Институт стран Азии и Африки




Скачать 155.67 Kb.
НазваниеИнститут стран Азии и Африки
Дата публикации20.07.2013
Размер155.67 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Институт стран Азии и Африки


Утверждаю Директор ИСАА МГУ


«___» __________________ 2011 г

Рабочая программа учебной дисциплины

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ МОНГОЛИИ»

(History of Religions of Mongolia)
Направление подготовки

032100 – Востоковедение и африканистика
Профиль подготовки

История стран Азии и Африки
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения – очная

2011

1. Цели дисциплины:

Основная цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о процессе распространения различных религий и у монгольских народов, познакомить их с основными теоретическими подходами к изучению религии; ввести студентов в круг проблем, связанных с историей религий у монголов, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
^ 2. Задачи дисциплины:

  • ввести студентов в круг проблем, связанных с историей и особенностями распространения религий и верований в Монголии;

  • дать представление о роли религии у кочевых народов Центральной Азии (монголов и их предшественников);

  • познакомить студентов с основными положениями и культовой практикой распространенных в Монголии религий;

  • определить место религии в культурной, социальной и политической жизни современной Монголии.


^ 3. Результаты освоения спецкурса:

В результате изучения спецкурса студент должен:
Приобрести:

А). Общекультурные компетенции:

  • обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов;

  • самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований проблем, связанных с историей и современным положением религий в Монголии;

  • быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов в области исследования Монголии;

  • уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных по проблемам религий в Монголии.


Б). Профессиональные компетенции:

  • приобрести профессиональное понимание особенностей распространения религий в Монголии,

  • овладеть умением соотносить культурные, исторические, социальные, и цивилизационные закономерности, факторы, тенденции в распространении религий в Монголии с основными этапами истории Монголии;

  • овладеть умением анализировать причины популярности у монголов той или иной религии, давать комплексный анализ их истоков и последствий;

  • сформировать навыки профессионального анализа и экспертной оценки значения и роли религии в современном монгольском обществе.



^ В). В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные этапы и специфику распространения религий у монгольских народов, содержание современных дискуссий в области монголоведения и религиоведения по проблемам истории религий в Монголии.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории религий Монголии; использовать полученные знания для оценки и анализа различных социально-политических тенденций, фактов и явлений.

    Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, связанных с историей религий, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.



^ 4. Краткое содержание дисциплины.

В рамках дисциплины рассматриваются основные этапы распространения религий в Монголии (автохтонных верований, буддизма, христианства и ислама), условия и причины восприятия монголами тибетского буддизма, адаптации его к конкретным историческим и культурным условиям, а также соотношение буддизма и автохтонных верований монгольских народов, появления его национальных особенностей. Большое внимание уделяется анализу роли и места религии в социально-политическом и культурном развитии Монголии на современном этапе.

^ 5. Место дисциплины в структуре подготовки:

а) Курс занимает важное место в системе учебных дисциплин. Он опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «Теория и история мировых религий» и «История изучаемой страны» на 1-3 курсах бакалавриата. Курс помогает студентам сформировать представления об особенностях религий Монголии и их роли в социально-политическом и культурном развития страны на современном этапе.

б) Курс рассчитан на студентов-бакалавров ИСАА 3 года обучения (5 семестр). Курс является вариативной частью общенаучной подготовки. Трудоемкость базового модуля составляет 36 часов.
^ 6. Структура дисциплины.


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

5




^ Аудиторные занятия (всего)

36

36




В том числе:

-

-

-

Лекции

22

20




Семинары (С)

14

16




^ Самостоятельная работа (всего)

24

24




В том числе:

-

-

-

Творческая работа (эссе)

-

-




^ Другие виды самостоятельной работы

24

24




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

60

60




4

4




(Виды учебной работы указываются в соответствии)

^ 7. Содержание дисциплины

7.1. Содержание разделов дисциплины
1. Введение. Место и роль религиозных представлений в культуре кочевых народов Центральной Азии. Специфика распространения религий в кочевых обществах.

2. История изучения религий монгольских народов. Первые сведения о верованиях монголов (китайские и монгольские источники, сведения католических миссионеров и путешественников). Краткие сведения о верованиях монгольских народов в XVII-XVIII вв. Донесения и записки представителей царской администрации. Труды участников православных миссий. Научное изучение религий монгольских народов, зарождение отечественной буддологии и монголоведения. Советское монголоведение и работы западных авторов. Современное монголоведение: отечественные, монгольские и западные исследования. Основные концепции и подходы используемые в современном религиоведении.

3. ^ Автохтонные верования монголов и шаманизм. Проблема терминологии. Культы Неба и Земли, культы поклонения горам (культ обо), огню, деревьям, рекам и озерам, духам-хозяевам местностей; промысловые культы (охотничьи и скотоводческие). Культ Чингисхана как духа-предка и покровителя всего монгольского народа. Место и роль шамана.

Автохтонные верования и шаманизм в период распространения буддизма у монголов. Автохтонные верования и шаманизм в социалистический период и после 1990 г. Неошаманизм.

4. ^ История буддизма в Монголии. Проблема терминологии (ламаизм, монгольский буддизм). Первое знакомство монголов с буддизмом (империя Юань). Буддизм у ойратов. Религиозно-политические союзы между монгольскими ханами и иерархами тибетских школ.

Буддизм как официальная религия монголов. Появление института далай-лам. Возвышение школы Гелуг в Монголии и его причины. Пути и методы распространения буддизма среди монгольского населения, причины его популярности. Складывание корпоративной системы администрирования и хозяйствования. Появление института джебцзун-дамба-хутухт. Религиозная политика империи Цин. Институт хубилганов. Роль буддийских монастырей.

Буддийская сангха в Монголии в начале XX в. Теократическая монархия. Разрушение буддийской сангхи в 1920-1930-е гг. Буддизм в социалистический период. Буддизм в Монголии после 1990 г.: восстановление сангхи, деятельность зарубежных лам и организаций, специфика и тенденции развития.

5. ^ История ислама в Монголии. Мусульмане в империи Юань. Проникновение ислама в Центральную Азию. Казахи в Монголии. Специфические черты ислама у казахов. Ислам в Монголии в начале XX в. Гонения на ислам в 1920-е – 1930-е гг. Ислам в Монголии после 1990 г.: восстановление мечетей и медресе, создание руководящих центров, тенденции и перспективы развития.

6. ^ История христианства в Монголии. Первое знакомство монгольских племен с христианством (несторианство). Первые христианские миссии при дворе великих ханов. Новый завет на монгольском языке. Католические, протестантские и православная миссии в Монголии в XIX - начале XX вв. Христианство в Монголии после 1990-го года (православие, католицизм, протестантизм). Феномен популярности христианства в современной Монголии и его причины.

7. ^ Новые религиозные движения в Монголии. Определение и феномен НРД. История появления НРД в Монголии. Основные церкви, организации и особенности их деятельности.

8. ^ Современная религиозная ситуация в Монголии (после 1990 г.) в глобальном контексте. Влияние социалистического периода на складывание новой религиозной ситуации в Монголии. Секуляризм и постсекуляризм. Религиозный плюрализм. Религия и государство (политика). Религия и национализм. Роль религии в формировании национальной идентичности монголов. Специфика современной религиозной ситуации в Монголии.
^ 7.2 Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

Введение

2







2

2

История изучения религий монгольских народов.

2




2

4

3

Автохтонные верования монголов и шаманизм.

2

4

4

10

4

История буддизма в Монголии.

4

6

8

18

5

История ислама в Монголии.

2




2

4

6

История христианства в Монголии.

4

2

4

10

7

Новые религиозные движения в Монголии.

2







2

8

Современная религиозная ситуация в Монголии (после 1990 г.) в глобальном контексте.

4

2

4

10




Творческая работа (эссе)
















Всего

22

14

24

60


^ 8. Оценочные средства

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестирование, выступления на семинарах, итоговое испытание. Итоговое испытание составляет экзамен.
^ Примеры тестовых заданий
Концепция «двух законов» оформляла взаимоотношения

а. светской и религиозной власти

б. различных школ тибетского буддизма

в. исключительно Хубилай-хана и Пагба-ламы

г. монгольских князей и маньчжурского императора
^ Монастырь Эрдэнэ-цзу был построен по инициативе:

а. Абатай-хана

б. Алтан-хана

в. Занабазара

г. Далай-ламы V

Приведите как минимум четыре причины, обусловившие популярность христианства в современной Монголии:
1)

2)

3)

Примеры экзаменационных вопросов

  1. Особенности автохтонных верований у кочевых народов Центрально Азии.

  2. Шаманизм у монголов: история и современное состояние.

  3. Первый знакомство монголов с буддизмом.

  4. Феномен веротерпимости монгольских ханов, его особенности и объяснения.

  5. Вторая волна распространения буддизма у монголов.

  6. Религиозная политика империи Цин.

  7. Институт джебцзун-дамба-хутухт, его появление, история и современное состояние.

  8. Роль буддийских монастырей в истории Монголии.

  9. Теократическая монархия Богдо-гэгэна.

  10. Антирелигиозная кампания 1920-30-х гг., ее причины, ход и последствия.

  11. История христианства в Монголии.

  12. Распространение ислама в Монголии.

  13. Современная религиозная ситуация в Монголии и ее специфика.

  14. Политика современного монгольского государства в области религии.

  15. Религия и проблема национальной идентичности в Монголии.

  16. Место монгольской сангхи в буддийском мире (на современном этапе).


^ 9. Образовательные технологии

Проводятся лекционные занятия, а также применяются активные формы обучения: дискуссионное обсуждение лекционных вопросов на семинарах, выполнение тестовых заданий, написание аналитических эссе.
^ 10. Материально-техническое обеспечение

Для чтения спецкурса необходимы компьютеры для демонстрации визуальных материалов.

11. Информационное обеспечение спецкурса:

А) основная литература
Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. – Пг.,1919.

Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Буддийский мир. – Москва, 1994. – С. 3-25.

Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. – М.,1977.

История православия в Монголии // www.pravoslavie.mn

Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. – Элиста, 1993.

Позднеев А.М. Ургинские хутухты. Исторический очерк их прошлого и современного быта. – М.,1880.

Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. Сб.ст. - М.: 2008.

Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XIII и XIV вв. // Филология и история монгольских народов. – Москва, 1958. – С. 333-345.

Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия: XVI – начало XX век. – Новосибирск, 1988. – 103 с.

Юрченко А.Г. Христианский мир и "Великая Монгольская империя". Материалы францисканской миссии 1245 года. - СПб., Евразия, 2002.

Heissig W. The Religions of Mongolia. – London, 1980. – 190 p.

Moses L.W. The Political Role of Mongol Buddhism. Indiana University Uralic and Altaic Series vol.133. – Bloomington, 1977. – 350 p.

Siklos B. Mongolian Buddhism: A Defensive Account // Mongolia Today. – London, 1991. – P.155-182.
Б) дополнительная литература:

Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографический очерк. – Элиста, 1994.

Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. – Элиста, 2003.

Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов. – СПб., 1891

Барадийн Б.Б. Буддийские монастыри //Альманах "Orient". – Спб.,1992. Вып.2.

Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. – Новосибирск, 1989.

Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. – Спб.,1996.

Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX века. – СПб, 1998. – 341 с.

История Эрдэни-дзу. Факсимиле рукописи. Перевод с монг., введение, коммент., приложения А.Д. Цендиной. – М., 1999. – 255 с.

Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). – М., 2004.

Ламаизм в Бурятии. XVIII – начало XX вв. Структура и социальная роль культовой системы. – Новосибирск, 1983.

Майский И.М. Монголия накануне революции. – М., 1960. – 301 с.

Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Историко-этнографическое исследование. – Кызыл, 1992.

Островская-младшая Е. А. Тибетский буддизм. СПб.: 2008.

Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. – СПб., 2002. – 187 с.

Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. – Пг.,1919.

Atwood, Christopher. Buddhism and Popular Ritual in Mongolian Religion: A Reexamination of the Fire Cult // History of Religions 36.2 (Nov., 1996), 112-39.

Atwood, Christopher. Validated by Holiness or Sovereignty: Religious Toleration as Political Theology in the Mongol World Empire of the Thirteenth Century // International History Review, 26.2 (June, 2004), pp. 237-256.

Elverskog, Johan. Two Buddhisms in Contemporary Mongolia // Contemporary Buddhism, 2006, 7: 1, 29- 46.

Humphrey Caroline, Urgunge Onon. Shamans and Elders: Experience, Knowledge, and Power among the Daur Mongols. – Oxford, 1996.

Humphrey, Caroline. Shamanic Practices and the State in North Asia: views from the Centre and Periphery // Shamanism, History and the State, edited by Nicholas Thomas and Caroline Humphrey, University of Michigan Press, Ann Arbor. 1998.

Kollmar-Paulenz, Karénina. Buddhism in Mongolia After 1990 //Journal of Global Buddhism 4 (2003): 18-34.

Narantuya Danzan Democratic Changes and the Conversion to Christianity. http://www.fwbo-news.org/features/Mongolia_history.pdf
^ В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Центральноазиатский исторический сервер http://www.kyrgyz.ru/

Библиотека сайта http://www.hamagmongol.narod.ru
^ Г) периодические издания

Археология, этнография и антропология Евразии

Этнографическое обозрение

Азия и Африка сегодня

Восток «Oriens»


^ Д) Методические рекомендации

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа источников и литературы по истории религий в Монголии;

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к текстам и позициям их авторов;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование навыков публичных выступлений.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу источники и работы классиков монголоведения и современных исследователей. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к текстам вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих прочтения и анализа произведений, принадлежащих разным религиозным традициям. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе по истории религий и монголоведению. Проверка выполнения заданий осуществляется на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B, C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, выступления на семинарах, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

Разработчики:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ИСАА

Старший научный сотрудник, к.ист.н.

Р.С. Сабиров





















Эксперты:






































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт стран Азии и Африки iconИнститут стран Азии и Африки
Познакомить студентов с корпусом письменных источников монгольской истории, их типологией, подходами и методами исследования

Институт стран Азии и Африки iconИнститут стран Азии и Африки
Изучение дисциплины направлено также на выработку понимания культурного многообразия и цивилизационных особенностей народов и учета...

Институт стран Азии и Африки iconИнститут стран Азии и Африки
Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление об основных закономерностях и особенностях исторического процесса...

Институт стран Азии и Африки iconДжавад Мухаммадтаги лексико-грамматические особенности поэзии Сухраба Сипехри
Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии

Институт стран Азии и Африки iconXxvi международная конференция Источниковедение и историография стран Азии и Африки
Секция источниковедение и историография османской империи и республиканской турции

Институт стран Азии и Африки iconЭкзаменационные вопросы по истории стран азии и африки. Для 4 курса...
Китай в годы гражданской войны и японской интервенции 1927 – 1945гг. Расстановка политических сил

Институт стран Азии и Африки iconДетского и юношеского художественного творчества
Фестиваль–конкурс призван способствовать сохранению общего культурного и информационного пространства между Европейским Союзом и...

Институт стран Азии и Африки iconОсобенности раннегреческой философии. Ионийская школа
Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия...

Институт стран Азии и Африки iconРеферат Тема: Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии в мировой экономике
Некоторые особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90-е годы 7

Институт стран Азии и Африки iconХудожественное своеобразие творчества гу чэна (1956-1993)
Специальность 10. 01. 03. – Литература народов стран зарубежья (литературы народов стран Азии)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница