Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах»




Скачать 105.23 Kb.
НазваниеПрезентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах»
Дата публикации20.07.2013
Размер105.23 Kb.
ТипПрезентация
www.lit-yaz.ru > История > Презентация
МУ «ЦБС» муниципального района Белорецкий РБ


Презентация книги Шакуровой Ф.А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах»

Составитель и ведущая: Шарипова Г.Ф.


Белорецк, 2011г.
Ведущая:

Люблю я рассветы, рассветы над Кагой

И в спелых колосьях от солнышка свет

Живи моя Кага, красавица Кага!

Родная моя, ты для нас лучше всех!

Любовь и улыбку ты мне подарила

Надёжные люди тебя берегут

Живи моя Кага, красавица Кага!

Твои огоньки нас манят и зовут!

Родные просторы, поля – перелески

Туманы над Белой, прекрасной рекой

Живи моя Кага, красавица Кага

Родная, моя, оставайся такой!

^ Любовь Засова

Для жителей села Кага и для нас библиотекарей рождение книги Фании Ахнафовны Шакуровой «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» стало большим событием. Такая книга интересна и нужна больше всего жителям Каги, Белорецка и Белорецкого района.

Шакурова Фания Ахнафовна кандидат исторических наук, доцент Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, представитель научной школы члена-корреспондента РАН Р.Г. Кузеева (1929-2005). Автор книг «Башкирская волость и община в первой половине ХVIII- середине ХIХ в.в.» (Уфа, 1992), «Кочевое наследие в истории и культуре Башкортостана»(Уфа, 2009), «Салават Юлаев и его время: методическое пособие для учителей»(Уфа, 2004), соавтор книг «Разноуровневое обучение на уроках истории» (Уфа, 2004), «Уроки истории по технологии дифференцированного обучения»(Уфа, 2006), «Дифференцированный подход в обучении истории» (Уфа, 2009).

Участник международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских научных конференций.

Проводит большую просветительскую, педагогическую и воспитательную работу с молодежью. Ею разработаны курсы лекций по дисциплинам «История и культура Башкортостана», «Краеведение», «Уфаведение», «Экскурсоведение».

Под научным руководством Ф.А. Шакуровой студенты разрабатывают туристические маршруты по Республике Башкортостан и прилегающим регионам, пишут курсовые и дипломные работы, посвященные историко-культурному потенциалу нашего края.

Ко Дню Республики и Дню Города Ф.А. Шакурова регулярно проводит конкурсы на страницах газеты «Вечерняя Уфа» на тему - « Наш край» и «Наш город». Её регулярно приглашают для участия в подготовке и проведении конкурсов в качестве председателя жюри. Ведет большую общественную работу.

В июле 2007г за многолетнее служение культуре, личный вклад в сохранение и развитие духовных и культурных ценностей была награждена грамотой Российского Фонда культуры, подписанной Президентом Российского фонда культуры Никитой Михалковым.

Курирует музейную работу в сельских школах РБ. Пользуется большим авторитетом среди студенческого и педагогического коллективов.

«Однажды летом на село Кага обрушилась страшная засуха. Пересохли все источники, ручьи и колодцы. Вместе с засухой пришла страшная, неведомая болезнь. Люди умирали внезапно там, где их косила смерть – дома, на улице, в поле, в лесу. Бывало, что за ночь умирала вся семья. Люди не успевали делать гробы, копать могилы – хоронить по крестьянскому обычаю. И тогда на кладбище вырыли могилу, в ней свозили всех умерших и укладывали рядами друг на друга. Собрались все оставшиеся жители на сход под набат церковного колокола. Горячо они молились, прося у Бога прощения и помощи. И вдруг, из склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Стали люди пить воду из этого источника, окроплять ей свои жилища и скот. И с того дня в селе от неведомой болезни не умерло ни одного человека. Дали тогда люди в знак благодарности обет Богу и всем погибшим: каждый год в этот день (21 августа) приходить к святому источнику, служить благородный молебен богу и поминать всех умерших. Праздник этот так и называется «обещанный», праздник памяти. Выполнение обета, данного Богу сто или двести лет назад».

Когда будете «у Каге», именно так говорят кагинцы, не проходите мимо источника «Сажелка», испейте ключевой водицы, вдохните силу живой воды, окунитесь в природу земли нашей.

Эту легенду не один раз рассказывала своим читателям и гостям, туристам заведующая модельной библиотеки «Сажелка» с. Кага Андриянова Любовь Петровна и Борисова Валентина Михайловна.

А сколько легенд, историй и мифов вы услышите, посетив эту библиотеку, кладезь – духовного, исторического и культурного наследия.

Любовь Петровна расскажите, пожалуйста, о легендах. От кого вы их услышали? Кто вам их передал?

(Рассказывает о легендах собранных лично).
Ведущая:

Какие праздники отмечали жители Каги?

В последнее время в Каге возродилась Масленица. С 2008г. она получила статус общерайонного праздника. Масленица имеет языческое происхождение, и церковь этот праздник раньше не приветствовала, хотя и не запрещала. Вот как описал этот праздник Дмитрий Иванович Татаринов «Особенного апогея достигало веселье и пьянство на Масленице, которую праздновали почти целую неделю. В домах устраивались блины с хорошей выпивкой, также ходили по гостям, в течение последних двух дней Масленицы устраивали настоящий карнавал.

Целыми днями шло катание на лошадях, украшенных лентами, бубенчиками и бумажными цветами. На базарной площади устраивался балаган, где приезжий петрушка давал представление; на этой же площади устраивался и доморощенный маскарад.

Молодые ребята, одетые в медвежью шкуру или вывернутую на изнанку шубу с маской в виде козьей головы показывали различные фокусы, изображая то молодых баб, то старух и стариков.

Тут же на санях возили разодетое в тряпье и набитое соломой чучело, долженствующее изображать широкую масленицу.

Всё это кончалось к шести часам вечера в так называемом прощённое воскресенье, когда начинали звонить в церкви к великопостной службе.

Вечером устраивались заговенье перед великим постом, изготовлялись пельмени и собирались на них родные и знакомые. Перед тем как разойтись, все кланялись друг другу в землю, прося прощение за сделанные в течение года различные неприятности и несправедливости».
Кагинцы отмечали все религиозные православные праздники, особое место среди которых занимала Пасха.
«На страстной неделе начиналось усиленное говение в церкви,- писал Д.И. Татаринов,- пост усиливался, не ели даже рыбу; перед иконами горели лампады, люди ходили исповедоваться и причащаться. Все хозяйки работали до изнеможения: мыли, тёрли, чистили, выколачивали пыль, приготовляли различные закуски, пасхи и куличи.

…Наконец наступала долгожданная ночь пасхальной заутрени. Обыватели в самых лучших костюмах, женщины в светлых платьях

тянулись гуськом к иллюминованной плошками церкви; в её ограде яркими огнями пылало несколько смоляных бочек. В самом притворе имелось несколько деревянных скамеек, на которые ставились принесённые для освещения куличи и пасхи. После окончания обедни начиналось разговенье, выпивка и наутро усиленное визитирование … На базарной площади, если пасха была поздняя, устраивались деревянные качели… Плата за пользование качелями обыкновенно бралась семечками, крашенными яйцами и реже медными деньгами. В это время крашеные яйца фигурировали решительно везде, - их ели, ими расплачивались, ими христосовались, ими же играли ребята.

В церкви непрерывно звонили самыми разнообразными и удивительными звонами: в эти дни мальчишкам разрешалось залезать на колокольню и отводить здесь душу, звонить сколько заблагорассудится».

Любовь Петровна расскажите, пожалуйста, как сейчас празднуют пасху в Каге? Осталась ли традиция жжение лагунов.
Ведущая:

Книга об истории села написана в необычной форме: вопроса и ответа. Это помогает читателю сконцентрироваться на вопросе и тут же получить ответ. Например, вопрос: Что означает село Кага? Ответ: Село Кага было названо по имени горы Кагаташ («таш»- по- тюркски: «камень», или «скалистая гора»). Термин кага – тюркского происхождения. А сколько мифов вы прочтёте: «Приехали разведчики промышленника Демидова на место, где сейчас расположено село Кага. Вышли они на берег чистой прозрачной речки и увидели стаю белых диких гусей. Птицы, испугавшись людей, с шумом поднялись в небо, громко крича: «Га-га-га». Разведчики подумали-подумали, да и назвали село Кагой».

И конечно, читатель узнает об истории возникновении заводов, о вкладах предпринимателей, о тяжёлом труде рабочих, найдёт ответы на вопросы: При каких обстоятельствах возник кагинский завод? Сколько заводов было на южном Урале? Какие названия имели уральские заводы? Как происходила переделка чугуна в железо? Среди кагинских крестьян были старообрядцы. Какую роль они выполняли? От каких катаклизмов страдали жители с. Кага? и др.

Поселения, подобные селу Кага, существовали только на Урале. Они ещё долго носили официальное название заводов. С заводскими поселениями была связана целая эпоха в истории России. Историки называют её эпохой горнозаводского строительства и отмечают, что она способствовала усилению Российского государства и сохранению её суверенитета.

Самые ближайшие поселения – это Узян, Верхний Авзян, Нижний Авзян. Все они, так же как и Кага, возникли в середине XVIII в. в качестве заводов. Заводом являлся также город Белорецк, расположенный в 80 км. К северо-востоку от Каги. У Кагинского, Верхнего Авзяно-Петровского и Нижнего Авзяно-Петровского заводов долгое время был общий владелец, Евдоким Демидов.

Кагинский завод работал на чугуне, который подвозился из Верхнего Авзяна. По прошествии, некоторого времени заводы попали к разным владельцам, что привело к утрате сложившихся производственных связей. В более поздний период Кагинский завод приобрел тесные хозяйственно-экономические связи с Узяном. Это было в тот период, когда владельцем обоих заводов становится Иван Евдокимович Демидов. Но уже после его смерти Узянский завод достался другому владельцу.

С Белорецким заводом Кагинский завод установил тесные контакты после 1874 г. В этом году он был выкуплен Торговым Домом «Вогау и К», и перешёл в собственность Акционерного общества Белорецких железоделательных заводов Пашкова. В состав Белорецких железоделательных заводов входили: Белорецкий железоделательный, Тирлянский лесопрокатный, Узянский чугуноплавильный и Кагинский железоделательный завод.

Ежегодно Кагинский завод переплавлял свыше миллиона пудов руды. В 1898 году в домне Кагинского завода было проплавлено 1173722 пуда руды, из них 1153865 пудов бурых железняков и 19857 пудов магнитных железняков.

Крестьяне, обслуживавшие заводское производство, делились на две группы. Это заводские крепостные крестьяне, которые жили при заводе семьями постоянно. Приписные крестьяне работали на заводе не постоянно. Они не имели в Каге своих домов, а их семьи оставались на месте проживания. Длительное отсутствие глав семей приводило к упадку и разорению крестьянских хозяйств. Третью немногочисленную группу составляли мастеровые работные люди. Это были профессиональные мастера, переведённые Указом Государственной Берг-коллегии с Екатеринбургского завода. На четырёх заводах Евдокима Демидова было 14 мастеровых. Продолжительность рабочего дня составляла 13 часов в летний период и 10 часов – зимний. Летом работа начиналась в 4 часа 30 мин.

Говорится в этой книге и о башкирском народе. Башкирское население не облагалось податями, в отличие от русского крестьянского населения. Социальный статус башкир был выше статуса русских крестьян. На землях, расположенных вдоль реки Кага, жили башкиры рода Тамьян. Со времени основания завода село Кага заселялось принудительным путём. Но система принуждения распространялась лишь на русское крестьянство. Башкирское население, в отличие от русского, обладало личной свободой. Над башкирами не было «хозяев» в лице помещиков, заводчиков, казны, дворца и удела. Ни у кого не было юридического права заставлять их работать, а тем более жить при заводе. Именно поэтому башкир не было среди жителей Каги.

Нельзя не сказать о человеке, который пользовался огромной любовью простых жителей это - Иван Иасафович Татаринов. Именно ему была доверена честь заложить первый камень в основание Свято-никольского храма. В книге приводятся воспоминания его сына Дмитрия Татаринова.

О Свято-Никольском храме, как объекте уникального культурного и исторического наследия южно-уральского региона говорится во втором разделе книги. Начало строительства, неизвестно, а 28 сентября 1898г. она была освещена с благословления Преосвященнейшего Владимира, Епископа Оренбургского и Уральского. С этого момента в храме велись службы.

В заводских сёлах по сложившейся традиции задачу строительства церквей брали на себя заводовладельцы. Вот почему строительством храма непосредственно занимался управляющий Кагинским заводом Иван Иасафович Татаринов. Нельзя не сказать о человеке, который пользовался огромной любовью простых жителей это - Иван Иасафович Татаринов. Именно ему была доверена честь заложить первый камень в основание Свято-Никольского храма. В книге приводятся воспоминания его сына Дмитрия Татаринова.

Его могила находится внутри церковной ограды. Такой почести заслуживали не многие. Во времена советской власти храм и могила Ивана Иасафовича были разрушены.

История Свято-Никольского храма драматична как вся история нашей страны. Здание строили с любовью и тщанием, «всем миром», истратив много сил и средств на постройку и оформление. Древнерусские зодчие и иконописцы осознавали свою колоссальную ответственность и перед началом работы много дней проводили в постах и молитвах. При строительстве Никольского храма помимо стандартных прямоугольных кирпичей использовался кирпич округлой формы. В этом же проявлялась уникальность Свято-Никольского храма. Полы тоже были нестандартными: они выложены квадратными чугунными плитами. Не все церкви имели отопление. Церковь села Кага отапливалась четырьмя огромными голландскими печами. Эти печи являлись техническим новшеством и не встречались в других уездах Уфимской и Оренбургской губерний.

В прошествии тридцати лет храм начали ломать и грабить «Во имя будущего коммунизма». Последователи большевизма в первую очередь разрушили колокольню, чтобы лишить храм голоса. Он до сих пор стоит без куполов и колокольни и нуждается в привлечении больших средств для реставрации.

Церковь в Каге была не одна. Сколько всего церквей было в Каге? Из какого материала строилась церковь? На чьи средства строился храм? Как храм расположен относительно частей света? Из каких частей состоит храм? Кто писал иконы и выполнял фрески для кагинской церкви? На эти на многие другие вопросы читатели найдут ответы во второй части книги.

Петербургские ученые экспериментально подтвердили, какой целительной силой обладает святая вода, крестное знамение, колокольный звон. Неслучайно на Руси во время эпидемий непрестанно звонили колокола.

Колокольный звон является неотъемлемой частью православного богослужения. Колокольным звоном начинается и заканчивается служба в церкви, звоном сопровождаются самые важные её моменты и торжественные шествия с Крестным ходом вокруг храма.

Будем надеяться и верить, что вновь зазвонят колокола над Кагой. Будем веровать – будем жить! Спасибо за внимание.


Список используемой литературы.


  1. Шакурова Ф. А. Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах.- Москва: изд.-во ООО Мэйлер, 2010.- 224с.

  2. Интернет ресурсы.

  3. Архивные материалы модельной библиотеки «Сажелка» с. Кага.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconАнатолий Александрович Некрасов Как быть, а не казаться. Викторина...
Уважаемые читатели, перед вами новая книга Анатолия Некрасова «Как быть, а не казаться. Викторина жизни в вопросах и ответах». И...

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconПрививки в вопросах и ответах для думающих родителей
...

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconГригорий Кваша Структурный гороскоп в вопросах и ответах
Человек имеет право задать вопрос ясный и простой, на понятном человеческом языке, не прибегая к выдуманным умниками понятиям и терминам....

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconГеоргий Александрович Войтович Исцели самого себя о лечебном голодании в вопросах и ответах
Автор книги, кандидат медицинских наук, широко раскрывает механизмы воздействия лечебного дозированного голодания на организм человека,...

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconЛогика в вопросах и ответах
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconО. Е. Кудрина «Правоведение», М., 2008 г
Веснин В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Уч пособие, М., Тк велби, Проспект, 2008

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» icon12 Маймуна бинт Харис 13 Некоторые дополнительные вопросы 14 Список использованной литературы
Жизнь жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в вопросах и ответах

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconАвгустин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского:...
Философия в вопросах и ответах./ Под ред Алексеева А. П. М., Проспект, 2009 г. – 336 с

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconПрезентация, книги. Ход капустника
Оборудование: видео- аудиоколлекция «Владимир Высоцкий», проектор, фотографии, презентация, книги

Презентация книги Шакуровой Ф. А. «Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах» iconПрезентация центров книги Дата проведения конкурса: 29 марта 2012...
Создание условий в доу с целью развития у детей интереса к книге, приобщения к чтению художественной литературы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница