Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс




НазваниеРабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс
страница1/5
Дата публикации13.10.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большеприютинская средняя общеобразовательная школа»

Программа утверждена на заседании Педагогического Совета школы

Протокол № __ от «___» ____2013 г.

Введена в действие

Приказ № __ от ________

Директор МКОУ

«Большеприютинская

средняя общеобразовательная

школа »

____________Е.А.Строева

Рабочая программа

по курсу «История Древнего мира»

5 класс


село Большое Приютное

2013год.
Составитель программы:

Краус Надежда Ивановна, учитель истории и обществознания

МКОУ «Большеприютинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и принята на заседании Методического Совета школы

Протокол ___ от _______ 2013 г.

Председатель методсовета:

^ Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) по истории, примерной программы основного общего образования по истории МОРФ 2004г. и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение» 2006г.

Рабочая программа содержит:

- пояснительную записку

- учебно-тематический план

- содержание тем учебного курса

- календарно-тематическое планирование

- требования к усвоению истории в 5 классе

- контроль уровня обученности

- список литературы.

В курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древности.

^ Задачи курса:

- формировать историческое мышление;

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

- чем отличается Древний мир от мира современного.

^ Цели курса:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину(деспотия, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

- формировать у ученика терпимость, чистоту мировоззрения, гуманизм.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены также другие формы уроков: изучение нового учебного материала, лабораторная работа, повторительно-обобщающий, контрольный.

При изучении курса проводится два вида контроля:

- текущий – контроль в процессе изучения темы;

- итоговый – в конце учебного года.

^ Требования к усвоению истории и уровню подготовки учащихся в 5 классе:

В результате изучения всеобщей истории в 5 классе (Истории Древнего мира) на базовом уровне ученик должен уметь:

- пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

- сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходства и различия;

- спорить и отстаивать свои взгляды;

- называть даты важнейших событий, хронологические рамки;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- анализировать исторические источники;

- составлять описание и объяснять значение памятников древней культуры; архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства;

- называть характерные, существенные черты: политического строя в государствах древности, положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древнем мире;

- объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, закон, миф, религия.

^ Учебно-тематический план




п/п

Название темы

Кол-во

часов

В т.ч. для

Повторения и контроля

Раздел I. Первобытное общество.

Древний Восток

22

3

1.

Первобытные люди

4




2.

Древний Египет

8

1

3.

Передняя Азия

7

1

4.

Древняя Индия и Китай

3

1

Раздел II. Древняя Греция

23

4

5.

Древнейшая Греция

5

1

6.

Становление и расцвет античной Греции

4




7.

Греко-персидские войны

3

1

8.

Расцвет греческих полисов и величие Афин

7

1

9.

Греки и Македония. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

1

Раздел III. Древний Рим

25

6

10.

Рим царский и республиканский

3




11.

Превращение Рима в мировую державу

3




12.

Римское общество

3

1

13.

Падение Римской республики

3




14.

Римская империя

3

1

15.

Римская культура

4




16.

Римская империя и падение Рима

3

1

17.

Итоговое повторение

3

3

Итого:

70





Содержание учебного материала

Раздел I. Первобытное общество. Древний Восток

Тема 1. Первобытные люди (4 ч.).

Первобытный человек: представления о месте и времени появления; облик; трудовая деятельность (умение изготавливать орудия труда). Признаки, отличающие древнейшего человека от животного мира (развитие речи, мышления). Присваивающее хозяйство: охота и собирательство. Использование огня, появление одежды.

Человек современного вида (кроманьонец). Родовая организация древнего общества, понятия «род» и «племя». Изобретение копьеметалки, лука и стрел. Одомашнивание собаки.

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «магия», «миф», «шаманизм».

Производящее хозяйство: земледелие и скотоводство. Развитие ремесел – гончарство, ткачество. Последствия перехода к производящему хозяйству. Разрушение родовых отношений, понятие «соседская община». Появление неравенства.

Религиозные верования первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Появление письменности.

История родного края. Зауралье в каменном веке. Культура первобытности.

Тема 2. Древний Египет (8 ч.)

Открытие Древнего Египта. Древний Египет в античной историографии. Местоположение и природные условия. Земледелия как главное занятие. Оросительные сооружения (шадуфы).

Верхний и Нижний Египет. Города Мемфис и Фивы. Древнее Царство, Новое Царство. Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог».

Неограниченная власть фараонов. Состав египетского войска. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Пантеон богов. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в Царстве мертвых.

Обожествление фараона. Понятия «пирамиды», «ушебти», «мумия», «саркофаг», «храм». Храмы и пирамиды Древнего Египта (внутренний, внешний вид). Древнеегипетская письменность. Искусство, наука Древнего Египта. Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

История родного края. Алакульские племена. Погребальный обряд эпохи Бронзы.

Тема 3. Передняя Азия. (7 ч.)

Что такое «Междуречье». Двуречье в древности. Местоположение и природные условия. Шумер и Аккад. Города Месопотамии – Ур, Урук, Лагам, Ниппур, Аккад и др.

Использование глины в строительстве, быту, письменности. Понятие «клинопись». Земледелие, основанное на искусственном орошении. Религиозные верования жителей Шумера и Аккада. Пантеон богов (Ану, Энмель, Энки, Имтар, Шамаш). Шумерская литература: эпос о Гильгамине.

Древневавилонское царство. Открытие Ассирии. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия и т.п.). Завоевательные походы Ассирии. Город Ниневня. Царь Агишурбанапал, его библиотека.

Финикия. Города Библ. Сидон, Тир. Торговля финикийцев. Основание колоний на побережье Средиземного моря. Изобретения финикийцев: парусные суда, таран, прозрачное стекло, алфавит.

Древние евреи. Что такое библия? События Ветхого Завета.

Персидская держава. Племена ариев, создание единой державы. Цари Кир, Дарий I. Реформы Дария I (административная, военная). Понятия «сатрап», «сатрапия». Религиозные верования персов. Боги Ахурамазде, Заратугитра, Зороастризм.

^ Тема 4. Древние Индия и Китай (3 ч.)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Гаш. Древнейшие города Хараппа и Мохенджо-Даро. Племена ариев. Религиозные верования. Брахманизм. Кастовая структура общества. Возникновение буддизма. Легенда о Будде, основные положения буддизма.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхе и Янцзы. Эпоха Чжоу. Объединение Китая при Цинь Шихуанди. Династия Хань. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Религиозные верования Китая. Учение Конфуция.

Изобретения китайцев: порох, бумага, шелк, Великий шелковый путь. Китайская медицина.

История родного края. Индоиранские племена в Зауралье.

Раздел II. Древняя Греция

Тема 5. Древнейшая Греция (5 ч.)

Местоположение и природные условия Греции. Роль моря в жизни древних греков. Занятия греков (земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесло, торговля). Население Древней Греции (ахейцы, эллины).

Критское царство. Греческие мифы Критского цикла (Тесит и Минотавр). Раскопки дворцов на Крите. Морское могущество царей Крита. Конец критской цивилизации.

Микенское царство. Троянская война. Нашествие дорийцев, его последствия.

Боги Древней Греции (олимпийский пантеон). Греческая мифология.

Греция Гомера. Троя и раскопки Генриха Шлимана. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

^ Тема 6. Становление и расцвет античной Греции (4 ч.)

Занятия древних эллинов. Возникновение самостоятельных государств. Понятие «плис». Крупнейшие греческие полисы (Афины, Спарта, Фивы, Милеет, Пирей). Население полиса (аристократия, демос). Взаимоотношение полисов с внешним имром. Великая греческая колонизация. Понятия «метрополия» и «колония». Греческие колонии Ольвия, Пантикопей, Херсонес. Греки и варвары.

Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Понятия «гражданин» и «демократия».

Тирания. Афинские тираны (Писистрат).

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Законодательство Ликурга. Спартанцы и илоты. Военная жизнь спартанцев. Управление Спартой.

^ Тема 7. Греко-Персидские войны (3 ч.)

Персидская держава и греческие полисы. Марафонское сражение. Страти Мильтиад. Нашествие персидских войск на Элладу. Царь Ксерск. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев.

Саламинское сражение. Фемистокл. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Афинский морской союз.

^ Тема 8. Расцвет греческих полисов и величие Афин (7 ч.)

Население Афинског7о полиса (граждане, переселенцы, рабы). Права граждан.

Афины, государственное устройство полиса. Афинская демократия. Перикл.

Возникновение греческого театра. Трагедии и комедии. Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

Повседневная жизнь и научные знания в Афинах (философия, история, медицина).

Олимпийские игры. Виды состязаний. Награды победителям.

^ Тема 9. Греки и Македония. Македонские завоевания в IVв. До н.э. (4 ч.)

Пелопоннесская война и ослабление греческих полисов. Возвышение Македонии. Филипп II. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Походы Александра Македонского. Крушение Персидской державы. Победа при Гавгамелах. Поход в Индиго и возвращение в Вавилон. Смерть Александра Македонского и распад державы. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья.

История родного края. Зауралье в период железного века. Оружие зауральцев.

Тема 10. Рим царский и республиканский (3 ч.)

Местоположение и природные условия Италии. Реки Тигр, По. Население Древней Италии.

Легенда об основании Рима. Знаменитые римские цари: Ромул, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Учреждение Сената. Патриции и плебеи. Ликвидация царской власти и установление республики. Борьба плебеев за свои права. Законы двенадцати таблиц. Римская гражданская община. Структура римского общества.

Устройство Римской республики. Понятия «магистрат», «консул». Сенат и его функции.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconРабочая программа курса «история древнего мира»
Учебник – А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconОни подарили учебники школьной библиотеке в 2011-2012 учебном году
Русский язык 5 класс — 1, История древнего мира 5 класс — 1, Природоведение 5 класс — 1, Английский язык 5 класс — 1

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconРабочая программа дисциплины история мировых религий наименование...
«История мировых религий». В ее основу положен государственный стандарт. В настоящем курсе продолжается изучение студентами основных...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconМетодические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И....
...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconПояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconПутешествие в историю древнего мира
...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconРабочая программа по истории древнего мира 5 кл
«Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Реформация»

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconРабочая программа по курсу: «История отечественной журналистики xix»
При составлении использовалась программа «История русской журналистики (1703-1917)», мгу, 2001

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс iconРабочая программа по курсу: «История отечественной журналистики XVIII века»
При составлении использовалась программа «История русской журналистики (1703-1917)», мгу, 2001



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница