Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»




НазваниеУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Дата публикации24.09.2014
Размер43.9 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Открытий урок по литературе в 5в классе

Урок-путешествие

Тема «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Цель урока: 1. Рассмотреть историческую основу стихотворения.

2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ.

Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев- военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки.

^ План урока:

I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты)

II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты)

III. Инсценировка из произведения «Бородино» (2 минуты)

^ IV. Работа в группах (7 +8= 15 минут)

V. Метапредметное задание(2 минуты)

VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты)

VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты)

VIII. Домашнее задание (1-2 минуты)

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем работать по творчеству М.Ю.Лермонтова, по стихотворению «Бородино». Тема урока звучит так: Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения. Как вы понимаете тему урока? Значения всех слов вам понятны?

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, и своему народу;

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом;

^ Пафос – воодушевленный, подъем, энтузиазм. (Читает Тараненко Анна, материал из толкового словаря)

Целеполагание

-Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке?

- С чем вы должны уйти с урока?

^ II. Погружение в историю. Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в 19 век. Как вы себе представляете это время? ( Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы). Совершенно верно, какое трагическое для нашей страны событие произошло в 19 веке? (Отечественная война 1812 года). Наши временные рамки сузим до этого времени. Теперь отправимся в путешествие в это время, это позволит нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент бородинского сражения из фильма «Война и мир». Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение.

Вопросы после просмотра фрагмента.

- Какие новые ощущения вы испытали?

- Какие чувства вас переполняют?

-Какие –то мысли может появились?

^ III. Инсценировка. Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка этого стихотворения. (Старый солдат – Калдыбаев Ильяз, молодой солдат – Алиев Али).

^ IV. Работа в группах. (работа выполняется под музыку «Реквием»)

I группа. (творческая, на учащихся галстуки зеленого цвета). Наточий Валерия.

Цель группы: опираясь на стихотворение «Бородино», на опорные слова, на схему в тетрадях, создайте образ старого воина. Свяжите этот образ с темой урока.

Речь героя –

Внешний вид солдата –

Настроение –

Отношение к происходящему –

(Характеристика. Скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость)

Вывод: Старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего отечества). Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос в произведении.

^ Вопросы к группе.

II группа. (теоретики, на учащихся галстуки синего цвета). Муйдинова Шахноза.

Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока.

речь молодой солдат

поступки

Образ воспоминания Главный герой с сослуживцами

отношение к другим с командиром

участникам событий

Один участник группы представляет схему на интерактивной доске.

Вывод: Схема помогает четче представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, помогает глубже охарактеризовать персонаж; выявит в характере патриотичность.

Физминутка

III группа (историки, на учащихся галстуки желтого цвета) Алиев Али

^ Цель группы: опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подтвердить свои мысли цитатами. ( можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока.

  1. Географические названия («Умремте же под Москвой», «И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой»)

  2. Присутствие воюющих сторон: ( «Французы двинулись как тучи», «Чужие изорвать мундиры О русские штыки»

  3. Устаревшие слова («Пора добрать до картечи», «Но тих был наш бивак открытый», «Кто кивер чистил весь избитый»)

Москва

Бородино

Историческое событие французское войско

русское войско

Вывод: Реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова ( драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражают баталию 1812 года.

Вопрос Калдыбаева Ильяза. Является ли старый воин историческим лицом?

^ IV группа ( учащиеся в красных галстуках) Калдыбаев Ильяз.

Цель группы: Выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально - выразительные средства, заполнить таблицу. Какую роль эти слова играют в тексте? Свяжите с темой урока.

^ Эмоционально – выразительные средства

Примеры

Сравнения (стр. 153)

Французы двинулись как тучи; носились знамена как тени; земля тряслась - как наша грудь (показывают грандиозность событий, тяжесть его).

Метафора (стр.153)

Звучал булат; картечь визжала; и залпы оружий слились в протяжный вой; гора кровавых тел ( делает текс ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение, ужасающее количество жертв).

Глаголы движения.

Двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали (помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность, напряженность боевых действий)

Вывод: Все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет.

Самоанализ. Оценка работы в группах.

^ V. Метапредметное задание. Мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? ( Война приносит страдания, война это плохо, воин не должно быть)

^ VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Реализованы ли цели, поставленные в начале урока?

- Что вам дал этот урок?

-С каким чувством уходите с урока?

VII. Видеоролик. Чтение стихотворение ученицей гуманитарного класса Тригубенко Дарьи, в исполнении ученика 11 класса Кеня Евгения.

( О вашем отношении к этому произведению поговорим на следующем уроке)

VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-3 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из теста.

IX. Дайте оценку своей деятельности. ( при помощи цветных квадратиков)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
России годом истории. 200 лет назад произошло одно из самых тяжелых сражений – Бородинская битва

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок по математике и литературе «Бородино в цифрах»
Познакомить детей с историческим событием 1812 года и проанализировать текст Лермонтова «Бородино», посвященный этому событию

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...

Урок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)
Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница