

- углубить и расширить знание истории, культуры и современности Москвы;

- создать понимание единства прошлого и настоящего москвичей как единого историко-культурного процесса;

- повысить эффективность создаваемого влияния на учащихся через события и явления прошлого на современное развитие нашего города, страны;

- сформировать в учащихся ответственность за все, что происходит в родном городе и в стране.

Основным методологическим принципом учебной программы является создание единства учебных дисциплин Отечественная история, Всемирная история, Культурология, Философия, История религии. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Вторым методологическим принципом является оценка первоначального уровня подготовки обучающихся, которые должны:

- владеть базовыми знаниями в области Отечественной истории Всемирной истории, Культурологии, Философии, Истории религии;

- уметь анализировать исторические события;

- видеть связь событий прошлого и настоящего времени;

- знать отдельные вопросы исторического и культурного развития Москвы;

- время первого упоминания о Москве;

- значение Москвы в разные исторические периоды, памятники московской архитектуры, живописи, литературы, имена известных москвичей, внесших вклад в историю и культуру Москвы и России.

^ Методологические требования к уровню освоения программы: преподаватель должен применять профессиональные знания в практической деятельности, а именно: в воспитательно-образовательной работе с детьми, в методической работе, в работе с родителями учащихся.

Специалист с высшим педагогическим образованием должен:

ЗНАТЬ:

  1. основные понятия курса: москвоведение, краеведение, исторический процесс, культура (материальная, духовная);

  1. историю Москвы как политического, экономического, культурного центра России;

  1. психолого-педагогические основы ознакомления учащихся с историческими и современными событиями Москвы и ее памятниками культуры;

  2. специфику работы преподавателя по ознакомлению обучающихся с историей Москвы: через историю города к истории страны;

ПОНИМАТЬ:

  1. воспитательное значение истории России, москвоведения, а также широкий воспитательный потенциал ознакомления учащихся с достопримечательностями и основными историческими памятниками Москвы;

  2. единство прошлого и настоящего, значение и влияние событий и явлений прошлого на современное развитие Москвы;

УМЕТЬ:

  1. осуществлять теоретический анализ источников, давать оценку психолого-педагогическим исследованиям по проблеме ознакомления учащихся с генезисом в историческом развитии Москвы;

  2. разрабатывать конспекты занятий, игр, бесед по ознакомлению учащихся с историческими и современными событиями Москвы, с памятниками культуры;

  1. передавать знания по истории Москвы и москвоведению не только учащимся, но и в рамках внеклассной деятельности их родителям;

  1. организовывать методическую помощь в самостоятельной работе учащимся;

  1. разрабатывать учебно-программную документацию по указанному направлению и использовать ее в работе не только с учащимися, но и с родителями;

  1. проводить семинары учащихся с родителями по вопросам истории и культуры Москвы, а также патриотического, эстетического, нравственного воспитания, осуществляемого посредством ознакомления с историческим наследием;

  1. с научных позиций оценивать рекомендации по содержанию и методике данного направления учебной и воспитательной работы;

  2. владеть основами исследовательской работы по данному направлению профессиональной педагогической деятельности;

^ ИМЕТЬ НАВЫКИ:

  1. исследовательской работы (наблюдать и анализировать педагогический процесс, проводить апробацию разработанных конспектов занятий, игр, бесед, организовывать опросы и тестирование по проблеме);

  1. организаторской работы при внедрении москвоведческой составляющей курса истории России в педагогическую деятельность;

ПРИМЕНЯТЬ:

  1. свои знания в педагогической и методической деятельности;

^ ОБЛАДАТЬ КОМПЕТЕНЦИЕЙ:

  1. организовывать и проводить занятия по ознакомлению учащихся с Москвой в условиях библиотеки, музеев, осмотра памятников истории и культуры Москвы;

проводить педагогические советы, семинары-практикумы, консультации с родителями по проблеме ознакомления учащихся с Москвой.

Предполагается, что в результате изучения истории Москвы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями (действиями):

  1. Хронологические знания и умения:

    1. Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Москвы.

    2. Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

    1. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

    2. Группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  3. Работа с историческими источниками:

    1. Читать историческую карту Москвы и России с опорой на легенду.

    2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).

    3. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  4. Описание (реконструкция):

    1. Рассказывать (устно или письменно) о событиях отечественной истории, их участниках.

    2. Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные эпохи истории Москвы.

    3. На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников истории Москвы.

  5. Анализ, объяснение:

    1. Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка).

    2. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.

    3. Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений.

    4. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

    5. Сравнивать исторические события и явления отечественной и всеобщей истории, определять в них общее и их различия.

    6. Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, общемировых чертах и особенностях истории Москвы, российской истории в целом.

  6. Работа с версиями, оценками:

    1. Приводить оценки событий и личностей отечественной истории в мировом культурно-историческом контексте, изложенные в учебной литературе.

    2. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Москвы и их оценку.

  7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

    1. Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий отечественной истории в мировом контексте.

    2. Использовать знания об истории и культуре своего и других народов России в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

    3. Способствовать сохранению памятников отечественной истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде. Важно, чтобы в процессе познания родилась любовь к родному городу и гордость за причастность к жизни столицы России, чтобы каждый юный житель города, как В.А.Гиляровский, смог сказать: «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат (по Мероприятию 18) iconРеферат (по Мероприятию 4)
«Разработка и внедрение технологий профессиональной ориентации и психологической поддержки школьников с ограниченными возможностями...

Реферат (по Мероприятию 18) iconРеферат реферат
...

Реферат (по Мероприятию 18) icon21 марта Международный день Земли. К этому мероприятию в городе Топки...
Международный день Земли. К этому мероприятию в городе Топки в детской художественной школе искусств проходило награждение участников...

Реферат (по Мероприятию 18) iconРеферат по литературе Мифологические образы в «Слове о полку Игореве»
Реферат является неотъемлемой частью отчёта, представляемого учащимся учителю по результатам самостоятельной (индивидуальной или...

Реферат (по Мероприятию 18) iconРекомендации по использованию презентации к внеклассному мероприятию...

Реферат (по Мероприятию 18) iconЛица, не сдавшие реферат к экзамену не допуснаются. Вопросы по дкб
Реферат объемом 25-30 машинописных страниц (не более) соискатель подготавливает по основным проблемам предполагаемой темы исследования...

Реферат (по Мероприятию 18) iconПо Мероприятию 2 Интеллектуально-деловые игры
Цели и задачи: продемонстрировать учащимся несправедливость одной из форм коррупции – фаворитизма

Реферат (по Мероприятию 18) iconРеферат Образы средневековья в западной культуре
Этому так же способствует период тёмных веков, произошедший на время перехода между античностью и средневековьем. Но несмотря на...

Реферат (по Мероприятию 18) iconВыпускной вечер в Большесосновской школе
...

Реферат (по Мероприятию 18) iconУрок технологии для 3-4 классов (2 по 40 мин) Тема урока: «Олимпийская...
Цель: формировать чувство сопричастности к главному мероприятию России 2014г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница