Крестьянского восстания в художественной прозе




Скачать 269.64 Kb.
НазваниеКрестьянского восстания в художественной прозе
страница1/3
Дата публикации04.09.2014
Размер269.64 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > История > Реферат
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ставровская

средняя общеобразовательная школа №2 им. Н.Н. Алфеева с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла


.




План.
I.Введение. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века.

1.Философско-историческая проблематика пушкинских воззрений.

2.Проблема руководителя народного движения в системе воззрений А.С. Пушкина.

3.Историзм в художественном мире Пушкина.

II. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1.История замысла и жанровое своеобразие повести.

2.Сюжет и композиция произведения.

3.Идейное содержание.

4.История создания «Капитанской дочки»

5.Тема крестьянского восстания в художественной прозе.

6.Народ как активное действующее лицо «Капитанской дочки».
III. Проблемы истории в художественном мире Пушкина.

1.30-е годы: новый этап в развитии исторических взглядов писателя.

2.«Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской художественной прозы.
IV.Выводы.
V.Список использованной литературы.

При имени Пушкина возникает мысль о русском национальном поэте. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

Пушкин с наибольшей полнотой и яркостью воплотил то, что можно назвать идеалом красоты. Поэт обладал необычайной силой проникновения. Он умел в равной степени воспроизводить высокое и низкое, героическое и обыденное, необыкновенное и простое. Такой великий талант не мог не заинтересовать меня. В 30-х годах у А.С.Пушкина усиливался интерес к истории, именно это привлекло мое внимание для более подробного изучения. Самым ярким произведением этого времени явилась повесть «Капитанская дочка», поэтому в своей работе ей я уделю особое внимание.

Для многих «Капитанская дочка» — одно из «детских» произведений Пушкина, с которым читатель обычно знакомится в весьма раннем возрасте и, сохранив приятные воспоминания, больше к нему не возвращается. Если бы несколько лет назад меня спросили, почему «Капитанская дочка» — мое любимое произведение Пушкина, я бы ответила: потому что в нем очень интересный сюжет и замечательные герои. Теперь же, когда стало возможным оценить повесть с точки зрения повзрослевшего человека, мое восприятие «Капитанской дочки» изменилось. Красота, кажущаяся простота и гармония пушкинского слова всегда будут доставлять огромное эстетическое удовольствие, всегда будут вызывать отклик в душе простые и милые персонажи, всегда будут привлекать теплота и личный характер повествования от лица главного героя. Однако сейчас наиболее интересным и современно звучащим мне кажется то, что в повести Пушкин изложил свое видение государственных отношений и отношений между социально-историческими силами, между властью и народом.

В творчестве Пушкина люди находят ответы на трудные жизненные вопросы. В чем смысл жизни? К чему нужно стремиться? Писатель оценивает поступки своих героев, исторические события.

На наш взгляд, во все времена будет актуален гуманизм произведений Пушкина, в «Капитанской дочке» воплощена идея милосердия, благородства чувств.

Важно для нас и то, что герой произведения – юный человек, постигающий сложную жизнь.

Уже в эпиграфе звучит главная для автора тема – тема чести. Все герои проходят испытание. Не все его выдержат с честью. Мне кажется, что это важно и для нашего поколения.

Моей задачей стало выяснить ряд вопросов, которые касаются особенностей исторической прозы Пушкина 30-х годов.

Нас интересовало:

Почему Пушкин обратился к истории.

Какие проблемы истории отражены в художественной прозе Пушкина 30-х годов.

Каково было отношение Пушкина к историческим событиям и лицам; воззрения Пушкина на крестьянское движение, роль Пугачева и государственной власти.

Как изменялся историзм Пушкина в 20-е и 30-е годы.

Какие исторические и социальные проблемы нашли отражение в различных произведениях Пушкина и его литературных соратников.

Как трансформировались исторические факты в художественном произведении.

Каков специфический характер самой историчности художественных произведений.

Поиск ответов на поставленные вопросы мы начали с изучения прозы, критики, истории данного времени…

После изучения всей этой литературы у меня сформировался свой взгляд на эту повесть.
Обозначившаяся с конца 18 в. новая эпоха национально-освободительных движений, грандиозных потрясений и сдвигов в судьбах народов и государств дала мощный толчок формированию исторического мышления.

Новая эпоха, когда открытая политическая борьба практически оказывалась невозможной, как никогда прежде обострила внимание к вопросам теории, к проблемам философского, исторического, морального порядка. Отсюда - широкое распространение философских интересов среди интеллигенции. Философия была призвана дать метод для решения важнейших вопросов действительности. В этих условиях само развитие исторических знаний тесно сплелось с философией. В первую очередь предстояло определить методологические принципы исторического исследования, выработать новое качество исторического мышления. Вот почему особую остроту и актуальность в русской общественной жизни этих лет приобретают вопросы философии истории; обнаруживается стремление приложить общие философские принципы к истории человечества, выяснить характер и смысл исторического процесса и места в нем человеческой личности, народа, государства. История в таком плане - это тоже «наука наук», как и сама философия, это «практическая проверка понятий о мире и человеке, анализ философского синтеза».

Очень скоро становится очевидным, что в России 1850-х годов содержание философии истории необъятно расширяется, что она все больше выходит за свои непосредственные границы, преломляя важнейшие грани общественного сознания; она оказывалась на стыке философии, истории, морали, психологии, соприкасаясь со всеми этими сферами.
В целом движение русской философской исторической мысли 1830-х годов можно условно выделить два течения, одно из которых опиралось преимущественно на идеи немецкой идеалистической философии, на романтические идеи шеллигианства прежде всего, другое – ориентировалось на методы французской исторической школы, на ее социологические доктрины. Практически, однако, течения эти не существовали в их чистом виде; напротив, они тесно переплетались между собой.
Параллельно с общей эволюцией русской философско-исторической мысли конца 1820-х – начала 1830-х годов акцент в ней все больше передвигается с усвоения шеллигианских концепций на восприятие идей и методов французской исторической школы с ее обостренным интересом к социальной истории и ее конфликтам. Углубление социальных противоречий в жизни русского общества, необходимость понять эти процессы в свете исторического прошлого и в сопоставлении с ходом истории на Западе – все это побуждало обратиться к опыту французских историков эпохи реставрации.

Вопрос об особенностях и принципах романтической историографии с конца 20-х годов приобретает в русском обществе большую актуальность.

«…Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год был великою эпохою в жизни России. По своим следствиям он был величайшим событием в истории России после царствования Петра Великого,»- пишет В.Г.Белинский 1

Историзм по праву считается одной из ключевых проблем мировоззрения и творчества Пушкина. Именно историзм, духом которого проникнуты создания поэта, открыл в литературе невиданные прежде возможности художественного постижения действительности, внес живое и трепетное ощущение динамики и непрерывности исторического процесса, стал основой реалистического метода и стиля Историческое прошлое Пушкин понимал как предысторию своего времени.

Мифологема “история” в художественном мире Пушкина постигается в диалектике частного и общего. Наряду с большой историей, историей государства, существует история частного человека, не менее значимая и драматичная.

Основополагающим принципом Пушкина явилось изображение личности человека, в неразрывной связи с общественной средой, изображение личности человека в процессе его развития, в зависимости от объективных, конкретно-исторических условий жизни. В своих произведениях Пушкин показывает, что достоинство и ограниченность его героев, формы их духовной и нравственной жизни вырастают на определённой исторической почве, в зависимости от общественной среды. Для Пушкина история органично переходила в личность, они неразрывно связаны с принципами свободолюбия, гуманизма и просвещения.


1 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. М., 1953.
Философско-историческая проблематика занимала огромное место в раздумьях и в творчестве Пушкина. Понятно, почему с конца 1820-х годов внимание Пушкина так настойчиво привлекала не только русская история, но и история Западной Европы. Начиная с эпохи Петра I и позднее, когда Россия вследствие наполеоновских войн была вовлечена в круговорот европейских событий, она вступила в новый фазис существования. По смерти Петра I, – писал Пушкин, – движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалась…Поражение Наполеона и влияние России на политическую ситуацию в Европе показали это со всей очевидностью: Гроза двенадцатого года \ Настала – кто тут нам помог?

В 30-е годы окончательно складывается система пушкинских философско-исторических воззрений, представлявшая собой несомненно одно из наиболее значительных достижений тогдашней русской философско-исторической мысли.

Дадим определение понятия ИСТОРИЗМ.

Историзм - это категория, заключающая в себе определённое методологическое содержание. Историзм предполагает рассмотрение явлений в их развитии, взаимосвязи, в процессе становления, с исторической точки зрения. 3

Историзм явился одной из основ пушкинской реалистической системы, с ним связано воспроизведение действительности в её закономерном движении, в процессе развития, понимания личности в её исторической обусловленности

Историзм сочетается в реализме Пушкина с глубоким пониманием роли общественных различий.

В работах о пушкинском историзме преимущественное внимание уделяется, как правило, характеристике взглядов поэта на историю, рассматриваемых к тому же изолированно от общего движения современной ему философско-исторической мысли. При таком подходе специфика историзма как особого “творческого качества” /Б. В. Томашевский/2, как органического элемента художественной системы стирается. Всё ещё сохраняется заметный разрыв между анализом исторических и философско-исторических представлений поэта, с одной стороны, и исследованиями его художественной практики - с другой.

Таким образом, проблема историзма пушкинского творчества - это по существу проблема возможностей его реализма, своеобразия его художественной системы. Исторический реализм наблюдается в повести «Капитанская дочка», где Пушкин раскрывает тему крестьянского восстания.

Крестьянская тема постепенно захватывает Пушкина, и как художника, и как историка и публициста.

2 Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. 2. – М.- Л., 1961. – 575с.

3 С.И Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский Язык». 1990.
В 1773-1775 годах на юго-востоке Российской империи вспыхнула крестьянская война – антикрепостническое восстание, предводительствуемое Емельяном Пугачевым.

События восстания получили отображение в двух произведениях Пушкина: в монографии История Пугачева” и повести “Капитанская дочка. Работая над ними, поэт-историк стал признанным знатоком “Пугачевщины”, сам он в одной из записок А. И. Тургеневу аттестовал себя – в шутливой форме – историографом Пугачева. Но с его “Истории Пугачева” собственно и началась научная историография последней Крестьянской войны в России. К созданию этой книги Пушкин подошел с арсеналом и навыками опытного профессионала, собрал и критически изучил массу исторических источников и, опираясь на них, мастерски исполнил свою главную задачу, заключавшуюся в “ясном изложении происшествий, довольно запутанных”, дал впечатляющие картины стихии народного движения и отчаянной борьбы повстанцев с войсками Екатерины II. В связи с этим следует глубокий интерес Пушкина к выдающимся личностям, царям, полководцам, общественным деятелям, знаменитым людям своего времени, ставшим как бы символами своего времени. Изучая екатерининскую эпоху, Пушкин, по личному разрешению императора, получил самый широкий доступ к архивам. Некоторые из этих материалов были использованы потом при написании “Капитанской дочки”.
«Капитанская дочка» — историческая повесть (некоторые исследователи называют ее и романом), стилизованная под мемуары очевидца «пугачевщины». Историческим называется такое повест­вование (повесть или роман), в сюжете которого наряду с вымышленными героями принимают участие и реаль­ные исторические лица (разумеется, здесь предполагает­ся существенная роль художественного домысла). Что касается мемуарного жанра, то следует помнить, что этот окололитературный жанр сильно повлиял в XIX в. на художественную прозу и прежде всего на роман. Среди мемуаров выделяются такие, в которых большее внимание уделяется психологическому анализу ранне-биографического опыта (детства, юности), и те, в кото­рых прежде всего важны исторические свидетельства (герой рассказывает о великих событиях, очевидцем ко­торых ему посчастливилось стать). В «Капитанской дочке» есть элементы обоих типов мемуарного повествования (больше второго типа). Говоря о жанре, следует также учитывать фольклорный, волшебно- сказочный аспект композиции романа (напутствие родителя, отправление в дорогу, состязание с соперником, встреча с таинственным персонажем).

Таким образом, «Капитанская дочка» — историческая повесть, стиль которой имитирует мемуары, а композиция выстраивается с помощью волшебно-сказочной модели.

Структура сюжета вытекает из жанра — воспоминания, стилизованные мемуары пожилого офицера о молодости. «Капитанская дочка» — историческая весть с авантюрным, увлекательным сюжетом. В первых главах сильнее выражен дух старых жанров — мемуары, семейный роман.

Гриневы — патриархальное семейство, мир «простых» провинциальных дворян, таким же патриархальным является и семейство Мироновых.( корень слова - МИР) В произведении складывается много сложных ситуаций, герои идут по христианскому пути – молитва (это вечность в человеке, вечность в будущем) Звучит тема благословения (благословление Маши и Петруши) Автор говорит о традициях, семье. Со всем этим связано сохранение жизни, величие человека.

События первых глав развиваются в русле любовной комедии, мелодрамы, водевиля (к таким жанрам отсыла­ет и название повести). Возникает любовный треуголь­ник в духе комедий классицизма. Швабрин — пародия на «старых» персонажей (его стихи архаичны, напоминают В. К. Тредиаковского), это фигура отрицательная. Однако в конце и он совершает в некотором роде благородный поступок: донося на Гринева, никак при этом не упоминает Машу. В реалистическом произведении характер не может быть абсолютно положительным или отрицательным.

Кульминацией любовного треугольника являетcя поединок (дуэль), эпизод, в котором актуальная для повести тема чести и бесчестия появляется на полукомедийном уровне.

Важный эпизод — первая встреча Гринева с Пугачевым.

Далее разворачивается собственно «пугачевская» сюжетная линия. Вехи этого сюжета — встречи Гринева с Пугачевым, события вокруг Белогорской крепости. Еще важная веха сюжета (приближение к развязке) — встреча Маши с императрицей Екатериной, выполняющей в сюжете (как и Пугачев) сказочную функцию царя-помощника
Среди источников пушкинских произведений о Пугачеве особое место принадлежит материалам, собранным в поездке, предпринятой в августе-сентябре 1833 года в Поволжье и Оренбургский край, где он встречался со стариками, в том числе и с бывшими пугачевцами, живо еще помнившими и Пугачева и его время. Рассказы, предания и песни, услышанные и записанные Пушкиным в поволжских селениях, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе освещали события восстания и фигуру Пугачева с позиции народа. Это помогло Пушкину преодолеть официально-казенную оценку восстания, отчетливее уяснить его социальный смысл, глубже понять личность Пугачева – вожака народного движения.

В этом произведении, как и в “Истории Пугачева”, Пушкин стоял на позиции историзма, а при освещении событий и в характеристиках действующих лиц во многом опирался на реальные факты, документы и предания, органично и в образной передаче вводя их в ткань художественного повествования.

Следуя установившимся правилам своей художественной прозы, Пушкин стремился к углубленному раскрытию родной старины в сжатых и четких зарисовках. Принцип предельного лаконизма и высшей выразительности лег в основу “Капитанской дочки”.

Трудно было бы назвать другой исторический роман с такой предельной экономией композиционных средств и с большей эмоциональной насыщенностью. В “Капитанской дочке” интимно-исторический рассказ сочетается с русской политической хроникой и дает широкую картину эпохи в ее домашних нравах и государственном быту: вымышленные образы, герои фамильных записок, неизвестные представители провинциальных семейств соприкасаются с такими фигурами как Пугачев, Екатерина II, оренбургский губернатор Рейнсдорп, пугачевцы Хлопуша и Белобородов.

Отвергнув принцип документальности, локальности, Пушкин в “Капитанской дочке” достиг большего – подлинной художественной и исторической правды. Этой активности творческого приобретения не противоречит и то обстоятельство, что “Капитанская дочка” написана в форме мемуаров очевидца. Но эти мемуары Гринева – лишь условная художественная форма, и эту условность хорошо чувствует читатель: не сомневается в том, что имеет дело не подлинными документальными записками, а с искусством, с созданием писателя, с эстетической иллюстрацией.

Тема “Капитанской дочки” необычна для русской литературы конца XVIII века. Радищев призывал к крестьянской революции, но не дал ее художественного образа. В декабристской литературе нет изображения восстания крестьянства. Рылеев в “Думах” не создал образов ни Разина, ни Пугачева.

Содержание повести определилось не сразу, и первоначальный замысел, в основу которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвардейского офицера Швановича, претерпел почти полное изменение
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Крестьянского восстания в художественной прозе iconАлександр Сергеевич Пушкин Капитанская дочка ocr: Олег Колесников
В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания под предводительством Емельяна...

Крестьянского восстания в художественной прозе iconСтихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения
Цели урока: выявление художественной идеи стихотворения в прозе, художественного своеобразия стихотворения

Крестьянского восстания в художественной прозе iconТипы личности в художественной литературе
В художественной прозе и поэзии больше возможностей передать не только динамику настроения и поведения, но и отразить мировоззрение...

Крестьянского восстания в художественной прозе iconI. Словарь литературоведческих терминов
«Поэмы в прозе» Бодлера, «Стихотворения в прозе» Эдгара По. Указанными выше свойствами обладают иногда лирические отступления в крупных...

Крестьянского восстания в художественной прозе iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...

Крестьянского восстания в художественной прозе icon«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги». Ломоносов М. В
Природа и человек в художественной прозе русских писателей-классиков XIX – начала XX веков

Крестьянского восстания в художественной прозе icon"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"
««Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения...

Крестьянского восстания в художественной прозе iconИ. С. Тургенев «Senilia. Стихотворения в прозе» Построим «фишбоун»...
Во время чтения текста выполните пометы на полях: «V» уже знал(а), «+» новое, «-» думал(а) иначе, «?» не понял, есть вопросы

Крестьянского восстания в художественной прозе iconУрок в 8 классе
Особенности жанра стихотворений в прозе. «Русский язык» – стихотворение в прозе о богатстве и красоте русского языка. Выражение глубокой...

Крестьянского восстания в художественной прозе iconСтихотворение в прозе И. С. Тургенева
Цель: углубление знаний учащихся о творчестве И. С. Тургенева, создавшего цикл «Стихотворений в прозе» нового для учащихся жанра



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница